Религии в Квебеке читать ~6 мин.
Квебек – провинция на востоке Канады, расположенная между Онтарио и Лабрадором. Ее северо-западное побережье находится на берегу Гудзонова залива.
В 1663 году Людовик XIV назвал его королевской колонией, как Новую Францию. Гегемония над Новой Францией была передана Англии в 1763 году. Современный Квебек, позднее вошедший в состав Канады, служит напоминанием о французском прошлом страны. С населением около 7 500 000 человек Квебек является одним из самых однородных регионов Канады – в языковом, культурном и религиозном отношении; более 80% его жителей – франкофоны, 8% – англофоны, а 10% говорят на других языках. Большая часть нефранкоязычного населения проживает в Монреальском регионе, это половина жителей провинции.
Несмотря на недавний рост иммиграции и культурное и религиозное разнообразие новых жителей Квебека, доминирующими религиями в Квебеке остаются религии двух основных культурных сообществ. Традиционно франкоязычные квебекцы являются католиками, а англоязычные квебекцы – протестантами. По данным Статистического управления Канады, в 2001 году в Квебеке насчитывалось 5 939 715 католиков, что составляет 83% населения провинции. Подавляющее большинство католиков (99,8%) были римскими католиками, и большинство из них были франкофонами. Три четверти англоязычного населения считают себя христианами, включая 244 000 католиков. Число католиков немного выросло по сравнению с переписью 1991 года (5 861 205 католиков), в основном за счёт роста иммиграции.
По данным переписи 2001 года, число протестантов составило 335 595 человек, или 4,7% населения провинции. Половина этих протестантов посещает основные протестантские церкви. Полных 10% протестантского населения составляли франкофоны, рассеянные среди 40 различных деноминаций и церковных групп, в основном евангелических. С 1971 года наблюдается заметный спад (55%) среди основных протестантских конгрегаций. В период с 1991 по 2001 год число протестантов в Квебеке сократилось на 7%.
Опрос 2001 года также показал, что 8% жителей Квебека заявили о своей религиозной принадлежности, отличной от католической или протестантской. Среди них 89 525 (1,3%) были православными христианами, 89 915 (1,3%) – иудеями и 108 620 (1,5%) – мусульманами. Самым быстрорастущим религиозным меньшинством значительной численности, несомненно, является ислам. За десятилетие между 1991 и 2001 годами число мусульман в Квебеке удвоилось. Разнообразные другие христианские и нехристианские религии составляли оставшиеся 4% населения. Буддизм составил наиболее значительную часть из этих 4%: 41 375 квебекцев считают его своей религиозной традицией. Статистика 2001 года также показывает, что все большее число жителей Квебека не заявляют о своей религиозной принадлежности: 5,7%, по сравнению с 3,7% в 1991 году.
На первый взгляд, кажется, что в Квебеке нет большого религиозного разнообразия, и что большинство квебекцев остаются приверженцами традиционной религии своих культурных групп. Так и есть, несмотря на массовое снижение посещаемости церквей (число франкоязычных квебекцев, регулярно посещающих церковные службы, снизилось с 60% в 1961 году до 10% в 1991 году), некоторые важные обряды все ещё отмечаются в церкви. Например, из 21 583 браков, заключённых в 2008 году, 13 064 (60,5%) были религиозными. Более 90% родителей-католиков по-прежнему крестят своих детей. Кроме того, церковные службы по-прежнему хорошо посещаются на Рождество и Пасху.
Раймон Лемьё и Мишлин Мило провели значительный анализ религии в Квебеке в своей книге «Квебекская религия» (Les Croyances des Québécois, 1992 и 2002). Они отмечают, что значительное число квебекцев придерживается убеждений, традиционно связанных с иудео-христианской традицией: 70% исповедуют веру в Бога, 56% верят в ангелов, 27% верят в существование дьявола, 24% верят в ад, 64% верят в рай и 63% верят в Иисуса. Несмотря на то, что жители Квебека менее склонны к традиционным христианским верованиям, чем другие канадцы, христианская терминология все ещё сохраняет своё значение. Квебекцы определяют христианские слова нетрадиционным образом, представляя «Бога» как энергетическую силу или Иисуса как модель человечества.
Исследования также показывают, что квебекцы часто включают в своё религиозное мировоззрение самые разные идеи, начиная от энергетических потоков и инопланетян, заканчивая позитивным мышлением, гедонизмом, материализмом, стремлением к успеху и деньгам. Концепции из восточных религий были особенно влиятельны в Квебеке. Например, 42% квебекцев говорят, что верят в реинкарнацию.
Исследователи интересуются тем, как приобретаются и практикуются эти эклектичные религиозные верования. Духовные путешествия происходят вне традиционных религиозных общин и институтов. Люди берут на себя ответственность за свои собственные духовные поиски и уверенно отказываются от любой религиозной принадлежности. Возникает ощущение, что человек является ремесленником и контролёром своего собственного религиозного пути. Ещё одной интересной особенностью этого типа духовности является её практичность. Многие жители Квебека чувствуют себя свободно, меняя и принимая различные религиозные убеждения в зависимости от их полезности в той или иной ситуации или в тот или иной период жизни. Это резко контрастирует с тем, как религия действовала в прошлом, когда унаследованная вера передавалась в целости и сохранности от религиозных авторитетов и от поколения к поколению. В настоящее время квебекцы более склонны отказываться от веры, которая больше не кажется им конструктивной, не задумываясь о вопросе спасения.
Подобно товарам в супермаркете или универмаге, религиозные убеждения доступны и выставлены на всеобщее обозрение и больше не являются прерогативой религиозных деятелей. Книжный магазин, конференция, статья в журнале или сайт в Интернете – это место для настоящего шведского стола убеждений, доступных для потребителя. Жители Квебека окружены тем, что Режинальд Бибби называет «религией а-ля карт» (La Religion à la carte, 1988). Религиозный продукт мало регламентирован, поскольку потребитель контролирует, какие элементы он выбирает.
Философ Чарльз Тейлор в своей работе 2002 года «Разновидности религии сегодня: William James Revisited, что жители Квебека желают получить религиозный опыт. Несмотря на стремительную секуляризацию Квебека с 1960-х годов, и несмотря на то, что Квебек является самой светской провинцией Канады, религия остаётся в центре жизни Квебека, даже в плюралистической форме. Более того, хотя квебекцев привлекает слияние различных духовных концепций, похоже, есть желание сохранить связь с традиционной религией.
Религиозная жизнь в Квебеке предстаёт как сложное явление. С одной стороны, здесь преобладает тенденция брать свою духовность в собственные руки и быть автономным в своих духовных поисках. С другой стороны, когда квебекцы предпочитают сохранять некоторые элементы своих традиционных верований, они делают это для того, чтобы сохранить чувство коллективной культурной идентичности. В этом смысле религия остаётся важной категорией идентичности и будет оставаться важнейшим элементом культурной идентичности в 21 веке.
Творчество и оригинальность, проявившиеся в религиозной жизни квебекцев в последние годы, не обязательно означают необратимый переход от старого порядка к новому. Скорее, она открывает эру, в которой религиозные верования прививаются друг к другу и играют дополняющую роль в индивидуальной и общественной жизни.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?