Венера Милосская читать ~6 мин.
Венера Милосская, или Афродита с острова Милос, — всемирно известная древнегреческая статуя эллинистического периода, предположительно созданная скульптором Александром Антиохийским.
Эта мраморная статуя без рук, изображающая Афродиту, греческую богиню любви и красоты, является одним из самых известных образцов скульптуры Древней Греции. Она была создана в эллинистический период, между 130 и 100 годами до н.э. Фигура, выполненная в размере чуть больше натуральной величины, считается работой скульптора Александра Антиохийского, о чём свидетельствовала надпись на ныне утерянном постаменте.
Изящная фигура богини очаровывает ценителей искусства уже более двух столетий с момента её обнаружения в 1820 году на греческом острове Милос. Венера Милосская, возможно, самая знаменитая статуя в истории скульптуры, выставлена на всеобщее обозрение в коллекции греческой скульптуры в Лувре в Париже. Среди других прославленных эллинистических работ — Наказание Дирсе (также известное как «Фарнезский бык») и «Три грации». В Лувре также хранится другая эллинистическая статуя Афродиты, Венера Арльская, которая напоминает Милосскую. Нельзя не упомянуть и знаменитую скульптурную группу «Лаокоон и его сыновья».
История
«Венера Милосская» была найдена на греческом острове Милос (одном из юго-западных островов архипелага Киклады). Её обнаружил молодой фермер по имени Йоргос Кентротас в поле, замурованной в нише стены на территории руин древнего города. Каменная скульптура была разделена на две части: верхнюю часть торса и покрытые драпировкой ноги. Рядом были найдены и другие фрагменты, включая левую руку, держащую яблоко, и постамент с именем скульптора: “…сандрос из Антиохии-на-Меандре”.
При раскопках фермеру помогал Оливье Вутье, офицер французского флота. О находке узнал другой офицер, Жюль Дюмон-Дюрвиль, который уведомил французского консула в Османской империи, маркиза де Ривьера. Маркиз организовал покупку и доставку статуи во Францию, где её преподнесли в дар королю Людовику XVIII, а тот передал её в Лувр.
В то время музей всё ещё переживал потерю Венеры Медичи — знаменитого произведения античного искусства, возвращённого Италии в 1815 году после поражения Наполеона. Чтобы повысить ценность нового приобретения, было решено не выставлять постамент с именем Александра Антиохийского. Это позволило приписать статую Праксителю (ок. 375–335 гг. до н.э.), одному из величайших скульпторов классической эпохи. Власти развернули пропагандистскую кампанию, искусственно датируя работу классическим периодом (480–323 гг. до н.э.), что надолго задержало её точную научную оценку. Позже Венеру Милосскую отнесли к эллинистическому периоду (323–27 гг. до н.э.) и вернули авторство менее известному Александру Антиохийскому.
Характеристики и анализ Венеры Милосской
Статуя высотой 204 см (без учёта постамента) выполнена из паросского мрамора. Принято считать, что она изображает Афродиту — древнегреческую богиню любви и красоты, чей римский эквивалент — богиня Венера. По данным реставраторов, скульптура была вырезана из двух основных блоков мрамора и состоит из нескольких частей, которые изготавливались отдельно и затем скреплялись штифтами. К сожалению, руки и оригинальный постамент были утеряны вскоре после прибытия в Париж в 1820 году.
При первоначальной сборке найденные рядом фрагменты левой руки с яблоком не сочли принадлежащими статуе из-за их «грубого», по мнению сборщиков, вида. Однако сегодня эксперты уверены, что эти части были элементами оригинала. В античности было běžной практикой уделять меньше внимания деталям скульптуры, которые не были хорошо видны зрителю.
Специалисты по реконструкции предполагают, что правая рука Венеры Милосской лежала поперёк её торса, придерживая драпировку на левом колене. Левая рука, в свою очередь, держала яблоко примерно на уровне глаз. Учёные до сих пор спорят, смотрела ли богиня на яблоко в своей руке или её взгляд был устремлён вдаль.
В первоначальном виде скульптура была раскрашена цветными пигментами для большей реалистичности. Её украшали браслет, серьги и диадема, о чём свидетельствуют сохранившиеся отверстия для креплений. Перед установкой в нишу храма или другого здания статуя имела совершенно иной, яркий облик. Сегодня следов краски не осталось.
Эллинистическая скульптура
В Венере Милосской заметно влияние высокой и поздней классики: например, бесстрастное выражение лица отсылает к V веку до н.э. Однако статуя в полной мере использует и творческие новшества эллинизма (III – I века до н.э.). К ним относятся:
контраст между гладкой кожей торса и рельефной текстурой драпировки;
спиралевидная композиция, создающая S-образную позу;
относительно небольшой размер верхней части тела;
эротическое напряжение, создаваемое драпировкой, которая будто готова соскользнуть.
Эти стилистические особенности характерны для позднего эллинизма. Таким образом, работа представляет собой тонкое сочетание стилей разных эпох.
Мифология
Согласно наиболее распространённой версии, Венера Милосская изображает Афродиту в момент после знаменитого Суда Париса. В этом мифе троянскому царевичу Парису было поручено вручить золотое яблоко с надписью «прекраснейшей» одной из трёх богинь: Гере, Афине или Афродите. Афродита победила, пообещав Парису любовь самой красивой смертной женщины, Елены Спартанской, и получила яблоко в награду.
Непреходящая красота и тайна
В XIX веке многие искусствоведы провозгласили Венеру Милосскую одним из величайших сокровищ греческого искусства. Она стала воплощением женской красоты и эстетического идеала благодаря удивительному сочетанию величия и изящества. Хотя вкусы меняются, и сегодня античные статуи без конечностей воспринимаются иначе, богиня сохраняет свою таинственность. Некоторые исследователи полагают, что она может изображать не Афродиту, а морскую богиню Амфитриту, которую почитали на острове Милос. Учитывая сходство с Афродитой Капуанской, в Лувре также допускают, что это может быть римская копия греческого оригинала конца IV века до н.э.
Эллинистические скульптуры, подобные Венере Милосской, можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира, в особенности в Лувре в Париже, музее Каподимонте в Неаполе, музеях Ватикана в Риме и Центре Гетти в Лос-Анджелесе.
Греческие скульпторы
Биографические сведения о других скульпторах Древней Греции и их достижениях в пластическом искусстве того времени см. в следующих статьях:
Фидий (ок. 488–431 до н.э.), ведущий скульптор эпохи высокой классики.
Мирон (активный период 480–444 гг. до н.э.), известный своим шедевром «Дискобол».
Поликлет (V век до н.э.), классический скульптор, известный благодаря «Канону Поликлета».
Каллимах (работал в 432–408 гг. до н.э.), выдающийся художник-скульптор и архитектор.
Скопас (работал в 395–350 гг. до н.э.), один из трёх крупных скульпторов позднего классицизма.
Лисипп (ок. 395–305 до н.э.), придворный скульптор Александра Македонского.
Леохар (работал в 340–320 гг. до н.э.), важный скульптор раннего эллинизма.
Другие известные мраморные статуи
Il Zuccone (1423–1435), Флоренция. Донателло.
Пьета (1497–1499), Собор Святого Петра. Микеланджело.
Давид (1501–1504), Галерея Академии, Флоренция. Микеланджело.
Умирающий раб (1513–1516), Лувр. Микеланджело.
Гробница папы Юлия II (1505–1545), Рим. Микеланджело.
Похищение сабинянок (1583), Флоренция. Джамболонья.
Плутон и Прозерпина (1621–1622), Галерея Боргезе, Рим. Бернини.
Экстаз святой Терезы (1647–1652), капелла Корнаро. Бернини.
Аполлон (1715), Государственные художественные собрания, Дрезден. Бальтазар Пермозер.
Кони Марли (1739–1745), Лувр. Гийом Кусту.
Аполлон, венчающий себя (1781), Музей Гетти, Лос-Анджелес. Антонио Канова.
Психея, оживлённая поцелуем Амура (1787–1793), Лувр. Антонио Канова.
Поцелуй (1888–1889), Париж. Огюст Роден.
Подробнее о скульптуре античной эпохи и о классической скульптуре Древнего Рима см.: Римское искусство.
Подробнее об истории греко-римского искусства: Классическая античность (800 г. до н.э. – 450 г. н.э.).
РУКОВОДСТВО ПО ПЛАСТИЧЕСКИМ ИСКУССТВАМ
Искусство скульптуры.
ОЦЕНКА СКУЛЬПТУРЫ
Для оценки таких статуй, как Венера Милосская, см. наши учебные эссе: «Как ценить скульптуру» и «Как ценить современную скульптуру».
ОЦЕНКА ЖИВОПИСИ
Для анализа произведений живописи см. статьи: Как ценить искусство, а также: Как ценить живопись.
- Эллинистические статуи и рельефы
- «Милосердие» Тони Моррисон, краткое содержание
- «Просто милосердие» Брайана Стивенсона, краткое содержание
- «Милосердные» Киран Миллвуд Харгрейв, краткое содержание
- «Падение гигантов» Кена Фоллетта, краткое содержание
- «Грезы и символы». Выставка произведений Михаила Верхоланцева
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?