Гравюра: методы, история, эстампы читать ~7 мин.
Изящное искусство печати гравюр связано с созданием изображений с помощью различных методов копирования на бумагу, пергамент, ткань или другие основы. Полученные в результате мелкие оттиски (эстампы), хотя и не являются «оригинальными» в смысле живописи или рисунка, тем не менее считаются произведениями искусства сами по себе, даже если они существуют в нескольких экземплярах. Ещё неизвестно, повлияют ли новейшие методы точной печати на эту оценку.
Гравюра (которая включает гравюру на дереве, гравировку, травление, меццо-тинт, акватинту, сухую иглу, литографию, трафаретную печать, цифровую печать и фольгирование) часто является основным компонентом учебных курсов изобразительного искусства и современные мастера-гравёры знакомы с большинством этих методов печати.
Базовый процесс печати
Отпечатки делаются с одной оригинальной пластины или поверхности, называемой «матрицей». Существует несколько различных типов матриц, в том числе: металлические пластины, обычно из меди или цинка, которые используются для гравировки или травления; камень из которого делают литографии; деревянные блоки используемые для ксилографии; полимерная основа используемая для линогравюры; тканевые пластины для трафаретной печати и др. Обычные мелкие репродукции обычно выпускаются ограниченным тиражом, каждый из которых пронумерован и подписан художником.
Методы
Существует три основных метода создания эстампов, хотя каждый из них имеет несколько вариаций.
❶ Рельефная печать. Здесь фон обрезается, оставляя выпуклое изображение, на которое попадают чернила. В качестве материалов для рельефной печати обычно используются дерево и линолеум. Чтобы сделать рельефный отпечаток, рельефная поверхность дерева или линолеума окрашивается (оставляя нетронутым фон) и к нему прижимается бумага для получения отпечатка. Рельефная печать используется для ксилографии, традиционной гравюры, линогравюры и металлорежущего изделия. О ключевом применении технического метода см.: Книжная иллюстрация.
❷ Глубокая печать (от итальянского «intagliare» – гравировка). В этом процессе используется металлическая пластина, а выбранное изображение либо выгравируется на металле с помощью инструмента известного как «резец», либо пластина покрывается воскообразным кислотостойким веществом, называемым «землёй», на котором и наносится рисунок, выполненный металлической иглой. Затем пластина замачивается в кислоте, которая разъедает области, не покрытые воском, для создания изображения. Глубокая резка используется для гравировки, травления, меццо-тинта, акватинты, шин-колле и «сухой иглы». В глубокой печати используется процесс, противоположный гравюрам на дереве, в котором выступающие части остаются пустыми, в то время как канавки или щели окрашиваются.
❸ Планографический метод (поверхностная печать). В этом процессе задействована вся поверхность матрицы, но некоторые области обрабатываются для удержания чернил. Самый известный пример – литография, во время которой рисунок наносится на матрицу (камень) жирным мелком. Затем чернила наносятся на всю поверхность, но остаются только на жирных пятнах рисунка. Другие методы поверхностной печати включают печать по трафарету, когда изображение или дизайн вырезают, а затем распечатывают путём распыления чернил или краски через трафарет. Техника планографии также используется для монотипирования, цифровой печати, трафаретной печати и пошуара. Самым известным представителем этой формы гравюры – в его случае, трафаретной печати – был Энди Уорхол. Для получения дополнительной информации см Поп-арт Энди Уорхола шестидесятых и семидесятых годов.
Трафареты
Другой метод печати – трафаретная печать, от которой происходит шелкография (шелкография). В этом процессе рисунок наносится прямо на экран, а неотрисованные участки заклеиваются клеем или лаком. Затем чернила на масляной основе выдавливаются через сетку шелкографии на бумагу. Альтернативными методами переноса изображения на шелкографию являются использование фототрафаретов. Энди Уорхол (1928-1987) популяризировал эти техники в своих многочисленных портретах знаменитостей 1960-х годов.
Современные печатники часто используют сочетание традиционных и цифровых технологий, а также использование цифровых принтеров и фотографического оборудования. Самый последний вид цифровой гравюры – принты жикле.
Для получения подробной информации о других графических искусствах, таких как фотография изобразительного искусства, прочтите статью о величайших фотографах (c 1880 года по настоящее время).
История
После того, как много веков назад появилось китайское искусство, гравюра в изобразительном искусстве утвердилась во время немецкого Возрождения (1430-1580), в ранний период Северного Возрождения. Его ведущими представителями были старые мастера Альбрехт Дюрер (1471-1528), Мартин Шонгауэр (1448-1491), Рембрандт (1606-1669) и Гойя и Лусьентес (1746-1828).
Технические и художественные разработки, проложившие путь к новым видам мелкого шрифта, включают следующее:
Изобретение винтовой печатной машины в 1450 году немцем Иоганном Гутенбергом, наряду с чернилами на масляной основе, металлическими призматическими матрицами, штампованными штампами для шрифтов и функциональным металлическим сплавом для формования шрифта. Удивительно, но с того времени и примерно до 1800 года в конструкцию печатной машины Гутенберга были внесены лишь незначительные улучшения.
1799 г. – изобретение литографии (с использованием матрицы из мелкозернистого известняка) австрийским печатником Алоисом Сенефельдером.
1803 г. – изобретение машинного производства бумаги (из льняной и хлопковой ткани) французом Николасом Луи Робертом.
1800-е года – замена деревянного винтового пресса Гутенберга железной оправой рычажного пресса от Стенхопа и появление барабанной тигельной печатной машины Фредерика Кёнига.
1840 г. – изобретение американцем Ричардом Марчем Хоу вращающегося перевёртывающего пресса (затем в 1846 г. – первый ротационный пресс) и производство бумаги из древесной массы.
1859 г. – изобретение фотолитографии французским литографом Фирменом Жилло, за которым в 1872 г. последовало изобретение его сыном цинкографии, сочетающей фотографию с травлением.
Плакатные литографии в стиле Belle Epoque
В 1860-е годы появление большого количества японских гравюр в Европе привлекло к литографии многих известных художников импрессионизма и постимпрессионизма, в том числе Эдгара Дега, Тулуз-Лотрека, Поля Гогена, Феликса Валлоттона и американскую художницу Мэри Кассат. Затем, после того, как Жюль Шере (1836-1932) изобрёл свой «хромолитографический процесс с тремя камнями», искусство плаката внезапно стало высокой модой, особенно в 1866 году, сделав недорогие цветные плакаты реальностью. Японизм и появление красочных японских гравюр укиё-э на дереве, а также работа чешского литографа Альфонса Мухи (1860-1939) дали огромный импульс хромолитографии Прекрасной эпохи Ар-нуво, как например это иллюстрируется вкладом дизайнера-функционалиста Леонетто Каппьелло (1875-1942) в искусство плаката в 1903-23 годах. См.: История плаката.
Гравюры двадцатого века
Пабло Пикассо был выдающимся представителем современного графического искусства. Он создал более 1000 гравюр, включая офорты, гравюры, сухие точки, ксилографии, литографии и разрезы линолеума. Жорж Брак изготовил множество кубистских офортов, а Анри Матисс создал большое количество литографий, а также несколько выдающихся линейных офортов и вырезок. Французский экспрессионист Жорж Руо был известен своим набором офортов Miserere et Guerre (Страдание и война). Марк Шагал создал значительное количество графических произведений, включая иллюстрации к Библии. Остроумные цветные офорты Жоана Миро, а также коллажные принты Макса Эрнста также имели большое влияние. В Великобритании Генри Мур и Грэм Сазерленд, а также Дэвид Хокни создали широкий спектр печатных работ, в то время как в Соединённых Штатах многие члены движения поп-арт проявляли активность в гравюре. Примерами последних, наряду с их специальностями, являются: Энди Уорхол (принты), Джордж Уэсли Беллоуз (литография), Эдвард Хоппер, Джон Слоан и Реджинальд Марш (офорты), Милтон Эйвери (сухая игла), Стюарт Дэвис (цветная литография) и Бен Шан, особенно плодовитый гравёр, преуспевший почти во всех печатных СМИ.
ОТПЕЧАТКИ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Список терминов, связанных с гравировкой, травлением, литографией на дереве, трафаретной печатью и другими печатными формами, см.: Глоссарий по гравюрам.
ИСТОРИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Список важных дат, касающихся движений, стилей известных художников, таких как художники и гравёры, см.: Хронология истории искусства.
КАТЕГОРИИ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Определения, формы, стили, жанры, периоды см.: Виды искусства.
КУРСЫ ПО ПЕЧАТИ
Подробную информацию о колледжах, предлагающих образовательные курсы по гравюре, линогравюре, литографии и трафаретной печати, см. в разделе Лучшие художественные школы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?