Ангелы читать ~8 мин.
Ангельские фигуры присутствуют в самых разных религиозных системах. Обычно они характеризуются тремя чертами: их считают
❶ полубожественными фигурами, составляющими божественный суд;
❷ индивидуальными хранителями людей или других природных объектов, особенно небес, огня, воздуха и т.п.;
❸ посланниками Бога или посредниками между Богом и людьми. Таким образом, можно сказать, что природа ангельских существ значительно варьируется от религии к религии, в основном в соответствии с их соответствующим пониманием Бога, мира и человека.
Термин «ангел» происходит от греческого angelos, использованного ещё Гомером, что означает «посланник» или «посланница». Некоторые из самых ранних упоминаний об ангелах можно найти в вавилонских или ассирийских религиозных документах, которые в большинстве своём являются политеистическими. У многих месопотамских божеств есть служители, суккалы, находящиеся на их службе, некоторые из которых упоминаются в еврейских писаниях. К суккалам бога Ану относятся Ниншубур, жена последнего, и их многочисленное потомство, а также Папсуккал, посланник бога Ильбабы. Бог солнца Самас (Шамаш) имеет свой собственнй суккал, а бог Набу считается суккалом всех богов, этот титул приписывается также богу Нуску, возвышенному посланнику Бела (или Баала).
Вавилонская религия уделяет значительное место ангелам, которым поручена опека над людьми, это значение близко к библейскому еврейскому термину малах, «посланник». Однако таких ангелов следует рассматривать, говоря правильно, как личных божеств, которые заботятся о людях в течение их жизни, но покидают их, когда они согрешают или оскверняются. Такие ангелы могут защищать не только отдельных людей, но и группы людей. Также можно провести различие между «добрым демоном», sedu damqu, и злым, sedu limnu. Во многих текстах и иконах ангелы, охраняющие храмы и святые места с воздетыми в молитве руками, называются курибу, от которых происходит древнееврейский термин «херувим».
Часто отмечается значительная связь между древнееврейской (и христианской) ангелологией, с одной стороны, и зороастрийскими (иранскими, или персидскими) ангельскими существами, с другой. Последние называются amesa spenta. Эта ассоциация может быть обусловлена фундаментальным монотеизмом обеих систем (Бог как Ахура-Мазда). В любом случае, amesa spenta рассматриваются как духи, призванные управлять благими элементами природы (свет, огонь, вода и т.д.). Их часто представляют как ипостаси, или проявления божественной субстанции. Другие ангельские фигуры в зороастрийской религии включают язата, восхитительных или почтенных, и фраваси, присутствующих в бессмертных душах людей в качестве защитников.
В египетской религии демоны считаются низшими, подземными божествами (ачу). Говорят о некоторых демонах с добрыми намерениями, но в основном они считаются враждебными и опасными, обычно приносящими наказание и бедствия. Поэтому магия и экзорцизм были широко распространены в египетской религиозной практике.
Римская религиозная жизнь, заимствованная в основном из этрусской и греческой религиозной практики, придаёт особое значение защите духов природы (Пан, нимфы), наряду с почитанием прославленных личностей и героев. Также считается, что мёртвые (нуми) защищают дом, как и пенаты, лары и джинны.
Греческие религиозные формы, особенно демонизм, дают много элементов, которые проясняют наше понимание действия и природы ангельских существ. Греческое понятие «даймон» (что означает «разделять») имеет амбивалентное значение, обычно принимая негативный и драматический оттенок. Тем не менее, можно найти интересные элементы, схожие с более ранними религиозными формами.
В гомеровских текстах наблюдается тесный параллелизм между терминами «даймон» и «теос», что подтверждает представление о божественном обожествлении демонических сил. Более поздние авторы представляют даймонов следующими пятью способами.
❶ Это могут быть обожествлённые души предков, которые, перейдя в царство совершенного счастья, защищают людей и обеспечивают им благополучие и богатство.
❷ Некоторые даймоны представляются как божественные или полубожественные существа, посредники и посланники между высшими богами и людьми.
Согласно Гесиоду, существует четыре вида разумных существ: боги, демоны, герои и люди.
❸ Даймоны также могут рассматриваться как персонифицированные энергии, действующие внутри человека в качестве защитников, особенно у философов. Менандр открыто говорит, что «при рождении хороший даймон занимает место рядом с каждым человеком, чтобы посвятить его в тайны жизни».
❹ Даймона часто называют agathon daimon, добрый дух, плодовитый и могущественный, понятие, позже отвергнутое христианством.
❺ Наконец, даймоны могут рассматриваться как персонифицированные силы, отвечающие за природу.
Гераклит говорил, что «все полно душ и демонов». Пифагорейцы утверждали, что «воздух полон душ; это то, что мы называем даймонами и героями, которые передают людям сны, болезни и здоровье».
Присутствие того, что можно назвать «ангелами», является неотъемлемой частью индийских религиозных традиций – индуизма, буддизма и джайнизма. Согласно «Бхагавадгите», самому священному тексту индуизма, религиозная вера, хотя и едина, имеет три качества (гуны): саттва (благость, чистота, сущность), раджас (страсть, существование) и тамас (тяжесть, пассивность, тьма), которые, соответственно, находятся под защитой богов, джиннов или демонов. Ангельские фигуры (называемые нат) также встречаются в религиях Бирмании, в других практиках Юго-Восточной Азии, в основном (хотя и удивительно) связанных с буддизмом, в Тибете и в Китае.
Ангелы широко представлены во всей Библии. “Почти все страницы священных книг свидетельствуют о существовании ангелов и архангелов”, – заметил Григорий Великий. В ранних древнееврейских писаниях часто упоминается ангел Яхве, который открывает людям божественную волю как «внешняя душа» Божества. Часто принимая человеческий облик, ангел Божий представляется исключительно величественным и прекрасным. Однако неясно, можно ли считать ангела существом, отличным от Бога, проявлением (или теофанией) Божества. Однако отдельное существование ангелов подтверждается в Библии тем, что их главная задача – восхвалять и прославлять Бога. Кроме того, они призваны заботиться о людях, что особенно видно из книги Товита и Псалмов. Ангелы заботятся не только об отдельных людях, но и о сообществах и целых народах.
С самого начала ангелы присутствуют в жизни Церкви, особенно в её литургии и евангелизационной миссии. Кроме того, существуют и падшие ангелы (сатана и его соратники), которые, будучи сотворены добрыми, согрешили и теперь побуждают людей к совершению зла.
Размышления об ангельской природе были распространены начиная с четвёртого века и особенно в средние века (каппадокийские отцы, Псевдо-Дионисий, Фома Аквинский). Роль ангелов всегда была важна для христианской духовности и социальной жизни. Хотя в наше время почитание ангелов несколько ослабло, в последние десятилетия можно обнаружить значительное возвращение к ним. Церковь последовательно учит о следующих трёх моментах: во-первых, что ангелы являются творениями в полном смысле этого слова (Латеранский собор IV, 1215), и поэтому не играют существенной роли в деле творения; во-вторых, что все ангелы и вся ангельская деятельность ниже и подчинены Иисусу Христу, поскольку все они «ангелы Его"; в-третьих, почитание изображений ангелов, если оно контекстуализировано христологически, является законным (Никейский Собор VII, 787).
Исламское учение об ангелах, особенно в Коране, можно резюмировать следующим образом: «ничто не может быть познано или сделано без участия ангелов». Существование и деятельность ангелов входят в само определение исламской веры, наряду с божественным единством, миссией пророка Мухаммада, богооткровенными книгами и днём воскресения. Коран различает три вида невидимых существ: малайка (ангелы), джинны (джины или джинны) и саятины (демоны), которые отличаются друг от друга только классом, хотя последние могут размножаться. Согласно Корану (55:15), ангельские субстанции получили от Бога жизнь, слово и разум; сама их природа – горящая и светящаяся. Подчиняясь божественной воле, они питаются созерцанием Бога. Они участвуют во всех аспектах человеческой жизни: духовной, психической, телесной, растительной и минеральной; они – сама душа природы, проявляющая через неё божественную милость и силу.
В исламе ангелы выполняют примерно те же функции, что и в Библии. Среди прочего, они, подобно писцам, регистрируют человеческие поступки, проявляя справедливость и понимание, а после смерти представляют людей перед божественным судом. В духовном мире ангелы распределены по семи небесам, прославляя Бога и воспевая Ему хвалу. Перед божественным престолом присутствуют четыре таинственных существа; иногда их представляют в виде человека, быка, орла и льва, как в Библии, и отождествляют с четырьмя архангелами Гавриилом, Михаилом, Серафилом и Азраилом (Азраилом или Исраилом). Гавриил, называемый великим законом и святым духом, является хранителем рая, верховным посланником, который явился Мухаммаду. Михаил, который неописуем, – это мастер знания и хранитель тела. Азраил, который видит все творения, – ангел смерти, потому что он останавливает всякое движение и отделяет души от тел; встреча людей с ним неумолима. Херувимы непрестанно восхваляют Бога. Ангел Исраил вводит дыхание Духа, Рух, в творение. Хотя большинство ангелов повинуются Богу и восхваляют Его, ислам говорит и о падших ангелах, относящихся к категории саятимн. Самый известный из них – Иблис, который может искушать людей, в том числе и сексуально. Кроме того, в Коране упоминаются первобытные духовные существа, похожие на людей, – джинны, тесно связанные с Аллахом, хотя и считающиеся происходящими из древнеарабского язычества.
Хотя сама природа ислама подразумевала полное исключение идолопоклонства в почитании ангелов, на протяжении многих веков ангелы играли исключительно важную роль в арабской философии, духовности и мистицизме, особенно в области эпистемологии. В строго иерархическом мире Бог давал о себе знать путём озарения через ангелов. Их роль не только теоретическая, поскольку они открывают божественное знание, но и спасительная, поскольку они непосредственно воздействуют на душу. Это можно увидеть, например, в работах Авиценны и Ибн аль-Араби, которые уделяют большое внимание роли ангелов в сотворении человека и материального мира. В частности, архангел Гавриил является святым духом, от которого исходит человеческая душа, проецируя в неё форму, которая делает возможным союз человека с ним, играя роль, которую средневековая философия приписывает агенту-интеллекту. Таким образом, ангел предстаёт как трансцендентная личность человеческой индивидуальности. Мистическая духовность ислама основана на этих размышлениях.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?