Доисторическое искусство читать ~35 мин.
Большая часть искусства каменного века создавалась для передачи идей или информации. Это относится к большинству наскальных рисунков с животными, ручных трафаретов и всех абстрактных символов. Иными словами, все эти виды искусства функционировали как «пиктограммы» и, вероятно, служили фоном для множества доисторических церемоний.
Введение в доисторическое искусство
Типы
Археологи выделили 4 основных типа искусства каменного века:
Петроглифы (купулы, наскальные рисунки и гравюры);
Пиктограммы (графические образы, идеоморфы, идеограммы или символы) — категория, которая включает наскальную живопись и рисунки;
Доисторическая скульптура (включая небольшие тотемные статуэтки, известные как фигурки Венеры, различные формы резьбы по слоновой кости с зооморфными и териантропическими мотивами, а также рельефные скульптуры); и
Мегалитическое искусство (петроформы или любые другие произведения, связанные с расположением камней). Произведения искусства, нанесённые на неподвижную каменную поверхность, относятся к наскальному (настенному) искусству; переносные работы относятся к мобильному искусству.
Характеристики
Самые ранние формы доисторического искусства чрезвычайно примитивны. Например, купула — загадочный культурный маркер палеолита — представляет собой не более чем полусферическое или чашевидное углубление на поверхности скалы. Ранние скульптуры, известные как венеры из Тан-Тана и Берехат-Рама, являются настолько грубыми изображениями гуманоидных форм, что некоторые эксперты сомневаются, можно ли их вообще считать произведениями искусства. Только в верхнем палеолите (примерно с 40 000 лет до н.э.) человек современного анатомического вида начинает создавать узнаваемые резные фигурки и изображения. Для ориньякской культуры, в частности, характерен расцвет наскального искусства, включая наскальные рисунки в пещере Эль-Кастильо, монохромные фрески в пещере Шове, «Человек-лев из Холенштайн-Штаделя», Венеру из Холе-Фельс, изображения животных из Швабской Юры, наскальные изображения аборигенов Австралии и многое другое. Более поздние культуры, граветтская и мадленская, породили ещё более сложные версии доисторического искусства, в особенности полихромных «пятнистых лошадей из Пеш-Мерля» и выдающиеся наскальные рисунки в Ласко и Альтамире.
Датирование и хронология доисторического искусства
Сегодня существует ряд сложных методов, таких как радиометрическое тестирование, уран-ториевое датирование и термолюминесценция, которые помогают установить дату древних артефактов палеолита и более поздних эпох. Однако датировка древнего искусства не является точной наукой, а результаты часто зависят от анализа «слоя» земли и обломков, в котором находился артефакт, или — в случае наскальной гравюры — от анализа содержания и стиля изображений. (Например, рисунки животных с использованием бокового профиля обычно старше, чем изображения с профилем в три четверти). Хронологический список дат и событий, связанных с культурой каменного века, см. здесь: Хронология доисторического искусства.
Предыстория
Основные геологические эпохи:
ПЛИОЦЕН (около 5 300 000–2 500 000 лет до н.э.)
Эта эпоха начинается с появления прямоходящих ранних гоминид, которые были слишком заняты выживанием, чтобы создавать искусство. Период завершился, когда люди впервые начали изготавливать орудия труда, однако геологи продлевают его до 1,6 миллиона лет до н.э., включая в него ранний этап нижнего палеолита.
ПЛЕЙСТОЦЕН (около 1,6 млн — 10 000 лет до н.э.)
Это геологический период, который охватывает самые последние оледенения Земли. Он включает позднюю часть нижнего палеолита, а также средний и верхний палеолит. В этот период появился современный человек и были созданы великие произведения палеолитического наскального искусства: купулы, петроглифы, гравюры, пиктограммы, наскальные росписи, скульптура и керамика. Термин «плейстоцен» происходит от греческих слов pleistos («самый») и kainos («новый»). Плейстоцен является третьим этапом неогенового периода или шестой эпохой кайнозойской эры.
ГОЛОЦЕН (ок. 10 000 лет до н.э. — настоящее время)
В доисторическую эру этот геологический период ознаменован зарождением человеческой цивилизации и появлением сложных произведений искусства: картин, бронзовых скульптур, изысканной керамики, пирамид, мегалитических монументов и архитектурных сооружений. Как и его предшественник плейстоцен, голоцен является геологической эпохой, и его название происходит от греческих слов holos («целый») и kainos («новый»), что означает «совсем недавний». Он делится на четыре пересекающихся периода: мезолит (средний каменный век), неолит (новый каменный век), бронзовый век и железный век.
Доисторическая культура
Самая продолжительная фаза культуры каменного века, известная как палеолит, была культурой охотников-собирателей. Её принято делить на три части:
нижний палеолит (2 500 000–200 000 лет до н.э.)
средний палеолит (200 000–40 000 лет до н.э.)
верхний палеолит (40 000–10 000 лет до н.э.).
За ним следует переходный период мезолита (иногда называемый эпипалеолитом), который заканчивается распространением сельского хозяйства. Далее наступает период неолита (новый каменный век), для которого характерно создание постоянных поселений. Каменный век завершается, когда каменные орудия уступают место изделиям из бронзы и железа; за ним следуют бронзовый и железный века.
Все датировки являются приблизительными. Даты для конкретных культур приведены в качестве ориентира, поскольку сохраняются разногласия по поводу классификации, терминологии и хронологии.
2 Период палеолита (около 2 500 000–10 000 лет до н.э.)
3 Эпоха нижнего палеолита (2 500 000–200 000 лет до н.э.)
4 Эпоха среднего палеолита (200 000–40 000 лет до н.э.)
5 Эпоха верхнего палеолита (40 000–8 000 лет до н.э.)
Краткая хронология доисторического искусства
Эра палеолита (около 2 500 000–10 000 лет до н.э.)
Характеризуется культурой выживания каменного века и эволюцией человеческого вида от примитивных австралопитеков через Homo erectus и Homo sapiens до анатомически современных людей. См.: Искусство и культура палеолита.
Нижний палеолит (2 500 000–200 000 лет до н.э.)
Олдувайская культура (2 500 000–1 500 000 лет до н.э.)
Ашельская культура (1 650 000–100 000 лет до н.э.)
Клектонская культура (около 400 000–300 000 лет до н.э.)
Средний палеолит (200 000–40 000 лет до н.э.)
Мустьерская культура (300 000–30 000 лет до н.э.)
Культура Леваллуа (доминировала около 100 000–30 000 лет до н.э.)
Верхний палеолит (40 000–8 000 лет до н.э.)
Ориньякская культура (40 000–26 000 лет до н.э.)
Перигорская (шательперонская) культура (35 000–27 000 лет до н.э.)
Граветтская культура (26 000–20 000 лет до н.э.)
Солютрейская культура (19 000–15 000 лет до н.э.)
Перигорская (также известная как шательперонская) и солютрейская культуры не оставили значительных художественных достижений. Считается, что произведения искусства, созданные в эти эпохи, испытали влияние других культур.
Эпоха мезолита (с 10 000 лет до н.э.)
Эта эпоха является переходным периодом между культурой охотников-собирателей ледникового периода (верхний палеолит) и земледельческой культурой неолита. Для неё характерны более развитые навыки охоты, рыболовство и зачаточные формы земледелия.
Эра неолита (с 8000–4000 до 2000 лет до н.э.)
Эта эпоха характеризуется земледелием, одомашниванием животных, оседлыми сообществами и возникновением важных древних цивилизаций (например, шумерской, египетской). В искусстве доминируют переносные формы и монументальная архитектура.
Эволюция человека: от топоров к искусству
Как доисторическому человеку удалось оставить после себя такое богатое культурное наследие наскального искусства? Ответ кроется в эволюции мозга, который становился крупнее и сложнее. Работа мозга напрямую связана с рядом «высших» функций, таких как язык и творческое самовыражение.
Большинство палеонтологов и палеоантропологов сходятся во мнении, что линия человека (Homo) отделилась от горилл в Африке около 8 миллионов лет до н.э., а от шимпанзе — не позднее 5 миллионов лет до н.э. Открытие черепа гоминида (Sahelanthropus tchadensis), датированного примерно 7 миллионами лет назад, может указывать на более раннее разделение видов. К самым ранним гоминидам относят такие виды, как Australopithecus afarensis и Paranthropus robustus (объём мозга 350–500 см³).
Примерно 2,5 миллиона лет до н.э. люди начали изготавливать каменные орудия (например, очень грубые чопперы и рубила), и появились новые виды: Homo habilis и Homo rudolfensis (объём мозга 590–690 см³). К 2 миллионам лет до н.э. возникли новые виды, такие как Homo erectus (объём мозга 800–1250 см³). В течение следующих 500 000 лет Homo erectus распространился из Африки на Ближний Восток, в Азию и Европу.
Между 1,5 млн и 500 000 лет до н.э. из Homo erectus и других вариантов гоминин развились более прогрессивные типы, известные как архаичный Homo sapiens. Художники, принадлежавшие к одному из этих архаичных видов, создали петроглифы и купулы в пещере Аудиториум в Бхимбетке (Индия) и в Дараки-Чаттане. Эти купулы считаются древнейшим искусством на Земле.
Начиная с 500 000 лет до н.э. эти новые типы трансформировались в Homo sapiens, ярким представителем которого является неандерталец (с 200 000 лет до н.э. или ранее). У неандертальцев объём мозга составлял около 1500 см³, что больше, чем у современного человека. Поэтому очевидно, что объём черепа — не единственный показатель интеллекта; важна и внутренняя архитектура мозга. По всей вероятности, неандертальские скульпторы (или их современники) создали знаменитые статуэтки, известные как Венера из Берехат-Рама и Венера из Тан-Тана, а также гравюры на охре в пещере Бломбос в Южной Африке и купулы в скальном убежище Ла-Ферраси в Дордони.
Наконец, около 100 000 лет до н.э. в Африке к югу от Сахары появился «анатомически современный человек», который, как и его предшественники, направился на север, достигнув Северной Африки примерно к 70 000 лет до н.э. Он обосновался в Европе не позднее начала верхнего палеолита (40 000 лет до н.э.). Художники и скульпторы, принадлежащие к современному человеку (например, кроманьонец, человек Гримальди), создали великолепную наскальную живопись во Франции и на Пиренейском полуострове, а также миниатюрные «венеры» и резные фигурки из слоновой кости Швабской Юры, найденные в пещерах Фогельхерд, Холе-Фельс и Холенштайн-Штадель.
Традиционно доисторическая живопись и скульптура не классифицируются как примитивизм или примитивное искусство — категория, которая обычно используется для более позднего племенного искусства.
Период палеолита (около 2 500 000–10 000 лет до н.э.)
Традиционно этот период делится на три части: нижний, средний и верхний палеолит, каждая из которых знаменует прогресс (особенно в технологии создания орудий) среди различных человеческих культур. По сути, палеолитический человек жил исключительно охотой и собирательством, в то время как его преемники в мезолите и неолите развили земледелие и, в конечном итоге, перешли к постоянным поселениям.
Выживание было непростым, не в последнюю очередь из-за многочисленных неблагоприятных климатических изменений: четырежды северные широты переживали ледниковые периоды, что приводило к чередующимся волнам замерзания и таяния, провоцируя миграции или массовую гибель. Факторы окружающей среды неоднократно и глубоко влияли на развитие человеческой культуры в палеолите. Люди в этот период были собирателями, зависевшими от охоты на диких животных, рыбной ловли и сбора ягод, фруктов и орехов. Лишь около 8000 лет до н.э. появились более надёжные способы добычи пищи — земледелие и одомашнивание животных.
Каменные орудия — ключ к цивилизации, культуре и искусству
Каменные орудия были инструментами, с помощью которых ранний человек развивался и прогрессировал. Вся человеческая культура основана на изобретательности и умственных способностях наших ранних предков в создании всё более совершенных инструментов, которые позволяли им выживать и процветать. Изобразительное искусство — это отражение общества, а доисторические общества во многом определялись типом используемых инструментов. Фактически, палеолитическая культура картографируется и классифицируется в соответствии с технологиями изготовления орудий.
Многие из ранних археологических находок артефактов каменного века были сделаны во Франции. Поэтому для обозначения различных палеолитических культур долгое время использовались французские топонимы, несмотря на региональные различия.
Технология изготовления орудий в каменном веке
Первые каменные орудия (эолиты) появились более двух миллионов лет назад. Их делали не только из камня, но и из органических материалов (дерева, кости, слоновой кости, рога). Однако большинство археологических находок относится к более прочным камням. Самые старые человеческие орудия были простыми каменными чопперами, найденными, например, в ущелье Олдувай в Танзании.
По мнению палеоантропологов, человек эпохи палеолита создал четыре типа инструментов:
гальку с одним заострённым краем (чопперы);
двусторонние орудия (бифасы, например, рубила);
отщепы; и
пластины. Со временем все типы орудий вошли в употребление. Для их производства создавались новые инструменты, однако старые методы сохранялись, пока оставались востребованными.
Эпоха нижнего палеолита (2 500 000–200 000 лет до н.э.)
Это самый ранний период палеолита. Он охватывает время от первого появления человека как вида, изготавливающего орудия, до важных эволюционных и технологических изменений, ознаменовавших начало среднего палеолита. В этот период возникли три основные культуры, основанные на типах орудий:
олдувайская (2 500 000 – 1 500 000 лет до н.э.);
ашельская (1 650 000 – 100 000 лет до н.э.); и
клектонская (ок. 400 000 – 300 000 лет до н.э.). В некотором смысле, каменные орудия представляли «искусство» этого периода — ключевую форму творческого самовыражения человека.
Орудийные культуры нижнего палеолита
Олдувайская культура (2 500 000–1 500 000 лет до н.э.)
Жители Олдувайского ущелья в Серенгети (Танзания) создали первые каменные орудия, которые использовал доисторический человек. Олдувайская культура зародилась около 2,5 миллиона лет назад, впервые появившись в бассейнах рек Гона и Омо в Эфиопии. Ключевой особенностью этой культуры был метод обработки камня для создания режущей кромки. Большинство инструментов создавались одним ударом камня о камень для получения отщепа с острыми краями.
Ашельская культура и искусство (1 650 000–100 000 лет до н.э.)
Ашельская культура была самой важной и доминирующей традицией изготовления орудий в нижнем палеолите на территории Африки, большей части Азии и Европы. Названная в честь деревни Сент-Ашёль на севере Франции и связанная с Homo ergaster, Homo heidelbergensis и западным Homo erectus, носители ашельской культуры с их характерными овальными и грушевидными рубилами были первыми группами людей, успешно расселившимися в Евразии. Судя по изысканной конструкции этих орудий, неудивительно, что самое раннее искусство каменного века восходит к ашельской культуре. Кроме того, археологи считают, что ашельские народы были первыми, кто столкнулся с огнём (около 1,4 миллиона лет до н.э.) в результате удара молнии, хотя, что удивительно, человек научился управлять им лишь около 8000 года до н.э.
Клектонская культура (ок. 400 000–300 000 до н.э.)
Термин описывает европейскую культуру производства кремнёвых орудий, связанную с Homo erectus. Она относится к раннему межледниковому периоду, известному как хокснийское, миндель-рисское или гольштейнское межледниковье (приблизительно 300 000–200 000 лет до н.э.).
Она была названа в честь типовых стоянок, расположенных в Клактон-он-Си на юго-восточном побережье Англии и в Суонскомбе в графстве Кент. Последняя также предоставила доказательства существования подвида Homo erectus, известного как «человек из Суонскомба». Клектонские орудия иногда имели выемки, что указывало на то, что они крепились к рукоятке или древку.
Наскальные изображения нижнего палеолита
Самые ранние образцы человеческого искусства были созданы в нижнем палеолите в пещерах и скальных убежищах центральной Индии. Они состояли из ряда петроглифов (10 купул и гравированная борозда), обнаруженных в 1990-х годах в кварцитовом скальном убежище (пещера Аудиториум) в Бхимбетке. Это наскальное искусство датируется по крайней мере 290 000 лет до н.э., однако оно может быть и намного старше (около 700 000 лет до н.э.). Считается, что археологические находки из второй пещеры, в Дараки-Чаттане в том же регионе, относятся к тому же времени.
Следующее по возрасту доисторическое искусство нижнего палеолита относится к концу этого периода. Две примитивные фигурки — Венера из Берехат-Рама (найдена на Голанских высотах) и Венера из Тан-Тана (обнаружена в Марокко) — были датированы примерно 200 000–500 000 годами до н.э. (первая более древняя).
Эпоха среднего палеолита (200 000–40 000 лет до н.э.)
Средний палеолит — это второй этап эпохи палеолита в Европе, Африке и Азии. Доминирующей культурой была мустьерская, основанная на производстве орудий из отщепов. Она характеризуется остроконечниками и боковыми скребками и ассоциируется (в Европе) с Homo neanderthalensis. Это не был период великих изобретений — например, простые рубила всё ещё регулярно использовались, но были сделаны значительные улучшения в основном процессе изготовления орудий, а также в ассортименте и правильном использовании производимых инструментов. К концу периода мустьерская технология была усовершенствована техникой леваллуа, которая практиковалась в Северной Африке, на Ближнем Востоке и даже в Сибири.
Мустьерская культура (300 000–30 000 лет до н.э.)
Название «мустьерская» происходит от стоянки Ле-Мустье, пещеры в регионе Дордонь на юге Франции, хотя та же технология применялась в неледниковых зонах Европы, на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Орудия отличались большим разнообразием специализированных форм, включая зазубренные края. Эти новые конструкции лезвий помогли уменьшить необходимость использовать зубы для выполнения определённых задач, что способствовало уменьшению черт лица и челюстей у более поздних людей.
Процесс изготовления орудий
Мустьерский человек смог стандартизировать процесс изготовления орудий и тем самым повысить его эффективность, возможно, за счёт разделения и специализации труда. Мастера прилагали значительные усилия для создания лезвий, которые можно было регулярно затачивать, тем самым продлевая срок службы инструментов. Их производство зубчатых лезвий и специальных скребков для шкур животных подтверждается успехами неандертальцев в охоте на крупных мамонтов — деятельности, требовавшей высокого уровня социальной организации и сотрудничества.
Культура Леваллуа (ок. 100 000–30 000 лет до н.э.)
Леваллуазская техника, названная в честь пригорода Парижа, является важной культурой обработки кремня, характеризующейся усовершенствованным методом производства каменных пластин. Эта техника предполагала предварительную обработку ядрища (нуклеуса) для придания ему выпуклой формы, что позволяло получать отщепы заданного размера и конфигурации. Техника леваллуа оказала влияние на многие другие индустрии каменных орудий среднего палеолита.
Искусство среднего палеолита
Одним из немногих произведений искусства, относящихся к среднему палеолиту, является пара кусков охры, украшенных абстрактной штриховкой, найденных в пещерах Бломбос к востоку от Кейптауна. (См. также: Доисторические абстрактные знаки). Это один из старейших образцов африканского искусства, датируемый 70 000 лет до н.э. За находками в Бломбос следуют гравюры на яичной скорлупе из Дипклуфа, датируемые 60 000 годом до н.э. Вероятно, к концу верхнего палеолита люди начали создавать примитивные формы океанического искусства в юго-западной части Тихого океана и очень ранние типы племенного искусства по всей Африке и Азии, хотя мало что из этого сохранилось. См. также купулы в неандертальском захоронении в пещере Ла-Ферраси во Франции.
Эпоха верхнего палеолита (40 000–8 000 лет до н.э.)
Верхний палеолит — последняя и самая короткая стадия палеолита: её продолжительность составляет менее 15% от длительности предшествующего среднего палеолита. Для Африки этот период чаще называют поздним каменным веком (Late Stone Age). Кроме более специализированных инструментов и усложнения образа жизни, культура верхнего палеолита породила первое широкое распространение человеческой живописи и скульптуры, которые появились одновременно почти во всех уголках земного шара. Кроме того, с начала верхнего палеолита подвид Homo sapiens neanderthalensis был вытеснен «анатомически современными людьми» (например, кроманьонцем, человеком из Шанселяда и человеком Гримальди), которые стали единственными гомининами, обитавшими на континенте. Но см., например, неандертальскую гравюру в пещере Горама, Гибралтар (37 000 лет до н.э.).
Культуры каменных орудий
Пятью основными орудийными культурами верхнего палеолита были:
перигорская (она же шательперонская);
ориньякская;
граветтская;
солютрейская;
мадленская.
Общество верхнего палеолита
В эту эпоху строятся первые искусственные жилища (в основном полуземлянки), а расположение поселений указывает на более сложную социальную организацию, включающую коллективную охоту, организованную рыбалку, социальное расслоение, церемониальные мероприятия, а также сверхъестественные и религиозные ритуалы. Другие достижения включают появление частной собственности, использование игл, ниток и одежды.
Искусство верхнего палеолита
В период верхнего палеолита произошло зарождение изобразительного искусства, включая рисунок, лепку, скульптуру и живопись, а также ювелирные украшения и ранние формы музыки и танцев. Тремя основными видами искусства были наскальная живопись, наскальная гравюра и миниатюрная фигурная резьба.
Наскальная живопись верхнего палеолита
В этот период в доисторическом обществе начали появляться ритуалы и церемонии — квазирелигиозного или шаманского характера. В результате некоторые пещеры использовались как галереи доисторического искусства, где художники начали рисовать животных и сцены охоты, а также различные абстрактные или символические рисунки.
Пещерное искусство впервые появилось во время ранней ориньякской культуры, как, например, точки и ручные трафареты: рисунки пещеры Кастильо (около 39 000 лет до н.э.), трафареты и изображения животных в пещерах Сулавеси (около 37 900 лет до н.э.), мобильные рисунки из пещеры Фумане (около 35 000 лет до н.э.) и великолепные монохромные наскальные рисунки животных в пещере Шове (около 30 000 лет до н.э.). Недавним открытием является искусство из пещеры Колибоая (30 000 лет до н.э.) на северо-западе Румынии, датированное радиоуглеродным методом.
Примеры искусства граветтской культуры включают доисторические ручные трафареты в (ныне затопленной) пещере Коске (около 25 000 лет до н.э.) и пещере Рукадур (24 000 лет до н.э.), а также полихромные изображения углём и охрой в Пеш-Мерле (около 25 000 лет до н.э.) и пещере Куньяк (около 23 000 лет до н.э.). Но, без сомнения, самым запоминающимся искусством того периода являются трафареты рук в пещере Гаргас (25 000 лет до н.э.) с пугающим количеством изображений искалеченных пальцев.
Во время солютрейского периода доисторические художники (под влиянием поздних граветтских традиций) начали работу над своими великолепными полихромными изображениями лошадей, быков и других животных в пещере Ласко (с 17 000 лет до н.э.) и испанской кантабрийской пещере Ла-Пасьега (с 16 000 лет до н.э.).
Мадленская наскальная живопись хорошо представлена полихромными изображениями бизонов и оленей в пещере Альтамира в Испании (с 15 000 лет до н.э.), изображениями на оленьих рогах, найденными во французской пещере Лорте (с 15 000 лет до н.э.), раскрашенными гравюрами в пещере Фон-де-Гом (14 000 лет до н.э.), чёрными изображениями мамонтов в пещере Руффиньяк (14 000 лет до н.э.), красными и чёрными рисунками в пещере Тито Бустильо (14 000 лет до н.э.) и российскими наскальными рисунками Каповой пещеры (около 12 500 лет до н.э.) в Башкортостане.
В Австралии самым старым наскальным искусством является рисунок углём Наварла Габарнманг в Арнем-Ленде, Северная территория, который датирован углеродным методом 26 000 лет до н.э. Наскальные рисунки в пещере Кунальда датируются 18 000 лет до н.э., а фигуративные рисунки Брэдшоу — 15 500 годом до н.э. В Африке рисунки фигурок животных углём и красной охрой на камнях из пещеры Аполлон-11 в Намибии датируются 25 500 годом до н.э., а в Северной и Южной Америке ручные трафареты в Пещере Рук в Аргентине датируются около 9500 лет до н.э.
Подробнее о цветных пигментах, которые использовали пещерные художники каменного века, см.: Доисторическая цветовая палитра.
Наскальная гравюра верхнего палеолита
Примерами гравюры верхнего палеолита являются следующие памятники: Абри-Кастанет (35 000 лет до н.э.), Грот-де-Дё-Увертюр (26 500), пещера Кюссак (25 000), пещера Коске (25 000), пещера Ле-Плакар (17 500), Рок-де-Серс (17 200), пещера Ласко (17 000), пещера Руффиньяк (14 000), пещера Труа-Фрер (13 000) и пещера Ле-Комбарель (12 000).
В это же время на севере Австралии, куда первые «современные» люди прибыли из Юго-Восточной Азии, зародилось наскальное искусство аборигенов. Считается, что наскальные изображения Убирра и Кимберли датируются 30 000 лет до н.э., как и древние наскальные рисунки на полуострове Беррап в Пилбаре, Западная Австралия. Все эти австралийские палеолитические памятники славятся своими гравированными рисунками под открытым небом, тогда как почти все европейские гравюры были созданы внутри пещер. Ведущим исключением являются гравюры долины Коа в Португалии (22 000 лет до н.э.).
Скульптура верхнего палеолита
Художники верхнего палеолита создали огромное количество небольших скульптур женских фигур, известных как статуэтки Венеры. В ориньякское время к ним относились Венера из Холе-Фельс (слоновая кость, 35 500 лет до н.э.) и Венера Гальгенбергская (также известная как «фигурка из Штратцинга») (около 30 000 лет до н.э.). В следующую, граветтскую эпоху, появилось больше статуэток, например: Венера из Дольни-Вестонице (керамическая фигурка, ок. 26 000 лет до н.э.); Венера из Монпазье (лимонит, резьба, 25 000 лет до н.э.); Венера Виллендорфская (оолитовый известняк, 25 000 лет до н.э.); Венера Савиньянская (24 000 лет до н.э.); Венера Мораванская (резьба по кости мамонта, ок. 24 000 лет до н.э.); Венера Лоссельская (скульптура из известняка, ок. 23 000 лет до н.э.); Венера Брассемпуйская (слоновая кость, 23 000 до н.э.); Венера Леспюгская (кость мамонта, 23 000 лет до н.э.); Костёнковские венеры (резьба по кости мамонта, 22 000 лет до н.э.), венеры из Гагарино (вулканическая порода, 22 000 до н.э.), Авдеевские венеры (слоновая кость, 20 000 лет до н.э.), Зарайские венеры (слоновая кость, 20 000 лет до н.э.) и Мальтинские венеры (слоновая кость, 20 000 лет до н.э.) — и это лишь некоторые из них. Другие примеры неженских фигур включают «Человека-льва» из Холенштайн-Штаделя (слоновая кость, около 38 000 лет до н.э.). О более поздних скульптурах мадленского периода см.: Венера из Елисеевичей (14 000 лет до н.э.), немецкая Венера из Энгена («Венера из Петерсфельса») (13 000 лет до н.э.) и Венера из Монрюз-Невшателя (ок. 10 000 до н.э.), последняя из фигурок эпохи верхнего палеолита.
Рельефная скульптура верхнего палеолита
Рельефная скульптура каменного века представлена рельефом из известняка, найденным в Дордони и известным как Венера Лоссельская (около 23 000–20 000 лет до н.э.); красивой резьбой с изображением лосося и форели в пещере Абри-дю-Пуассон (около 23–20 тыс. лет до н.э.); исключительным фризом в пещере Рок-де-Серс (17 200 лет до н.э.) в Шаранте; фризом из Кап-Блан (15 000 лет до н.э.) в Дордони; рельефами бизонов в Тюк-д’Одубер (13 500 до н.э.), найденными в Арьеже, и известняковым фризом в Рок-о-Сорсье (около 12 000 лет до н.э.), обнаруженным в Англь-сюр-л’Англен в департаменте Вьенна.
Технология изготовления орудий в верхнем палеолите
Произошёл значительный прогресс в производстве орудий. На смену старым ручным рубилам и орудиям из отщепов пришёл широкий спектр разнообразных и специализированных инструментов, сделанных из специально обработанных камней. Среди них были наконечники для копий и стрел, а также фирменное лезвие в форме восьмёрки. Появились ручные инструменты, гарпун, специальное рыболовное снаряжение, а также ряд резцов и скребков. Кроме кремня, широко использовались такие материалы, как слоновая кость и рог.
Художественные и орудийные культуры верхнего палеолита
Ориньякская культура (ок. 40 000–26 000 до н.э.)
Одна из нескольких культур, сосуществовавших в Европе в верхнем палеолите, она также была распространена на юго-западе Азии. Её название происходит от типового памятника около деревни Ориньяк в Верхней Гаронне, Франция. Инструменты включали сложные костяные орудия, такие как наконечники с пазами для крепления к рукояткам и копьям, скребки, резцы, долота и дубинки.
В ориньякском искусстве также появились первые значительные проявления живописи и скульптуры — феномен, который продолжался на протяжении всей остальной части эпохи верхнего палеолита. Известные примеры включают красные абстрактные символы в Эль-Кастильо, монохромные фрески в пещерах Шове и Колибоая, а также ранние фигурки венер со всей Европы. Другие ориньякские наскальные изображения включали ручные трафареты, пальцевые рисовки, гравюры и барельефы.
Кроме того, люди ориньякской культуры создали первые личные украшения из слоновой кости: браслеты, ожерелья, подвески и бусы. Это растущее самосознание, наряду с рождением изобразительного искусства, позволяет считать ориньякскую культуру первой современной культурой каменного века.
Перигорская / Шательперонская культура: (ок. 33–27 тыс. лет до н.э.)
Шательперон — важная культура верхнего палеолита центральной и южной Франции. Унаследованная от более ранней мустьерской культуры, которую практиковали неандертальцы, она использовала технику леваллуа для производства зубчатых и зазубренных каменных инструментов, а также фирменных кремнёвых лезвий (возможно, использовавшихся для изготовления украшений) с затупленными спинками, известных как «острия Шательперона». Значимых произведений искусства, связанных с этой культурой, не найдено.
Граветтская культура (ок. 26 000–20 000 до н.э.)
Название граветтской культуры верхнего палеолита происходит от типового памятника Ла-Граветт в департаменте Дордонь во Франции. Её фирменным инструментом (производным от шательперонского острия), который был распространён в Восточной, Центральной и Западной Европе, был небольшой заострённый клинок с тупой, но прямой спинкой, называемый «граветт». Продолжалось изготовление личных украшений, а появление всё большего количества личной собственности свидетельствует о растущем социальном расслоении.
Граветтское искусство невероятно богато как наскальными рисунками, так и мобильными скульптурными произведениями. Примером первого являются прекрасные трафареты в пещере Коске и цветные рисунки углём и охрой в пещере Пеш-Мерль. Самая известная граветтская скульптура состоит из фигурок венер, таких как венеры из Дольни-Вестонице (Чехия), Виллендорфа (Австрия), Савиньяно (Италия), Костёнок (Россия), Мораван (Словакия), Лосселя (Франция), Брассемпуи (Франция), Леспюга (Франция) и Гагарино (Россия).
Солютрейская культура (около 20 000–15 000 до н.э.)
Эта культура происходит от типового поселения Солютре в районе Макона на востоке Франции. Любопытно, что создатели солютрейских орудий, похоже, разработали ряд уникальных передовых технологий, некоторые из которых не использовались в течение нескольких тысяч лет после исчезновения этой культуры. В любом случае, солютрейцы производили лучшие палеолитические изделия из кремня в Западной Европе.
Однако около 15 000 лет до н.э. солютрейская культура таинственным образом исчезает из археологических памятников. Некоторые палеоантропологи считают, что есть сходство между солютрейцами и более поздней североамериканской культурой Кловис (о чём свидетельствуют артефакты, найденные в Блэкуотер-Дро в Нью-Мексико, США), что указывает на то, что солютрейцы могли мигрировать через замёрзшую Атлантику в Америку. Другие эксперты считают, что солютрейская культура была поглощена волной новых захватчиков.
Солютрейское искусство
Возможно, из-за своей ориентации на технологию изготовления орудий, солютрейское искусство известно прежде всего своими достижениями в гравюре и рельефной скульптуре — см., например, великолепные наскальные гравюры и фриз в пещере Рок-де-Серс (около 17 200 лет до н.э.) — хотя великолепные наскальные рисунки в Ласко также датируются этим периодом. Эксперты считают, что художники, создавшие фрески в пещерах Ласко и Ла-Пасьега, испытали влияние поздней граветтской или ранней мадленской культуры.
Древняя керамика также появилась в это время в Восточной Азии. Самые старые известные черепки происходят из пещеры Сяньжэньдун (около 18 000 лет до н.э.), обнаруженной на северо-востоке провинции Цзянси, Китай. За ней следует керамика из пещеры Юйчаньянь (около 16 000 лет до н.э.), керамика из китайской провинции Хунань и керамика бассейна реки Амур (14 300 лет до н.э.). Тем временем в Японии появилась первая керамическая посуда — дзёмон (14 500 лет до н.э.). Для получения более подробной хронологической информации см.: Хронология гончарного искусства.
Мадленская культура (ок. 15 000–8 000 лет до н.э.)
Мадленская культура — последняя и высшая точка развития искусства палеолита. Её название происходит от типового памятника Ла-Мадлен возле Лез-Эзи во французской Дордони. Мадленская технология изготовления орудий определяется производством более мелких и сложных инструментов (от зазубренных наконечников до игл, хорошо обработанных скребков до резцов в форме клюва попугая), изготовленных из тонких пластин кремня и материалов животного происхождения (кости, слоновая кость и т.д.). Специализация и тонкость обработки свидетельствуют о новом этапе технологического развития.
Мадленское искусство
В мадленской культуре всё большее значение придавалось эстетическим объектам, таким как личные украшения, церемониальные аксессуары, одежда и особенно изобразительное искусство. Керамика также появилась в Европе — см., например, статью о керамике из Вела-Спила (15 500 лет до н.э.) в Хорватии.
Действительно, о культурных горизонтах мадленского народа можно судить по расцвету рисунка, живописи и рельефной скульптуры того времени. Примером являются рисунки пещеры Альтамира, символизм которых, в частности, представляет собой первую попытку людей навязать собственное осмысление относительно неопределённого мира. Другой пример — гравюры в пещере Аддаура (11 000 лет до н.э.), стиль которых выглядит удивительно современно. Эта тенденция всего за несколько тысячелетий приведёт к появлению пиктограмм, иероглифов и, в конечном итоге, письменности. Подробнее см.: Мадленское искусство.
Обратите внимание: даты следующих четырёх периодов предыстории очень приблизительны. В случае мезолита и неолита это связано с тем, что их определяющие характеристики проявлялись в разное время в зависимости от климатических условий в том или ином регионе. В случае бронзового и железного веков это связано с тем, что определённые цивилизации развивали металлургические навыки в разное время. Таким образом, не существует универсальных дат начала и конца этих эпох, поэтому наше внимание сосредоточено на Европе.
Мезолитическая культура
ок. 10 000–4 000 до н.э. — Северная и Западная Европа
ок. 10 000–7 000 до н.э. — Юго-Восточная Европа
ок. 10 000–8 000 до н.э. — Ближний Восток и остальной мир.
Период мезолита — это переходная эпоха между культурой охотников-собирателей ледникового периода (верхний палеолит) и земледельческой культурой неолита. Чем сильнее было влияние отступающего льда на окружающую среду региона, тем дольше длилась эра мезолита. Так, в безледниковых районах (например, на Ближнем Востоке) люди довольно быстро перешли от охоты и собирательства к сельскому хозяйству. Следовательно, их мезолитический период был коротким и часто упоминается как эпипалеолит. Напротив, в районах, где ледяной покров сохранялся дольше, эпоха мезолита и его культура длились намного дольше.
ПРИМЕЧАНИЕ. Термин «мезолит» больше не используется для обозначения всемирного периода культурной эволюции. Вместо этого он описывает только ситуацию в северо-западной Европе — Скандинавии, Великобритании, Франции, Нидерландах, Дании, Германии и Центральной Европе.
Европейские жители эпохи мезолита
Археологические открытия мезолитических останков свидетельствуют о большом разнообразии расовых типов. К ним относятся азильский человек (Бавария), несколько более поздних типов кроманьонцев, а также брахицефальные (короткоголовые) и долихоцефальные (длинноголовые) типы людей.
Европейские мезолитические культуры
Когда лёд исчез и его место заняли луга и леса, мобильность и гибкость стали более важными при охоте и добыче пищи. В результате мезолитические культуры характеризуются небольшими и более лёгкими кремнёвыми орудиями, большим количеством рыболовных снастей, каменных тёсел, луков и стрел. Постепенно, по крайней мере в Европе, охота и рыбалка уступили место земледелию и одомашниванию животных. Три основные европейские мезолитические культуры: азильская, тарденуазская и маглемозе. Азильская культура ассоциируется с обработкой камня, в основном с созданием микролитов. Тарденуазская культура известна производством небольших кремнёвых пластин и микролитов геометрической формы, а также созданием костяных гарпунов с кремнёвыми наконечниками. Маглемозе (Северная Европа) была культурой, использовавшей кость и рог для изготовления кремнёвых скребков, свёрл и топоров.
Мезолитическое наскальное искусство
Искусство мезолита отражает появление новых условий жизни и методов охоты, вызванных исчезновением больших стад животных из Испании и Франции в конце ледникового периода. Ландшафт теперь покрывали леса, что требовало более тщательно организованной групповой охоты. Европейское мезолитическое наскальное искусство уделяет больше внимания человеческим фигурам и характеризуется более точными наблюдениями и большей повествовательностью в картинах. Кроме того, из-за более тёплой погоды оно перемещается из пещер на открытые площадки.
Известные произведения искусства периода мезолита
Краткий список самых известных произведений живописи и скульптуры, созданных мастерами мезолита:
Куэва-де-лас-Манос (Пещера Рук) (около 9500 лет до н.э.)
Тип: трафареты рук; пигменты на скалах
Местный период: верхний палеолит / неолит
Местоположение: Рио-де-лас-Пинтурас, Аргентина
Наскальные рисунки Бхимбетки (ок. 9000–7000 до н.э.)
Тип: живопись и трафареты
Местный период: верхний палеолит и мезолит
Местоположение: Мадхья-Прадеш, Индия
Рисунки на холмах Пачмари (9000–3000 до н.э.)
Тип: пигменты на песчанике
Местный период: мезолит
Расположение: хребет Сатпура в Центральной Индии
Гравюры пещеры Вандерверк (около 8200 лет до н.э.)
Тип: геометрические узоры и изображения животных
Местный период: африканский неолит
Местоположение: пещера Вандерверк, Северо-Капская провинция, Южная Африка
Наскальные рисунки Тассилин-Адджер (около 8000 лет до н.э.)
Тип: живопись и гравюры
Местный период: архаические традиции
Местоположение: Тассилин-Адджер, Алжир, Северная Африка
Шигирский идол (7500 лет до н.э.)
Тип: деревянная резьба антропоморфной фигуры
Местный период: поздний мезолит, ранний неолит
Расположение: торфяное болото близ Екатеринбурга в России.
Неолитическая культура
ок. 4000–2000 гг. до н.э.: Северная и Западная Европа
ок. 7000–2000 гг. до н.э.: Юго-Восточная Европа
ок. 8000–2000 гг. до н.э.: Ближний Восток и остальной мир
В эпоху неолита образ жизни во всём мире коренным образом изменился. На смену полукочевому образу жизни охотников и собирателей пришёл оседлый уклад, основанный на земледелии и скотоводстве. Неолитическая культура характеризовалась каменными орудиями, изготовленными при помощи шлифовки или скалывания, сельским хозяйством (основные культуры: пшеница, ячмень и рис; домашние животные: овцы, козы, свиньи и крупный рогатый скот) и привела к развитию таких ремёсел, как гончарное дело и ткачество. Всё это началось около 9000 лет до н.э. в деревнях южной Азии, откуда распространилось во внутренние районы Китая — см. Искусство неолита в Китае — а также на плодородный полумесяц Тигра и Евфрата на Ближнем Востоке (около 7000 до н.э.), прежде чем достичь Индии (около 5000 до н.э.), Европы (около 4000 до н.э.) и Америки (независимо, около 2500 лет до н.э.).
Создание оседлых сообществ (деревень, посёлков и, со временем, городов) вызвало целый ряд новых видов деятельности: быстрое развитие торговли, строительство торговых судов (в основном лодок), новые формы общественных организаций, а также рост религиозных верований и связанных с ними церемоний. Благодаря улучшению снабжения продовольствием и развитию сельского хозяйства население быстро увеличивалось. За десятки тысячелетий до появления земледелия общая численность населения планеты колебалась от 5 до 8 миллионов. К 4 000 лет до н.э., после менее чем 5 000 лет ведения сельского хозяйства, численность возросла до 65 миллионов человек.
Неолитическое искусство
В целом, чем более заселённым и обеспеченным является регион, тем больше искусства он производит. Так было и с искусством неолита, которое развивалось по нескольким направлениям. И хотя древнейшее искусство оставалось по своей сути функциональным, больше внимания уделялось орнаменту и декору. Например, резьба по нефриту — одно из величайших направлений китайского искусства — впервые появилась в эпоху неолита, как и китайская лаковая посуда и фарфор. См.: Хронология китайского искусства (18 000 лет до н.э. — настоящее время).
Мобильное искусство
С ростом числа поселений наскальная живопись стала уступать место мобильному (переносному) искусству. Открытия в Чатал-Хююке, древнем поселении в Малой Азии (современная Турция), включают прекрасные фрески (в том числе первую в мире пейзажную живопись), датируемые 6100 лет до н.э. Произведения искусства постепенно начинают украшаться драгоценными металлами (например, медь впервые используется в Месопотамии, а более развитая металлургия обнаружена в Юго-Восточной Европе). Появляются отдельно стоящие скульптуры из камня и дерева, а также бронзовые статуэтки (в частности, в цивилизации долины Инда, одном из ранних центров живописи и скульптуры в Индии), примитивные украшения и декоративные узоры на самых разных артефактах.
Керамика
Тем не менее, основной средой неолитической цивилизации была керамическая посуда, лучшие образцы которой (в основном с геометрическими рисунками или мотивами животных и растений) были созданы в регионе Месопотамии (Иран, Ирак) и в восточном Средиземноморье.
Другие культурные достижения
Другие важные тенденции в искусстве, которые проявляются во время неолита, включают письменность и религию. Появление ранних иероглифических систем письма в Шумере знаменует развитие изобразительных методов коммуникации, в то время как рост благосостояния и безопасности позволяет уделять больше внимания религиозным формальностям, таким как поклонение (в храмах) и захоронение в мегалитических гробницах.
Архитектура и мегалитическое искусство
Появление первого города-государства (Урук в Месопотамии) предвосхищает создание более безопасных сообществ по всему миру, многие из которых будут соревноваться в создании своей собственной независимой культурной и художественной идентичности, создавая постоянные архитектурные мегалиты. (См.: История архитектуры). В эпоху неолита также появились монументальные гробницы, такие как египетские пирамиды, и отдельные монолиты, такие как Сфинкс в Гизе — подробнее см. Древнеегипетская архитектура. Подробнее об архитектуре гробниц и декоративных гравюрах в Ирландии в этот период см.: Искусство ирландского каменного века.
Другие известные произведения искусства периода неолита
К известным произведениям живописи и скульптуры художников неолита относятся:
Резьба из Цзяху (ок. 7000–5700 до н.э.)
Тип: резьба по бирюзе, костяные флейты.
Местный период: китайский неолит.
Местонахождение: бассейн Хуанхэ, провинция Хэнань, Центральный Китай.
Могильный камень из Колдстрима (около 6000 лет до н.э.)
Тип: пигменты на кварцитовой гальке.
Местный период: африканский неолит.
Местоположение: река Лоттеринг, Западно-Капская провинция, Южная Африка.
Сидящая женщина из Чатал-Хююка (около 6000 лет до н.э.)
Тип: терракотовая скульптура.
Местный период: неолит.
Местонахождение: Чатал-Хююк, Анатолия, Турция.
Египетская женская статуэтка (ок. 5500–3000 до н.э.)
Тип: небольшая резная фигурка из кости, слоновой кости, камня (украшенная лазуритом).
Местный период: египетский додинастический период (неолит, 4000–3500 до н.э.).
Расположение: Египет.
Персидская керамика эпохи энеолита (около 5000–3500 гг. до н.э.)
Тип: керамическая посуда, расписанная мотивами людей, птиц, растений или животных.
Местный период: энеолит.
Местоположение: Иран (Персия).
Мыслитель из Чернаводэ (около 5000 лет до н.э.)
Тип: терракота.
Местный период: неолит, культура Хаманджия.
Местоположение: Румыния.
Бог-рыба из Лепенски-Вира (около 5000 лет до н.э.)
Тип: резьба по песчанику.
Местный период: неолит.
Местоположение: дунайское поселение Лепенски-Вир, Сербия.
Иракские керамические тарелки Самарры и Халафа (около 5000 лет до н.э.)
Тип: керамическое блюдо с фигурным или геометрическим орнаментом.
Местный период: стиль Самарра-Халаф, неолит.
Местоположение: Ирак и Сирия.
Гравюры с жирафами из Дабуса (около 4000 лет до н.э.)
Тип: сахарские наскальные рисунки.
Местный период: культура таурегов.
Местоположение: Агадес, Нигер, Африка.
Фигурки Вальдивии (ок. 4000–3500 до н.э.)
Тип: первые репрезентативные изображения в Америке из известняка и мрамора.
Местный период: неолит.
Местонахождение: памятники Реаль-Альто и Лома-Альта, Эквадор.
Подвеска «Дракон-свинья» (культура Хуншань) (ок. 3800 лет до н.э.)
Тип: резьба по нефриту
Местный период: культура Хуншань.
Расположение: Гробница 4, Нюхэлян, Цзяньпин, провинция Ляонин, Северо-Восточный Китай.
Бронзовый век
(Европа, 3000–1200 лет до н.э.)
Характеризуется развитием металлургии, в частности добычей и плавкой меди, а также олова, что нашло отражение в изысканных скульптурах из бронзы, золота и серебра. Возникновение египетской архитектуры, металлургии, энкаустики и каменной скульптуры. См.: Искусство бронзового века.
Шедевр бронзового века: «Баран в чаще» (около 2500 лет до н.э.)
Эта необычная 45-сантиметровая скульптура (Британский музей, Лондон) изображает барана, стоящего на задних лапах и всматривающегося в символический куст. Минималистичное изображение зарослей и сосредоточенный, одинокий взгляд животного демонстрируют удивительную художественную чуткость и делают эту работу шедевром шумерского искусства того времени.
Тип: скульптура из сусального золота, меди, лазурита, красного известняка.
Местный период: раннединастический.
Местоположение: «Большая яма смерти», Ур, Месопотамия (Ирак).
Майкопский золотой бык (около 2500 лет до н.э.)
Тип: золотая скульптура (метод литья по выплавляемой модели); было найдено несколько экземпляров: 1 из серебра, 2 из золота.
Местный период: майкопская культура.
Местоположение: Северный Кавказ, Россия.
Железный век
(Европа, 1500–200 лет до н.э.)
Характеризуется переработкой железной руды для производства железных инструментов и оружия. В Северной Европе процветали стили кельтского искусства Гальштат и Ла-Тен, а в Средиземноморье возникли великие школы греческого и персидского искусства, а также культура и архитектура минойской, микенской и этрусской цивилизаций. См.: Искусство железного века.
Первые картины появились в пещерах Аджанты в Индии около 200 лет до н.э. Подробнее см.: Классическая индийская живопись (до 1150 г. н.э.).
- Искусство каменного века: доисторическая культура
- Доисторическая цветовая палитра: пигменты художников каменного века
- Древнейшее доисторическое искусство: купулы, гравюры, наскальные рисунки, резьба по слоновой кости
- История искусства: истоки и эволюция изобразительного искусства
- Хронология доисторического искусства
- «Платформа»: круглый стол о физике и метафизике городского пространства
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Характеристики
Самые ранние формы доисторического искусства чрезвычайно примитивны... Только в верхнем палеолите (примерно с 40 000 лет до н. э.) человек современного анатомического вида создаёт узнаваемые резные фигурки и изображения.
Не согласен. Настоящие произведения декоративного искусства появились еще в ашельскую эпоху. Например, известны ашельские рубила, украшенные декоративными включениями, явно намеренно размещенными в центре орудия. Охра, минеральный пигмент, при помощи которого создано множество наскальных рисунков, также вошла в широкое употребление еще в ашельскую эпоху, хотя произведения изобразительного искусства столь ранней эпохи мне неизвестны. Возраст пиктограмм, оставленных неандертальцами на стенах испанских пещер Ardales и Maltravieso, составляет более 64 тыс лет. Изображения плохо сохранились, но вполне узнаваемы. В ориньякскую эпоху так называемый "взрыв наскального искусства" объясняется лишь демографическим взрывом, связанным с появлением в Европе Homo sapiens, наших предков, пришедших из Африки и принесших с собой собственную культурную традицию. А зарождение доисторического искусства имело место гораздо раньше, не в верхнем, а в среднем или даже в нижнем палеолите.
Комментирование недоступно Почему?