Венера Елисеевичская читать ~4 мин.
Елисеевичская венера — уникальный образец доисторической скульптуры эпохи позднего (верхнего) палеолита. Статуэтка была найдена в 1930 году на стоянке Елисеевичи I в Брянской области. Хотя эту фигурку относят к классу «палеолитических венер», большинство из которых относятся к граветтской культуре (около 25 000–20 000 гг. до н.э.), она стилистически отличается от других «венер», найденных на территории России: костёнковских (Воронежская область), гагаринской (Липецкая область), авдеевских (Курская область) и мальтинских (Сибирь). Елисеевичская венера также не похожа на более поздних европейских «венер» мадленского периода (15 000–10 000 гг. до н.э.), таких как «Венера из Энгена» (около 13 000 лет до н.э.) или «Венера из Монруза» (около 10 000 лет до н.э.).
Местонахождение и открытие
Статуэтка была обнаружена в 1930 году в ходе раскопок, которые вёл археолог К. М. Поликарпович. Находка была сделана на стоянке Елисеевичи I, расположенной у реки Судость (правый приток Десны) в Брянской области, примерно в 400 км к юго-западу от Москвы. Всего в этом районе известно два археологических памятника — Елисеевичи I и Елисеевичи II. Основная часть находок, включая произведения доисторического искусства, была сделана на стоянке Елисеевичи I. Артефакты были найдены внутри остатков жилища, построенного из костей мамонта. Стоянка Елисеевичи также знаменита находками останков одних из древнейших одомашненных собак ледникового периода: одни датируются 15 000 лет до н.э., другие — 12 000 лет до н.э.
Характеристики
Елисеевичская венера представляет собой статуэтку обнажённой женщины высотой около 15 сантиметров, вырезанную из бивня мамонта. Она изображает молодую и стройную женщину (в отличие от более зрелых образов других «венер»), у фигурки отсутствуют голова, руки и ноги. Грудь небольшая, но выражена реалистично. Торс и талия очень тонкие, тогда как бёдра и ягодицы, напротив, хорошо смоделированы и подчёркнуты. Лобковый треугольник обозначен, но вульва не изображена.
В отличие от классических европейских «венер» граветтской эпохи, которые часто изображаются тучными, с массивной грудью, выступающими ягодицами, беременным животом и гипертрофированными гениталиями, Елисеевичская венера обладает гораздо более стройной и реалистичной фигурой. Стилистически она очень близка к 8-сантиметровой французской статуэтке мадленского периода — «Venus Impudique» («Венера Нескромная»). Эта фигурка была обнаружена в 1864 году маркизом Полем де Вибрайе в гроте Ложери-Бас на окраине Лез-Эзи в Дордони (Франция). Статуэтка датируется примерно 14 000 годом до н.э. и в настоящее время хранится в Музее человека в Париже.
Искусство каменного века в России
На территории России открыто множество палеолитических стоянок, на многих из которых были найдены многочисленные образцы искусства малых форм (статуэтки, резьба по кости и бивню), а также образцы пещерного искусства, включая наскальные гравюры, пиктограммы и множество абстрактных знаков и символов. Наиболее известные из этих археологических памятников: Авдеево, Амвросиевка, Апианча, Борщево, Брынзены, Гагарино, Гонцы, Гвардджилас-Клде, Девис-Хврели, Добраничевка, Дубовая Балка, Зарайск, Игнатьевская пещера, Ильская, Каистровая Балка, Капова пещера, Киик-Коба, Кирилловская стоянка, Климауцы, Клинец, Костёнки, Косэуць, Лисичники, Мальта, Межирич, Мураловка, Новгород-Северский, Осокоровка, Пушкари, Рогалик, Сагварджиле, Сакажиа, Смеловская Балка, Старые Дуруиторы, Сунгирь, Супонево, Сюрень I, Таро-Клде, Тимоновка, Уваровская пещера, Хотылёво, Юдиново. Пожалуй, самым известным открытием каменного века на территории России является Шигирский идол — древнейшая в мире сохранившаяся деревянная скульптура. Его возраст, по последним данным, оценивается примерно в 12 100 лет (около 10 000 лет до н.э.). Идол был найден в XIX веке на Среднем Урале, в торфянике недалеко от современного Кировграда.
Более позднее палеолитическое искусство с территории России представлено, например, керамикой бассейна реки Амур (с 14 300 г. до н.э.).
Европейские венеры
Фотографии и информацию о других статуэтках «венер» эпохи верхнего палеолита из Европы смотрите в следующих статьях:
Холе-Фельсская венера (бизень мамонта), Швабский Альб, Германия.
Гальгенбергская венера (зелёный серпентин), Нижняя Австрия.
Дольни-Вестоницкая венера (керамика), Моравия, Чехия.
Виллендорфская венера (оолитовый известняк), Нижняя Австрия.
Монпазьеская венера (лимонит), Дордонь, Франция.
Савиньянская венера (серпентин), Модена, Италия.
Мораванская венера (бивень мамонта), Трнавский край, Словакия.
Леспюгская венера (бивень мамонта), Верхняя Гаронна, Франция.
Брассемпуйская венера (бивень мамонта), Ланды, Франция.
Подробнее о наскальных изображениях см.: Петроглифы.
Чтобы узнать больше об искусстве с территории России, см.: Русское искусство (с 22 000 лет до н.э. по настоящее время).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?