Литургический год читать ~5 мин.
Начиная со второго века нашей эры, христианская церковь, следуя иудейской традиции, использовала времена года для обозначения священного времени. Вокруг этих времён она установила фестивали и праздники, отведённые для поклонения Богу и отмечания особых моментов в истории спасения.
В то время как иудейское празднование вращается вокруг исхода из Египта, христианский церковный год сосредоточен на жизни и служении Иисуса. Христианский календарь организован вокруг двух главных праздников: Рождество и Пасха. Адвент предваряет Рождество, а завершается сезон праздником Богоявления. Пасхе предшествует Великий пост, а завершается она Пятидесятницей. Периоды года, окружающие эти два главных сезона, известны в литургических календарях как «Обычное время» и посвящены различным аспектам христианской веры, особенно миссии церкви в мире.
Время всех остальных подвижных праздников в христианском году вращается вокруг Пасхи. Сама дата Пасхи устанавливается в соответствии с меняющимся лунным циклом. Следовательно, сезоны в литургическом календаре различаются по продолжительности и датам. Кроме того, в восточной православной традиции, например, используется пересмотренный юлианский календарь (предложенный в 1923 году и принятый большинством православных церквей в течение последующих нескольких десятилетий), а не календарь общей эры, который за последнее столетие развился из григорианского календаря. Основные события литургического года следующие: Адвент, Рождество, Богоявление, Великий пост и Пасха.
Адвент – это начало христианского литургического года в западных церквях. Адвент отмечается за четыре воскресенья до Рождества. Слово «адвент» происходит от латинского adventus, что означает «пришествие». Это время перед Рождеством ассоциируется с приходом Иисуса как Мессии и знаменует собой время покаяния, подготовки и предвкушения.
Адвент всегда состоит из четырёх воскресений, начинающихся в ближайшее к 30 ноября воскресенье (праздник святого апостола Андрея Первозванного). Следовательно, Адвент может начаться уже 27 ноября, но всегда заканчивается 24 декабря. Если сочельник приходится на воскресенье, то последнее воскресенье Адвента выпадает на этот день, так как сочельник начинается на закате.
Рождественский сезон начинается с празднования рождения Иисуса Христа, в день Рождества или в виде бдения в канун Рождества. Праздник Рождества длится 12 дней, до Богоявления. Рождественский сезон – это время ликования по поводу воплощения. Рождество, вероятно, зародилось в римской культуре, которая праздновала зимнее солнцестояние 25 декабря, в самый короткий день в году. Это был языческий праздник рождения «Непобедимого солнца», которое начинало свой ежегодный путь на север из самой южной точки. Вполне вероятно, что христиане начали праздновать рождение Иисуса в это время как альтернативу языческому празднованию зимнего солнцестояния.
Приходящееся на 6 января Богоявление – это христианский праздник, который отмечает откровение Бога в человеческой форме в лице Иисуса Христа. В переводе с греческого слово «эпифания» означает «явление», а в восточной христианской традиции это событие называется «теофания», что означает «явление Бога». В восточной традиции он приходится на 19 января. Римские католики часто празднуют его в воскресенье, ближайшее к 6 января.
Западное празднование отмечает посещение библейскими волхвами младенца Иисуса, подчёркивая явление Иисуса язычникам. Во многих латиноамериканских и европейских церквях он также известен как «День трёх королей». Восточные христиане включают в свой праздник крещение Иисуса, подчёркивая тем самым откровение Христа миру как Сына Божьего.
Отмечая 12-й день Рождества, Богоявление завершает сезоны Адвента и Рождества.
Обычное время после Крещения включает в себя понедельник после Богоявления и заканчивается Великим постом. Этот сезон сосредоточен на ранней жизни и детстве Христа, а затем на его публичном служении.
Сезон Великого поста начинается с Пепельной среды и длится до последней субботы перед Пасхой, Страстной субботы, и включает Страстную неделю, неделю перед Пасхой. В течение шести недель, предшествующих Пасхе, это время покаянной молитвы, поста и милостыни для подготовки к празднованию воскресения Иисуса в Пасхальное воскресенье. Изначально этот сезон Великого поста был также временем подготовки кандидатов на крещение и тех, кто был отлучён от церкви и вновь присоединялся к общине.
Страстная неделя, последняя неделя Великого поста, посвящена последней неделе земной жизни Иисуса Христа. Она охватывает события триумфального въезда в Иерусалим, Тайной вечери, ареста и смерти через распятие. Начиная с шестого воскресенья Великого поста, Страстная неделя включает в себя Вербное воскресенье, Среду, Страстной четверг, Страстную пятницу и Страстную субботу.
Пасха – главный праздник христианской церкви – празднует воскресение Иисуса Христа. Пасху отмечают даже те церкви, которые обычно не следуют литургическому календарю. Пасхальное воскресенье начинает 50-дневный сезон «пасхальной недели», который включает в себя день Вознесения и ведёт к Пятидесятнице.
Пасхальное бдение празднуется после наступления ночи вечером накануне Пасхального воскресенья. Оно включает в себя церемонию «нового света» в виде зажжения свечей и, часто, службу восхода солнца на открытом воздухе. Как правило, новообращённые в церкви крестятся в пасхальное воскресенье.
Через шесть недель после Пасхи церковь празднует День Вознесения – память о телесном вознесении Иисуса на небо. До недавнего времени этот святой день приходился на шестой четверг после пасхального воскресенья, что соответствует традиционным 40 дням между воскресением и вознесением в библейском повествовании. Однако некоторые римско-католические провинции перенесли празднование на следующее воскресенье, чтобы облегчить верующим обязательное посещение мессы в рамках праздника.
Последний день пасхального сезона – Пятидесятница, праздник, знаменующий рождение христианской церкви силой Святого Духа, как записано в библейской книге Деяний апостолов 2:1-41. Слово «Пятидесятница» означает «50-й день» и названо так потому, что празднуется через 50 дней после Пасхального воскресенья.
Второй период Обычного времени – самый длинный литургический сезон. Обычное время возобновляется после Пятидесятницы и длится до последней субботы перед Адвентом. Этот период обычного времени посвящён правлению Христа как Царя царей и эпохе Церкви. Он должен стать временем роста, когда церковь размышляет над учениями Библии и их применением в христианской жизни. Это время между эпохой апостолов и эпохой Второго пришествия Христа. Последнее воскресенье обычного времени – праздник Христа Царя; суббота после этого праздника – последний день обычного времени. Цикл повторяется с началом Адвента.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?