Монашеские прически читать ~5 мин.
Как мужчины, так и женщины традиционно стригли или убирали волосы особым образом при вступлении в монастырь или женский монастырь. Такие постриги символизировали религиозную преданность, групповую идентичность и смирение, а также отказ от мирских вещей и личного тщеславия. Возможно, эта практика связана с древними обрядами, когда люди в различных культурах приносили свои волосы в качестве религиозной жертвы. Монахи и монахини также дают обет безбрачия, а волосы исторически ассоциируются с эротизмом и сексуальностью и как средство привлечения противоположного пола.
Историки говорят, что монашеские причёски также могут быть связаны с древним обычаем брить головы мужчинам-рабам. Некоторые ранние монахи, которые начали брить голову, добровольно называли себя «рабами Христа». Такие причёски, таким образом, показывали, что человек, вступающий в религиозную жизнь, намерен подчинить свою собственную волю воле Божьей.
Во втором и третьем веках группы христианских мужчин начали создавать организованные религиозные общины. Эти люди, которых стали называть монахами, жили отдельно от других людей и разработали особые формы одежды и внешнего вида. Некоторые монахи коротко стригли волосы, другие сбривали их полностью или брили часть головы.
Частичное бритье, возможно, берет своё начало в Древнем Египте, Греции и других местах, где мужчины выбривали круглую лысину на макушке головы в честь бога солнца. Некоторые монашеские ордена, оставлявшие на голове узкую корону из волос, говорили, что это символизирует терновый венец, возложенный на голову Христа во время распятия.
Отличительный стиль, который называется тонзура (от латинского слова tondere – «стричь»), часто ассоциируется с католическими монахами. Историки не уверены в раннем происхождении тонзуры, но церковные чиновники приняли её, а затем потребовали, чтобы все католические монахи приняли эту причёску. Тонзура – это «священный обряд… посредством которого крещёный и конфирмованный христианин принимается в духовный сан путём стрижки волос». В римско-католических монастырях послушникам, только что вступившим в общину, коротко стригли волосы ножницами. Когда послушник давал обет стать монахом, он принимал постриг. Волосы коротко стригли, а затем сбривали волосы на макушке головы, оставляя на макушке круглую лысину. Эти постриги проводились как часть посвящения в группу и поддерживались монастырскими цирюльниками.
Три основных варианта пострига развивались среди различных орденов. Восточный стиль подразумевал полное бритье головы, в соответствии со стилем, приписываемым Святому Павлу, в то время как другие брили только макушку, стиль, связанный со Святым Петром и известный как римская тонзура. Третий стиль, называемый кельтским (или поперечная тонзура, или тонзура святого Иоанна), развился на Британских островах. Кельтские монахи брили переднюю часть головы от уха до уха, но оставляли волосы сзади более длинными. Некоторые кельтские монахи натягивали эти волосы, образуя полукруг от одного уха до другого.
В седьмом веке между кельтскими монашескими орденами и церковными чиновниками в Риме разгорелся ожесточённый спор о тонзуре. Чиновники хотели, чтобы преобладал римский стиль. Некоторые французские монахи в Байе также вступили в конфликт с чиновниками своей страны, когда приняли кельтский стиль.
Монахини также постригались во время обрядов посвящения в монахини. Обычно настоятельница (глава монашеской общины) совершала эту стрижку в тот момент, когда постулантка становилась послушницей. Монахини также носили головные уборы, закрывающие лоб, голову и шею. Постриг символизирует добровольный отказ от суеты, связанной с мирской жизнью за пределами монастыря.
Обычай ношения тонзуры буддийскими монахами восходит к глубокой древности. Как и у христианских монахов, это свидетельствовало о том, что носитель тонзуры отказался от мирских привязанностей и больше не заботится о внешнем виде и не тратит время на суетные занятия. Буддийские монахи бреют всю голову, а также лицо, и не дают волосам отрасти до определённой длины, прежде чем снова сбрить их. Это делается раз в две недели, месяц или чаще. Бритва, которую монах хранит для этой цели, является одной из немногих его личных вещей. Монахам также запрещено красить или выщипывать седые волосы, которые считаются естественной частью стареющего тела и напоминанием о том, что земная жизнь преходяща, тогда как дух вечен.
Буддийские монахини бреют голову, чтобы сообщить внешнему миру о своём статусе духовных искателей и избежать привязанности к мирским занятиям. Простые одеяния и отсутствие уложенных волос позволяют больше времени уделять духовному росту. Эта практика также помогает монахиням поддерживать групповую идентичность с другими членами духовной общины и устраняет потенциальный источник гордости.
Среди буддистов волосы также известны как «трава неведения». Их удаление может быть знаком того, что человек хочет избавиться от невежества, которое мешает заглянуть внутрь себя с целью духовного роста.
В Индии монахи ведической традиции сбривают волосы, оставляя на затылке небольшой хохолок, называемый сикха. Волосы на лице также сбриваются. Волосы сбривают в дни полнолуния. Корейские монахи и монахини бреют голову, чтобы показать, что они отвергают материализм и сосредоточены на духовных вещах.
В 1972 году Римско-католическая церковь объявила, что монахи больше не обязаны носить тонзуру. Сегодня некоторые христианские монахи по-прежнему носят традиционную тонзуру, но другие предпочитают этого не делать.
В восточных православных орденах тонзура сохранилась в трёх основных формах. При крещении волосы младенца предлагаются во время обряда. Три уровня монашеского пострижения называются рясофор, ставрофор и великая схима; они используются для принятия мужчин в монашескую общину. Духовный постриг совершается перед посвящением человека в духовный сан в процессе, называемом «возложением рук». Четыре локона волос обрезаются таким образом, чтобы образовать на голове крест, идущий спереди назад и из стороны в сторону.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?