Венера Лоссельская читать ~4 мин.
Венера Лоссельская — это доисторическая скульптура в виде барельефа, принадлежащая к знаменитой серии «палеолитических венер», найденных по всей Европе: от Франции и Германии до России и Украины. Она была обнаружена в 1911 году врачом Ж.-Г. Лаланном в коммуне Марке (Marquay) департамента Дордонь на юго-западе Франции. Этот барельеф считается уникальным произведением франко-кантабрийского пещерного искусства и сейчас входит в постоянную коллекцию Музея Аквитании в Бордо. Это один из немногих известных образцов рельефной скульптуры, относящихся к граветтской культуре (около 25 000 лет до н.э.). Другим знаменитым примером является барельеф лосося в пещере Абри-дю-Пуассон (около 23 000 лет до н.э.), также расположенной в Дордони. К другим важным, хотя и более поздним, наскальным рельефам эпохи палеолита относятся изображения в пещере Рок-де-Серс (Roc-de-Sers, 17 200 лет до н.э.) в Шаранте; фриз в Кап-Блан (Cap-Blanc, 15 000 лет до н.э.), недалеко от грота Лоссель; и фриз в Рок-о-Сорсье (Roc-aux-Sorciers, около 12 000 лет до н.э.) во Вьенне.
Следует отметить, что Венера из Лосселя не имеет прямой связи с гораздо более древними и примитивными артефактами, такими как Венера из Берехат-Рама и Венера из Тан-Тана, чей статус как произведений искусства оспаривается.
Расположение и характеристики
Барельеф Венеры Лоссельской достигает 43 см в высоту. Изначально он был покрыт красной охрой, следы которой сохранились до наших дней. Это была одна из шести рельефных скульптур, высеченных на большом известняковом блоке в гроте Лоссель. Грот Лоссель расположен недалеко от знаменитой пещеры Ласко, однако росписи в Ласко относятся к более позднему периоду (солютрейская и мадленская культуры).
В отличие от большинства других «венер» каменного века, которые являются небольшими переносными статуэтками (мобильное искусство), Венера Лоссельская — это монументальный барельеф. Поэтому её относят к наскальному искусству (искусству на стенах пещер и гротов). Несмотря на это, она имеет ряд общих иконографических черт с другими фигурками венер, таких как Венера из Костёнок, Венера Виллендорфская, Венера из Гальгенберга или стеатопигическая Венера из Монпасье.
Скульптура изображает обнажённую женскую фигуру с подчёркнуто большой грудью, широкими бёдрами и ягодицами. Черты лица и ступни отсутствуют, что характерно для большинства подобных статуэток. Однако, в отличие от них, у Венеры Лоссельской чётко проработаны руки и пальцы. Её левая рука покоится на животе, а в правой она держит предмет, который принято считать рогом бизона. На рог нанесено 13 насечек.
Анализ и интерпретация
Традиционно такие изображения эпохи палеолита связывают с культом плодородия. В случае Венеры Лоссельской рог с 13 насечками может символизировать 13 лунных месяцев в году или 13 дней растущей луны. Таким образом, он может быть связан с менструальным циклом, беременностью и ритуалами, основанными на лунном календаре. Положение левой руки на животе, который кажется округлившимся благодаря естественной выпуклости скалы, также может указывать на беременность. Ритуальное значение работы подчёркивается тем фактом, что грот, где она была найдена, вероятнее всего, служил святилищем, а не обычным жилищем. Интересной деталью является едва заметная гравировка перовидного символа на правой стороне скульптуры — это один из абстрактных знаков, часто встречающихся в палеолитическом искусстве.
Чтобы понять место рельефов из Лосселя в общей эволюции пещерного искусства ледникового периода в Европе, см. статью: «Хронология доисторического искусства».
Другие доисторические скульптуры Венеры
Фигурки «венер» образуют уникальную категорию искусства каменного века. Они были найдены на археологических памятниках по всей Европе, от Атлантического побережья до озера Байкал. Лишь немногие, например Венера из Холе-Фельс (38 000–33 000 лет до н.э.), относятся к ориньякской культуре (40 000–26 000 лет до н.э.). Большинство же было создано в период граветтской культуры (26 000–20 000 лет до н.э.). К ним относятся Венера из Дольни-Вестонице (около 26 000 до н.э.), Венера из Савиньяно (около 24 000 до н.э.), Венера из Мораван (около 24 000 до н.э.), Венера из Брассемпуи (23 000 до н.э.), Венера из Леспюг (23 000 до н.э.), Венеры из Гагарино (около 20 000 до н.э.), Авдеевские Венеры (около 20 000 до н.э.), Мальтинские Венеры (около 20 000 до н.э.) и Зарайские Венеры (20 000 до н.э.). Примером более поздней фигурки из слоновой кости, относящейся к мадленской культуре, является Венера из Елисеевичей (около 14 000 лет до н.э.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?