Венера Лоссельская читать ~4 мин.
Принадлежащая к серии статуэток Венеры, найденных в странах Европы – включая Францию, Германию, Австрию, Италию, Чехию, Словакию, Россию и Украину – Венера Лоссельская представляет собой доисторическую скульптуру, вырезанную в виде барельефа, которая была обнаружена в 1911 г. Ж. Г. Лаланном в коммуне Марке, в регионе Дордонь на юго-западе Франции. Считается уникальным произведением франко-кантабрийского пещерного искусства и в настоящее время является частью постоянной коллекции Музея Аквитании в Бордо. Это один из двух известных образцов рельефной скульптуры эпохи граветтского искусства. (Другой пример – барельеф лосося в пещере Абри дю Пуассон (ок.23 000 лет до н.э.), также расположенной во французской Дордони. К другим редким и важным объектам каменных рельефов эпохи палеолита относятся: Пещера Рок-де-Серс (17 200 лет до н.э.) в Шаранте; протяжённый фриз Кап-Блан (15 000 лет до н.э.) в Дордони, недалеко от самого города Лоссель; и фриз в Рок-о-Сорсьер (ок. 12 000 лет до н.э.), во Вьенне.
Венера из Лосселя не связана с более древними и примитивными человекоподобными чучелами, известными как Венера из Берехат-Рама и Венера из Тан-Тана.
Расположение и характеристики
Венера Лоссельская, высотой около 43 см и первоначально украшенная красящими пигментами из красной охры, была одной из 6 барельефных скульптур, высеченных на большом отдельно стоящем блоке известняка в скальном убежище Лоссель, расположенном недалеко от Ласко, где находятся пещерные росписи Ласко, относящиеся к позднему солютрейскому, раннему мадленскому периоду.
В отличие от других известных статуэток Венеры каменного века, таких как русская Венера из Костёнок, нижнеавстрийские Венера из Виллендорфа и Венера из Гальгенберга, а также стеатопиговая Венера из Монпасье (ок. 25 000 лет до н.э.), лауссельская статуэтка Венеры не имеет аналогов. Она не является портативной и поэтому классифицируется как пещерное искусство, а не как мобильное искусство. Несмотря на это, она имеет ряд общих иконографических характеристик со своими переносными сестрами.
Начнём с того, что она изображает обнажённую женскую фигуру, со вздымающейся грудью и преувеличенно широкими бёдрами и ягодицами. Кроме того, у неё нет черт лица и ступнёй. Однако, в отличие от других статуэток, у Венеры Лоссельской чётко видны руки и пальцы. Ее левая рука лежит на животе, а правая держит предмет – вероятно, рог бизона, – на котором выгравирована серия из 13 линий.
Анализ и интерпретация
Этот вид палеолитического искусства традиционно рассматривается как форма символизма плодородия. В случае Венеры Лоссельской включение рога с 13 зазубринами может означать 13 дней растущей луны или 13 месяцев лунного года, и, таким образом, может быть связано либо с менструацией и плодородием, либо с другими ритуальными лунными вопросами. Положение левой руки на вздутом животе (из-за выпуклой поверхности скалы) фигуры также может иметь значение. Тотемное значение этой работы подтверждается тем фактом, что скальное убежище, в котором она была найдена, как полагают, было скорее местом проведения церемоний, чем жильём. Любопытно, что на правой стороне скульптуры имеется крошечная гравировка перьевидного символа – одного из абстрактных знаков, часто используемых в палеолитическом пещерном искусстве.
Чтобы увидеть, как рельефы Лосселя вписываются в эволюцию других видов пещерного искусства, созданных во время Ледникового периода в Европе, см: Хронология доисторического искусства.
Другие доисторические скульптуры Венеры
Образуя свою собственную уникальную категорию искусства каменного века, фигурки Венеры были найдены в археологических памятниках по всей Европе от Атлантики до озера Байкал. Лишь несколько примеров – например, Венера из Холе Фельс (38 000 – 33 000 лет назад) – относятся к эпохе ориньякского искусства (40 000 – 26 000). Большинство из них было создано в эпоху Граветта (26 000 – 20 000 до н.э.). К ним относятся Венера из Дольни-Вестонице (около 26 000 до н.э.), Венера из Савиньяно (около 24 000), Венера из Мораван (ок 24 000), Венера Брассемпуи (23 000), Венера из Леспуги (23 000), Венера из Гагарино (20 000), Авдеевские Венеры (около 20 000), Мальтинские Венеры (около 20 000) и Зарайские Венеры (20 000 до н.э.). Более позднюю фигурку из слоновой кости мадленского периода см. в разделе Венера Елисеевичская (возраст около 14 000 лет).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?