Монашеские прически читать ~4 мин.
Пострижение волос — традиционный обряд для мужчин и женщин при вступлении в монашескую общину. Этот ритуал символизирует религиозную преданность, смирение, принадлежность к группе, а также отказ от мирской суеты и тщеславия. Вероятно, эта практика происходит от древних обычаев, когда волосы приносили в качестве религиозной жертвы.
Поскольку монахи и монахини дают обет безбрачия, отказ от волос также связан с их исторической ассоциацией с эротизмом. Ухоженные волосы считались средством привлечения противоположного пола, и отказ от них подчёркивал разрыв с мирской жизнью.
Существует мнение, что монашеские причёски могут быть связаны с древним обычаем брить головы рабам. Некоторые ранние монахи добровольно называли себя «рабами Христа». Подобная стрижка демонстрировала, что человек, вступающий в религиозную жизнь, подчиняет свою волю воле Бога.
Христианская традиция
Во II – III веках группы христианских мужчин начали создавать первые монашеские общины. Эти люди жили обособленно и со временем выработали особые формы одежды и внешнего вида. Практики обращения с волосами различались: некоторые монахи коротко стриглись, другие сбривали их полностью или выбривали лишь часть головы.
Частичное бритьё, возможно, зародилось ещё в Древнем Египте и Греции, где мужчины выбривали макушку в честь бога солнца. В христианской традиции некоторые монашеские ордена оставляли на голове лишь узкий венец из волос. Они трактовали это как символ тернового венца, возложенного на голову Христа во время Распятия.
Особый вид пострига, известный как тонзура (от лат. tondere — «стричь»), прочно ассоциируется с католическими монахами. Хотя точное происхождение тонзуры неизвестно, церковные власти утвердили эту практику и сделали её обязательной. Согласно определению, тонзура — это “священный обряд… посредством которого крещёный и конфирмованный христианин принимается в духовный сан путём стрижки волос”.
В римско-католических монастырях послушникам, вступающим в общину, сначала коротко стригли волосы ножницами. Когда послушник приносил монашеские обеты, его волосы снова коротко стригли, а затем выбривали макушку, оставляя круглое гладкое место. Эти постриги, поддерживаемые монастырскими цирюльниками, служили частью ритуала посвящения.
Со временем в разных орденах сформировалось три основных варианта пострига. Восточный, или «Павлов», стиль, приписываемый святому Павлу, предполагал полное бритьё головы. «Римская тонзура», или «тонзура святого Петра», заключалась в выбривании только макушки. Третий стиль, кельтский (также «поперечная тонзура» или «тонзура святого Иоанна»), возник на Британских островах.
Кельтские монахи сбривали волосы на передней части головы от уха до уха, но оставляли их длинными сзади. Некоторые укладывали оставшиеся волосы в виде полукруга, идущего от одного уха к другому.
В VII веке между кельтскими монашескими орденами и Римом разгорелся ожесточённый спор о форме тонзуры. Церковные иерархи настаивали на преобладании римского стиля, что стало одним из ключевых вопросов на Синоде в Уитби в 664 году. Известно также, что некоторые французские монахи в Байё вступали в конфликт с местными властями, принимая кельтский стиль пострига.
Женщины также проходили через обряд пострига при вступлении в монастырь. Обычно настоятельница совершала его в момент, когда постулантка (кандидатка) становилась послушницей. Кроме пострига, монахини носили головные уборы, скрывающие волосы, лоб и шею. Как и у мужчин, этот обряд символизировал отказ от мирской суеты.
Буддийская и другие восточные традиции
Обычай бритья головы у буддийских монахов также имеет древние корни. Как и в христианстве, он свидетельствует об отказе от мирских привязанностей и суетных забот о внешности. Буддийские монахи бреют всю голову и лицо, не позволяя волосам отрастать. Эта процедура повторяется каждые две недели, раз в месяц или чаще.
Бритва является одним из немногих личных предметов, которые разрешено иметь монаху. Монахам также запрещается красить или выщипывать седые волосы. Седина воспринимается как естественная часть старения тела и напоминание о бренности земной жизни в противоположность вечности духа.
Буддийские монахини также бреют голову, сообщая миру о своём духовном статусе и отказе от мирских привязанностей. Простая одежда и отсутствие причёски освобождают время для духовного совершенствования. Эта практика способствует укреплению общности внутри общины и устраняет гордыню как потенциальный порок.
В буддизме волосы метафорически называют «травой неведения». Их сбривание символизирует желание избавиться от невежества, которое препятствует духовному самопознанию и росту.
В Индии монахи некоторых индуистских традиций сбривают волосы, но оставляют на затылке небольшой пучок, называемый шикхой. Лицо также бреют, а сам ритуал часто приурочен к полнолунию. В Корее буддийские монахи и монахини бреют голову в знак отказа от материализма и сосредоточенности на духовной жизни.
Современность и отказ от практики
В 1972 году папа Павел VI в своём motu proprio Ministeria quaedam упразднил обязательное ношение тонзуры в Римско-католической церкви. Сегодня некоторые монахи по-прежнему следуют этой традиции, однако для большинства она перестала быть обязательной.
В восточном православии постриг (а не тонзура) сохранился в нескольких формах. Первый постриг совершается над младенцем во время таинства Крещения. Существуют три степени монашеского пострига: рясофор, малая схима (ставрофор) и великая схима. Также постриг совершается над ставленником перед рукоположением в духовный сан. В этих случаях четыре пряди волос выстригаются крестообразно: спереди, сзади и с боков головы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?