Армянская апостольская церковь, Святой престол Эчмиадзина читать ~5 мин.
Святой престол Эчмиадзина является одним из двух основных существующих иерархических престолов (второй – Великий Дом Киликии) Армянской Апостольской Церкви и имеет юрисдикцию над самым большим сегментом мирового армянского христианского населения.
Практически все армяне являются, по крайней мере, номинальными христианами, и христианство оказывает глубокое влияние на армянскую культуру и жизнь даже среди растущего числа светских армян. Это влияние имеет древние корни. Присутствие христиан в Армении можно проследить вплоть до апостольского периода. Согласно преданию, двое из 12 апостолов, Фаддей и Варфоломей, были первыми евангелизаторами Армении и оба были замучены. Существуют исторические свидетельства существования значительной христианской общины в Армении в течение первых трёх веков христианства.
Христиане оставались гонимым меньшинством в Армении до миссионерской деятельности святого Григория Просветителя, жившего с 240 по 332 год. Григорий, родственник армянского царя Трдата III, был воспитан христианином. Язычник Трдат заточил Григория почти на 15 лет в Хор Вираб (глубокое подземелье) в Арташате, недалеко от горы Арарат. В конце концов Григорий был освобождён, чтобы вылечить Трдата от изнурительной болезни. Григорий обратил царя и царскую семью в христианство. Около 301 года Трдат провозгласил христианство государственной религией Армении.
После своего рукоположения Григорий крестил царя и царскую семью, а затем был поставлен первым католикосом, или главным епископом, всех армян и продолжил свои усилия по евангелизации армянского народа. В частности, сообщается, что в Вагаршапате (в 12 милях к западу от Еревана, нынешней столицы Армении) Григорию было видение Христа, спустившегося с небес и ударившего по земле золотым молотом. На этом месте был построен собор Святого Эчмиадзина (Единородного сошедшего). Таким образом, Эчмиадзин стал первоначальным престолом Католикоса Всех Армян. При поддержке царской семьи христианство смогло быстро распространиться по всей Армении и проникнуть во все аспекты армянской жизни и культуры.
Пятый век знаменателен для армянской церкви по трём причинам. Во-первых, в 405 году святой Месроп Маштоц изобрёл армянский алфавит. Вместе с католикосом Святым Сааком I и несколькими учениками Месроп работал над переводом Библии на армянский язык. Во-вторых, персидский царь попытался навязать армянам зороастризм. Армяне сопротивлялись и под командованием полководца Вардана Мамиконяна встретили персидские войска в битве при Аварайре в 451 году. Хотя армянские войска были разбиты, сопротивление продолжалось, и в 484 году новый персидский царь разрешил армянам исповедовать христианскую веру.
Война с персами остаётся определяющей чертой армянской религиозной и национальной идентичности. Наконец, из-за войны армяне не были представлены на Халкидонском соборе в 451 году, одном из международных собраний епископов христианской церкви, на котором принимались решения по основным христианским доктринам. Позднее армянская церковь официально отвергла Халкидон.
В результате церковь была изолирована от восточных православных церквей, принявших постановление Собора, но при этом находится в общении с другими нехалкидонскими или восточными православными церквями. Тем не менее, литургия и традиции армянской церкви очень похожи на традиции восточного православия.
Престол Католикоса Всех Армян не привязан к какому-либо определённому городу. В 485 году престол переместился в Двин, недалеко от Эчмиадзина. С X по XII век он несколько раз переносился в различные города. В результате вторжений в Армению, многие армяне мигрировали в Киликию в течение 11 и 12 веков. В 1116 году кафедра была перенесена в Киликию. В киликийский период усилились контакты с другими церквями. Святой Нерсес IV Клаеци (Милостивый) был выдающимся католикосом, который работал над единством с Римско-католической и Восточной православной церквями.
В 1375 году армянское Киликийское царство пало. Многие армяне желали вернуть кафедру в Эчмиадзин. Однако действующий католикос не хотел покидать Киликию. Вместо него в Эчмиадзине в 1441 году был избран новый католикос. Отныне существовало два армянских католикоса – католикос всех армян в Эчмиадзине и католикос Киликии.
В последующие века церковь в Эчмиадзине столкнулась с различными проблемами. Церковь выполняла политическую функцию, поскольку армянского государства больше не существовало. Эчмиадзинскому католикосу приходилось иметь дело с персидскими, а затем и российскими властями. Различные католикосы Эчмиадзина, в первую очередь Мкртич I Хримян, были влиятельными национальными лидерами.
Попытка геноцида армян, предпринятая османами в 1915 году, привела к гибели более миллиона армян и созданию всемирной диаспоры. Небольшая часть исторической Армении, включая Эчмиадзин, стала Советской Республикой Армения. При коммунистическом правлении церковь подвергалась жестоким гонениям.
После распада Советского Союза и восстановления независимости Армении в 1991 году церковь получила возможность свободно управлять своей семинарией и вернуться к своей важной роли в жизни армянского народа. Католикос Гарегин I подписал историческую общую декларацию с Папой Иоанном Павлом II в 1996 году, в которой были сформулированы соглашения по христологии, достигнутые армянской церковью в диалоге с халкидонскими церквями. Нынешний католикос, Гарегин II, был избран и освящён в 1999 году. Он был особенно активен в восстановлении и реструктуризации церкви в Армении.
Сегодня около 6 миллионов армян заявляют о своей приверженности Армянской апостольской церкви. Половина всех армян сегодня живёт за пределами Армении. Эчмиадзинский собор имеет первенство чести для всех верующих армянской церкви. Только католикос может рукополагать епископов и благословлять святой мерон, или хризму, используемую в таинствах рукоположения и крещения. Кроме церковных функций, католикос играет важную роль в качестве национального лидера. Католикос избирается делегацией епископов и мирян.
В прямой юрисдикции католикоса находятся епархии в Армении и бывшем Советском Союзе, Европе, Северной и Южной Америке и Австралии. Несколько епархий на Ближнем Востоке, а также три диссидентские епархии в Северной Америке (Восточная часть США, Западная часть США и Канада) находятся под юрисдикцией Киликийской епархии.
Армянский патриарх Константинополя осуществляет власть над армянскими церквями Турции, а армянский патриарх Иерусалима является хранителем армянских церквей и владений на Святой Земле. Оба патриарха, однако, зависят от католикоса всех армян в том, что касается епископов и святого креста.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Религия в Армении
- Женский взгляд на проблемы, понятные в любой точке Земли
- В Ереване завершился 12-й кинофестиваль «Золотой абрикос»
- В столице Армении начал свою работу кинофестиваль «Золотой абрикос»
- Уникальное искусство армянского художника А. Аветяна на выставке в Ростове
- Маланкарская православная сирийская церковь
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?