Венера из Брассемпуи читать ~3 мин.
Уникальный предмет доисторического искусства, Венера из Брассемпуи – это сохранившийся фрагмент резьбы по слоновой кости (сломанной в древности), который был обнаружен в 1892 году в Брассемпуи, в департаменте Ланды на юго-западе Франции в 1892 году. Датируемая примерно 23 000 лет до н.э., эта доисторическая скульптура является одним из немногих детальных изображений человеческого лица, относящихся к эпохе каменного века, и, возможно, самым ранним из известных. Она принадлежит к европейской традиции миниатюрных «фигурок Венеры», примером которых являются германская Венера из Холе-Фельс (38 000-33 000 лет до н.э.), две знаменитые австрийские фигурки, Венера Виллендорфская (также известная как Фигурка Штратцинга, ок. 30 000 до н.э.), и стеатопиговая Венера из Монпасье (ок. 25 000 до н.э.).
О том, как резьба из Брассемпуи вписывается в развитие древней скульптуры в период верхнепалеолитических орудийных культур каменного века, см: Хронология доисторического искусства.
Открытие
Фигурка была обнаружена во время археологического исследования двух местных пещер Брассемпуи, известных как Галерея гиен (Galerie des Hyenes) и Пещера Папы (Grotte du Pape). Венера была найдена в Гроте дю Папе вместе с несколькими другими человеческими изображениями, в том числе – некоторое время спустя – «Дамой с капюшоном». См. также Петроглифы. Однако в Грот-дю-Папе не было найдено пещерного искусства, только резьба по слоновой кости и инструменты.
Описание и характеристики
Венера из Брассемпуи – сохранившиеся голова и шея оригинальной фигуры – была вырезана из мамонтовой кости. Ее высота составляет примерно 3,5 см, глубина – 2,2 см, а ширина – 1,9 см. В отличие от других венер, найденных в Брассемпуи и других местах, эта фигурка имеет чёткие черты лица: лоб, брови, глаза, нос, но без рта. На верхней и боковых сторонах вырезано изображение заплетённых волос или головного убора в египетском стиле. Реалистичные детали лица, добавленные резчиком по слоновой кости, делают её уникальным образцом мобильного искусства, хотя мы остаёмся в неведении относительно остальной части её тела, которая была разрушена во времена античности.
Дата
Венера Брассемпуйская была отнесена к эпохе граветтского искусства (верхнеперигорская культура) верхнего палеолита – последней части каменного века, и датируется приблизительно 23 000 лет до н.э.
Другие фигурки Венеры
Венера Брассемпуйская была создана в тот же период, что и несколько других подобных статуэток, например Венера из Дольни-Вестонице (Чехия), Венера из Виллендорфа (Австрия), Венера из Леспуги (Франция), Венера из Савиньяно (Италия), барельефная Венера Лоссельская (Франция), резьба по слоновой кости, известная как Венера Костёнковская (Воронеж). Другие русские статуэтки Венеры граветтской эпохи: Венера из Гагарино (Липецк), Авдеевские Венеры (Курск), Зарайские Венеры (Московская область), а также Мальтинские Венеры из окрестностей Байкала в Сибири, мадленская Венера Елисеевичская (14 000 лет до н.э.) из Брянска, немецкая Венера Энгенская (13 000 лет до н.э.) – также известная как «Петерсфельская Венера» и швейцарская Венера из Монруз-Нойшателя (ок. 10,000 до н.э.), последняя из знаменитых женских статуэток палеолита.
Музейная коллекция
Венера из Брассемпуи хранится в Музее национальной археологии под Парижем и обычно доступна для публики только во время коротких временных выставок искусства каменного века. Её копия выставлена в Доме Дамы в Брассемпуи, наряду с копиями других фигурок, найденных в Гроте дю Папе, а также других известных произведений искусства и культуры палеолита, таких как Венеры из Виллендорфа, Леспуги, Мальты и Дольни-Вестонице.
Примечание: ни одна из граветтских венер не связана с нижнепалеолитическими статуэтками, известными как Венера из Берехат-Рама (обнаруженная на Голанских высотах) и Венера из Тан-Тана (обнаруженная в Марокко).
См. также: Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших работ.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?