Греческий православный патриархат Антиохии и всего Востока читать ~4 мин.
Антиохийская православная церковь, полное официальное название — Греческий православный патриархат Антиохии и всего Востока (араб. بطريركية أنطاكية وسائر المشرق للروم الأرثوذكس), — автокефальная поместная православная церковь, занимающая третье место в диптихе автокефальных поместных церквей. Её юрисдикция распространяется на православных христиан Сирии, Ливана и других регионов Ближнего Востока.
Основанный около 300 года до н.э. город Антиохия быстро стал одним из важнейших центров восточного Средиземноморья. Христианство пришло в город очень рано; согласно новозаветной книге Деяний, именно там последователей Иисуса впервые назвали христианами. В Антиохии, по-видимому, зародилась модель единоличного епископского управления церковью, и многие исследователи полагают, что именно там было написано Евангелие от Матфея.
В III веке н.э. растущая община периодически подвергалась гонениям, но её положение укрепилось после того, как Миланский эдикт императора Константина I (313 год) предоставил христианам свободу вероисповедания. Антиохийская богословская школа была известна как центр библейских исследований. Она отстаивала буквальное толкование Писания и подчёркивала как человеческую, так и божественную природу Христа.
Халкидонский собор 451 года утвердил за Антиохией статус патриархата, однако уменьшил его каноническую территорию, передав её значительную часть Константинопольскому и новообразованному Иерусалимскому патриархатам. Решения Халкидонского собора также вызвали раскол в Антиохийской церкви. Значительная её часть отвергла христологическое учение Собора и со временем образовала общину, известную сегодня как Сиро-Яковитская православная церковь Антиохии и всего Востока.
После того как Антиохия пала под натиском арабов в 638 году, греки, оставшиеся верными Византийской империи и решениям Халкидонского собора, пережили долгий период притеснений. Греческий патриархат вновь обрёл процветание с 969 года, когда Византийская империя вернула себе город, и до 1085 года, когда он пал под властью турок-сельджуков. В этот период византийского правления древний западно-сирийский литургический обряд Антиохии был заменён византийским.
В 1098 году крестоносцы захватили Антиохию и основали княжество, просуществовавшее почти два столетия. Была учреждена кафедра латинских патриархов, а греческие иерархи были вынуждены продолжать преемственность в изгнании.
Греческий патриарх смог вернуться в Антиохию после захвата города египетскими мамлюками в 1268 году. К тому времени Антиохия пришла в упадок и превратилась в небольшой город, поэтому в XIV веке патриаршая кафедра была перенесена в Дамаск. В 1516 году эти земли вошли в состав Османской империи и оставались под её властью вплоть до окончания Первой мировой войны. Христиане на этой территории оказались в меньшинстве, а положение церкви ещё более ослабло из-за деятельности западных миссионеров.
Внутренний конфликт среди православных привёл к тому, что в 1724 году были избраны два патриарха-соперника. Один из них вступил в унию с Римом, а другой сохранил верность православию, что привело к окончательному разделению церкви на две общины: греко-православную (Антиохийский патриархат) и мелькитскую греко-католическую. Несмотря на то что паства на протяжении веков состояла почти исключительно из арабов, преемственность этнических греческих патриархов сохранялась до 1898 года, когда последний из них был низложен. Годом позже был избран патриарх арабского происхождения, и с тех пор все предстоятели Антиохийской церкви являются арабами.
Сегодня Священный синод патриархата состоит из патриарха и всех действующих митрополитов. Синод собирается не реже одного раза в год и отвечает за избрание патриарха и епископов, сохранение вероучения и принятие мер против нарушений церковной дисциплины.
Существует также Генеральный совет общины, состоящий из представителей Священного синода и мирян. Этот орган, собирающийся дважды в год, отвечает за финансовые, образовательные, юридические и административные вопросы. При необходимости избрания нового патриарха этот совет предлагает трёх кандидатов, одного из которых затем избирает Священный синод.
Патриарх Игнатий IV (избран в 1979 году) был активным участником экуменического движения и поощрял диалог с Сиро-Яковитской православной и Мелькитской греко-католической церквями в стремлении воссоединить три основные ветви древнего Антиохийского патриархата. В 1970 году Патриархат основал Богословский институт святого Иоанна Дамаскина, расположенный недалеко от ливанского города Триполи. В 1988 году институт вошёл в состав Баламандского университета.
В последние десятилетия наблюдается значительная эмиграция верующих с канонической территории церкви в Сирии и Ливане в различные части света, особенно в Северную и Южную Америку. Антиохийская православная архиепископия Северной Америки включает в себя также ряд приходов западного обряда, в большинстве своём состоящих из бывших прихожан Епископальной церкви. Общая численность верующих патриархата сегодня оценивается примерно в 750 000 человек.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?