Армянская Апостольская Церковь, Престол Великого Дома Киликийского читать ~4 мин.
Престол Великого Дома Киликийского — один из двух иерархических престолов Армянской апостольской церкви (второй — Первопрестольный Святой Эчмиадзин). Хотя Киликийский католикосат имеет меньшую юрисдикцию, чем Эчмиадзин, признаваемый большинством армян духовным центром всей нации, его историческое значение и важная роль в сохранении национальной идентичности обеспечили ему огромный авторитет. Сам престол исторически располагался в Киликии — регионе на юго-восточном побережье Малой Азии.
В XI веке, после вторжения турок-сельджуков в Армению, множество армян мигрировало в Киликию. Престол Католикоса всех армян последовал за своей паствой и в 1116 году переместился в Киликию, в итоге обосновавшись в городе Сис. Это был особенно активный период для армянской церкви, отчасти потому, что она оказалась в непосредственном контакте с латинскими христианами и крестоносцами. Многие армянские епископы испытали сильное влияние латинской культуры, а некоторые даже вступали в полное общение с Римом. Выдающимися церковными деятелями этого периода были католикос святой Нерсес IV Шнорали (Клайеци) (арм. Ներսես Դ Կլայեցի (Շնորհալի)) — автор многочисленных богословских трудов и поэм, и святой Нерсес Ламбронаци (арм. Ներսես Լամբրոնացի) — епископ Тарса и автор знаменитого комментария к Божественной литургии. Оба они активно участвовали в попытках восстановить единство с Греческой и Латинской церквями.
При поддержке крестоносцев армяне смогли основать в Киликии независимое королевство. Армянское Киликийское царство пало в 1375 году под ударами египетских мамлюков. Многие армяне начали возвращаться на историческую родину и выступили за перенос престола обратно в Армению, в Эчмиадзин. Однако действующий католикос Григор IX Мусабекянц отказался покидать Киликию. В результате в 1441 году в Эчмиадзине был избран новый католикос — Киракос I Вирапеци. Таким образом, в Армянской апостольской церкви образовалось два католикосата: Католикос всех армян с престолом в Эчмиадзине и Католикос Великого Дома Киликийского. Оба католикоса имеют равные привилегии и полномочия рукополагать епископов и освящать святое миро (мирон), используемое в таинствах. Католикос всех армян имеет «первенство чести», хотя католикос Киликии обладает полной административной властью в епархиях под своей юрисдикцией. Между двумя престолами нет доктринальных или литургических разногласий. Расхождения по поводу юрисдикции были незначительными вплоть до политических кризисов XX века.
В 1915 году османское правительство начало геноцид армян. В результате армянское население Киликии было практически полностью уничтожено или депортировано. Киликийский католикосат был вынужден отправиться в изгнание и в 1930 году обосновался в ливанском городе Антелиас, пригороде Бейрута. Потеряв свои исторические епархии, Киликийский католикосат получил под свою юрисдикцию епархии Ливана, Сирии и Кипра, которые ранее находились в ведении Армянского патриархата в Иерусалиме. В 1920 году Армения была советизирована, и Эчмиадзинский престол оказался под контролем коммунистической власти.
Из-за неприятия коммунистического влияния на церковную жизнь несколько епархий, подчинённых Эчмиадзину, попросили о переходе под юрисдикцию Киликийского католикосата. В 1956 году Киликийский католикос Зарех I согласился распространить свою юрисдикцию на епархии Ирана, Греции и ряд североамериканских приходов, которые отказались признавать власть Эчмиадзина, находившегося под давлением советского режима.
Вследствие этого сегодня в Северной Америке существуют параллельные армянские епархиальные структуры. Восточное и Западное прелатства США, а также Канадское прелатство являются епархиями, находящимися под юрисдикцией Киликийского католикосата. Соответствующие епархии восточной части США, западной части США и Канады остаются под юрисдикцией Эчмиадзинского престола.
Распад Советского Союза и восстановление независимости Армении в 1991 году воспринимались как обнадёживающие знаки для преодоления раскола. Однако юрисдикционный спор так и не был разрешён. Все последующие усилия по достижению единства оказались бесплодными, и существующий статус-кво лишь укрепился.
Киликийский католикосат, свободный от коммунистического вмешательства, в XX веке вёл более активную деятельность, чем Эчмиадзин. Его духовная семинария подготовила множество священнослужителей, которые сегодня несут служение в армянских общинах по всему миру. Престол издаёт большое количество книг на армянском языке на религиозные и светские темы.
Несколько католикосов Киликии также были видными лидерами экуменического движения. Католикос Гарегин II (католикос Киликии с 1977 по 1995 год; как Гарегин I (арм. Գարեգին Ա Սարգիսյան) — Католикос всех армян с 1995 по 1999 год) был наблюдателем на Втором Ватиканском соборе и занимал пост вице-модератора Всемирного совета церквей (ВСЦ). Нынешний католикос Арам I (арм. Արամ Ա Քեշիշյան), возглавляющий престол с 1995 года, с 1991 года в течение двух семилетних сроков подряд избирался модератором Центрального комитета ВСЦ.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Маланкарская православная сирийская церковь
- Армянская апостольская церковь, Святой престол Эчмиадзина
- Апостольская католическая ассирийская восточная церковь
- Русский коллекционер проспонсировал возвращение иконы XVII века в Россию
- В Ереване открылся ежегодный Международный фестиваль «Литературный Ковчег»
- Выставка художника Ашота Нерсесяна «Дорогие сердцу нити»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?