Гравюра на дереве (ксилография):
техника рельефной печати читать ~8 мин.
Гравюра на дереве – одна из древнейших техник в изобразительном искусстве, представляющая собой разновидность рельефной печати. Художник создаёт эскиз или рисунок на деревянной доске (обычно из бука), после чего нетронутые участки вырезаются с помощью выколотки, оставляя рельефное изображение, которое затем покрывается краской.
Оттиски гравюры на дереве получают путём прижимания выбранного носителя (обычно бумаги) к окрашенной поверхности. Для цветных изображений используются отдельные деревянные блоки для каждого цвета. Гравюру на дереве также называют ксилографией или ксилографическим процессом (от греческих слов «xulon» – дерево и «graphikos» – писать, рисовать). В современной типографии эти термины чаще применяются к текстовым отпечаткам.
До появления машинных технологий весь процесс был достаточно трудоёмким. Обычно художник создавал эскиз гравюры, рисуя либо непосредственно на дереве, либо сначала на бумаге, а затем обводя или наклеивая его на деревянную доску. Далее специальные мастера, называемые «формшнайдерами», выполняли резьбу по дереву, после чего блок передавался печатникам.
Примечание: о современных видах художественной печати см. Шелкография (популяризатор – Уорхол) и Жикле (струйная печать).
Простота процесса
Гравюра на дереве или ксилография – гораздо более простой изобразительный процесс по сравнению с инталией или поверхностной печатью, например, литографией, а также с офортом и гравировкой. Для получения отпечатка требуется лишь небольшое давление. Кроме того, гравюра может использоваться вместе с подвижным шрифтом, так как в обоих случаях применяется рельефный метод. Это одна из причин, по которой ксилография оставалась основной печатной техникой для книжной иллюстрации вплоть до конца XVI века. Окончательный ксилографический оттиск получался тремя способами.
Штамповка. Этот способ использовался для большинства ксилографий раннего Возрождения (1400–1450 гг.). Грунт (бумага или ткань) укладывался на плоскую поверхность, деревянный блок помещался красящей стороной вниз на грунт; затем задняя часть блока прижималась для формирования оттиска.
Натирание. Метод широко применялся в Китае и Японии, а в Европе стал популярным после 1450 года. Блок кладётся красящей поверхностью вверх, на него накладывается бумага или ткань, и тыльная сторона натирается жёстким ковриком, куском дерева или кожи, называемым фроттоном (от французского «frotter» – тереть). Современные печатники используют инструмент под названием барен.
Прессы. Изначально применялись простые утяжелённые прессы, более сложные устройства появились в конце XV века после изобретения печатного станка Иоганном Гутенбергом.
Ранняя история ксилографии
Ксилография возникла в китайском искусстве в V веке и впервые появилась в Европе в эпоху раннего Возрождения. Самым ранним датированным европейским примером считается «Мадонна с четырьмя святыми девами в саду» (1418 г.). Однако некоторые исследователи считают самой древней работу «Святой Христофор, несущий младенца Иисуса», найденную в монастыре Буксхайм и датируемую 1423 годом.
Искусство ксилографии получило широкое развитие в XIV веке с появлением массового производства бумаги, что облегчило изготовление религиозных гравюр и иллюминированных рукописей. Из-за трудностей с вырезанием тонких линий и риска раскрошиться древесины ранние ксилографии состояли из толстых контуров с минимальной штриховкой.
Подобно современным детским книжкам-раскраскам, ксилография предназначалась для печати контуров, а детали раскрашивались вручную. С ростом спроса на книги увеличивались размеры и тематика ксилографий. Художники Северного Возрождения, такие как Альбрехт Дюрер (1471–1528), преобразили этот вид искусства, создавая произведения с высокой детализацией. Его работа «Самсон, разящий льва» (ок. 1497 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк) демонстрирует мастерство, учитывая, что каждая линия вырезалась с обеих сторон древесины. Тонкие тона и фактуры заставили Эразма Роттердамского (1466–1536) заявить, что добавление цвета «повредит работе».
Ксилографии кьяроскуро
В Италии гравюра на дереве получила новое развитие благодаря венецианскому художнику Тициану (1485–1576). Он использовал этот способ для рекламы своих рисунков. В картине «Святой Иероним в пустыне» (1523 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк) смелые жирные линии свидетельствуют о том, что он рисовал прямо на блоке, а затем резцом следовал своим меткам с высокой точностью.
В ксилографии впервые появился цвет в виде так называемых ксилографий кьяроскуро. Эти цветные гравюры имитировали рисунки на цветной бумаге, где цветная основа служила средним тоном, а художники добавляли белую гуашь для светлых участков (chiaro) и перекрёстную штриховку тёмной тушью для теней (scuro). Термин кьяроскуро отражает игру света и тени.
Ксилография кьяроскуро была разработана в 1509 году Гансом Бургкмайром (1473–1531), а также Гансом Бальдунгом Гриеном (1484–1545) и Пармиджанино (1503–1540). Эта техника использовала линейные блоки для создания эффекта штриховки и тоновые блоки для плоских цветовых участков. Итальянский художник Уго да Карпи (1455–1523), сотрудничая с Тицианом, привёз эту технику в Италию. Однако к концу XVI века Тициан, по-видимому, утратил интерес к ксилографии, предпочитая интальо.
Развитие европейской ксилографии (1600–1800-е гг.)
Германия XV века была одним из первых центров изобразительного искусства и текстовой печати. Пионерами книжной иллюстрации были Михаэль Вольгемут (1434–1519), Эрхард Ройвич (ок. 1450–1505) и Мартин Шонгауэр (1448–1491), последний из которых ввёл штриховку, что было сложнее реализовать в ксилографии, чем в офорте или гравюре. Позже мастер немецкого Возрождения Альбрехт Дюрер (1471–1528) достиг непревзойдённого мастерства. В XVI веке швейцарский художник и гравёр Урс Граф (1485–1529) разработал белолинейную ксилографию, где изображение создаётся тонкими линиями, подобно гравюре.
С появлением гравюры ксилография на два столетия стала менее популярной. В XVII – XVIII веках книги иллюстрировались в основном тонкими гравюрами на меди. Гравюры на дереве применялись преимущественно в дешёвых изданиях, известных как «chap books». Эти изображения создавались из грубо обработанных деревянных брусков. Ксилографии оставались популярными в прессе благодаря совместимости с буквенным шрифтом. Художники критиковали массовое производство ксилографии и черпали вдохновение в офортах Рембрандта (1606–1669) и Гойи (1746–1828).
Достоинства тонких линий, создаваемых офортом, пропагандировала Барбизонская школа (ок. 1830–1870). Импрессионисты Эдуард Мане (1832–1883), Эдгар Дега (1834–1917) и Камиль Писсарро (1830–1903) расширили возможности офорта с помощью литографии и акватинты.
Ксилография в XX веке
В конце XVIII века гравёр по металлу Томас Бьюик (1753–1828) осознал потенциал гравюры на дереве и поднял её на новый уровень, разработав технику белой линии. В отличие от предшественников, он работал с более твёрдыми породами дерева и гравировал против текстуры, используя тонкие инструменты, обычно применяемые для металла. Этот стиль стал более совершенным и с тех пор остаётся самым популярным.
Швейцарский гравёр и художник Феликс Валлоттон (1865–1925), связанный с группой «Наби», возродил белолинейную ксилографию. Это совпало с японизмом – модой на японские гравюры, охватившей Европу в 1860-х годах. В работах Валлоттона заметно влияние постимпрессионизма, символизма и японской ксилографии укиё-э? в частности, творчество Хокусая (1760–1849) и Хиросигэ (1797–1858). Его ксилографии приобрели более графический характер, повлияв на художников Эдварда Мунка (1863–1944), Франца Мазереля (1889–1972), Обри Бердслея (1872–1898) и Эрнста Людвига Кирхнера (1880–1938).
Представители немецкого экспрессионизма активно работали с ксилографией, создавая мощные произведения, например, «Пророк» (1912, частная коллекция) Эмиля Нольде (1867–1956). Карл Шмидт-Ротлуфф (1884–1976) – ещё один известный немецкий экспрессионист, создавший выразительные ксилографии. Среди других художников, испытанных влиянием этого направления, были американки Мэри Кассатт (1844–1926) и Поль Гоген (1848–1903).
Современным развитием ксилографии является метод абразивной обработки, применяемый для отделения печатных участков на макстрице от непечатных. Печатные участки покрываются металлическим или резиноцементным щитом, после чего вся поверхность обрабатывается краской.
Ксилография в стиле укиё-э
Ксилография впервые появилась в Японии в VIII веке для печати текстов, в частности буддийских писаний. Хотя в начале XVII века дизайнер Таварая Сотацу (умер около 1640 г.) использовал деревянные штампы для печати рисунков на бумаге и шёлке, до XVIII века ксилография оставалась в основном средством печати текстов.
В 1765 году новая технология позволила создавать однолистовые цветные издания. Вскоре появились красочные изображения куртизанок и актёров кабуки с сюжетами, которые приобрели огромную популярность среди среднего класса. Термин Укиё-э означает «плавающий мир» и относится к жанру, изображающему сцены из повседневной жизни, включая бары и публичные дома. Ксилографии укиё-э появились в начале периода Эдо (1600–1868 гг.). Великими мастерами этого жанра были Андо Хиросигэ (1797–1858) и Судзуки Харунобу (1725–1770).
Для создания ксилографии художник сначала рисовал рисунок на бумаге, затем переносил его на более тонкую и прозрачную бумагу. Последняя наклеивалась на деревянный блок, и резчик, следуя рисунку, стамеской обводил контуры, создавая рельеф. На поверхность наносилась краска, сверху накладывался лист бумаги, который натирали круглой палочкой для переноса изображения.
Репродукции, иногда исчисляемые тысячами, изготавливались до износа деревянных блоков. Сегодня укиё-э остаётся важной частью японской культуры, а его элементы вошли в современную графику и карикатуру. Репродукционные плакаты укиё-э пользуются большой популярностью.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?