Отпечатки рук в доисторическом наскальном искусстве читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
В доисторическом наскальном искусстве наиболее распространёнными темами являются:
абстрактные знаки;
фигуративные изображения, преимущественно животных; и
нарисованные руки. Каждая из этих категорий наскального искусства встречается как минимум с 40 000 лет до н.э., с момента появления анатомически современного человека в Европе, что вызвало так называемый «креативный взрыв», определивший характер наскального искусства верхнего палеолита. Изображения рук существовали в двух основных вариантах: отпечатки или трафареты. Либо руку покрывали краской (обычно красной, белой или чёрной пигментной краской — подробнее см. «Доисторическая палитра») и прижимали к поверхности скалы, оставляя грубый отпечаток; либо руку прикладывали к скале, а затем пигмент распыляли через полую трубку (из кости или тростника) в виде диффузного облака вокруг неё, оставляя силуэт руки на камне. В качестве альтернативы пигмент могли просто выплёвывать изо рта прямо на руку или наносить кистью/тампоном, окунутым в краску, вокруг контура руки. Отпечатки обычно называют «позитивными отпечатками рук», а силуэты — «негативными трафаретами рук». Оба типа пиктограмм особенно распространены в доисторическом искусстве франко-калибрийского региона — где наиболее значимым памятником является Гаргас на юге Франции с изображениями рук, датируемыми примерно 25 000 лет до н.э., — в австралийском аборигенном искусстве, в доисторических пещерах Америки и на всех обитаемых континентах. Самый древний в мире трафарет входит в состав наскального искусства Сулавеси, недавно обнаруженного в Индонезии и датируемого 37 900 г. до н.э.
Характеристики доисторического «рукописного» искусства
Что касается возраста и пола создателей, недавний анализ рук-трафаретов показал, что палеолитическое искусство, или по крайней мере пещеры, где оно создавалось, вовлекало мужчин, женщин и детей. Согласно профессору Дину Сноу из Пенсильванского государственного университета, изучавшему отпечатки рук во французских пещерах Пеш-Марле и Гаргас, а также в испанском скальном убежище Эль-Кастильо, подавляющее большинство рук принадлежало женщинам. Его выводы позволяют предположить, что роль женщин в искусстве каменного века была значительнее, чем считалось ранее, хотя — поскольку мы не можем утверждать наверняка, что рисунки рук создавались именно «художниками», а не просто «зрителями» — для окончательных выводов требуется больше доказательств. Однако достоверно известно, что и отпечатки, и трафареты оставляли обитатели пещер всех возрастов, включая детей.
Изображения рук могли располагаться в любой части пещеры. Они могли встречаться поодиночке, группами из левых и правых рук в различных комбинациях, или трафареты рук могли появляться среди (а иногда даже внутри) изображений животных и других объектов. Следует отметить недавнее исследование Пола Петтитта, Альфредо Максимиано Кастильехо, Пабло Ариаса, Роберто Онтаньона Передо и Ребекки Харрисон, посвящённое созданию и расположению рук-трафаретов в пещерах Эль-Кастильо и Ла-Гарма в Кантабрии. Они предложили новую концепцию — которую назвали «пальпацией» (от медицинского термина, обозначающего исследование на ощупь) — для более глубокого понимания наскального искусства в целом и отпечатков с трафаретами рук в частности. Проще говоря, исследователи обнаружили, что отпечатки или трафареты рук иногда создавались в крайне неудобных позах, несмотря на наличие гораздо более удобных вариантов. На основании этого и других факторов они предположили, что такие знаки могли служить способом коммуникации — в условиях крайне слабого освещения пещер — возможно, давая советы о рельефе пещеры, о том, как правильно располагать руки или как безопаснее передвигаться по проходам.
Примечание: трафареты левой руки встречаются в искусстве каменного века чаще, чем изображения правой руки, поскольку правша обычно держит трубку с пигментом в более сильной правой руке.
Значение рук-трафаретов в наскальном искусстве
Как археологи и палеоантропологи интерпретируют эти отпечатки и силуэты рук? Являются ли они просто подписью пещерного художника, подтверждающей его авторство и/или его самосознание? Был ли это шаман, оставлявший свой след на стене пещеры, чтобы признать и, возможно, войти в мир духов в рамках некоего «запечатывающего» ритуала? Поскольку пиктограммы в виде рук появлялись по всему миру на протяжении примерно 40 000 лет, их создание, несомненно, имело множество значений и мотивов, включая обычные объяснения через призму ритуалов, священных обрядов и инициационных церемоний.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?