День святой Марии Магдалины читать ~3 мин.
Мария Магдалина (ивр. מרים המגדלית), родом из города Магдала на берегу Галилейского моря, впервые упоминается в Евангелии от Луки. Там говорится, что Иисус изгнал из неё семь бесов и исцелил от недугов. Она стала преданной последовательницей Христа и входила в его ближайшее окружение. Мария Магдалина была свидетельницей его распятия и погребения, оставаясь с ним в последние дни его земной жизни. Согласно Евангелиям, она стала первой, кто увидел воскресшего Иисуса и принесла эту весть апостолам.
Наиболее подробно встреча Марии с воскресшим Иисусом описана в Евангелии от Иоанна. Католическая и Православная церкви почитают её как святую равноапостольную мироносицу, установив днём её памяти 22 июля. Почитание святой также сохраняется в англиканской и лютеранской традициях.
В гностических текстах, таких как «Пистис София» и рукописи, найденные в Наг-Хаммади в 1945 году, роль Марии Магдалины представлена более значительно. В «Пистис София» она описывается как ученица, “чьё сердце более всех твоих братьев устремлено к Царствию Небесному”. В Евангелии от Филиппа говорится, что Иисус любил её больше всех остальных учеников.
Несмотря на её высокое положение в ранней церкви, образ Марии Магдалины со временем исказился. В 591 году папа Григорий I Великий в одной из проповедей отождествил её с безымянной грешницей из Евангелия от Луки. Это привело к тому, что Марию Магдалину стали ошибочно считать раскаявшейся блудницей. В католической традиции она стала почитаться как покровительница кающихся женщин.
Этот образ «кающейся Магдалины» нашёл широкое отражение в западноевропейском искусстве. Художники эпохи Возрождения и барокко, такие как Тициан, Караваджо и Артемизия Джентилески, часто изображали её в виде отшельницы с длинными распущенными волосами. Эти полотна подчёркивали темы покаяния, но при этом закрепляли неверное представление о её прошлом.
Открытие и публикация текстов из Наг-Хаммади совпали с развитием феминистских движений второй половины XX века. В этом контексте Мария Магдалина стала для многих гностиков и феминисток символом женщины, чья роль была принижена патриархальными структурами ортодоксального христианства.
Католическая церковь официально исправила это недоразумение в 1969 году при пересмотре Общего римского календаря, убрав из богослужения упоминания о ней как о «кающейся». В 2016 году Папа Франциск возвёл её день памяти в ранг праздника, назвав Марию Магдалину «Апостолом апостолов».
В то же время современные гностические течения отводят Марии Магдалине центральное место. Епископ Розамонд Миллер, основательница Ecclesia Gnostica Mysteriorum, рассматривает её праздник как время для размышлений о женском божественном начале. В этой традиции её почитают как духовную супругу Иисуса, которой он доверил сокровенные аспекты своего учения.
Для современных гностиков день Марии Магдалины стал значимым праздником, поскольку они видят в ней воплощение «архетипического женского принципа, проявленного в человечестве». В своём стремлении повысить статус и роль женщины в духовной жизни гностические общины находят точки соприкосновения с идеями современного феминизма.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?