Мальтинские венеры читать ~6 мин.
Мальтинские венеры – ещё одно сокровище доисторической скульптуры из России. Обнаруженные близ Усолья, примерно в 96 км к северо-западу от Иркутска и озера Байкал, они являются древнейшим доисторическим искусством, когда-либо найденным в Сибири. Стилистически они связаны с русскими фигурками Венеры, среди которых Венеры из Костёнок (22 000 лет до н.э.) из южных районов Воронежа, Венера из Гагарино (20 000 лет до н.э.) из окрестностей Липецка, Авдеевские Венеры (20 000 лет до н.э.) из Курска и Зарайские Венеры (20 000 лет до н.э.) из Московской области. до н.э. – хотя они, безусловно, более примитивны.
Мальтинские венеры насчитывают около 30 женских фигурок различной формы, вырезанных из мамонтовой кости или оленьего рога. Хотя одну или две можно назвать похожими на типичных «тучных Венер», изготовленных в Европе, примером которых может служить австрийская Венера Виллендорфская (ок. 25 000 лет до н.э.)
Подавляющее большинство демонстрирует отличия, характерные для русской школы: они более зрелые, гораздо менее тучные и обладают гениталиями, которые менее преувеличены, чем у типичных европейских статуэток. Некоторые из них также носят одежду и имеют черты лица. Косвенно датируемые примерно 20 000 годом до н.э., фигурки сейчас являются частью палеолитического искусства коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Хронологию искусства каменного века в России и в Восточной Европе, а также в Северо-Центральной Евразии см: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн. лет до н.э.).
Местонахождение и открытие
Археологический памятник Мальта́ расположен в Приангарье, на левом берегу реки Белой, притока верхней Ангары, в районе к северо-западу от озера Байкал в Иркутской области. Впервые он был обнаружен в 1928 году, а затем раскопан археологами Сергеем Замятниным, Г.П. Сосновским и Михаилом Михайловичем Герасимовым.
Культуры каменного века Сибири
Обитатели, культуры и искусство каменного века Восточной Сибири остаются загадкой для исследователей палеолита, несмотря на многочисленные раскопки, которые проводились там в течение последнего столетия. Учёные полагают, что самые ранние «современные люди» начали появляться в этом районе около 40 000 лет до нашей эры – то есть до того, как они прибыли в Европейскую Россию. Если это так, то это указывает на то, что ранние охотники-собиратели мигрировали в Сибирь с территории, расположенной южнее, что согласуется с примитивным и относительно «неевропейским» стилем мальтинских статуэток. В конце концов, если бы охотники-собиратели мигрировали в Сибирь из Европы, они бы наверняка принесли с собой более зрелый стиль резьбы.
Ещё одно выдающееся произведение каменного века из России – Шигирский идол (7 500 лет до н.э.), древнейшая из известных деревянных скульптур.
Независимо от того, когда именно современный человек впервые проник в Сибирь, к 20 000 лет до н.э. двумя основными культурами в регионе были Афонтова Гора-Ошурково (20 000-12 000 лет до н.э.), с центром на территории современного Красноярска; и Мальта-Буретская культура (22 000-13 000 лет до н.э.), названная по типовым стоянкам в сельских округах Мальта, Усольский и Бурет-Боханский, расположенных в Иркутской области, примерно в 800 км к юго-востоку.
Мальтинская стоянка в целом считается древнейшим археологическим памятником в Сибири и демонстрирует признаки заселения с ранних этапов верхнего палеолита, возможно, около 40 000-35 000 лет до нашей эры. Состоящая из серии полуподземных убежищ, сделанных из шкур животных и дёрна, она не должна быть недооценена, поскольку до её раскопок в конце 1920-х годов и обнаружения тайника с прекрасной резьбой по слоновой кости антропологи не верили, что верхнепалеолитические культуры Северной и Центральной Азии были столь же развиты, как европейские.
О самом раннем искусстве на территории России см: Древнейшее искусство каменного века.
Характеристики фигурок Венеры
В верхнем палеолите существовало две формы искусства:
❶ наскальное искусство, в основном наскальная живопись, которая была сосредоточена в Западной Европе; и
❷ мобильное искусство, в основном небольшие переносные скульптуры, известные как фигурки Венеры, которые были найдены в местах по всему северному полушарию от Атлантического побережья до Центральной Азии. Именно этим видом портативной скульптуры прославилась Мальта́.
В серии венер из Мальты есть 23 статуэтки, которые являются более или менее целыми, а также несколько фрагментов, включая две головы. Две вырезаны из оленьего рога, остальные – из мамонтовой кости. Самая высокая из них составляет 13,5 сантиметра, самая короткая – 4 сантиметра.
Стилистически мальтинские фигурки можно разделить на два основных типа: тонкие и толстые. Однако даже толстым фигуркам не свойственна чрезмерная тучность – в виде массивной груди, стеатопигии, жирных бёдер и раздутого живота, – которая является лейтмотивом европейских венер. Статуэтки из Мальты по форме больше напоминают русских кукол, чем женские статуи – вертикальное положение, руки в стороны, неопределённая шея, отсутствие разницы в ширине груди и таза и т. д. Не менее важно и то, что мальтинские скульпторы – в отличие от своих европейских родственников – не придавали особого значения генталиям. Лобковый треугольник фигуры всегда изображён, обычно в форме маленькой буквы «V», но вульва отсутствует.
Ещё одно отличие заключается в том, что нагота большинства фигурок неубедительна. Например, на многих из них вытравлены отметины, указывающие на наличие одежды или меха. Кроме того, ноги и ступни почти не изображены, а многие фигурки заужены к низу, что заставляет некоторых учёных предположить, что их могли втыкать в землю вертикально.
Последнее отличие касается черт их лица. Несмотря на отсутствие телесных черт, таких как шея, грудь, ягодицы и т. п., статуэтки из Мальты имеют гораздо более ясные черты лица. Из 18 определённых голов 11 имеют чёткие черты лица (включая глаза, нос и рот), а у трёх других черты очерчены. Волосы, иногда длиной до плеч, также являются общей чертой.
Более позднюю русскую резьбу мадленского периода см. в разделе: Венера Елисеевичская (14 000 лет до н.э.). См. также мадленскую роспись Каповой пещеры (12 500 лет до н.э.) на Южном Урале.
Европейские венеры
Фотографии и подробные сведения о знаменитых статуэтках Венеры из Западной и Центральной Европы эпохи верхнего палеолита см. в следующих статьях.
Венера из Холе-Фельс (слоновая кость) (35 500 лет до н.э.) Швабия, Германия.
Венера из Гальгенберга (стеатит) (30 000 лет до н.э.) Нижняя Австрия.
Венера из Дольни-Вестонице (керамика) (26 000 лет до н.э.) Моравия, Чехия.
Венера из Монпасье (лимонит) (25 000 лет до н.э.) Дордонь, Франция.
Венера Виллендорфская (известняк) (25 000 лет до н.э.) Нижняя Австрия.
Венера из Савиньяно (24 000 лет до н.э.) Модена, Италия.
Венера из Мораван (слоновая кость) (24 000 лет до н.э.) Трнава, западная Словакия.
Венера из Брассемпуи (слоновая кость) (23 000 лет до н.э.) Ланды, Франция.
Венера из Леспуги (слоновая кость) (23 000 лет до н.э.) Верхняя Гаронна, Франция.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?