Армянская Апостольская Церковь, Престол Великого Дома Киликийского читать ~4 мин.
Престол Великого Дома Киликийского – один из двух основных существующих иерархических престолов Армянской Апостольской Церкви (второй – престол Святого Эчмиадзина). Хотя Киликийский собор имеет меньшую юрисдикцию, чем Эчмиадзин, который большинство армян признает как главный собор Армянской церкви, историческое значение Киликии, расположенной в Анатолии на побережье Средиземного моря, и важная роль, которую Киликийский собор сыграл в сохранении идентичности и лояльности армян, живущих в угнетённых условиях, придали ему значительный престиж и значение.
В результате вторжения в Армению турок-сельджуков в 11 веке большое количество армян мигрировало в Киликию. Престол Католикоса Всех Армян переехал в Киликию в 1116 году, в конечном итоге обосновавшись в городе Сисе. Это был особенно активный период для армянской церкви, отчасти потому, что теперь церковь находилась в непосредственном контакте с латинскими христианами и крестоносцами. Многие армянские епископы испытали сильное влияние латинского христианства и культуры, и даже вступили в полное общение с Римом. Заметными священнослужителями этого периода были католикос Святой Нерсес IV Клайеци (Милостивый), автор многочисленных богословских трудов и поэм, и Святой Нерсес Лампронский, епископ Тарса и автор обширного комментария к армянской литургии. Оба они активно участвовали в попытках восстановить единство с греческой и латинской церквями.
С помощью крестоносцев армяне смогли основать королевство в Киликии. Армянское Киликийское царство пало в 1375 году под ударами египетских мамлюков. Многие армяне начали возвращаться в Армению и хотели вернуть кафедру в Эчмиадзин в Армении. Действующий католикос Григор IX Мусабегянц, однако, не хотел покидать Киликию. Вместо него в Эчмиадзине в 1441 году был избран новый католикос, Киракос Вирабский. В результате сегодня существует два армянских католикоса: католикос всех армян, чья кафедра находится в Эчмиадзине, и католикос Великого Дома Киликийского. Оба католикоса имеют одинаковые привилегии и полномочия рукополагать епископов и благословлять святой мерон, или хрисму, используемую в таинствах рукоположения и крещения. Католикос всех армян пользуется почётным первенством, хотя католикос Киликии имеет полную власть в епархиях, находящихся под его юрисдикцией. Между двумя церквями нет доктринальных или литургических разногласий. Разногласия по поводу юрисдикции были ограниченными и несущественными до политических кризисов 20-го века.
В 1915 году османское правительство начало политику геноцида против армян. В результате Киликия была фактически обезлюдела от армян. Киликийская епархия отправилась в изгнание, поселившись в Антелиасе, Ливан, на окраине Бейрута. Потеряв свои традиционные епархии в Киликии, Киликийская епархия получила епархии Ливана, Сирии и Кипра, ранее находившиеся под юрисдикцией армянского патриарха Иерусалима. В 1920 году Армения была насильно включена в состав Советского Союза. Таким образом, Эчмиадзинская епархия оказалась под властью коммунистов.
Из-за противодействия коммунистическому влиянию несколько епархий, находившихся в подчинении Эчмиадзина, попросили передать их под юрисдикцию Киликийской епархии. В 1956 году Киликийский католикос Зарех I согласился распространить свою юрисдикцию на епархии Ирана, Греции и ряд североамериканских приходов, которые отказались признать власть Эчмиадзинской епархии.
В результате в настоящее время в Северной Америке существуют конкурирующие армянские епархии. Восточное и Западное прелашества США, а также Канадское прелашество являются епархиями, находящимися под юрисдикцией Киликийской епархии. Соответствующие епархии восточной части США, западной части США и Канады остаются под юрисдикцией Эчмиадзинской епархии.
Распад Советского Союза и восстановление независимости Армении в 1991 году рассматривались как обнадёживающие признаки окончания конфликта. Однако юрисдикционные конфликты сохранились. Все недавние усилия по достижению единства оказались бесплодными, и статус-кво фактически укрепился.
Киликийская церковь, свободная от коммунистического вмешательства, была более активной в 20 веке, чем Эчмиадзинская. Его семинария выпустила священнослужителей, которые служат армянской церкви по всему миру. Престол издаёт большое количество книг на армянском языке на религиозные и светские темы.
Несколько католикосов Киликии также были видными лидерами экуменического движения. Католикос Гарегин II (католикос Киликии с 1977 по 1995 год; как Гарегин I, католикос всех армян, с 1995 по 1999 год) был наблюдателем на Втором Ватиканском соборе (Ватикан II) и вице-модератором Всемирного совета церквей. Католикос Арам I (католикос Киликии с 1995 года) был модератором Всемирного совета церквей в течение двух последовательных семилетних сроков, начиная с 1991 года.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Маланкарская православная сирийская церковь
- Армянская апостольская церковь, Святой престол Эчмиадзина
- Апостольская католическая ассирийская восточная церковь
- Русский коллекционер проспонсировал возвращение иконы XVII века в Россию
- В Ереване открылся ежегодный Международный фестиваль «Литературный Ковчег»
- Выставка художника Ашота Нерсесяна «Дорогие сердцу нити»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?