Мальтинские венеры читать ~5 мин.
Мальтинские венеры — ценнейшие образцы доисторической скульптуры, найденные на территории России. Обнаруженные вблизи села Мальта в Усольском районе, примерно в 96 км к северо-западу от Иркутска, они считаются одним из древнейших проявлений доисторического искусства в Сибири. Стилистически они связаны с другими палеолитическими фигурками венер, найденными на Русской равнине: венерами из Костёнок (около 22 000 лет до н.э.), венерой из Гагарино (около 20 000 лет до н.э.), авдеевскими венерами (около 20 000 лет до н.э.) и зарайскими венерами (около 20 000 лет до н.э.), хотя и заметно отличаются от них по стилю.
Коллекция насчитывает около 30 женских статуэток, вырезанных из бивня мамонта и, реже, из рога северного оленя. Хотя некоторые из них внешне напоминают классических «палеолитических венер» Европы, примером которых служит австрийская Венера Виллендорфская (около 25 000 лет до н.э.), большинство фигурок демонстрирует самобытные черты. Они менее тучные, а их гениталии выражены не так явно, как у европейских аналогов. Некоторые статуэтки изображены в одежде и имеют проработанные черты лица. Датируемые приблизительно 23 000 годом до н.э., эти артефакты сегодня входят в коллекцию палеолитического искусства Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Хронологию искусства каменного века в России, Восточной Европе, а также в Северо-Центральной Евразии см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Местонахождение и открытие
Археологическая стоянка Мальта́ расположена в Приангарье, на левом берегу реки Белой, притока Ангары, вблизи одноимённого села в Иркутской области. Она была открыта в 1928 году местным крестьянином, после чего её исследованием занимались археологи Сергей Замятнин, Георгий Сосновский и Михаил Герасимов.
Культуры каменного века Сибири
Обитатели, культуры и искусство каменного века Восточной Сибири остаются во многом загадкой для исследователей палеолита, несмотря на многочисленные раскопки последнего столетия. Учёные полагают, что первые «современные люди» появились в этом районе около 40 000 лет до н.э., то есть раньше, чем в европейской части России. Эта гипотеза предполагает, что ранние охотники-собиратели мигрировали в Сибирь с юга, что согласуется с самобытным и стилистически отличным от европейского стилем мальтинских статуэток. Ведь если бы миграция шла из Европы, переселенцы наверняка принесли бы с собой уже сложившийся там стиль резьбы.
Ещё одно выдающееся произведение искусства каменного века из России — Шигирский идол (7500 лет до н.э.), древнейшая из известных деревянных скульптур.
К 20 000 году до н.э. двумя основными культурами в регионе были афонтовская (20 000–12 000 лет до н.э.), с центром на территории современного Красноярска, и мальтинско-буретская (22 000–13 000 лет до н.э.), названная по стоянкам Мальта и Буреть в Иркутской области, расположенным примерно в 800 км к юго-востоку от афонтовской.
Стоянка Мальта считается одним из важнейших археологических памятников Сибири и демонстрирует признаки заселения с ранних этапов верхнего палеолита, возможно, около 40 000–35 000 лет до н.э. До её раскопок и обнаружения прекрасных образцов резьбы по кости антропологи не предполагали, что верхнепалеолитические культуры Северной и Центральной Азии были столь же развиты, как европейские. Находки представляют собой серию полуподземных жилищ, построенных из крупных костей животных, покрытых шкурами и дёрном.
О самом раннем искусстве на территории России см.: Древнейшее искусство каменного века.
Характеристики фигурок венеры
В верхнем палеолите существовало две основные формы искусства:
монументальное искусство, в основном наскальная живопись, сосредоточенная в Западной Европе; и
искусство малых форм, преимущественно небольшие переносные скульптуры, известные как «фигурки венер», которые находят на обширной территории от Атлантики до Центральной Азии. Именно этот вид портативной скульптуры прославил Мальту.
В серии находок из Мальты насчитывается более 20 относительно целых статуэток, а также несколько фрагментов. Большинство из них вырезаны из бивня мамонта и две — из рога северного оленя. Самая высокая фигурка достигает 13,5 см в длину, самая маленькая — 4 см.
Стилистически мальтинские фигурки делятся на два типа: условно «тонкие» и «толстые». Однако даже вторым не свойственна избыточная тучность (массивная грудь, стеатопигия, гипертрофированные бёдра и живот), которая является лейтмотивом европейских венер. По своей форме статуэтки из Мальты больше напоминают стилизованные человеческие фигуры, чем пышные женские статуи: у них вытянутые пропорции, руки сложены на животе, шея не выражена, а ширина груди и таза почти одинакова. Мальтинские скульпторы — в отличие от своих европейских современников — не акцентировали гениталии. Лобковый треугольник обычно обозначен V-образной насечкой, но вульва отсутствует.
Другое отличие состоит в том, что нагота фигурок не является абсолютной. На многих из них есть насечки, которые могут изображать одежду или меховой комбинезон. Ноги и ступни почти не проработаны, а нижняя часть многих статуэток заострена. Это позволило некоторым учёным предположить, что фигурки могли устанавливать вертикально, втыкая в землю.
Последнее важное отличие касается лиц. Несмотря на обобщённость телесных форм, статуэтки из Мальты имеют более чёткие черты лица, чем европейские аналоги. У большинства из них намечены глаза, нос и рот. Также распространённой чертой является изображение причёски.
Более позднюю русскую резьбу мадленского периода см. в разделе: Венера Елисеевичская (14 000 лет до н.э.). См. также мадленскую роспись Каповой пещеры (12 500 лет до н.э.) на Южном Урале.
Европейские венеры
Для сравнения, ниже приведены сведения о самых известных статуэтках венер из Западной и Центральной Европы эпохи верхнего палеолита:
- Венера из Холе-Фельс (слоновая кость) (35 500 лет до н.э.), Швабия, Германия.
- Венера из Гальгенберга (стеатит) (30 000 лет до н.э.), Нижняя Австрия.
- Венера из Дольни-Вестонице (керамика) (26 000 лет до н.э.), Моравия, Чехия.
- Венера из Монпасье (лимонит) (25 000 лет до н.э.), Дордонь, Франция.
- Венера Виллендорфская (известняк) (25 000 лет до н.э.), Нижняя Австрия.
- Венера из Савиньяно (серпентин) (24 000 лет до н.э.), Модена, Италия.
- Венера из Мораван (слоновая кость) (24 000 лет до н.э.), Трнава, западная Словакия.
- Венера из Брассемпуи (слоновая кость) (23 000 лет до н.э.), Ланды, Франция.
- Венера из Леспуги (слоновая кость) (23 000 лет до н.э.), Верхняя Гаронна, Франция.
- Искусство каменного века: доисторическая культура
- Доисторическая цветовая палитра: пигменты художников каменного века
- Древнейшее доисторическое искусство: купулы, гравюры, наскальные рисунки, резьба по слоновой кости
- История искусства: истоки и эволюция изобразительного искусства
- Хронология доисторического искусства
- Венера из Гагарино
- Шигирский идол, древнейшая резьба по дереву
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?