Гравюра:
методы, история, эстампы читать ~5 мин.
Печатная графика, или эстамп, — это вид изобразительного искусства, связанный с созданием оттисков с помощью различных техник переноса изображения на бумагу, пергамент, ткань или другую основу. Полученные произведения, хотя и не являются «оригинальными» в том же смысле, что живопись или рисунок, считаются самостоятельными художественными работами, даже если существуют в нескольких экземплярах.
Гравюра охватывает множество техник: ксилографию (гравюру на дереве), резцовую гравюру, офорт, меццо-тинто, акватинту, сухую иглу, литографию, трафаретную печать и современные цифровые методы. Эти дисциплины являются важной частью учебных программ по изобразительному искусству, и современные мастера-гравёры, как правило, владеют большинством из них.
Базовый процесс и методы печати
Оттиски создаются с печатной формы, называемой «матрицей». Существует несколько типов матриц: металлические пластины (медь, цинк) для гравюры и офорта; камень для литографии; деревянные доски для ксилографии; полимерные листы для линогравюры; сетчатые шаблоны для трафаретной печати. Авторские эстампы обычно выпускаются ограниченным тиражом, где каждый оттиск нумеруется и подписывается художником.
Существует три основных метода создания эстампов, каждый из которых имеет свои вариации.
Высокая (рельефная) печать. В этом методе с печатной формы удаляется фон, в результате чего изображение остаётся на возвышении. Краска наносится на эти выступающие участки. К техникам высокой печати относятся ксилография, резцовая гравюра, линогравюра и гравюра на металле. Этот метод исторически важен для книжной иллюстрации.
Глубокая печать (от итал. «intagliare» — вырезать). Здесь изображение создаётся путём углублений в металлической пластине. Рисунок либо вырезается инструментом (резцом), либо процарапывается иглой на слое кислотоупорного грунта, которым покрыта пластина. Затем пластина травится кислотой, которая создаёт углубления в незащищённых местах. Краской заполняются именно эти канавки, а поверхность пластины остаётся чистой. К техникам глубокой печати относятся офорт, меццо-тинто, акватинта и «сухая игла».
Плоская печать (планография). В этом процессе вся поверхность матрицы остаётся плоской. Изображение создаётся с помощью химической обработки. Самый известный пример — литография, где рисунок наносится на камень жирным карандашом. Поверхность увлажняется, и печатная краска прилипает только к жирным участкам рисунка. К этому методу также относят монотипию, пошуар и трафаретную печать, включая шелкографию.
Трафаретная печать и современные техники
Трафаретная печать, разновидностью которой является шелкография, — это метод, при котором краска продавливается через сетчатый трафарет на запечатываемую поверхность. Участки сетки, свободные от изображения, покрываются блокирующим составом. Эту технику популяризировал Энди Уорхол в своих работах 1960-х годов. Узнать больше можно в статье «Поп-арт Энди Уорхола».
Современные художники часто сочетают традиционные подходы с цифровыми технологиями и фотографическим оборудованием. Новейшим видом цифровой печатной графики являются принты жикле.
Для получения информации о других видах графики, например о художественной фотографии, обратитесь к статье о величайших фотографах (с 1880 года).
История
Печатная графика зародилась в китайском искусстве много веков назад, а в Европе утвердилась в эпоху немецкого Возрождения (1430–1580). Ведущими представителями этого искусства были старые мастера Альбрехт Дюрер (1471–1528), Мартин Шонгауэр (1448–1491), а позже — Рембрандт (1606–1669) и Франсиско де Гойя (1746–1828).
Ключевые технические изобретения, которые способствовали развитию печатного дела:
Около 1450 г. — Иоганн Гутенберг изобрёл винтовой печатный станок, краски на масляной основе и наборный шрифт из металлических литер.
1796–1798 гг. — австриец Алоиз Зенефельдер изобрёл литографию, используя в качестве матрицы известняк.
1799 г. — француз Никола Луи Робер запатентовал машину для производства бумаги из льняного и хлопкового сырья.
Начало 1800-х гг. — появление металлического пресса Стенхопа и цилиндрической печатной машины Фридриха Кёнига.
1843 г. — американец Ричард Марч Хоу создал первый успешный ротационный печатный пресс.
1859 г. — француз Фирмен Жилло изобрёл фотолитографию, а его сын в 1872 году — цинкографию, объединившую фотографию и травление.
Плакатные литографии Прекрасной эпохи
В 1860-е годы в Европе возрос интерес к японским гравюрам, что привлекло к литографии многих известных художников, включая импрессионистов и постимпрессионистов: Эдгара Дега, Анри де Тулуз-Лотрека, Поля Гогена, Феликса Валлоттона и американскую художницу Мэри Кассат. Изобретение Жюлем Шере (1836–1932) трёхцветной хромолитографии сделало цветные плакаты доступными и модными. Японизм, красочные гравюры укиё-э и творчество чешского художника Альфонса Мухи (1860–1939) способствовали расцвету плакатного искусства в стиле ар-нуво. Яркий вклад внёс Леонетто Каппьелло (1875–1942). Подробнее см.: История плаката.
Печатная графика двадцатого века
Пабло Пикассо был одним из величайших мастеров графического искусства XX века. Он создал более 1000 работ в техниках офорта, гравюры, сухой иглы, ксилографии, литографии и линогравюры. Жорж Брак создал множество кубистских офортов, а Анри Матисс — большое количество литографий и знаменитые «декупажи» (вырезки). Экспрессионист Жорж Руо известен серией офортов «Miserere et Guerre». Марк Шагал оставил богатое графическое наследие, включая иллюстрации к Библии. Также большое влияние оказали цветные офорты Жоана Миро и коллажные работы Макса Эрнста.
В Великобритании значительный вклад внесли Генри Мур, Грэм Сазерленд и Дэвид Хокни. В США многие художники активно занимались печатной графикой. Среди них были Энди Уорхол (шелкография), Джордж Уэсли Беллоуз (литография), Эдвард Хоппер (офорт), Стюарт Дэвис (цветная литография) и Бен Шан, работавший почти во всех печатных техниках.
ТЕРМИНЫ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ
Список терминов, связанных с гравюрой, офортом, ксилографией, литографией и другими техниками, см.: Глоссарий по печатной графике.
ИСТОРИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Хронологию художественных движений, стилей и биографий художников см.: Хронология истории искусства.
КАТЕГОРИИ ИСКУССТВА
Определения, формы, стили, жанры и периоды см.: Виды искусства.
ОБУЧЕНИЕ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКЕ
Информацию о колледжах, предлагающих курсы по гравюре, литографии и другим техникам, см. в разделе Лучшие художественные школы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?