Литургический год читать ~5 мин.
Начиная со второго века нашей эры, христианская церковь, следуя иудейской традиции, использовала времена года для обозначения священного времени. К этим периодам церковь приурочила фестивали и праздники, отведённые для поклонения Богу и празднования особых моментов в истории спасения.
В то время как иудейское празднование сосредоточено вокруг исхода из Египта, христианский церковный год сфокусирован на жизни и служении Иисуса. Христианский календарь организован вокруг двух главных праздников: Рождества и Пасхи. Рождеству предшествует Адвент, а завершается рождественский период праздником Богоявления. Пасхе предшествует Великий пост, а завершается пасхальный период Пятидесятницей. Периоды года, не входящие в эти два главных сезона, известны в литургических календарях как «Обычное время» и посвящены различным аспектам христианской веры, особенно миссии церкви в мире.
Даты всех подвижных праздников в христианском году зависят от дня празднования Пасхи, который, в свою очередь, устанавливается в соответствии с лунным циклом. Следовательно, сезоны в литургическом календаре различаются по продолжительности и датам из года в год. Кроме того, восточная православная традиция использует новоюлианский календарь, а не григорианский, что приводит к расхождению в датах.
Адвент
Адвент — это начало христианского литургического года в западных церквях. Он охватывает четыре воскресенья перед Рождеством. Слово «адвент» происходит от латинского adventus, что означает «пришествие». Этот период ассоциируется с ожиданием прихода Иисуса как Мессии и знаменует собой время покаяния, подготовки и надежды.
Адвент всегда состоит из четырёх воскресений, начиная с ближайшего к 30 ноября воскресенья (дня памяти святого апостола Андрея Первозванного). Таким образом, Адвент может начаться уже 27 ноября, но всегда заканчивается 24 декабря. Если сочельник приходится на воскресенье, то он становится последним воскресеньем Адвента, так как сам праздник начинается на закате.
Рождество
Рождественский сезон начинается с празднования рождения Иисуса Христа в день Рождества или во время бдения в сочельник. Праздник Рождества длится 12 дней, до Богоявления, и является временем ликования по поводу Воплощения. Вероятно, традиция празднования Рождества 25 декабря зародилась под влиянием римской культуры, где в этот день отмечалось зимнее солнцестояние. Это был языческий праздник рождения «Непобедимого Солнца» (Sol Invictus), и христиане могли начать отмечать рождение Иисуса в это время как альтернативу.
Богоявление
Богоявление, приходящееся на 6 января, — это христианский праздник, отмечающий откровение Бога в человеческом облике в лице Иисуса Христа. Греческое слово «эпифания» означает «явление», а в восточной традиции это событие называют «теофания», то есть «явление Бога». В православии, использующем юлианский календарь, оно приходится на 19 января. Римские католики часто празднуют его в ближайшее к 6 января воскресенье.
В западной традиции праздник посвящён поклонению волхвов младенцу Иисусу, что подчёркивает явление Христа язычникам. В латиноамериканских и европейских странах он также известен как «День трёх королей». Восточные христиане в этот день вспоминают крещение Иисуса, делая акцент на откровении Христа миру как Сына Божьего. Богоявление, отмечаемое на 12-й день после Рождества, завершает рождественский сезон.
Обычное время после Богоявления
Первый период Обычного времени начинается в понедельник после Богоявления и заканчивается перед Великим постом. Этот сезон посвящён ранней жизни и детству Христа, а затем его общественному служению.
Великий пост
Сезон Великого поста начинается с Пепельной среды и длится до Страстной субботы, включая Страстную неделю. В течение шести недель, предшествующих Пасхе, это время покаянной молитвы, поста и милостыни в качестве подготовки к празднованию воскресения Иисуса. Исторически Великий пост был также временем подготовки кандидатов ко крещению.
Страстная неделя
Страстная неделя, последняя неделя Великого поста, посвящена последним дням земной жизни Иисуса Христа. Она охватывает события от триумфального въезда в Иерусалим до Тайной вечери, ареста и распятия. Начинаясь в шестое воскресенье Великого поста, она включает Вербное воскресенье, Великую среду, Великий четверг, Страстную пятницу и Страстную субботу.
Пасха
Пасха — главный праздник христианской церкви, посвящённый воскресению Иисуса Христа. Его отмечают даже те церкви, которые в остальном не следуют литургическому календарю. Пасхальное воскресенье открывает 50-дневный пасхальный период, который включает Вознесение и завершается Пятидесятницей.
Пасхальное бдение совершается в ночь с субботы на воскресенье. Оно включает церемонию «нового света» с зажжением свечей и часто — службу на рассвете. Как правило, в пасхальное воскресенье происходит крещение новообращённых.
Вознесение и Пятидесятница
На 40-й день после Пасхи церковь празднует Вознесение — память о телесном вознесении Иисуса на небо. Этот день приходится на шестой четверг после пасхального воскресенья. Однако некоторые римско-католические епархии переносят празднование на следующее воскресенье, чтобы облегчить верующим посещение обязательной мессы.
Последний день пасхального периода — Пятидесятница, праздник, знаменующий рождение христианской церкви через сошествие Святого Духа, как это описано в книге Деяний Апостолов (2:1–41). Слово «Пятидесятница» означает «пятидесятый день», поскольку отмечается через 50 дней после Пасхи.
Обычное время после Пятидесятницы
Второй период Обычного времени — самый длинный литургический сезон. Он возобновляется после Пятидесятницы и длится до начала Адвента. Этот период посвящён царствованию Христа как Царя царей и жизни Церкви. Он считается временем духовного роста, когда верующие размышляют над учением Библии и его применением в жизни. Последнее воскресенье этого периода — праздник Христа Царя, после которого цикл начинается заново с Адвента.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Литургический год восточного православия
- Неоклассические скульпторы
- Адвент
- Троицкий понедельник
- В Москве прошла церемония вручения литературной «Русской премии»
- Известный иркутский фотограф Борис Дмитриев передал музею свои слайды
- Праздник крещения Господня
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?