Армянская апостольская церковь, Святой престол Эчмиадзина читать ~5 мин.
Первопрестольный Святой Эчмиадзин — один из двух иерархических престолов Армянской Апостольской Церкви (наряду с Великим Домом Киликийским). Он обладает юрисдикцией над большей частью армянского христианского населения мира.
Большинство армян являются, по крайней мере номинально, христианами. Христианство оказало глубокое влияние на армянскую культуру, даже на фоне растущего числа светских армян. Корни этого влияния уходят в глубокую древность, вплоть до апостольского периода. Согласно преданию, первыми проповедниками в Армении были два из двенадцати апостолов — Фаддей и Варфоломей, которые приняли там мученическую смерть. Существуют исторические свидетельства о наличии значительной христианской общины в Армении в первые три века.
Христиане оставались преследуемым меньшинством до начала миссионерской деятельности святого Григория Просветителя (ок. 257–331). Григорий, родственник армянского царя Трдата III, получил христианское воспитание. Язычник Трдат заключил Григория почти на 15 лет в темницу Хор Вирап («глубокая яма») в Арташате, у подножия горы Арарат. Впоследствии Григорий был освобождён, чтобы исцелить Трдата от тяжёлой болезни, после чего обратил в христианство самого царя и его семью. Около 301 года Трдат III провозгласил христианство государственной религией Армении, что сделало её первой в мире христианской страной.
После рукоположения Григорий крестил царскую семью, был поставлен первым Католикосом — верховным епископом — всех армян и продолжил евангелизацию народа. Предание гласит, что в Вагаршапате (около 20 км к западу от Еревана) Григорию было видение: Христос сошёл с небес и ударил по земле золотым молотом. На этом месте был возведён собор, названный Эчмиадзин («сошёл Единородный»). Так Вагаршапат стал престолом Католикоса Всех Армян. При поддержке царской власти христианство быстро распространилось по стране, проникнув во все сферы жизни и культуры.
V век стал для Армянской церкви знаковым по трём причинам. Во-первых, в 405 году святой Месроп Маштоц создал армянский алфавит. Вместе с католикосом святым Сааком I Партевом и учениками он перевёл Библию на армянский язык. Во-вторых, когда персидский царь попытался насадить зороастризм, армяне оказали сопротивление. Под предводительством полководца Вардана Мамиконяна они сразились с персами в Аварайрской битве в 451 году. Несмотря на поражение, борьба продолжилась, и в 484 году персы разрешили армянам свободно исповедовать христианство.
Война с Персией стала одним из ключевых событий, сформировавших религиозную и национальную идентичность армян. Наконец, из-за этой войны представители Армянской церкви не смогли присутствовать на IV Вселенском (Халкидонском) соборе в 451 году, где обсуждались важнейшие христианские доктрины. Впоследствии, на соборах в Двине в VI веке, Армянская церковь официально отвергла решения Халкидонского собора.
В результате Армянская церковь оказалась в изоляции от церквей византийской традиции (Восточно-православных), принявших халкидонский орос. При этом она сохранила общение с другими Древневосточными православными (нехалкидонскими) церквями. Несмотря на догматические различия, литургия и традиции Армянской церкви во многом схожи с византийским обрядом.
Престол Католикоса Всех Армян не был привязан к одному городу. В 485 году его перенесли в Двин, неподалёку от Эчмиадзина. С X по XII век кафедра несколько раз перемещалась. Из-за иноземных вторжений в XI – XII веках многие армяне переселились в Киликию, куда со временем переместился и патриарший престол. В киликийский период укрепились контакты с другими церквями. Выдающийся католикос Нерсес IV Шнорали («Милостивый») прилагал усилия для достижения единства с Римско-католической и Византийской церквями.
В 1375 году Киликийское армянское царство пало. Многие верующие желали вернуть престол в Эчмиадзин, однако действующий католикос отказался покидать Киликию. В 1441 году в Эчмиадзине был избран новый католикос. С тех пор существуют два католикосата: Первопрестольный Святой Эчмиадзин и Киликийский католикосат.
В последующие века Эчмиадзинская церковь столкнулась с множеством вызовов. В отсутствие армянской государственности она взяла на себя и политические функции. Католикосам приходилось взаимодействовать с персидскими, а затем и с российскими властями. Многие из них, в первую очередь Мкртич I Хримян, были влиятельными национальными лидерами.
Геноцид армян 1915 года в Османской империи унёс жизни более миллиона человек и положил начало формированию всемирной диаспоры. Небольшая часть исторической Армении, включая Эчмиадзин, вошла в состав Советской Армении. В советский период церковь подверглась жестоким гонениям.
После распада СССР и восстановления независимости Армении в 1991 году церковь вновь обрела свободу. Она смогла возобновить деятельность своих духовных учреждений и вернуть себе значимую роль в жизни нации. В 1996 году Католикос Гарегин I подписал с Папой Иоанном Павлом II совместную декларацию, закрепившую христологические соглашения между Армянской и халкидонскими церквями. Нынешний католикос, Гарегин II, был избран и интронизирован в 1999 году. Он проявил особую активность в деле восстановления и реорганизации церковной жизни в Армении.
Сегодня к Армянской Апостольской церкви принадлежат около 6 миллионов человек. Половина всех армян проживает за пределами исторической родины. Престол Эчмиадзина имеет первенство чести для всех верующих Армянской церкви. Только Католикос Всех Армян может рукополагать епископов и освящать святое миро (хризму), используемое в таинствах. Кроме духовных функций, католикос выполняет важную роль национального лидера. Его избирает Национально-церковный собор, состоящий из епископов и мирян.
Под прямой юрисдикцией Эчмиадзина находятся епархии в Армении, странах бывшего СССР, Европе, Северной и Южной Америке и Австралии. Несколько епархий на Ближнем Востоке и часть епархий в Северной Америке (Восточные и Западные штаты США, Канада) подчиняются Киликийскому католикосату.
Армянский патриарх Константинополя управляет церквями в Турции, а Иерусалимский патриарх является хранителем святынь и владений на Святой Земле. При этом оба патриарха в духовных вопросах подчиняются Католикосу Всех Армян, который поставляет им епископов и освящает святое мvро.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Религия в Армении
- Исаак Армянский
- Женский взгляд на проблемы, понятные в любой точке Земли
- В Ереване завершился 12-й кинофестиваль «Золотой абрикос»
- В столице Армении начал свою работу кинофестиваль «Золотой абрикос»
- Уникальное искусство армянского художника А. Аветяна на выставке в Ростове
- Маланкарская православная сирийская церковь
- Армянская Апостольская Церковь, Престол Великого Дома Киликийского
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?