Каменные церкви Лалибелы читать ~4 мин.
Лалибела — город в горном регионе на севере Эфиопии, расположенный примерно в 680 км к северу от Аддис-Абебы. В Средние века он был известен под названием Роха и служил столицей династии Загве.
На скальной террасе на высоте около 2 600 метров расположены одиннадцать монументальных, высеченных в скалах церквей, датируемых концом XII — началом XIII века. Каждая из них уникальна по своей архитектуре и украшена изящной резьбой как внутри, так и снаружи. Это не самые древние христианские храмы в Эфиопии — некоторые другие были построены по меньшей мере на 500 лет раньше, — однако церкви Лалибелы по праву считаются самыми впечатляющими.

Португальский священник и путешественник Франсишку Алвариш (Francisco Álvares) посетил Лалибелу в 1520-х годах и стал первым европейцем, увидевшим эти храмы. В своих записях он отмечал, что утомился описывать эти строения, поскольку опасался, что ему не поверят, ведь они “не похожи ни на что иное в мире”. Он описал их как здания, “полностью высеченные в цельной скале и обработанные с большим искусством”.
Эти уникальные в культурном отношении церкви примечательны тем, что каждая из них была высечена из цельного блока красноватого вулканического туфа, углубляясь в землю в некоторых случаях более чем на 25 метров. Некоторые храмы соединены между собой туннелями и траншеями, открытыми небу. Эти сооружения и сегодня поражают воображение как настоящее чудо архитектуры.
Процесс строительства был уникален: мастера начинали работу с вершины скального массива, постепенно опускаясь вниз. Сначала они высекали глубокую траншею по периметру будущего здания, отделяя огромный каменный блок от основной породы. Затем начиналась детальная работа над экстерьером, после чего рабочие прорубали входы и приступали к созданию внутреннего пространства — залов, колонн, арок и алтарей. Всё, от фасадов до элементов внутреннего убранства, создавалось из единого монолита.
История создания церквей овеяна легендами. Предположительно, их строительство было предпринято по приказу царя Гебре Мескеля Лалибелы (амх. ገብረ መስቀል ላሊበላ), правившего примерно с 1181 по 1221 год. Согласно преданию, когда завистливый брат отравил Лалибелу, ангелы вознесли его на небеса. Там Бог дал ему наставления по строительству церквей, а затем вернул на землю. По ночам же ангелы спускались с небес, чтобы помогать строителям.
Другая версия гласит, что царь нанял мастеров из Индии, Египта и, возможно, даже из Иерусалима. Связь со Святой землёй подчёркивается и названием местной реки, которую нарекли Иорданом. Считается, что после захвата Иерусалима Саладином в 1187 году Лалибела решил воссоздать «Новый Иерусалим» в своём защищённом горном царстве.
Легенда утверждает, что все одиннадцать храмов были возведены всего за 24 года. По оценкам современных исследователей, для выполнения такого объёма работ в столь короткий срок потребовались бы усилия не менее 40 000 человек. Считается также, что одна из церквей, Бет Абба Либанос, была построена супругой царя, Маскаль Киброй, в его память.
Архитектура церквей Лалибелы демонстрирует смешение стилей. В ней прослеживается влияние древней Аксумской цивилизации, что особенно заметно в характерной форме окон и дверных проёмов. В то же время присутствуют элементы, заимствованные из византийской и арабской архитектуры. Планировка всего комплекса также имеет глубокий символический смысл: северная группа храмов олицетворяет «земной Иерусалим», а южная — «небесный».
Храмы разделены на две основные группы, расположенные по обеим сторонам реки Иордан. Четыре храма — Бет-Медхане-Алем, Бет-Мариам, Бет-Амануэль и Бет-Гиоргис (посвящённая святому покровителю Эфиопии) — являются монолитными. Они полностью отделены от материнской породы и стоят в глубоких вырытых дворах, соединённые со скалой лишь у основания. Эти сооружения выглядят как обычные здания, но каждое высечено из единого камня.
Остальные церкви являются полумонолитными или пещерными, так как они соединены с основной скалой одной или несколькими стенами или крышей. Например, церкви-близнецы Бет-Голгофа и Бет-Микаэль имеют общую крышу, но разное количество открытых фасадов. Храм Бет-Абба-Либанос отделён от скалы со всех сторон, кроме крыши, которая соединена с нависающим сводом; перед ним устроен большой форкур. К другим церквям комплекса относятся Бет-Данагель, Бет-Дебре-Синай, Бет-Габриэль-Руфаэль, Бет-Меркориос и Бет-Мескель. Слово «Бет» на языке геэз означает «дом».
В 1978 году комплекс церквей в Лалибеле был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что подтвердило его выдающуюся универсальную ценность. Тем не менее, эти уникальные памятники постоянно подвергаются угрозе разрушения из-за эрозии, вызванной дождями и ветром. Для их защиты были установлены временные укрытия, но продолжаются поиски долгосрочных решений по консервации, которые бы не нарушили исторический облик и духовную атмосферу этого святого места.
В храмах Лалибелы и сегодня живут и служат сотни монахов, священников и дьяконов. Литургии здесь проводятся по обрядам, сохранившимся почти неизменными на протяжении восьми столетий. Лалибела — важнейший центр паломничества в Эфиопии. Во время главных религиозных праздников, таких как Гэнна (Рождество) и Тимкат (Богоявление), город принимает до 50 000 верующих. В последние десятилетия Лалибела стала и популярным туристическим направлением, привлекающим тысячи путешественников со всего мира, желающих увидеть её уникальные храмы.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- «Макбет», краткое содержание и анализ
- «Лиза из Ламбета» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Ужаленный» Бетани Уиггинс, краткое содержание
- В Иркутской драме им. Охлопкова успешно прошла премьера спектакля «Макбет»
- «Один день в декабре» Джози Сильвер, краткое содержание
- Праздник красок и вдохновения: 8 декабря - Международный день художника
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?