Венера из Тан-Тана читать ~3 мин.
Фигурка раннего каменного века из Тан-Тана, обнаруженная на берегу реки Драа возле марокканского города Тан-Тан, считается одним из древнейших предметов доисторической скульптуры, известных археологии. Эта находка, сделанная примерно через 18 лет после обнаружения другой фигурки аналогичной древности и морфологии на Голанских высотах (Венера из Берехат Рам), подтверждает идею о том, что оба объекта являются подлинными произведениями искусства до эпохи Homo sapiens, особенно с учётом микроскопических исследований Александра Маршака, подтвердивших, что голанская Венера была вырезана рукой человека, а не природой. (Подробнее о самом раннем искусстве, и о том, как Венера из Тан-Тана вписывается в эволюцию мобильного искусства в каменном веке, см: Хронология доисторического искусства.)
Открытие
Венера из Тан-Тана была найдена во время раскопок на северном берегу реки Драа Лутцем Фидлером, государственным археологом земли Гессен, Германия. Она была зажата между двумя нетронутыми слоями: нижним слоем, состоящим из отложений, окаменелостей и артефактов раннеашельского периода (не менее 500 000 лет до н.э.), и верхним, датируемым среднеашельским периодом (около 200 000 лет до н.э.).
Дата
В соответствии с археологическим местонахождением, Венера Тан-Тан была датирована периодом 200 000-500 000 лет до н.э., что делает её современницей Голанской Венеры из Берехат-Рама и древнейшим произведением искусства в Африке. Это означает, что она была сделана не неандертальцем (Homo sapiens neanderthalensis), а более примитивным человеком прямоходящим (Homo erectus). Однако следует отметить, что ашельские народы северо-западной Африки, населявшие часть главного миграционного пути из Азии в Западную Европу через Гибралтар (северный центрально-европейский путь был сильно затронут ледниковыми условиями), могли включать предприимчивых и технически развитых представителей расы из Юго-Восточной Азии, что придаёт дополнительную убедительность представлению об ашельском изобразительном искусстве.
Венера из Тан-Тана не относится к гораздо более поздним фигуркам Венеры, созданным в ориньякский и граветтский периоды эпохи верхнего палеолита. К этим миниатюрным резным фигуркам относятся австрийская Венера Виллендорфская, французская Венера Брассемпуи, барельефная Венера Лоссельская, русская Венера Костенковская и многие другие.
Характеристики и описание
Изготовленная из умеренно метаморфизованного кварцита, Венера Тан-Тан имеет длину около 6 сантиметров, ширину около 2,6 сантиметров и толщину 1,2 сантиметра. Весит она около 10 граммов. На её поверхности имеется около 20 мельчайших вкраплений блестящего восково-красного материала, идентифицированного как железо и марганец, хотя является ли он разновидностью охристой краски, нанесённой вручную, неясно. Как и Венера из Берехат-Рама, её гуманоидная форма предполагается по специфическим бороздкам, вырезанным на фигурке. Некоторые из этих определяющих отметин объясняются природой, другие являются результатом удара инструментом или камнем.
Споры
Возможно, если бы не поддерживающее существование её голанской сестры, Венера Тан-Тан была бы классифицирована как чисто природное явление. Однако, как было сказано выше, обе фигурки взаимно подтверждают свой статус подлинных произведений искусства раннего каменного века.
Более того, недавние археологические исследования в Индии обнаружили примеры наскальной живописи (петрогифы Бхимбетки), относящиеся к ещё более ранней культуре каменного века, что придаёт дополнительную убедительность идее о том, что изобразительное искусство человека возникло в нижнем или начале среднего палеолита, а не в верхнем палеолите, как считалось ранее.
Однако один вопрос остаётся нерешённым – это «пробел», который существует между ахейским периодом, породившим венеры Тан-Тан и Берехат-Рам (200 000 лет до н.э.) и верхним палеолитом (ок. 30 000 лет до н.э.), породившим большую часть известного доисторического изобразительного искусства. Что произошло в промежутке между этими периодами? Единственные известные произведения изобразительного искусства, созданные в этот промежуточный период, – это абстрактные гравюры в пещере Бломбос и гравюры на яичной скорлупе Дипклооф, обнаруженные в Южной Африке.
Почему не было найдено больше произведений искусства этого периода?
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?