Мобильное искусство читать ~9 мин.
В археологии термин «мобильное искусство» обычно используется для обозначения любого доисторического искусства небольшого размера, которое является переносным (мобильным). К нему относят большинство форм доисторической скульптуры, в частности загадочные статуэтки Венеры, впервые появившиеся около 35 000 лет до н.э.; большинство видов резьбы по слоновой кости, включая гравированные инструменты из кости; любые другие статуэтки, предметы или ювелирное искусство, изготовленное из драгоценных металлов.
Один из самых известных примеров — древнее произведение шумерского искусства, известное как «Львица Геннола» (ок. 3 000 лет до н.э.), проданное в 2007 году за 57,2 миллиона долларов. По оценкам, на сегодняшний день обнаружено более 10 000 предметов мобильного искусства. Керамика — ещё одна форма переносного искусства (хотя и очень функциональная), которая, как мы теперь знаем, впервые появилась в верхнем палеолите. О самой древней в мире керамике см.: Керамика из пещеры Сянрэндун (ок. 18 000 лет до н.э.).

Противоположностью «мобильному искусству» является «наскальное искусство», которое относится к пещерному искусству, найденному на стенах, полу или потолке пещеры, и которое, следовательно, не может быть перемещено. Хотя произведения мобильного искусства были найдены почти на всех континентах, древнейшее искусство этого типа появилось в Западной Европе в эпоху верхнего палеолита (40 000–10 000 лет до н.э.). Исключение составляют небольшие человекоподобные фигурки, известные как «Венера из Берехат-Рама» (230–700 тыс. лет до н.э.) и «Венера из Тан-Тана» (200–500 тыс. лет до н.э.). Созданные во времена ашельской культуры нижнего палеолита, они имеют столь древний возраст, что их создателем был не Homo sapiens neanderthalensis, а более примитивный Homo erectus. Они являются первыми известными попытками создания скульптуры и самыми древними примерами мобильного искусства в доисторический период. Подробнее о хронологии верхнепалеолитической культуры см.: Хронология доисторического искусства (2,5 млн – 500 лет до н.э.).
В принципе, можно было бы ожидать, что охотники-собиратели эпохи палеолита будут производить больше мобильного искусства, чем пещерного, ведь они обычно кочевали, следуя за стадами животных. Кроме того, резьба — это навык, которым владело большинство охотников. Однако возможно, что ледниковый период заставил человека каменного века укрыться в тепле и безопасности подземных пещер, некоторые из которых стали священными святилищами, где наскальная живопись могла быть частью ритуалов для успешной охоты. Вероятно также, что большая часть мобильного искусства либо разрушилась с течением времени, либо была утеряна или уничтожена.
Виды мобильного искусства
Как уже упоминалось, к этой категории искусства каменного века относятся любые виды резьбы по кости и бивню (например, знаменитые символы плодородия Венеры), переносные каменные скульптуры, терракотовые скульптуры (включая керамические изделия) или резьба по дереву. Среди других используемых материалов — глина, стеатит, серпентин, кварцит, яшма, гагат, лимонит, мыльный камень и даже янтарь. Сюда же относятся предметы прикладного искусства (в основном гравированные инструменты), а также широкий спектр драгоценных предметов и личных украшений.
В эпоху позднего неолита в гробницах и подземных усыпальницах вождей и религиозных лидеров часто находили тайники с предметами мобильного искусства в виде гравированного оружия, конской сбруи и другого снаряжения, а также корон, тиар, серёг, ожерелий, браслетов, амулетов, колец, шпилек, брошей, торквесов, заколок и пряжек для ремней. Ко времени железного века предметы мобильного искусства стали преобладающими в кельтской гальштатской культуре (ок. 800–450 до н.э.) и латенской культуре (ок. 500–50 до н.э.), наряду с их абстрактными кельтскими узорами.
В отличие от подавляющего большинства произведений «наскального искусства», где преобладают изображения животных и очень мало человеческих фигур, в переносном искусстве представлено примерно равное количество «человеческих» и «животных» образов. К эпохе неолита людей стали изображать чаще, чем животных.
Методы датировки
В отличие от наскальных рисунков и гравюр, возраст которых часто можно вычислить по слоям почвы и артефактам, найденным в пещере, датировать мобильное искусство может быть сложнее, особенно когда предметы обнаруживают далеко от их «источника». Кроме того, если речь идёт о гравированном куске камня, метод датировки может определить возраст самого камня, но не время нанесения гравировки.
Ведущим методом датировки мобильного искусства является радиоуглеродный анализ, который позволяет определить возраст органических материалов. Другой метод — термолюминесцентный — предназначен для датировки неорганических материалов, включая гончарные и другие керамические артефакты. Один из самых современных методов — уран-ториевое датирование, используемое для определения возраста карбонатных материалов на основе кальция. Другие методы включают дендрохронологию для датировки деревьев и деревянных объектов, а также датирование по космогенным изотопам, которое измеряет уровень бериллия-10 в горных породах.

Известные примеры мобильного искусства
Слоновая кость
Самые древние произведения мобильного искусства, как правило, представляют собой резьбу по слоновой кости или бивню мамонта.
Резьба по слоновой кости из Швабской Юры (ок. 35 000–28 000 лет до н.э.)
Из пещер Фогельхерд, Холенштайн-Штадель, Гайсенклостерле и Холе-Фельс. Эти произведения ориньякского искусства включают «Венеру из Холе-Фельс» (38–33 000 лет до н.э.), антропоморфного «Человека-льва» (ок. 38 000 лет до н.э.) и другие фигурки животных. В настоящее время хранятся в Музее доистории в Блаубойрене и в Тюбингенском университете.
Венера из Мораван (24 000 лет до н.э.)
Венера из слоновой кости мамонта из Мораваны-над-Вагом в Словакии.
Граветтская культура.
Музей Братиславского града.
Венера из Брассемпуи (ок. 23 000 до н.э.)
Резьба по слоновой кости из Брассемпуи, Ланды, Франция.
Граветтская культура.
Музей национальных древностей, Сен-Жермен-ан-Ле.
Венера Леспюгская (ок. 23 000 до н.э.)
Статуэтка из слоновой кости из скального убежища Ле-Ридо, Верхняя Гаронна, Франция.
Граветтская культура.
Музей человека, Париж.
Венера из Костёнок (ок. 22 000 до н.э.)
Резьба по кости из Донского края, Россия.
Ориньякская культура.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Мальтинские венеры (ок. 20 000 лет до н.э.)
Статуэтки из мамонтовой кости, найденные у озера Байкал, Россия.
Граветтское искусство.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Авдеевские венеры (ок. 20 000 до н.э.)
Фигурки из слоновой кости из окрестностей Курска, центральная Россия.
Граветтская культура (костёнковско-авдеевская).
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Зарайские венеры (ок. 20 000 до н.э.)
Скульптуры из бивня мамонта и фигурка бизона.
Граветтская культура (костёнковско-авдеевская).
Музей-заповедник «Зарайский кремль», Московская область, Россия.
Орудие из рога северного оленя («Лортетский олень») (ок. 15 000 лет до н.э.)
Гравированная резьба по кости, найденная в пещере Лортет, Верхние Пиренеи, Франция.
Мадленская культура.
Музей национальной археологии, Сен-Жермен-ан-Ле.
Венера Елисеевичская (14 000 до н.э.)
Редкая статуэтка Венеры мадленской эпохи, похожая на французскую статуэтку «Венера Стыдливая» (14 000 до н.э.).
Мадленская эпоха (елисеевичская культура).
Брянская область, Россия.
Камень
Мягкие породы, такие как известняк, были одним из излюбленных материалов художников на протяжении всей истории скульптуры.
Венера Гальгенбергская (ок. 30 000 лет до н.э.)
Фигурка из серпентина из Штратцинга, Нижняя Австрия.
Ориньякская культура.
Музей естественной истории, Вена.
Пещерные камни Аполлона-11 (ок. 25 500 лет до н.э.)
Кварцитовые плиты, украшенные изображениями животных.
Африканский средний каменный век.
Горы Хунс, юго-запад Намибии.
Венера из Монпазье (ок. 25 000 до н.э.)
Лимонитовая статуэтка из Дордони, Франция.
Граветтская культура.
Музей национальной археологии, Сен-Жермен-ан-Ле.
Венера Виллендорфская (ок. 25 000 до н.э.)
Статуэтка из оолитового известняка из центрального Подунавья, Нижняя Австрия.
Граветтская культура.
Музей естественной истории, Вена.
Венера из Савиньяно (ок. 24 000 до н.э.)
Резьба по серпентину, найденная у реки Панаро, Италия.
Граветтская культура.
Музей Пигорини, Рим.
Гагаринские венеры (ок. 20 000 до н.э.)
Скульптуры из вулканических пород, найденные в верховьях реки Дон, Россия.
Граветтское искусство.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Венера Энгенская (13 000 лет до н.э.)
Также известная как «Венера из Петерсфельса», эта германская статуэтка вырезана из гагата — разновидности полудрагоценного бурого угля. Очень похожа по стилю на «Венеру из Монруз-Невшателя», была обнаружена в Энгене, недалеко от Боденского озера.
Венера из Монруз-Невшателя (10 000 лет до н.э.)
Швейцарская мадленская подвеска со стилизованной человеческой фигурой, обнаруженная в 1990 году в Невшателе, Швейцария. Это самый древний предмет доисторического искусства, найденный в Швейцарии, и один из древнейших образцов ювелирных украшений.
«Влюблённые из Айн-Сахри» (ок. 9000 лет до н.э.)
Кальцитовый голыш, найденный в пещерах Айн-Сахри недалеко от Вифлеема.
Искусство мезолита, Ближний Восток.
Британский музей, Лондон.
«Рыбо-бог из Лепенски-Вира» (5000 лет до н.э.)
Гравированный валун из песчаника.
Период неолита, Балканы.
Национальный музей, Белград.
«Сидящая фигурка» (ок. 5 000 до н.э.)
Каменная статуэтка из Магула Карамурла, Магнисия, Греция.
Период неолита, Греция.
Археологический музей, Волос.
Терракота
До наших дней дошло лишь немного образцов терракотового искусства, хотя статуи в натуральную величину, такие как Воины китайской терракотовой армии (ок. 220 г. до н.э.), стали всемирно известными.
Венера из Дольни-Вестонице (ок. 26 000 лет до н.э.)
Самое старое известное произведение терракотовой скульптуры в мире.
Из Моравской котловины к югу от Брно, Чехия.
Ориньякская/граветтская культуры.
Музей естественной истории, Вена.
«Фигурка богини» (ок. 5750 г. до н.э.)
Древнейший пример терракотовой скульптуры из Малой Азии.
Чатал-Хююк, Анатолия, Турция.
Искусство неолита.
Музей анатолийских цивилизаций.
«Мыслитель из Чернаводэ» (5000 лет до н.э.)
Необычная фигура из низовьев Дуная.
Период неолита.
Национальный музей румынской истории, Бухарест.
«Самаррская плита» (5000 лет до н.э.)
Иракская посуда из Самарры.
Одна из самых ранних керамических изделий, изготовленных на гончарном круге с медленным вращением.
Самаррская культура.
Переднеазиатский музей, Берлин.
Дерево
От доисторического периода почти не сохранилось резьбы по дереву. Удивительным исключением является русский «Шигирский идол».
«Шигирский идол» (7500 г. до н.э.)
Самая древняя деревянная скульптура в мире.
Найдена в торфяном болоте около Шигира, Екатеринбург, Урал.
Период мезолита. См. Русское искусство (30 000 лет до н.э. – 1900 г.)
Свердловский областной краеведческий музей, Екатеринбург, Россия.
Драгоценные металлы и другие материалы
Ювелирные изделия — один из древнейших видов мобильного искусства, но самый уязвимый для воров или наиболее вероятный для переплавки.
Подвеска в виде «свиньи-дракона» (ок. 3 800 г. до н.э.)
Китайская резьба по нефриту из Нюхэлян, провинция Ляонин, Северный Китай.
Поздний неолит, культура Хуншань.
Ляонинский институт археологии, Шэньян.
«Коленопреклонённый бык с сосудом» (ок. 3 000 до н.э.)
Серебряная статуэтка из юго-западного Ирана.
Протоэламский период. См. Древнеперсидское искусство (3 500 г. до н.э. и далее).
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
«Львица Геннола» (ок. 3000 лет до н.э.)
Частная коллекция.
Эта редкая скульптура антропоморфной львицы протоэламского периода была найдена недалеко от Багдада, Ирак. В 2007 году на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке она была продана за 57,2 миллиона долларов. См. Месопотамское искусство (с 4 500 г. до н.э.).
«Танцующая девушка из Мохенджо-Даро» (ок. 2500 г. до н.э.)
Бронзовая скульптура.
Хараппская культура, Цивилизация долины Инда, Индия.
Национальный музей, Нью-Дели, Индия.
«Майкопский золотой бык» (ок. 2500 г. до н.э.)
Золотая скульптура с Северного Кавказа, Россия.
Майкопская культура.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
«Баран в чаще» (ок. 2500 г. до н.э.)
Найден в «Большой шахте смерти» в Уре. Изготовлен из золота, серебра, меди, лазурита и красного известняка.
Раннединастический период.
Британский музей, Лондон.
См: Месопотамская скульптура.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?