Религия в Финляндии читать ~5 мин.
Финляндия, самая восточная из скандинавских стран, расположена между Швецией и Россией. Она имеет протяжённую береговую линию Балтийского и Ботнического морей, а также Финского залива. На её территории площадью 131 000 квадратных миль проживает 5,2 миллиона человек.
Крупнейшей религиозной общиной Финляндии является Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии. В 1999 году 85,3% населения (около 5 миллионов человек) были членами этой церкви, а 1,1% принадлежали к Финской православной церкви. Третьей по величине группой были пятидесятники, а четвёртой – Свидетели Иеговы. Более 10% не принадлежали ни к каким религиозным общинам.
Те, кто отвергает религиозные верования как иррациональные, создали организации для продвижения мышления и культуры, свободной от религиозных уз, и разработали нерелигиозные церемонии, которые могут заменить христианское крещение, свадебные церемонии и так далее. Они считают, что свобода мысли, совести, убеждений и религии ещё не достигнута в обществе. Приверженность этим организациям пока скромная.
Финляндия была одной из последних европейских стран, куда пришло христианство. Древняя религия финнов состояла из мифов, поклонения мёртвым, поклонения существам природы, спрайтам и личным богам. Существовали также шаманы и мудрецы. Поклонение мёртвым в основном основывалось на страхе перед призраками. Поклонение различным существам, таким как феи, эльфы и гномы, также часто было направлено на умилостивление этих существ.
Среди саамов, населяющих северную часть Финляндии, дохристианская религия сохранялась дольше, чем среди финнов, хотя и они позже стали лютеранами или православными христианами. Финская мифология изложена в сборнике стихов 19 века «Калевала». Это труд одного человека, Элиаса Лённрота, который собирал истории в разных провинциях Финляндии, но, вероятно, некоторые части написал сам. В 16 веке церковный реформатор Микаэль Агрикола опубликовал список древних финских богов. В остальном источники информации о древней финской мифологии немногочисленны. Сегодня существует несколько небольших групп людей, неоязычников, которые хотят возродить религию, существовавшую у финнов до принятия христианства.
Первые христианские влияния были прослежены до девятого века. Предметы с христианской символикой и христианская лексика пришли как с востока, так и с запада. Финская культура и язык не связаны с культурами и языками соседних стран (кроме Эстонии): Финны не являются ни славянским, ни скандинавским народом. Христианство утвердилось в первые три века второго тысячелетия, а в 1216 году тогдашняя Финляндия стала частью епархии Упсалы (Швеция). Несколько лет спустя был назначен первый епископ Финляндии. К концу XIII века римско-католическая церковь утвердила свои позиции в стране.
Лютеранская фаза протестантской реформации XVI века достигла Финляндии довольно рано, первые влияния ощущались уже в 1520-х годах. Христианский Новый Завет был опубликован на финском языке в 1548 году. Его перевёл Микаэль Агрикола, ставший впоследствии лютеранским епископом. Его литературная работа оказала влияние далеко за пределами церкви, так как она стала значимой для грамотности финнов, для письменного финского языка и для национальной литературы.
В богословском отношении Реформация в Финляндии была проведена умеренно, и историческая епископальная или апостольская преемственность епископов не была нарушена. Наиболее заметными изменениями были отказ от латыни как церковного языка и признание таинствами только крещения и святого причастия. В экономическом плане Реформация оказалась губительной для церкви в Шведском королевстве, частью которого все ещё была Финляндия.
Богатство церкви и большая часть её власти перешли к королю. Однако это не означало катастрофы для христианства, так как Реформация привела к углублению знаний о христианской вере в народе. Позже, особенно в 19 веке, в народе произошло несколько общенациональных возрождений. Некоторые из них произошли в Лютеранской церкви и до сих пор оказывают на неё влияние. Другие привели к созданию и росту других деноминаций.
Кроме лютеранской церкви и пятидесятнических общин, самой сильной протестантской деноминацией является Финская православная церковь (14 000 членов). Она возникла в конце 19 века как обновленческое движение внутри Лютеранской церкви, но отделилась как независимая церковь после провозглашения религиозной свободы в 1923 году. Римско-католическая церковь, которая была вынуждена прекратить свою деятельность в 1520-х годах, вернулась в Финляндию в конце 18 века. Сейчас в 7 приходах Хельсинкской епархии насчитывается 7 000 католиков. Число католиков, среди которых много иностранцев, растёт, и появилось несколько католических религиозных орденов.
Отношения между церквями становились все более сердечными на протяжении 20-го века. Экуменический совет Финляндии, который является старейшим экуменическим органом в стране, а также имеет наибольшее количество церквей и организаций-членов, был основан в 1917 году. В Совет входят 12 церквей и общин-членов и 18 наблюдателей. Изменение в отношениях между церковью большинства и церквями меньшинств произошло недавно, когда ежегодные официальные церковные службы (например, в День независимости), которые посещают члены правительства и парламента, стали экуменическими.
Первые евреи приехали в Финляндию из Швеции в конце 18 века, но община так и осталась небольшой. Корни большинства евреев уходят в Россию. Сегодня в Финляндии 2 синагоги и 1 150 евреев. В Хельсинки еврейская община также содержит детский сад, школу и больницу.
Первая мусульманская община была основана в 1925 году татарами, иммигрировавшими из России. Эта община, как и большинство более новых общин, сохранила свою этническую самобытность. В стране пока нет ни мусульманских школ, ни узнаваемых мечетей. Зарегистрированные мусульманские общины по-прежнему малочисленны и немногочисленны. Оценки фактической численности ислама в Финляндии колеблются между 15 000 и 20 000 человек; однако число мусульман в Финляндии растёт, в основном за счёт иммиграции.
В Финляндии присутствует несколько всемирно известных новых религиозных движений, но они остаются малочисленными. Только Свидетели Иеговы и Церковь Иисуса Христа Святых последних дней набрали заметное количество членов. В стране нет заметных местных новых религиозных движений.
Религиозная свобода гарантирована каждому, если деятельность не противоречит закону. Законодательство вступило в силу в 1923 году. В 2004 году был принят новый Закон о свободе вероисповедания, представленный в 2000 году, который модернизировал закон 1923 года в нескольких областях. Хотя религия по-прежнему регулируется, автономия многих групп, помимо Финляндской церкви, была увеличена. Для официальной организации новой религиозной группы требуется не менее 20 членов. Отдельные лица могут быть членами нескольких религиозных общин одновременно. Процедура регистрации новых групп была значительно упрощена.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Япономания в искусстве северных стран
- «Нос» Шостаковича в Финляндии. Запрещённый шедевр абсурда
- В финале конкурса молодых скрипачей имени Сибелиуса нет ни одного россиянина
- Фестиваль русского кино «Кино Локакуу» стартовал в Хельсинки
- Новое и старое российское кино вошло в программу фестиваля DocPoint
- «Приключения Гекльберри Финна», краткое содержание и анализ
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?