Отпечатки рук в доисторическом наскальном искусстве читать ~6 мин.
В доисторическом наскальном искусстве наиболее распространены три основные темы: абстрактные знаки; фигуративные изображения, преимущественно животных; и изображения человеческих рук. Каждая из этих категорий наскального искусства известна как минимум с 40 000 года до н.э. — времени появления современного человека в Европе, которое ознаменовалось «творческим взрывом», определившим характер наскального искусства верхнего палеолита. Изображения рук создавались в двух основных техниках: в виде отпечатков или трафаретов. В первом случае ладонь покрывали краской (обычно красным, белым или чёрным пигментом — подробнее см. «Доисторическая палитра») и прижимали к поверхности скалы. Во втором — руку прикладывали к стене, а затем пигмент распыляли вокруг неё через полую трубку из кости или тростника. Это создавало на камне негативный силуэт руки. Альтернативно, краску могли выплёвывать прямо изо рта или наносить кистью вокруг контура ладони. Отпечатки принято называть «позитивными», а силуэты — «негативными» трафаретами. Оба типа пиктограмм широко распространены в доисторическом искусстве франко-кантабрийского региона, а также в искусстве аборигенов Австралии, в доисторических пещерах Америки и на всех обитаемых континентах. Одни из древнейших в мире трафаретов рук были обнаружены в составе наскального искусства Сулавеси в Индонезии; их возраст достигает 40 000 лет.
Характеристики искусства отпечатков и трафаретов рук
Недавний анализ трафаретов рук показал, что в создании палеолитического искусства принимали участие мужчины, женщины и дети. Профессор Дин Сноу из Пенсильванского государственного университета изучил отпечатки в пещерах Пеш-Мерль и Гаргас во Франции, а также в испанской пещере Эль-Кастильо. Он пришёл к выводу, что подавляющее большинство изображений рук принадлежало женщинам. Это открытие позволяет предположить, что роль женщин в искусстве каменного века была куда более значительной, чем считалось ранее. Впрочем, поскольку невозможно с уверенностью сказать, кем были авторы рисунков — «художниками» или просто «зрителями», — для окончательных выводов требуются дополнительные исследования. Тем не менее, достоверно известно, что отпечатки и трафареты оставляли обитатели пещер всех возрастов.
Изображения рук могли располагаться в любой части пещеры: поодиночке, группами или среди изображений животных. Интересное исследование, посвящённое их расположению, провели Пол Петтитт, Альфредо Максимиано Кастильехо и их коллеги. Изучая трафареты в пещерах Эль-Кастильо и Ла-Гарма в Испании, они обнаружили, что знаки часто создавались в крайне неудобных местах, хотя рядом были более доступные поверхности. Учёные предположили, что расположение рук не было случайным. В условиях слабого освещения они могли служить своего рода ориентирами, подсказывая, как безопаснее передвигаться по пещере или где лучше разместить руки при движении. Эту концепцию исследователи назвали «пальпацией».
Примечание: трафареты левой руки встречаются в искусстве каменного века чаще, чем правой. Вероятно, это связано с тем, что большинство людей были правшами и держали трубку с пигментом в более сильной правой руке.
Значение и интерпретации
Как археологи интерпретируют эти изображения? Были ли они простой «подписью» художника, заявлявшего о своём авторстве? Или это был след шамана, который таким образом входил в контакт с миром духов? Поскольку пиктограммы в виде рук создавались по всему миру на протяжении десятков тысяч лет, их значение, несомненно, менялось. Скорее всего, они были связаны с различными ритуалами, священными обрядами и церемониями инициации.
Особую загадку представляют трафареты с отсутствующими пальцами, сотни которых найдены в пещере Гаргас во Франции (датируются около 27 000 лет назад). На многих изображениях не хватает одной или нескольких фаланг, а у некоторых — всех пальцев, кроме большого. Учёные выдвинули несколько гипотез: это могли быть последствия обморожения или болезней, таких как проказа. Другая теория предполагает ритуальную ампутацию пальцев в знак скорби или как часть обряда инициации. Третья версия гласит, что никакого увечья не было, а пальцы просто подгибали, используя своего рода язык жестов для передачи информации.
Одним из самых известных в мире мест с наскальными изображениями рук является пещера Куэва-де-лас-Манос (исп. Cueva de las Manos — «Пещера рук») в Аргентине. Этот памятник, внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, содержит сотни негативных трафаретов рук, возраст которых оценивается от 9 500 до 13 000 лет. Большинство изображений — это левые руки, предположительно, мальчиков-подростков, что указывает на возможное использование пещеры для обрядов инициации. Кроме рук, стены пещеры украшены сценами охоты на гуанако и изображениями животных, что делает её уникальной художественной галереей древних народов Патагонии.
Пальцевые бороздки
Другой вид доисторических следов рук — это «пальцевые бороздки» (термин предложен археологом Робертом Беднариком). Это линии, проведённые пальцами по мягкой поверхности, такой как глина или «лунное молоко» (мягкие кальцитовые отложения на стенах пещер). Их находят в пещерах южной Франции (Гаргас, Руффиньяк), северной Испании (Альтамира), южной Австралии (см.: наскальное искусство пещеры Кунналда) и Новой Гвинеи. Археологические данные показывают, что такие следы оставляли как взрослые, так и дети в возрасте от 2 до 5 лет. Как и в случае с трафаретами, точное значение пальцевых бороздок остаётся неизвестным.
Ключевые памятники с изображениями рук
Многие памятники франко-кантабрийского наскального искусства, а также пещеры в других частях света украшены различными видами пещерной живописи, включая трафареты и отпечатки рук. Ниже приведён краткий список наиболее значимых примеров древнейшего искусства этого жанра. Подробнее об истории и хронологии культуры каменного века см.: Хронология доисторического искусства.
Пещеры Сулавеси (ок. 40 000–45 500 лет назад), Индонезия
Здесь найден один из древнейших в мире трафаретов рук (возраст около 40 000 лет), а также самое древнее известное изображение животного — бородавочной свиньи, датируемое возрастом 45 500 лет. Эти находки доказывают, что развитое искусство появилось не только в Европе, но и в Азии примерно в одно и то же время.
Пещера Эль-Кастильо (ок. 40 000 лет назад), Испания
В этой пещере находится один из старейших в Европе трафаретов рук, возраст которого составляет не менее 37 300 лет. Рядом с ним расположен большой красный диск, созданный около 40 800 лет назад, что делает его одним из древнейших образцов наскальной живописи в мире.
Пещера Гаргас (ок. 27 000 лет назад), Франция
Знаменита своей коллекцией из более чем 200 трафаретов рук, многие из которых имеют отсутствующие пальцы, что породило множество теорий об их значении.
Пещера Шове (ок. 27 000–32 000 лет назад), Франция
Хотя пещера больше известна своими потрясающими рисунками животных, в ней также находятся многочисленные отпечатки и трафареты рук, выполненные красной охрой.
Куэва-де-лас-Манос (ок. 7 300 г. до н.э.), Аргентина
«Пещера рук» в Патагонии содержит впечатляющее панно из сотен силуэтов рук, а также сцены охоты и изображения животных.
Чатал-Хююк (ок. 7400–5600 гг. до н.э.), Турция
В этом крупном неолитическом поселении были обнаружены отпечатки рук, выполненные красной охрой на стенах жилищ. Наряду с Гёбекли-Тепе, Чатал-Хююк является одним из наиболее хорошо сохранившихся памятников эпохи неолита.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?