Доисторическое искусство читать ~37 мин.
Большая часть искусства каменного века была создана для выражения идей или информации. Это касается большинства наскальных рисунков с животными, ручных трафаретов и всех абстрактных символов. Иными словами, все эти виды искусства функционировали как «пиктограммы» и, вероятно, служили фоном для множества доисторических церемоний.
Введение в доисторическое искусство
Типы
Археологи выделили 4 основных типа искусства каменного века, а именно:
❶ Петроглифы (купулы, наскальные рисунки и гравюры);
❷ Пиктограммы (графические образы идеоморфы идеограммы или символы) – категория, которая включает наскальную живопись и рисунки;
❸ Доисторическая скульптура (включая небольшие тотемные статуэтки известные как фигурки Венеры, различные формы резьбы по слоновой кости с зооморфом и териантропом, а также рельефные скульптуры); и
❹ Мегалитическое искусство (петроформы или любые другие произведения, связанные с расположением камней). Произведения искусства, нанесённые на неподвижную каменную поверхность, относятся к настенному искусству; переносные работы относятся к мобильному искусству.
Характеристики
Самые ранние формы доисторического искусства чрезвычайно примитивны. Например, купула – таинственный тип палеолитической культурной маркировки – представляет собой не более чем полусферическую или чашевидную очистку поверхности скалы. Ранние скульптуры, известные как Венеры Тан-Тан и Берехат Рам, являются настолько грубыми изображениями гуманоидных форм, что некоторые эксперты сомневаются, являются ли они вообще произведениями искусства. Только в верхнем палеолите (примерно с 40 000 лет до н.э.) человек современного анатомического вида создаёт узнаваемые резные фигурки и изображения. Ориньякская культура, в частности, является свидетелем взрыва наскального искусства, включая наскальные рисунки Эль-Кастильо, монохромные пещерные фрески в Шове, Человек-лев из Холенштайн-Штаделя, Венера из Холе Фельс, изображения животных из Швабской Юры, наскальные изображения аборигенов из Австралии и многое другое. Более поздние культуры, Граветтская и Мадленская, породили ещё более сложные версии доисторического искусства, особенно многоцветных пятнистых лошадей Печ-Мерля и сенсационные наскальные рисунки в Ласко и Альтамире.
Датирование и хронология доисторического искусства
В настоящее время доступен ряд очень сложных методов, таких как радиометрическое тестирование, датирование урана и тория, термолюминесценция, чтобы помочь установить дату древних артефактов, относящихся к эпохе палеолита и позже. Однако датирование древнего искусства не является точной наукой и результаты часто зависят от тестов, проведённых на «слое» земли и обломков, в котором находился артефакт или – в случае наскальной гравюры – от анализа содержания и стиля маркировки. (Например, рисунки животных с использованием обычных боковых профилей обычно старше, чем рисунки с использованием трехчетвертных профилей). Хронологический список дат и событий, связанных с культурой каменного века, см. здесь: Хронология доисторического искусства.
Предыстория
Основные геологические эпохи:
ПЛИОЦЕН (около 5 300 000 до н.э.)
Эта эпоха примерно начинается с появления вертикальных ранних гоминидов. Они были слишком заняты, пытаясь остаться в живых, чтобы творить искусство. Этот период заканчивался 2,5 миллиона лет назад, когда люди впервые начали изготавливать инструменты, но геологи расширили его до 1,6 миллиона лет до нашей эры, включив в него ранний период нижнего палеолита.
ПЛЕЙСТОЦЕН (около 1,6 млн – 10 000 лет до н.э.)
Это геологический период, который охватывает самые последние оледенения Земли. Он включает более позднюю часть нижнего палеолита, а также периоды среднего и верхнего палеолита. Он стал свидетелем появления современного человека и великих произведений палеолитического наскального искусства, такого как купулы, петроглифы, гравюры, пиктограммы, наскальные росписи, скульптура и керамика. Термин плейстоцен происходит от греческих слов (pleistos «самый») и (kainos «новый»). Для любителей фактов, плейстоцен – это третий этап неогенового периода или 6-я эпоха кайнозойской эры.
ГОЛОЦЕН (ок. 10 000 лет до н.э. – сейчас).
В доисторическую эру этот геологический период ознаменовался рождением человеческой цивилизации, а также ряда сложных картин, бронзовых скульптур изысканной керамики, пирамид и мегалитических монументов, а также архитектуры. Как и его предшественник, плейстоцен, эпоха голоцена является геологическим периодом и её название происходит от греческих слов («holos», целое) и («kainos», новый), что означает «совсем недавно». Он разделён на 4 пересекающихся периода: мезолит (средний каменный век), неолит (новый каменный век), бронзовый век и железный век.
Доисторическая культура
Самая продолжительная фаза культуры каменного века известная как период палеолита – это культура охотников-собирателей, которую обычно делят на три части:
❶ нижний палеолит (2 500 000 – 200 000 лет до н.э.)
❷ средний палеолит (200 000 – 40 000 лет до н.э.)
❸ верхний палеолит (40 000 – 10 000 лет до н.э.).
После этого наступает переходная фаза, называемая периодом мезолита (иногда его называют также эпипалеолитом), заканчивающимся распространением сельского хозяйства, за которым следует период неолита (новый каменный век), который засвидетельствовал создание постоянных поселений. Каменный век заканчивается, когда каменные орудия уступают место новым продуктам металлургии бронзы и железа, за ним следуют бронзовый век и железный век.
Все периоды являются приблизительными. Даты для конкретных культур приведены только в качестве ориентира, поскольку сохраняются разногласия по поводу классификации, терминологии и хронологии.
Быстрая хронология доситорического искусства
Эра палеолита (около 2 500 000 – 10 000 лет до н.э.)
Характеризуется культурой жизнеобеспечения каменного века и эволюцией человеческого вида от первобытных австралопитов через Homo erectus и Homo sapiens до анатомически современных людей. См.: Искусство и культура палеолита.
Нижний палеолит (2 500 000 – 200 000 лет до н.э.)
Олдуванская культура (2 500 000 – 1 500 000 лет до н.э.)
Ашельская культура (1 650 000 – 100 000 лет до н.э.)
Клактонская культура (около 400 000 – 300 000 лет до н.э.)
Средний палеолит (200 000 – 40 000 лет до н.э.)
Мустьерская культура (300 000 – 30 000 лет до н.э.)
Культура леваллуазских чешуйчатых орудий (доминирующая около 100 000 – 30 000 лет до н.э.)
Верхний палеолит (40 000 – 8 000 лет до н.э.)
Ориньякская культура (40 000 – 26 000 лет до н.э.)
Перигорская (Шательперронская) культура (35 000 – 27 000 лет до н.э.)
Граветтская культура (26 000 – 20 000 лет до н.э.)
Солютрейская культура (19 000 – 15 000 лет до н.э.)
И перигордианская (также известная как Chatelperronian), и солютрейская культуры не сильно связаны с художественными достижениями. Считается, что произведения искусства, созданные в их эпоху испытали влияние других культур.
Эпоха мезолита (с 10 000 лет до н.э.)
Эта эпоха соединяет культуру ледникового периода верхнего палеолита с незамерзающей земледельческой культурой неолита. Для него характерны более развитые охотничьи навыки, рыболовство и рудиментарные формы земледелия.
Эра неолита (начиная с 8000~4000 лет до н.э. до 2000 лет до н.э.)
Эта эпоха характеризуется земледелием, одомашниванием животных, оседлыми сообществами и возникновением важных древних цивилизаций (например, шумерской, египетской). Доминируют переносное искусство и монументальная архитектура.
Эволюция человека: от топоров к искусству
Как доисторическому человеку удалось оставить после себя такое богатое культурное наследие наскального искусства? Ответ: развивался мозг, становился более крупным и сложным. Производительность мозга напрямую связана с рядом «высших» функций, таких как язык и творческое выражение.
Большинство палеонтологов и палеоантропологов сходятся во мнении, что человеческий вид (Homo) отделился от горилл в Африке около 8 миллионов лет до нашей эры и от шимпанзе не позднее 5 миллионов до нашей эры. Открытие черепа гоминида (Sahelanthropus tchadensis), датированного примерно 7 миллионами лет назад, может указывать на более раннее разделение видов. Самые ранние гоминиды включали такие виды, как Australopithecus afarensis и Paranthropus robustus (объем мозга 350-500 куб. см).
Примерно 2,5 миллиона лет до нашей эры некоторые люди начали изготавливать каменные орудия (например, очень грубые чопперы и ручные топоры) и появились новые виды, такие как Homo habilis и Homo rudolfensis (объем мозга 590-690 куб. См). К 2 миллионам лет до нашей эры появилось больше видов людей, таких как Homo erectus (объем мозга 800-1250 куб. см). В течение следующих 500 000 лет Homo erectus распространился из Африки на Ближний Восток, в Азию и Европу.
Между 1,5 млн. и 500 000 лет до н.э. Homo erectus и другие варианты людей породили более высокоразвитые типы Homo известные как архаический Homo sapiens. Группа художников одного из этих архаичных видов Homo sapiens создала петроглифы и купулы Бхимбетки в пещере Аудиториум, расположенной в Бхимбетке в Индии и в Дараки-Чаттане. Эти купулы – древнейшее искусство на земле.
Начиная с 500 000 лет до н.э. эти новые типы трансформировались в Homo sapiens, примером чего является неандерталец (с 200 000 лет до н.э. или ранее). У неандертальцев размер мозга составлял около 1500 кубических сантиметров, что на самом деле больше, чем у современного человека, поэтому очевидно, что объём черепа – не единственный показатель интеллекта: внутренняя архитектура мозга тоже важна. По всей вероятности, неандертальские скульпторы (или их современники) создали знаменитые статуэтки известные как Венера из Берехат-Рама и Венера из Тан-Тана, а также гравюры на охристом камне в пещере Бломбос в Южной Африке и купулы в Дордони, каменном убежище в Ла Феррасси.
Наконец, около 100 000 лет до н.э. «Анатомически современный человек» появился откуда-то из Африки к югу от Сахары и, как и его предшественники, направился на север: достигнув Северной Африки примерно к 70 000 лет до н.э. И обосновавлся в Европе не позднее начала верхнего палеолита (40 000 лет до н.э.). Художники и скульпторы, принадлежащие к современному человеку (например, кроманьонец, человек Гримальди), создали великолепную наскальную живопись во Франции и на Пиренейском полуострове, а также миниатюрные скульптуры «Венеры» и резные фигурки из слоновой кости в Швабском Юре, найденные в пещерах Фогельхерд, Холе Фельс и Холенштайн-Штадель.
Примечание: Традиционно доисторическая живопись и скульптура не классифицируются как примитивизм или примитивное искусство – категория, которая обычно зарезервирована для более позднего племенного искусства.
Период палеолита (около 2 500 000 – 10 000 лет до н.э.)
Традиционно этот период делится на три части: нижний палеолит, средний палеолит и верхний палеолит, каждая из которых знаменует собой прогресс (особенно в технологии создания инструментов) среди различных человеческих культур. По сути, палеолитический человек жил исключительно за счёт охоты и собирательства, в то время как его преемники во времена позднего мезолита и неолита разработали системы земледелия и, в конечном итоге, постоянные поселения.
Выжить было нелегко, не в последнюю очередь из-за многочисленных неблагоприятных климатических изменений: в четырёх разных случаях северные широты пережили ледниковые периоды, что привело к непоследовательным волнам замерзания и таяния и спровоцировало миграции или массовую смерть. Фактически, на развитие человеческой культуры во времена палеолита неоднократно и глубоко влияли факторы окружающей среды. Палеолитические люди были собирателями еды, которые зависели от охоты на диких животных, рыбной ловли и сбора ягод, фруктов и орехов. Только около 8000 лет до н.э. были приняты более безопасные методы добывания пищи (сельское хозяйство и приручение животных).
Каменные инструменты – Ключ к цивилизации, культуре и искусству
Каменные орудия труда были инструментами, с помощью которых ранний человек развивался и прогрессировал. Вся человеческая культура основана на изобретательности и умственных способностях наших ранних предков в создании все более совершенных инструментов, которые позволяли им выживать и процветать. В конце концов изобразительное искусство – это просто отражение общества, а доисторические общества во многом определялись типом используемых инструментов. Фактически, палеолитическая культура нанесена на карту и классифицирована в соответствии с передовыми инструментальными технологиями.
Кстати, многие из самых ранних археологических находок артефактов каменного века были сделаны во Франции, поэтому французские топонимы долгое время использовались для обозначения различных палеолитических подразделений, несмотря на существующие региональные различия.
Технология инструмента каменного века
Первые каменные орудия (эолиты) появились более двух миллионов лет назад – их делали не только из камня, но и из всех видов органических материалов (дерева, кости, слоновой кости, рога). Однако большинство археологических находок относятся к более прочным камням. Самые старые человеческие орудия труда были простыми каменными молотками, например, найденными в ущелье Олдувай в Танзании.
По мнению палеоантропологов, человек эпохи палеолита создал четыре типа инструментов. Это были:
❶ булыжники (с одной заострённой кромкой для резки или рубки);
❷ Двусторонние инструменты (например, ручные топоры);
❸ чешуйчатые инструменты; и
❹ лезвийные инструменты. В конечном итоге вошли в употребление все типы и для их производства были созданы новые инструменты, при этом старые методы сохранялись до тех пор, пока они были необходимы для данной цели.
Эпоха нижнего палеолита (2 500 000 – 200 000 лет до н.э.)
Это самый ранний период палеолита. Он проходит от первого появления человека как млекопитающего, изготавливающего орудия труда, до важных эволюционных и технологических изменений, которые ознаменовали начало среднего палеолита. Он стал свидетелем появления трёх различных культур, основанных на инструментах:
❶ культура Олдувана (2 500 000 – 1 500 000 лет до н.э.);
❷ ашельская культура (1 650 000 – 100 000 лет до н.э.); и
❸ клактонская культура (ок. 400 000 – 300 000 лет до н.э.). В известном смысле, каменные орудия труда представляли «искусство» этого периода – ключевую форму творческого самовыражения человека.
Орудийные культуры нижнего палеолита
Олдувайская культура (2 500 000 – 1 500 000 лет до н.э.)
Жители Олдувайского ущелья в Серенгети (Танзания) создали первые каменные орудия труда, которые использовал доисторический человек в нижнем палеолите. Олдувайская культура зародилась около 2,5 миллионов лет назад, впервые появившись в бассейнах Гона и Омо в Эфиопии. Ключевой особенностью производства инструментов там был метод измельчения камней для создания режущей кромки. Большинство инструментов были созданы с помощью одного удара одного камня о другой, чтобы создать отщеп с острыми краями.
Ашельская культура и искусство (1 650 000 – 100 000 лет до н.э.)
Ашельская культура была самой важной и доминирующей традицией изготовления орудий труда в эпоху нижнего палеолита по всей Африке и большей части Азии и Европы. Названная в честь типичной деревни Сен-Ашель на севере Франции и связанная с Homo ergaster, Homo heidelbergensis и западным Homo erectus, ашельские пользователи инструментов с их характерными овальными и грушевидными ручными топорами были первыми группами людей, которые успешно расширили свой регион проживания в Евразию. Судя по изысканной конструкции этих орудий, неудивительно, что раннее искусство человека каменного века восходит к ашельской культуре. Кроме того, теперь археологи считают, что ашельские народы были первыми, кто испытал огонь (около 1,4 миллиона лет до н.э.) в результате удара молнии, хотя, что удивительно, только примерно к 8000 году до н.э. человек научился управлять им.
Клактонская культура (ок. 400 000–300 000 до н.э.)
Термин описывает культуру европейского производства кремнёвых орудий или «искусство», связанное с Homo erectus, относящееся к раннему периоду межледниковья известному как Hoxnian, Mindel-Riss или Гольштейнское межледниковье (приблизительно 300 000 – 200 000 лет до н.э.).
Он был назван в честь типовых участков, расположенных в Клактон-он-Си, на юго-восточном побережье Англии и в Суонскомбе в графстве Кент. Последний также предоставил доказательства существования подвида Homo erectus, известного как Суонскомбский человек. Клактонские инструменты иногда имели насечки, что указывало на то, что они были прикреплены к рукоятке или древку.
Наскальные изображения нижнего палеолита
Самые ранние зарегистрированные образцы человеческого искусства были созданы во время нижнего палеолита в пещерах и скальных убежищах центральной Индии. Они состояли из ряда петроглифов (10 купул и гравировка или бороздка), обнаруженных в 1990-х годах в каменном убежище из кварцита (пещера Аудиториум) в Бхимбетке в центральной Индии. Это наскальное искусство датируется по крайней мере 290 000 лет до нашей эры. Однако может оказаться, что оно намного старше (около 700 000 лет до н.э.). Считается, что археологические раскопки из второй пещеры в Дараки-Чаттане в том же регионе относятся к тому же возрасту.
Следующее по возрасту доисторическое искусство нижнего палеолита относится к концу этого периода. Две примитивные фигурки – Венера из Берехат-Рама (найденная на Голанских высотах) и Венера из Тан-Тана (обнаруженная в Марокко) были датированы примерно 200 000 – 500 000 годами до нашей эры (первая более древняя).
Эпоха среднего палеолита (200 000 – 40 000 лет до н.э.)
Период среднего палеолита – это второй этап эпохи палеолита применительно к Европе, Африке и Азии. Доминирующей палеолитической культурой была мустьерская индустрия производства чешуйчатых орудий труда, в значительной степени характеризующаяся острым и боковым скребком, связанным (в Европе) с Homo neanderthalensis. Это не был период великих изобретений – простые ручные топоры, например, всё ещё регулярно использовались, но значительные улучшения были сделаны в основном процессе изготовления инструментов, а также в ассортименте и правильном использовании производимых орудий. К концу периода мустьерские инструменты были усовершенствованы другой культурой известной как леваллуа и практиковались в Северной Африке, на Ближнем Востоке и даже в Сибири.
Мустьерская культура (300 000 – 30 000 лет до н.э.)
Название «Мустьерская» происходит от места раскопок в Le Moustier, пещеры в регионе Дордонь на юге Франции, хотя та же технология применялась в неледниковых зонах Европы, а также на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Формы инструментов отличались широким разнообразием специализированных форм, включая зазубренные края. Эти новые конструкции лезвий помогли уменьшить потребность людей использовать свои зубы для выполнения определённых задач, тем самым способствуя уменьшению черт лица и челюсти у более поздних людей.
Инструментальный процесс
Мустьерский человек смог стандартизировать процесс изготовления инструментов и тем самым повысить эффективность, возможно, за счёт разделения и специализации труда. Мастера инструментов приложили огромные усилия для создания лезвий, которые можно было бы регулярно затачивать, тем самым продлевая срок службы инструментов. Их производство зубчатых лезвий, специальных скребков для шкуры животных и т.п. проиллюстрировано успехом неандертальца в охоте на крупных мамонтов, деятельности, которая потребовала гораздо большей социальной организации и сотрудничества.
Леваллуазская культура чешуйчатых орудий (ок. 100 000 – 30 000 лет до н.э.)
Леваллуазская культура, названная в честь пригорода Парижа, является важной культурой обработки кремнёвой гальки, характеризующаяся усовершенствованной техникой производства каменных лезвий. Это предполагало предварительное формирование основного камня в выпуклую форму наподобие черепахи, чтобы получить из него большие осколки. Леваллуазская культура оказала влияние на многие другие отрасли производства каменных орудий среднего палеолита.
Искусство среднего палеолита
Одним из немногих произведений искусства, относящихся к среднему палеолиту, является пара охристых скал, украшенных абстрактными штриховками, найденных в пещерах Бломбос к востоку от Кейптауна. (См. также: Доисторические абстрактные знаки). Это один из старейших образцов африканского искусства, датируемый 70 000 лет до нашей эры. После Бломбоса идут гравюры на яичной скорлупе Дипклуфа, датируемые 60 000 годом до нашей эры. Вероятно, что к концу верхнего палеолита художники-люди начали создавать примитивные формы океанического искусства в юго-западной части Тихого океана и очень ранние типы племенного искусства по всей Африке и Азии, хотя мало что сохранилось. См. Также купулы в пещере неандертальцев Ла Феррасси. во Франции.
Эпоха верхнего палеолита (40 000 – 8 000 лет до н.э.)
Верхний палеолит – последняя и самая короткая стадия палеолита: менее 15 процентов протяжённости предшествующего среднего палеолита. Когда говорят об Африке, это чаще называют поздним каменным веком. В дополнение к более специализированным инструментам и более сложному образу жизни культура верхнего палеолита породила первое широко распространённое появление человеческой живописи и скульптуры, которые появились одновременно почти во всех уголках земного шара. Кроме того, с начала периода верхнего палеолита неандертальский подвид Homo sapiens был заменён «анатомически современными людьми» (например, кроманьонским человеком, человеком-чанселадом и человеком Гримальди), которые стали единственными гоминидами, обитающими на континенте Европа. Но посмотрите, например, гравюру неандертальца в пещере Горхэма, Гибралтар (37 000 лет до н.э.).
Каменные инструментальные культуры
Пятью основными инструментальными периодами верхнего палеолита были
❶ перигорский (он же шательперронский);
❷ ориньякский;
❸ граветский;
❹ солютрейский;
❺ мадленский.
Верхнепалеолитическое общество
В ту эпоху были построены первые искусственные жилища (в основном полуподземные ямы), в то время как расположение поселений указывает на более сложный образец социального взаимодействия, включающий коллективную охоту, организованную рыбалку, социальное расслоение, церемониальные мероприятия, сверхъестественные и религиозные ритуалы. Другие события включали начало частной собственности использование игл и ниток и одежды.
Искусство верхнего палеолита
Период верхнего палеолита стал свидетелем зарождения изобразительного искусства, включая рисунок, лепку, скульптуру и живопись, а также украшения, и ранние формы музыки и танцев. Тремя основными видами искусства были наскальная живопись, наскальная гравюра и миниатюрная фигурная резьба.
Наскальная живопись верхнего палеолита
В этот период доисторическое общество начало принимать ритуалы и церемонии – квазирелигиозного или шаманского характера. В результате некоторые пещеры были зарезервированы как галереи доисторического искусства, где художники начали рисовать животных и сцены охоты, а также различные абстрактные или символические рисунки.
Пещерное искусство впервые появилось во время ранней ориньякской культуры, например точки и ручные трафареты: рисунки пещеры Кастильо (около 39 000 лет до н.э.), трафареты и изображения животных в пещерах Сулавеси (около 37 900 лет до н.э.), переносные пещерные рисунки Фумане (около 35 000 лет до н.э.) и сказочные монохромные наскальные рисунки животных в Шове (около 30 тыс. лет до н.э.). Недавнее открытие – это пещерное искусство Колибайя (30 000 лет до н.э.), датированное методом радиоуглеродного анализа, на северо-западе Румынии.
Примеры граветтского искусства включают доисторические ручные трафареты в (ныне подводной) пещере Коскер (около 25 000 лет до н.э.) и пещере Рукадур (24 000 лет до н.э.), а также изображения полихромным углём и охрой в Пеш-Мерле (около 25 000 лет до н.э.) и пещере Кугнаке (около 23 000 лет до н.э.). Но, без сомнения, самым запоминающимся искусством того периода являются трафареты рук в пещере Гаргас (25 000 лет до н.э.) с пугающим множеством изуродованных пальцев.
Во время солютрейского периода доисторические художники (под влиянием поздних граветтских традиций) начали работу над своими великолепными полихромными изображениями лошадей, быков и других животных в пещере Ласко (с 17 000 лет до н.э.) и испанской кантабрийской пещере Ла-Пасьега (с 16 000 лет до н.э.).
Мадленская наскальная живопись хорошо представлена полихромными изображениями бизонов и оленей в пещере Альтамира в Испании (с 15 000 лет до н.э.), изображениями оленей на оленьих рогах, найденными во французской пещере Лорте (с 15 000 лет до н.э.), раскрашенными гравюрами в пещере Фон-де-Гом (14 000 лет до н.э.), чёрные изображения мамонтов в пещере Руффиньяк (14 000 лет до н.э.), красные и чёрные рисунки в пещере Тито Бустильо (14 000 лет до н.э.) и русские наскальные рисунки Каповой пещеры (около 12 500 лет до н.э.) в Башкортостане.
В Австралии самым старым наскальным искусством является рисунок углём Наварла Габарнманг в Арнемленде, Северная территория, который датируется углеродом 26 000 лет до нашей эры. Наскальные рисунки в Кунальде датируются 18 000 лет до нашей эры, а фигуративные картины Брэдшоу датированы 15 500 годом до нашей эры. В Африке рисунки фигурок животных углём и красной охрой на камнях пещеры Аполлон 11 в Намибии датируются 25 500 годом до нашей эры, а в Северной и Южной Америке изображения ручных трафаретов в Пещере рук в Аргентине датируются около 9500 лет до н.э.
Подробнее о цветных пигментах, которые использовали пещерные художники каменного века, см.: Доисторическая палитра цветов.
Наскальная гравюра верхнего палеолита
Примером гравюры верхнего палеолита являются следующие памятники: Абри-Кастане (35 000 лет до н.э.), Грот-де-Дё-Увертюрс (26 500), Пещера Кюссак (25 000), пещера Коскер (25 000), Пещера Ле-Плакар (17 500), Рок-де-Серс (17 200), пещера Ласко (17 000), пещера Руффиньяк (14 000), пещера Труа Фрер (13 000) и Пещера Ле Комбарель (12 000).
Дальше наскальное искусство аборигенов зародилось на севере Австралии, куда первые «современные» люди прибыли из Юго-Восточной Азии. Считается, что наскальные изображения Убирра и Кимберли датируются 30 000 лет до нашей эры, как и древние наскальные рисунки на полуострове Бурруп в Пилбаре, Западная Австралия. Все эти австралийские палеолитические памятники славятся своими гравированными рисунками под открытым небом, тогда как почти все европейские гравюры были созданы внутри пещер: ведущим исключением являются гравюры долины Коа, Португалия (22 000 лет до н.э.).
Скульптура верхнего палеолита
Художники верхнего палеолита создали огромное количество небольших скульптур женских фигур известных как статуэтки Венеры. В ориньякские времена к ним относились Венера Холе Фельс (слоновая кость, 35 500 лет до н.э.) и Венера Гальгенберга (также известная как Фигурка Стратцинга) (около 30 000 лет до н.э.). В течение следующей граветской культуры появилось больше, например: Венера из Долни Вестониц (керамическая глиняная фигурка: около 26 000 лет до н.э.); Венера Монпазье (лимонит, резьба: 25 000 лет до н.э.); Венера из Виллендорфа (Оолитовая известняковая скульптура: 25 000 лет до н.э.); Венера Савиньяно (24 000 лет до н.э.); Венера Мораванская (резьба по слоновой кости мамонта: около 24 000 лет до н.э.); Венера Лаусельская (скульптура из известняка: около 23 000 лет до н.э.); Венера из Брассемпуи (из слоновой кости 23 000 до н.э.); Венера Леспюг (из кости мамонта 23 000 лет до н.э.); Костёнковские Венеры (резьба из кости мамонта 22 000 лет до н.э.), Венера из Гагарино (вулканическая порода 22 000 до н.э.), Венеры из Авдеево (слоновая кость 20 000 до н.э.), Зарайске Венеры (слоновая кость 20 000 до н.э.) и Венеры с Мальты (слоновая кость 20 000 лет до н.э.) – и это лишь некоторые из них. Другие примеры не женского пола включают Человека-льва из Холестайн-Штадель (слоновая кость, около 38 000 лет до н.э.). О более поздних скульптура Мадленского периода см: Венера из Елисеевичей (14 000 лет до н.э.), Немецкая Венера из Энгена («Петерсфельсская Венера») (13 000 лет до н.э.) и Венера из Монруса-Невшателя (ок. 10 000 до н.э.), последняя из фигурок эпохи верхнего палеолита.
Рельефная скульптура верхнего палеолита
Рельефная скульптура каменного века представлена рельефом из известняка Дордонь известным как Венера Лоссельская (около 23 000–20 000 до н.э.); красивая резьба с перигорским лососем и форелью в пещере Абри-дю-Пуассон (около 23–20 тыс. лет до н.э.); исключительный фриз в пещере Рок-де-Серс (17 200 лет до н.э.) в Шаранте; Фриз Кап-Бланк (15 000 лет до н.э.) в Дордони; рельефы бизонов в Тюк д’Адубер (13 500 до н.э.), найденные в Арьеже и известняковый фриз в Рок-о-Сорсьер (около 12 000 лет до н.э.), обнаруженный в Англь-Сюр-л’Англен в Вене.
Технология орудий верхнего палеолита
Произошёл капитальный прогресс инструментального производства. Исчезли старые ручные топоры и осколковые инструменты, появился широкий спектр разнообразных и специализированных инструментов, сделанных из специально обработанных камней. Среди них были наконечники для копья и стрел, а также фирменный клинок в форме восьмёрки. Появились ручные инструменты, гарпун, специальное рыболовное снаряжение, ряд резцов и скребков. Кроме кремня, широко использовались такие материалы, как слоновая кость и рога.
Художественные и орудийные культуры верхнего палеолита
Ориньякская культура (ок. 40 000 – 26 000 до н.э.)
Одна из нескольких культур, сосуществовавших в Европе в верхнем палеолите, она также практиковалась даже на юго-западе Азии, её название происходит от типового памятника около деревни Ориньяк в Верхней Гаронне, Франция. Инструменты включали сложные костяные орудия, такие как наконечники с прорезями для крепления к рукояткам и копьям, скребки, резцы, долота и дубинки военного образца.
Ориньякское искусство также стало свидетелем первых значительных проявлений изящной живописи и скульптуры: феномен, который продолжался на протяжении всей остальной части эпохи верхнего палеолита. Известные примеры включают красные абстрактные символы в Эль-Кастильо, монохромные фрески в пещерах в Шове и Колибаиа и ранние фигурки Венеры со всей Европы. Другие ориньякские наскальные изображения включали ручные трафареты, начертания пальцев, гравюры и барельефы.
Кроме того, люди ориньякской культуры создали первые личные украшения из слоновой кости, такие как браслеты, ожерелья, подвески и бусы. Это растущее самосознание вместе с рождением изящного искусства отмечает ориньякцев как первую современную культуру каменного века.
Перигорская / Шательперронская культура: (ок. 33-27 тыс. до н.э.)
Шательперроний был важной культурой верхнего палеолита центральной и южной Франции. Унаследованный от более раннего мустье, практикуемого неандертальцами, он использовал технологию леваллуазских чешуек, с помощью которой производились зубчатые и зазубренные каменные инструменты, а также фирменные кремнёвые лезвия (возможно использовавшиеся для изготовления украшений) с затупленными спинками известные как «острия Шательперрона». С этой культурой не связано никакого особого искусства.
Граветтская культура (ок. 26 000 – 20 000 до н.э.)
Напзвание граветтской культуры верхнего палеолита происходит от типового памятника Ла-Граветт в департаменте Дордонь во Франции. Его фирменным инструментом (производным от Шательперронского), который практикуется в Восточной, Центральной и Западной Европе, был небольшой заострённый клинок с тупой, но прямой спинкой, называемый Gravette Point. Личные украшения продолжали изготавливаться и стало очевидно, что все больше и больше личной собственности указывает на растущую степень социального расслоения.
Граветтское искусство невероятно богато как наскальными рисунками, так и портативными скульптурными произведениями. Примером первого является прекрасный трафарет в пещере Коскер и цветные рисунки углём и охрой в пещере Печ-Мерль. Самая известная граветтская скульптура состоит из фигурок Венеры, таких как Венеры Дольни-Вестонице (Чехия), Виллендорфа (Австрия), Савиньяно (Италия), Костёнки (Россия), Мораван (Словакия), Лосселя (Франция), Брассемпуи (Франция), Леспуга (Франция) и Гагарино (Россия).
Солютрейская культура (около 20 000–15 000 до н.э.)
Эта культура происходит из типового поселения Солютре в районе Макон на востоке Франции. Любопытно, что создатели солютрейских инструментов, похоже, разработали ряд уникальных передовых технологий, некоторые из которых не использовались в течение нескольких тысяч лет после их ухода. В любом случае, солютрейцы производили лучшие палеолитические изделия из кремня в Западной Европе.
Однако около 15000 лет до н.э. солютрейская культура таинственным образом исчезает из археологических памятников. Некоторые палеоантропологи считают, что есть сходство между солютрейцами и более поздней североамериканской культурой Кловис (о чем свидетельствуют артефакты, найденные в Блэкуотер-Дро в Нью-Мексико, США), что указывает на то, что солютрейцы мигрировали через замёрзшую Атлантику в Америку. Другие эксперты считают, что солютрейская культура была поглощена волной новых захватчиков.
Солютрейское искусство
Возможно из-за своей ориентации на инструментальную технику, солютрейское искусство известно, прежде всего, своими достижениями в гравюре и рельефной скульптуре – см., например, сказочные наскальные рисунки и фриз в пещере Рок-де-Серс (около 17 200 лет до н.э.) – хотя и великолепные наскальные рисунки Ласко относятся к тому периоду. Эксперты считают, что художники, создавшие фрески пещерах в Ласко и Ла-Пасьеге испытали влияние культуры позднего граветта или ранней Мадлены.
Древняя керамика также появилась в это время в Восточной Азии. Самые старые известные осколки посуды происходят из пещеры Сяньрэндун (около 18000 лет до н.э.), обнаруженной на северо-востоке провинции Цзянси, Китай. После этого идёт пещерная керамика Ючанян (около 16000 лет до н.э.), керамика из китайской провинции Хунань и керамика бассейна реки Амур (14 300 лет до н.э.). Между тем, в Японии, первая керамическая посуда – Дзёмон (14 500 лет до н.э.). Для получения более подробной информации в хронологии см.: Хронология гончарного искусства.
Мадленская культура (ок. 15 000 – 8 000 лет до н.э.)
Мадлены – последняя культура периода и апогей палеолитического искусства древнекаменного века. Его название происходит от шрифтового памятника Ла Мадлен возле Ле-Эзи во французском Дордони. Мадленская технология изготовления инструментов определяется производством более мелких и сложных инструментов (от зазубренных наконечников до игл, хорошо обработанных скребков до резцов в форме клюва попугая) изготовленных из тонких осколков кремня и животных источников (кости, в т.ч. слоновой и т.д.). Специализированные функции и деликатность обработки свидетельствуют о новом периоде технологического развития.
Мадленское искусство
Мадленская культура придавала все большее значение эстетическим объектам, таким как личные украшения, церемониальные аксессуары, одежда и особенно изобразительное искусство. Керамика также появилась в Европе – см., например, статью о керамике Вела Спила (15 500 лет до н.э.) из Хорватии.
Действительно, культурные горизонты народа Мадленского периода легко оценить изучив подъем рисунка, живописи, рельефной скульптуры того времени. Примером являются рисунки пещеры Алтимира, символизм которых, в частности, представляет собой первую попытку людей навязать своё собственное чувство смысла об относительно неопределённом мире, а также гравюры в пещере Аддаура (11000 лет до н.э.), чей стиль выглядит удивительно современно. Эта непреодолимая тенденция – всего за несколько тысячелетий – приведёт к появлению пиктограмм иероглифов и письменности. Подробнее см.: Мадленское искусство.
Обратите внимание: даты следующих четырёх периодов предыстории очень приблизительны. В случае мезолита и неолита это связано с тем, что их определяющие характеристики проявлялись в разное время в зависимости от климатических условий региона или страны. В случае бронзового и железного веков это связано с тем, что определённые цивилизации развили металлургические навыки в разное время. Таким образом, не существует универсальных дат начала и конца этих эпох, поэтому наше внимание сосредоточено на Европе.
Мезолитическая культура
c. 10 000 – 4 000 до н.э. – Северная и Западная Европа
ок. 10 000 – 7 000 до н.э. – Юго-Восточная Европа
ок. 10 000 – 8 000 до н.э. – Ближний Восток и остальной мир.
Период мезолита – это переходная эпоха между охваченной льдом культурой охотников-собирателей верхнего палеолита и земледельческой культурой неолита. Чем больше влияние отступающего льда на окружающую среду региона, тем дольше длилась эра мезолита. Таким образом, в районах, где не было льда (например, на Ближнем Востоке), люди довольно быстро перешли от охоты и собирательства к сельскому хозяйству. Следовательно, их мезолитический период был коротким и часто упоминается как эпипалеолит. Для сравнения: в районах, где снежный покров превратился в ледяной, эпоха мезолита и его культура длились намного дольше.
ПРИМЕЧАНИЕ. Термин «мезолит» больше не используется для обозначения всемирного периода эволюции европейской культурной эволюции. Вместо этого он описывает только ситуацию в северо-западной Европе – Скандинавии, Великобритании, Франции, Нидерландах, Дании, Германии и Центральной Европе.
Европейские жители эпохи мезолита
Археологические открытия мезолитических останков свидетельствуют о большом разнообразии рас. К ним относятся Азильский человек (Бавария); несколько более поздних типов кроманьонцев; типы людей-брахицефалов (с коротким черепом); и типы людей-долихоцефалов (с длинным черепом).
Европейские мезолитические культуры
Когда лёд исчез и его место заняли луга и леса, мобильность и гибкость стали более важными при охоте и добыче пищи. В результате мезолитические культуры характеризуются небольшими и более лёгкими кремнёвыми орудиями, большим количеством рыболовных снастей, каменных тёсел, луков и стрел. Постепенно, по крайней мере в Европе, охота и рыбалка уступили место земледелию и приручению животных. Три основные европейские мезолитические культуры: азильская, тарденоазийская и маглемозийская. Азильская культура связана с каменной обработкой, в основном микролитической. Тарденуазская культура известна изготовлением небольших кремнёвых лезвий и небольших кремнёвых орудий геометрической формы, а также костяных гарпунов использующих кремнёвые осколки в качестве зазубрин. Маглемозийская (Северная Европа) была культурой костей и рогов, производящей кремнёвые скребки, сверлильные станки и топоры-стержни.
Мезолитическое наскальное искусство
Искусство мезолита отражает появление новых условий жизни и методов охоты, вызванных исчезновением больших стад животных из Испании и Франции в конце ледникового периода. Леса теперь скрывали ландшафт, что требовало более тщательно подготовленной групповой охоты. Европейское мезолитическое наскальное искусство даёт больше места человеческим фигурам и характеризуется более острым наблюдением и большим повествованием в картинах. Кроме того из-за более тёплой погоды оно перемещается из пещер в различные места на открытом воздухе.
Известные произведения искусства периода мезолита
Небольшой список самых известных произведений живописи и скульптуры, созданные мастерами мезолита:
Куэва-де-лас-Манос (Пещера рук) (около 9500 лет до н.э.)
Тип: Трафареты рук; Пигменты на породах
Местный период: верхний палеолит / неолит
Местоположение: Рио-де-лас-Пинтурас, Аргентина
Наскальные рисунки Бхимбетки (ок. 9000-7000 до н.э.)
Тип: Живопись и трафареты
Местный период: верхний палеолит и мезолит
Местоположение: Мадхья-Прадеш, Индия
Картины на холмах Пахмари (9000–3000 до н.э.)
Тип: Пигменты на песчанике
Местный период: мезолит
Расположение: хребет Сатпура в Центральной Индии
Пещера гравюр Вандерверк (около 8200 лет до н.э.)
Тип: Геометрические узоры и изображения животных
Местный период: африканский неолит
Местоположение: пещера Вандерверк, провинция Северный Кейп, Южная Африка
Наскальные рисунки Тассили-н-Аджер (около 8000 лет до н.э.)
Тип: Живопись и гравюры
Местный период: архаические традиции
Местоположение: Тассили-н-Аджер, Алжир, Северная Африка
Шигирский идол (7500 лет до н.э.)
Тип: Резьба по дереву антропоморфной фигуры
Местный период: поздний мезолит, ранний неолит
Расположение: торфяное болото близ Свердловска в России.
Неолитическая культура
c. 4000 – 2000 гг. до н.э.: Северная и Западная Европа
ок. 7000 – 2000 гг. до н.э.: Юго-Восточная Европа
ок. 8000 – 2000 гг. до н.э.: Ближний Восток и остальной мир
В эпоху неолита образ жизни во всем мире коренным образом изменился. Укоренился первобытный полукочевой стиль охоты и сбора пищи, появился гораздо более оседлый образ жизни, основанный на земледелии и выращивании домашних животных. Неолитическая культура характеризовалась каменными орудиями, изготовленными при помощи шлифовки или скалывания и земледелием (основные культуры: пшеница, ячмень и рис; домашние животные: овцы, козы, свиньи и крупный рогатый скот) и непосредственно привела к развитию таких ремёсел, как гончарное дело и ткачество. Все это началось около 9000 лет до н.э. в деревнях южной Азии, откуда оно распространилось на внутренние районы Китая – см. Искусство неолита в Китае – а также к плодородному полумесяцу Тигра и Евфрата на Ближнем Востоке (около 7000), прежде чем прийти в Индию (около 5000), Европу (около 4000) и Америку (независимо, около 2500 лет до н.э.).
Создание оседлых сообществ (деревень, посёлков и, со временем, городов) вызвало целый ряд новых видов деятельности, в частности: быстрое развитие торговли, строительство торговых транспортных средств (в основном лодок), новые формы общественных организаций, а также рост религиозных верований и связанных с ними церемоний. А благодаря улучшениям в снабжении продовольствием и земледелию население быстро увеличивалось. За десятки тысячелетий до появления сельского хозяйства общая численность населения планеты колебалась от 5 до 8 миллионов. К 4 000 лет до н.э., после менее чем 5 000 лет ведения сельского хозяйства, численность возросла до 65 миллионов человек.
Неолитическое искусство
В целом, чем более заселённым и обеспеченным является регион, тем больше искусства он производит. Так было и с искусством неолита, которое разветвилось по нескольким направлениям. И хотя самое древнее искусство оставалось по своей сути функциональным, больше внимания уделялось орнаменту и декору. Например, резьба по нефриту – одно из величайших направлений китайского искусства – впервые появилась в эпоху неолитической культуры, как и китайская лакированная посуда и фарфор. См.: Хронология китайского искусства (18000 лет до н.э. – настоящее время).
Портативное искусство
По мере увеличения поселений в деревнях и других небольших общинах, наскальная живопись начинает заменяться более портативным искусством. Открытия в Чатал-Хуюке, древней деревне в Малой Азии (современная Турция), включают красивые фрески (в том числе первую в мире пейзажную живопись), датируемые 6100 лет до нашей эры. Произведения искусства постепенно украшаются драгоценными металлами (например, медь впервые используется в Месопотамии, а более развитая металлургия обнаружена в Юго-Восточной Европе). Появляются отдельно стоящие скульптуры из камня и дерева, а также бронзовые статуэтки (в частности, цивилизации долины Инда, одного из первых двигателей живописи и скульптуры в Индии.), примитивные украшения и декоративные узоры на самых разных артефактах.
Керамика
Тем не менее, основной средой неолитической цивилизации была керамическая посуда, лучшие образцы которой (в основном с геометрическими рисунками или мотивами животных и растений) были созданы в регионе Месопотамии (Иран, Ирак) и в восточном Средиземноморье.
Другие культурные события
Другие важные тенденции, связанные с искусством, которые проявляются во время неолита, включают письменность и религию. Появление ранних иероглифических систем письма в Шумере знаменует появление изобразительных методов общения, в то время как рост благосостояния и безопасности позволяет уделять больше внимания религиозным формальностям (например) поклонения (в храмах) и захоронения в мегалитических гробницах.
Архитектура и мегалитическое искусство
Появление первого города-государства (Урук в Месопотамии) предсказывает создание более безопасных сообществ по всему миру, многие из которых будут соревноваться за создание своей собственной независимой культурной и художественной самобытности, создавая постоянные архитектурные мегалиты. (См.: История архитектуры). В эпоху неолита также появились монументальные гробницы, такие как египетские пирамиды и отдельные монолиты, такие как Сфинкс в Гизе – подробнее см. Древнеегипетская архитектура. Подробнее об архитектуре гробниц и декоративных гравюрах в Ирландии в этот период см.: Искусство Ирландского каменного века.
Другие известные произведения искусства периода неолита
К известным произведениям живописи и скульптуры художников неолита относятся:
Резьба по дереву Цзяху (ок. 7000–5700 до н.э.)
Тип: резьба по бирюзе, костяные флейты.
Местный период: китайский неолит.
Местонахождение: бассейн Хуанхэ провинции Хэнань, Центральный Китай.
Могильный камень Холодного ручья (около 6000 лет до н.э.)
Тип: Пигменты на кварцитовой гальке.
Местный период: африканский неолит.
Местоположение: река Лоттеринг, провинция Западный Кейп, Южная Африка.
Сидящая женщина из Чатал-Хуюка (около 6000 лет до н.э.)
Тип: Терракотовая скульптура.
Местный период: неолит.
Местонахождение: Чатал-Хуюк, Анатолия, Турция.
Египетская женская статуэтка (c.5500-3000 до н.э.)
Тип: небольшая резная фигурка: кости, слоновая кость, камень (украшенная лазуритом).
Местный период: Египетский додинастический период (Неолит, 4000-3500 до н.э.).
Расположение : Египет.
Персидская керамика эпохи энеолита (около 5000-3500 гг. до н.э.)
Тип: Керамическая посуда, расписанная мотивами людей, птиц, растений или животных.
Местный период: культура эпохи энеолита.
Местоположение: Иран (Персия).
Мыслитель Чернаводы (около 5000 лет до н.э.)
Тип: Терракота.
Местный период: неолит, культура Хамангиа.
Местоположение: Румыния.
Бог рыб из Лепенского Вира (около 5000 лет до н.э.)
Тип: Резьба по песчанику.
Местный период: неолит.
Местоположение: Дунайское поселение Лепенски-Вир, Сербия.
Иракские керамические тарелки Самарра и Халаф (около 5000 г.)
Тип: Керамическое блюдо с фигурным или геометрическим орнаментом.
Местный период: стиль Самарра-Халаф, неолит.
Местоположение: Ирак и Сирия.
Гравюры с жирафами Дабуса (около 4000 лет до н.э.)
Тип: Сахарские наскальные рисунки.
Местный период: Культура таурегов.
Местоположение: Агадес, Нигер, Африка.
Фигурки Вальдивии (ок. 4000–3500 до н.э.)
Тип: Первые репрезентативные изображения в Америке из известняка и мрамора.
Местный период: неолит.
Местонахождение: памятники Real Alto и Loma Alta, Эквадор.
Подвеска Свиного Дракона (Культура Хуншань) (ок. 3800 лет до н.э.)
Тип: Резьба по нефриту
Местный период: Культура Хуншань.
Расположение: Гробница 4, Нюхелян, Цзяньпин, провинция Ляонин, Северо-Восточный Китай.
Бронзовый век
(Европа, 3000 лет до н.э. – 1200 лет до н.э.)
Характеризуется развитием металлургии, в частности добычи и плавки меди, а также добычи и плавки олова, что отражено в изысканных скульптурах из бронзы, золота и серебра. Возникновение египетской архитектуры, металлургии, энкаустики и каменной скульптуры. См.: Искусство бронзового века.
Шедевр бронзового века: баран в зарослях (около 2500 лет до н.э.)
Эта необычная 18-дюймовая скульптура (Британский музей, Лондон) изображает барана, стоящего на задних лапах и всматривающегося в символический кусок подлеска. Минималистичное изображение зарослей и сосредоточенный, одинокий взгляд на морде животного демонстрируют удивительную художественную чувствительность и делают его шедевром шумерского искусства того времени.
Тип: Скульптура из сусального золота, меди, лазурита, красного известняка.
Местный период: раннединастический.
Местоположение: Большая яма смерти, Ур, Месопотамия (Ирак)
Майкопский золотой бык (около 2500 лет до н.э.)
Тип: Золотая скульптура (метод литья по выплавляемым моделям), было найдено несколько экземпляров; 1 из серебра, 2 из золота.
Местный период: Майкопская культура.
Местоположение: Северный Кавказ, Россия.
Железный век
(Европа, 1500 лет до н.э. – 200 лет до н.э.)
Характеризуется переработкой железной руды для производства железных инструментов и оружия. В Северной Европе процветали стили кельтского искусства Гальштат и Ла-Тен, а в Средиземноморье возникли великие школы греческого и персидского искусства, а также культура и архитектура минойской, микенской и этрусской цивилизаций. См.: Искусство железного века.
Первые картины появились в пещерах Аджанты в Индии около 200 лет до н.э. Подробнее см.: Классическая индийская живопись (до 1150 г. н.э.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Характеристики
Самые ранние формы доисторического искусства чрезвычайно примитивны... Только в верхнем палеолите (примерно с 40 000 лет до н. э.) человек современного анатомического вида создаёт узнаваемые резные фигурки и изображения.
Не согласен. Настоящие произведения декоративного искусства появились еще в ашельскую эпоху. Например, известны ашельские рубила, украшенные декоративными включениями, явно намеренно размещенными в центре орудия. Охра, минеральный пигмент, при помощи которого создано множество наскальных рисунков, также вошла в широкое употребление еще в ашельскую эпоху, хотя произведения изобразительного искусства столь ранней эпохи мне неизвестны. Возраст пиктограмм, оставленных неандертальцами на стенах испанских пещер Ardales и Maltravieso, составляет более 64 тыс лет. Изображения плохо сохранились, но вполне узнаваемы. В ориньякскую эпоху так называемый "взрыв наскального искусства" объясняется лишь демографическим взрывом, связанным с появлением в Европе Homo sapiens, наших предков, пришедших из Африки и принесших с собой собственную культурную традицию. А зарождение доисторического искусства имело место гораздо раньше, не в верхнем, а в среднем или даже в нижнем палеолите.
Комментирование недоступно Почему?