Венера из Брассемпуи читать ~3 мин.
Венера из Брассемпуи (фр. Vénus de Brassempouy), также известная как «Дама с капюшоном» (фр. Dame à la Capuche) — это фрагмент статуэтки из резной слоновой кости, созданный в эпоху доисторического искусства. Он был обнаружен в 1894 году в пещере близ деревни Брассемпуи на юго-западе Франции. Датируемая примерно 23 000 годом до н.э., эта скульптура является одним из самых ранних и детализированных изображений человеческого лица в искусстве палеолита. Она относится к европейской традиции миниатюрных «фигурок Венер», в которую также входят германская Венера из Холе-Фельс (38 000–33 000 лет до н.э.), две знаменитые австрийские статуэтки — Венера Гальгенбергская (ок. 30 000 лет до н.э.) и Венера Виллендорфская (ок. 28 000–25 000 лет до н.э.), а также французская Венера из Монпазье (ок. 25 000 лет до н.э.).
Чтобы понять место резьбы из Брассемпуи в развитии древней скульптуры, см. статью: Хронология доисторического искусства.
Открытие
Археологические раскопки проводились в двух пещерах близ Брассемпуи: Галерее гиен (Galerie des Hyènes) и Пещере Папы (Grotte du Pape). Именно в последней в 1894 году группа археологов под руководством Эдуара Пьетта (Édouard Piette) обнаружила знаменитую голову вместе с несколькими другими фрагментами статуэток. В то время методы раскопок были несовершенны, и, по одной из версий, тело фигурки было повреждено и утрачено именно при извлечении из земли. В Пещере Папы не было найдено наскальных рисунков или петроглифов; все находки состояли из произведений мобильного искусства и каменных орудий.
Описание и характеристики
Венера из Брассемпуи представляет собой фрагмент — сохранившуюся голову и шею, вырезанные из бивня мамонта. Её высота составляет 3,65 см, глубина — 2,2 см, а ширина — 1,9 см. Лицо имеет треугольную форму с чётко очерченными лбом, бровями и носом, однако рот отсутствует. На голове и по бокам лица вырезан сетчатый узор, который может изображать заплетённые волосы или сложный головной убор. Реалистичность черт делает эту статуэтку уникальным образцом мобильного искусства граветтской культуры.
Отсутствие рта — характерная черта многих «палеолитических Венер», что породило различные гипотезы. Некоторые исследователи полагают, что это стилистический приём, призванный подчеркнуть универсальность образа, не привязывая его к конкретной личности. Другие видят в этом ритуальный аспект, возможно, связанный с состоянием транса или молчанием. Сетчатый узор на голове также является предметом споров: он может символизировать высокий социальный статус, быть ритуальным париком или просто отражать распространённую в то время причёску.
Другие фигурки Венеры
Венера из Брассемпуи была создана в тот же период, что и несколько других подобных статуэток, например, Венера из Дольни-Вестонице (Чехия), Венера Виллендорфская (Австрия), Венера из Леспюга (Франция), Венера из Савиньяно (Италия) и барельефная Венера Лоссельская (Франция). К этой же эпохе относятся русские статуэтки: Венеры из Костёнок (Воронежская область), Венера из Гагарино (Липецкая область), Авдеевские Венеры (Курская область), Зарайские Венеры (Московская область) и Мальтинские Венеры из Сибири. Более поздние, мадленские, примеры включают Венеру Елисеевичскую (ок. 14 000 лет до н.э.) из Брянска, немецкую Венеру из Энгена (ок. 13 000 лет до н.э.), известную как «Венера из Петерфельса», и швейцарскую Венеру из Монруз-Невшателя (ок. 10 000 лет до н.э.).
Музейная коллекция
Оригинал Венеры из Брассемпуи хранится в Музее национальной археологии в Сен-Жермен-ан-Ле под Парижем. Публике его демонстрируют лишь во время краткосрочных выставок искусства каменного века. Точная копия выставлена в музее Дом Дамы (Maison de la Dame) в Брассемпуи вместе с репликами других фигурок, найденных в Пещере Папы, и известных произведений искусства палеолита, таких как Венеры из Виллендорфа, Леспюга, Мальты и Дольни-Вестонице.
Примечание: ни одна из граветтских венер не связана с гораздо более древними статуэтками нижнего палеолита, известными как Венера из Берехат-Рама (обнаруженная на Голанских высотах) и Венера из Тан-Тана (обнаруженная в Марокко).
См. также: Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших работ.
- Искусство каменного века: доисторическая культура
- Доисторическая цветовая палитра: пигменты художников каменного века
- Древнейшее доисторическое искусство: купулы, гравюры, наскальные рисунки, резьба по слоновой кости
- История искусства: истоки и эволюция изобразительного искусства
- Хронология доисторического искусства
- Фигурки Венеры, доисторические времена
- Персональная выставка Михаила Глотова открыта в мурманском музее
- Табурет для душа: как выбрать идеальный вариант для комфорта и гигиены
- Fashion Factory: На языке фотографии. Лекция Дмитрия Гиенко, арт-директора журнала GQ
- Венера из Леспюга
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?