Мобильное искусство читать ~10 мин.
В археологии термин «мобильное искусство» обычно используется для обозначения любого малоразмерного доисторического искусства, которое является переносным (мобильным), включая: большинство форм доисторической скульптуры, в частности, загадочные статуэтки Венеры, впервые появившиеся около 35 000 лет до н.э.; большинство видов резьбы по слоновой кости, включая гравированные инструменты из кости; любые другие статуэтки, предметы или ювелирное искусство, изготовленные из драгоценных металлов.
Один из самых известных примеров – древнее произведение шумерского искусства, известное как «Львица Гэннола» (ок. 3 000 лет до н.э.), проданное в 2007 году за 56 миллионов долларов. По оценкам, на сегодняшний день обнаружено более 10 000 предметов мобильного искусства. Керамика – ещё одна форма переносного искусства (хотя и очень функциональная), которая (как мы теперь знаем) впервые появилась в верхнем палеолите. О самой древней в мире керамике см: Керамика из пещеры Сянрэндун (ок. 18 000 лет до н.э.).
Противоположностью такого «мобильного искусства» является «настенное искусство», которое относится к пещерному искусству, найденному на стенах, полу или потолке пещеры, и которое, следовательно, не может быть перемещено. Хотя произведения мобильного искусства были найдены почти на всех континентах мира, древнейшее искусство этого типа появилось в Западной Европе в конце эпохи палеолита (40 000-10 000 лет до н.э.). Исключение составляют небольшие человекоподобные чучела, известные как «Венера из Берехат-Рама» (230-700 тыс. до н.э.) и «Венера из Тан-Тана» (200-500 тыс. до н.э.). Созданные во времена ашельской культуры нижнего палеолита, они имеют преклонный возраст и означают, что их изготовил не Homo sapiens neanderthalensis, а более примитивный Homo erectus. Они являются первыми известными человеческими попытками скульптуры, и самыми древними примерами мобильного искусства в доисторический период. Подробнее о хронологии верхнепалеолитической культуры см: Хронология доисторического искусства (2,5 млн – 500 лет до н.э.).
В принципе, можно было бы ожидать, что охотники-собиратели эпохи палеолита будут производить больше мобильного искусства, чем пещерного: ведь охотники-собиратели обычно передвигались, следуя за стадами животных. Кроме того, резьба – это навык, которым владеет большинство охотников. Однако возможно, что ледниковый период заставил человека каменного века укрыться в тепле и безопасности подземных пещер, некоторые из которых стали священными святилищами, где наскальная живопись могла стать частью ритуалов, способствующих успешной охоте. Кроме того, вполне вероятно, что большая часть, если не большинство, мобильного искусства либо состарилась и не дожила до наших дней, либо была утеряна или уничтожена.
Виды мобильного искусства
Как уже упоминалось выше, к этой категории искусства каменного века относятся любые виды резьбы по кости и бивню (например, знаменитые символы плодородия Венеры), переносные каменные скульптуры, или терракотовые скульптуры (включая керамические изделия), или резьба по дереву. Среди других используемых материалов – глина, стеатит, серпентин, кварцит, яшма, струйчатый камень, лимонит, мыльный камень и даже янтарь. Сюда же относятся предметы прикладного искусства (в основном гравированные инструменты), а также широкий спектр драгоценных предметов и личных украшений.
В эпоху позднего неолита в гробницах и подземных усыпальницах вождей и религиозных лидеров часто находили тайники с предметами мобильного искусства в виде гравированного оружия, конских сбруй и другого конского снаряжения, а также корон, тиар, серёг, ожерелий, браслетов, амулетов, колец, шпилек, брошей, торков, заколок и пряжек для ремней. Ко времени железного века мобили стали преобладать в кельтской гальштатской культуре (ок. 800-450 до н.э.) и латенской культуре (ок. 500-50 до н.э.), наряду с их абстрактными кельтскими узорами.
В отличие от подавляющего большинства «настенного искусства», в котором преобладают темы животных и очень мало человеческих фигур, в переносном искусстве изображено примерно столько же «человеческих» фигур, сколько и «животных». Ко времени неолита людей изображалось больше, чем животных.
Методы датировки
В отличие от наскальных рисунков и наскальных гравюр, возраст которых часто можно вычислить по слоям почвы, образцам горных пород и артефактам, найденным в пещере, датировать мобильное искусство может быть сложнее, особенно когда предметы обнаруживаются за много километров от их «источника». Кроме того, если речь идёт, скажем, о выгравированном куске камня, метод датировки может определить дату камня, но не может сказать, когда он был выгравирован.
Ведущим методом датировки мобильного искусства является рардиоуглеродное датирование, которое датирует органические материалы. Другой метод – термолюминесцентное датирование – предназначен для датировки неорганических материалов, включая гончарные изделия и другие керамические артефакты. Один из самых современных методов датирования – ураноториевое датирование, также известное как датирование по урановым сериям, используемое для определения возраста карбонатных материалов кальция. Другие методы включают дендрохронологию – используется для датировки деревьев и других деревянных объектов, и датировку космическим излучением – используется для измерения уровня бериллия-10 в горных породах.
Известные примеры мобильного искусства
Слоновая кость
Самые древние произведения мобильного искусства, как правило, представляют собой резьбу по слоновой кости или бивню.
Резьба по слоновой кости из Швабской Юры (ок. 35 000-28 000 до н.э.)
Из пещер Фогельхерд, Холенштадель, Гайсенклостерле и Холе-Фельс эти произведения ориньякского искусства включают: Венера из Холе-Фельс (38-33 000 лет до н.э.), антропоморфный Человек-лев из Холенштайн-Штадель (ок. 38 000 лет до н.э., Музей Ульмера, Ульм), и другие животные. Сейчас находится в Музее доистории в Блаубюрене и в Тюбингенском университете.
Венера из Мораван (24 000 лет до н.э.)
Венера из слоновой кости мамонта из Мораваны-над-Вахомом в Словакии.
Граветтская культура.
Музей Братиславского града.
Венера из Брассемпуи (ок. 23 тыс. до н.э.)
Резьба по слоновой кости из Брассемпуи, Ланды, Франция.
Граветтская культура.
Музей национальных древностей, Сен-Жермен-ан-Лайе.
Венера Леспугская (ок. 23 000 до н.э.)
Статуэтка из слоновой кости из скального убежища Лез Ридо, Верхняя Гаронна, Франция.
Граветтская культура.
Музей человека, Париж.
Венера из Костенок (ок. 22 тыс. до н.э.)
Резьба по кости из Донского края, Россия.
Ориньякская культура.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Мальтинские венеры (ок. 20 000 лет до н.э.)
Статуэтки из мамонтовой кости, найденные в пещере у озера Байкал, Россия.
Граветтское искусство.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Авдеевские венеры (ок. 20 000 до н.э.)
Фигурки из слоновой кости из окрестностей Курска, центральная Россия.
Могилёвская культура.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Зарайские венеры (ок. 20 000 до н.э.)
Скульптуры из бивня мамонта и бизона.
Могилёвская культура.
Московская область, Россия.
Орудие из рога северного оленя (Лортетский олень) (ок. 15 000 лет до н.э.)
Гравированная резьба по кости, найденная в пещере Лортет, Верхние Пиренеи, Франция.
Мадленская культура.
Музей археологии и средних веков, Сен-Жермен-ан-Лайе.
Венера Елисеевичская (14 000 до н.э.)
Редкая статуэтка Венеры мадленской эпохи, похожая на французскую статуэтку, известную как Венера Импудик (14 000 до н.э.).
Мадленская культура.
Брянская область, Россия.
Камень
Мягкие породы, такие как известняк, были одним из любимых материалов художников на протяжении всей истории скульптуры.
Венера Гальгенбергская (ок. 30 000 лет до н.э.)
Фигурка из серпентинового камня из Штратцинга, Нижняя Австрия.
Ориньякская культура.
Музей естественной истории, Вена.
Пещерные камни Аполлона-11 (ок. 25 500 лет до н.э.)
Кварцитовые плиты, украшенные изображениями животных.
Африканский средний каменный век.
Горы Хунс, юго-запад Намибии.
Венера Монпасье (ок. 25 000 до н.э.)
Лимонитовая каменная статуэтка из Дордони, Франция.
Граветтская культура.
Музей археологии и средних веков, Сен-Жермен-ан-Лайе.
Венера Виллендорфская (ок. 25 тыс. до н.э.)
Статуэтка из оолитового известняка из центрального Дуная, Нижняя Австрия.
Граветтская культура.
Музей естественной истории, Вена.
Венера из Савиньяно (ок. 24 000 до н.э.)
Резьба по серпентину, найденная у реки Панаро, Италия.
Граветтская культура.
Музей Пигорини, Рим.
Венера из Гагарино (ок. 20 000 до н.э.)
Скульптура из вулканических пород, найденная в верховьях реки Дон, Россия.
Граветтское искусство.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Венера Энгенская (13 000 лет до н.э.)
Также известная как Петерсфельская Венера, эта германская статуэтка вырезана из струи, разновидности полудрагоценного бурого угля. Очень похожая по стилю на Венеру из Монруз-Невшателя, она была обнаружена в Энгене, недалеко от Боденского озера.
Венера Монруз-Невшательская (10 000 лет до н.э.)
Швейцарская мадленская подвеска со стилизованной человеческой фигурой, обнаруженная в 1990 году в Невшателе, Швейцария. Это самый древний предмет доисторического искусства, найденный в Швейцарии, и одно из древнейших украшений.
Влюблённые из Айн-Сахри (ок. 9000 лет до н.э.)
Кальцитовый булыжник, найденный в пещерах Айн-Сахри под Вифлеемом.
Мезолитическое искусство, Ближний Восток.
Британский музей, Лондон
Рыбий бог из Лепенски-Вира (5000 лет до н.э.)
Гравированный булыжник из песчаника.
Период неолита, Балканы.
Национальный музей, Белград.
Седящая фигурка (ок. 5 000)
Каменная статуэтка из Магула Карамурла, Магнезия, Греция.
Период неолита, Греция.
Археологический музей, Волос.
Терракота
До наших дней дошли лишь немногие образцы терракотового искусства, хотя статуи в натуральную величину, такие как Воины китайской терракотовой армии (ок. 220 г. до н.э.), стали всемирно известными.
Венера из Дольни-Вестонице (ок. 26 000 лет до н.э.)
Самое старое известное произведение терракотовой скульптуры в мире.
Из Моравской котловины к югу от Брно, Чехия.
Ориньякская/граветтская культуры.
Музей естественной истории, Вена.
Фигурка богини (ок. 5 750 г. до н.э.)
Древнейший пример терракотовой скульптуры из Малой Азии.
Каталхоюк, Анатолия, Турция.
Неолитическое искусство.
Музей анатолийских цивилизаций
Мыслитель из Чернаводы (5000 лет до н.э.)
Необычная фигура из низовьев Дуная.
Неолитический период.
Национальный музей румынской истории, Бухарест.
Самаррская плита (5000 лет до н.э.)
Иракская посуда из Самарры, расположенная к югу от Багдада.
Одна из самых ранних керамических изделий, изготовленных на гончарном круге с медленным вращением.
Ранний период Халаф
Музей Вордерасиатишес, Берлин.
Дерево
От доисторического периода почти не сохранилось резьбы по дереву. Чудесным исключением является русский Шигирский идол.
Шигирский идол (7500 г. до н.э.)
Самая древняя деревянная скульптура в мире.
Найдена в торфяном болоте около Шигира, Екатеринбург, Урал.
Период мезолита. См. Русское искусство (30 000 лет до н.э. – 1900 г.)
Музей «Историческая выставка» в Екатеринбурге, Россия.
Драгоценные металлы и другие материалы
Ювелирные изделия – один из древнейших видов мобильного искусства, но самый уязвимый для воров или наиболее вероятный для переплавки на другие нужды.
Подвеска в виде свиного дракона (ок. 3 800 г. до н.э.)
Китайская резьба по нефриту из Ниухелианга, провинция Ляонин, Северный Китай.
Поздний неолит культуры Хуншань
Ляонинский институт археологии, Шэньян.
Стоящий на коленях бык с сосудом (ок. 3 тыс. до н.э.)
Серебряная статуэтка из юго-западного Ирана.
Протоэламитский период. См. Древнеперсидское искусство (3 500 г. до н.э. и далее).
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Геннольская львица (ок. 3000 лет до н.э.)
Частная коллекция.
Эта редкая скульптура антропоморфной львицы-женщины протоэламитского периода была найдена недалеко от Багдада, Ирак. В 2007 году на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке она была продана за 57,2 миллиона долларов. См. Месопотамское искусство (с 4 500 г. до н.э.)
Танцующая девушка из Мохенджо-Даро (ок. 2500 г. до н.э.)
Бронзовая скульптура
Хараппская культура, Цивилизация долины Инда, Индия.
Национальный музей, Нью-Дели, Индия.
Майкопский золотой бык (ок. 2500 г. до н.э.)
Золотая скульптура с Северного Кавказа, Россия.
Майкопская скульптура.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Баран в зарослях (ок. 2500 г. до н.э.)
Найдена в Великой яме смерти, Ур. Изготовлен из золота, серебра, меди, лазурита и красного известняка.
Ранний династический период.
Британский музей, Лондон.
См: Месопотамская скульптура.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?