Гравюра на дереве (ксилография): техника рельефной печати читать ~8 мин.
Гравюра на дереве – древнейшая техника, используемая в изобразительном искусстве, представляет собой разновидность рельефной печати. Эскиз или рисунок художника выполняется на куске дерева (обычно бука), затем нетронутые участки срезаются с помощью выколотки, оставляя рельефное изображение, которое затем наносится краской.
Оттиски гравюры на дереве получаются путём прижимания выбранного носителя (обычно бумаги) к нанесённому изображению. Если используется цвет, необходимы отдельные деревянные блоки. Гравюру на дереве также называют ксилографией или ксилографическим процессом (от греческих слов «xulon» – дерево и «graphikos» – писать/рисовать), а в современной типографии эти термины обычно используются для обозначения текстовых отпечатков.
До появления машинных технологий весь процесс был относительно трудоёмким. Как правило, художник только создавал эскиз гравюры на дереве, либо рисовал его непосредственно на дереве, либо сначала рисовал на бумаге, а затем обводил или наклеивал на дерево. Затем специальные мастера, называемые «формшнайдерами», выполняли фактическую резьбу по дереву, после чего блок передавался печатникам.
Примечание: о современных видах художественной печати см: Шелкография (популяризатор – Уорхол) и Жикле (струйный принтер).
Простота процесса
Гравюра на дереве или ксилография – гораздо более простой изобразительный процесс, чем инталия или поверхностная печать, как литография, и по сравнению с офортом и гравировкой для получения отпечатка требуется лишь небольшое давление. Кроме того, гравюра может использоваться вместе с подвижным шрифтом, так как в обоих случаях применяется рельефный метод – одна из причин, по которой она оставалась основной печатной техникой для книжной иллюстрации вплоть до конца XVI века. Окончательный ксилографический оттиск получался тремя различными способами.
❶ Штамповка. Этот способ использовался для большинства ксилографий раннего Возрождения (1400-50 гг.). Грунт (бумага или ткань) укладывался на плоскую поверхность, деревянный блок помещался на него так, чтобы красящая поверхность соприкасалась с грунтом; затем задняя часть блока прижималась к грунту для формирования оттиска и получения печатного изображения.
❷ Натирание. Этот метод широко использовался в Китае и Японии, но в Европе стал популярен только после 1450 года. Он заключается в том, что блок кладётся на стол чернильной поверхностью вверх. Затем на него накладывается бумага или ткань, и тыльная сторона блока натирается жёстким ковриком, куском дерева или кожи, называемым фроттоном (от французского слова «frotter» – тереть). Современные печатники используют инструмент, называемый барен.
❸ Прессы. Первоначально использовались простые утяжелённые прессы, а более сложные варианты появились в конце XV века, после создания печатного станка Иоганном Гутенбергом.
Ранняя история ксилографии
Появившись в китайском искусстве в V веке, ксилография впервые появилась в Европе в эпоху раннего Возрождения. Самым ранним датированным примером является «Мадонна с четырьмя святыми девами в саду» (1418 г.). Однако некоторые указывают на «Святой Христофор, несущий младенца Иисуса», найденный в монастыре в Буксхайме и датируемый 1423 годом, как на самую древнюю работу.
Искусство ксилографии получило широкое развитие в XIV веке с появлением бумаги, которая стала производиться в больших количествах, что облегчило изготовление религиозных гравюр и иллюминированных рукописей. Учитывая трудности, связанные с выскребанием древесины между линиями, а также опасность того, что если линии будут слишком тонкими (древесина раскрошится), ранние ксилографии состояли из толстых контуров с небольшим количеством штриховки.
Как и современные детские книжки-раскраски, ксилография предназначалась только для печати контура изображения, а детали должны были раскрашиваться от руки. Однако по мере роста спроса на книги росли и сами ксилографии, и их тематика. Именно такие художники, как Альбрехт Дюрер (1471-1528) Северного Возрождения, преобразили этот вид искусства, создав такие ксилографии, как «Самсон, разящий льва» (ок. 1497 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Он добился потрясающей детализации, учитывая, что каждая линия создавалась путём вырезания дерева с обеих сторон. Тонкие тона и фактуры заставили Эразма Роттердамского (1466-1536 гг.) заявить, что добавление цвета «повредит работе».
Ксилографии кьяроскуро
В Италии гравюра на дереве получила новое развитие благодаря венецианскому художнику Тициану (1485-1576). Он выбрал этот способ рекламировать свои рисунки. В картине «Святой Иероним в пустыне» (1523 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк) смелые жирные линии позволяют предположить, что он рисовал прямо на блоке, а затем использовал резец, чтобы как можно точнее следовать своим меткам.
Именно в ксилографии впервые появился цвет – в гравюрах, известных как ксилографии кьяроскуро. Самые ранние цветные ксилографии были призваны имитировать вид рисунка, выполненного на цветной бумаге, и назывались кьяроскуро. В этих рисунках цветная бумага служила средним тоном, и художники работали в направлении к светлому (chiaro), добавляя белую гуашь, и в направлении к тёмному (scuro), добавляя перекрёстную штриховку тёмной смывкой или тушью.
Ксилография кьяроскуро была разработана в 1509 г. Гансом Бургкмайром (1473-1531), а также Гансом Бальдунгом Гриеном (1484-1545) и Пармиджанино (1503-1540). Он предполагает использование линейных блоков для создания эффекта перекрёстной штриховки и тоновых блоков для создания плоских участков цвета. Итальянский художник Уго да Карпи (1455-1523) привёз эту технику в Италию, работая в сотрудничестве с Тицианом. Однако к концу XVI века Тициан, по-видимому, потерял интерес к ксилографии, отдав предпочтение эффектам гравюры в технике интальо.
Развитие европейской ксилографии (1600-1800-е гг.)
Германия XV века была одним из первых центров как изобразительного искусства, так и текстовой печати. Первопроходцами были книжные иллюстраторы Михаэль Вольгемут (1434-1519) и Эрхард Ройвич (ок. 1450-1505), а также Мартин Шонгауэр (1448-1491) (последний ввёл штриховку, более проблематичную в ксилографии, чем в офорте или гравюре). За ними последовал мастер гравюры немецкого Возрождения, Альбрехт Дюрер (1471-1528), мастерство которого остаётся непревзойдённым. Позднее, в XVI веке, швейцарский художник и гравёр Урс Граф (1485-1529) разработал белолинейную ксилографию, в которой изображение вырезается тонкими линиями, подобно гравюре.
Однако в связи с появлением гравюры ксилография на два столетия стала малодоступным видом искусства. В XVII и XVIII веках книги иллюстрировались в основном тонкими гравюрами на меди. Гравюры на дереве использовались только для дешёвых книг, называемых «chap books». Эти изображения создавались из грубо обработанных деревянных брусков. Ксилографии были популярны в прессе, поскольку легко печатались буквенным шрифтом. Художники восстали против эффекта массового производства ксилографии и стали черпать вдохновение в офортах Рембрандта (1606-1669) и Гойи (1746-1828).
Достоинства тонкого рисунка и тонких линий, создаваемых печатными офортами, пропагандировала Барбизонская школа (ок. 1830-70 гг.). Импрессионисты Эдуард Мане (1832-1883), Эдгар Дега (1834-1917) и Камиль Писсарро (1830-1903) расширили возможности офорта с помощью литографии и акватинты.
Ксилография (1900-е гг.)
В конце XVIII в. гравёр по металлу Томас Бьюик (1753-1828 гг.) распознал потенциал гравюры на дереве и вывел её на новый уровень. Он разработал технику белой линии. В отличие от своих предшественников, Бьюик гравировал по более твёрдым породам дерева. Он работал против текстуры, используя тонкие инструменты, обычно гравёрами по металлу. Этот стиль оказался гораздо более совершенным и с тех пор является самым популярным.
Швейцарский гравёр и художник Феликс Валлоттон (1865-1925), связанный с «Наби», возродил белолинейные ксилографии, что совпало с японизмом, модой на гравюры, которая охватила Европу в 1860-х годах. В работах Валлоттона отчётливо прослеживается влияние постимпрессионизма, символизма и японской ксилографии укиё-э (см., в частности, работы Хокусая [1760-1849] и Хиросигэ [1797-1858]). Вообще, его ксилографии приобретают более графический характер, что повлияло на художников Эдварда Мунка (1863-1944), Франца Мазереля (1889-1972), Обри Бердслея (1872-98) и Эрнста Людвига Кирхнера (1880-1938).
Представители немецкого экспрессионизма с удовольствием работали с ксилографией, создавая мощные произведения, например, «Пророк» (1912 г., частная коллекция) Эмиля Нольде (1867-1956). Карл Шмидт-Ротлуфф (1884-1976) – ещё один немецкий экспрессионист, создавший исключительно мощные ксилографии. Среди других художников, испытавших влияние этого направления, были американки Мэри Кассатт (1844-1926) и Поль Гоген (1848-1903).
Недавним развитием этого вида искусства является метод абразивной обработки, который используется для того, чтобы отличить печатные участки на макстрице от непечатных. Первые покрываются металлическим или резиноцементным щитом, а затем вся поверхность обрабатывается краской.
Ксилография в стиле укиё-э
Ксилография впервые была использована в Японии в VIII веке для печати текстов, в частности, буддийских писаний. Хотя в начале XVII в. дизайнер Таварая Сотацу (умер около 1640 г.) использовал деревянные штампы для печати рисунков на бумаге и шёлке, вплоть до XVIII в. ксилография оставалась преимущественно инструментом для печати текстов.
В 1765 г. новая технология позволила создавать однолистовые печатные издания с разнообразной цветовой гаммой. Вскоре стали появляться красочные изображения куртизанок и актёров кабуки, сопровождаемые сюжетами, которые приобрели огромную популярность среди среднего класса. Термин Укиё-э означает «плавающий мир» и в целом относится к дегенеративным темам, которые предпочитали изображать художники, включая бары и публичные дома. Ксилографии Укиё-э впервые появились в начале периода Эдо (1600-1868 гг.), а великими мастерами гравюры были Андо Хиросигэ (1797-1858 гг.) и Судзуки Харунобу (1725-1770 гг.).
Для создания ксилографии художник сначала рисовал рисунок на бумаге, а затем переносил его на более тонкую и прозрачную бумагу. Бумага наклеивалась на ксилографию, и резчик, следуя рисунку, стамеской обводил края, создавая рельефный рисунок. На поверхность ксилографии наносилась краска. Новый лист бумаги накладывался на ксилографию, а затем круглой палочкой натирался для переноса изображения.
Репродукции, иногда исчисляемые тысячами, производились до тех пор, пока деревянные блоки не становились слишком изношенными. Сегодня укиё-э остаётся важной частью японской культуры, а элементы её дизайна вошли в современную графику и карикатуру. Большой популярностью пользуются репродукционные плакаты.
- Реализм в русском искусстве XIX века
- Художественный музей Иркутска знакомит горожан с искусством Японии
- Новые рекорды на аукционе Sotheby’s
- Сборная выставка картин «Осенние грёзы» в Екатеринбурге.
- Выставка двух петербуржских художников «ГЕНЕРАТОР ВСЕЛЕННЫХ» в галерее Design club
- Игорь Дрёмин: Выставка Life Zone в М*АРС
- SketchBook Autodesk — лучшее приложение для рисования на Android
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?