Религия на оккупированных Израилем территориях читать ~8 мин.
Оккупированные Израилем территории — это земли, захваченные у соседних государств во время Шестидневной войны 1967 года, включая Западный берег реки Иордан, Восточный Иерусалим, сектор Газа и Голанские высоты.
Синайский полуостров также был захвачен в это время, но возвращён Египту в соответствии с Кэмп-Дэвидскими соглашениями 1978 года. По оценкам конца 2000-х годов, общая численность населения оккупированных территорий превышала 3,7 миллиона человек. Эти западно-азиатские территории обладают богатой религиозной историей и являются священными для нескольких мировых религий.
Поскольку оккупированные территории не представляют собой единого административного целого и не имеют надёжных данных переписи, дать точную оценку числа приверженцев различных религий в этих районах затруднительно. Хотя процентные соотношения могут различаться в зависимости от источника, три крупнейшие религиозные группы на оккупированных территориях — это мусульмане, за ними следуют иудеи и христиане. В регионе также проживает значительное число людей, не относящих себя к какой-либо религии (агностиков и атеистов).
Мусульмане
Палестина перешла под исламское правление в VII веке нашей эры и оставалась под ним до установления британского мандата в 1920 году. Подавляющее большинство жителей оккупированных территорий — мусульмане-сунниты (более 80% населения).
Палестинские арабы составляют самую многочисленную мусульманскую группу, но здесь также проживают небольшие общины египетских, бедуинских и сирийских арабов. Мусульмане на этих территориях принадлежат как минимум к двум из четырёх школ исламского права (фикха) в суннитской традиции — шафиитской и ханафитской. Шафиитский мазхаб является доминирующим и считается одним из наиболее консервативных в богословском плане.
Основной закон Палестины служит временной конституцией для Палестинской национальной администрации на период до обретения независимости от Израиля. Он утверждает ислам в качестве официальной религии, законы шариата — в качестве одного из основных источников законодательства, а арабский — в качестве официального языка. При этом Основной закон декларирует уважение к последователям всех других религий в регионе.
В настоящее время сектор Газа находится под управлением ХАМАС. Это название является аббревиатурой «Исламского движения сопротивления» (Харакат аль-Мукавама аль-Исламия), а само слово «хамас» в переводе с арабского означает «рвение» или «энтузиазм». Из-за своей деятельности, включающей террористические акты и ракетные обстрелы, ХАМАС признан террористической организацией в Европейском союзе, США и ряде других стран.
Девяносто девять процентов жителей сектора Газа — мусульмане-сунниты. Многие из них поддерживают ХАМАС из-за его гуманитарной деятельности в регионе: финансирования школ, детских домов, мечетей и других учреждений, которые не всегда обеспечиваются Палестинской администрацией. В регионе наблюдается более строгое соблюдение норм ислама по сравнению с другими палестинскими территориями, что особенно заметно во внешнем виде женщин: почти все они носят традиционную исламскую одежду, включая хиджаб (головной платок) и джильбаб (длинное платье или плащ).
Благородное святилище (Аль-Харам аш-Шариф), также известное как Храмовая гора, в Восточном Иерусалиме считается одним из самых святых мест в исламе. Согласно исламской традиции, пророк Мухаммед был перенесён из Мекки в Иерусалим на крылатом существе аль-Бураке (событие, известное как Исра), где посетил мечеть Аль-Акса («Отдалённейшая мечеть»). Затем Мухаммед вознёсся на небеса (Мирадж) и получил от Аллаха повеление совершать пять ежедневных молитв (салят).

В комплекс Благородного святилища также входит Купол Скалы — мечеть, построенная над камнем, с которого, как считается, Мухаммед совершил вознесение. Иерусалим был первой киблой (направлением для молитвы) для мусульман, пока её не заменила Мекка. Тысячи верующих посещают мечеть Аль-Акса для еженедельных пятничных молитв. Исторически эта территория находилась под разным управлением, но в настоящее время контролируется мусульманским вакфом. При этом на неё по-прежнему претендуют иудеи, а некоторые радикальные еврейские группы верят, что на Храмовой горе будет воздвигнут Третий храм.
Иудаизм
Согласно повествованиям, содержащимся в Танахе (еврейской Библии) и других раввинистических источниках, еврейский народ населял земли Палестины с древних времён. Изгнание евреев Римской империей после восстания в 70 году н.э. стало кульминацией в череде вторжений и депортаций, способствовавших формированию еврейской диаспоры.
Убеждённость в необходимости возвращения на историческую родину усилилась с возникновением современного политического сионизма в конце XIX века. Израильские поселения на оккупированных территориях, которые многие страны и правозащитные организации считают нарушением международного права, вызывают много споров и являются источником напряжённости в регионе.
По данным на конец 2000-х годов, на оккупированных территориях проживало более 444 000 еврейских поселенцев. Их численность была почти поровну распределена между Западным берегом и Восточным Иерусалимом, с меньшим количеством на Голанских высотах. Из сектора Газа израильские поселения были выведены в 2005 году.
Значительную долю еврейского населения на Западном берегу составляют ультраортодоксы (харедим), которые во многом обеспечивают рост численности поселенцев из-за высокой рождаемости. Многие из них переезжают в регион не по политическим, а по экономическим (более дешёвое жильё по сравнению с Иерусалимом) или личным причинам (возможность жить в закрытой религиозной общине). Примечательно, что многие ультраортодоксальные общины исторически не придерживаются политической идеологии сионизма.
На Западном берегу также проживает значительное число евреев — выходцев из бывшего Советского Союза, прибывших в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Многие из этих людей, как и еврейское население во всём мире, включая Израиль, являются светскими (считая себя евреями по этнической принадлежности, а не по религиозной практике) или лишь умеренно соблюдают традиции иудаизма.
В Восточном Иерусалиме находятся некоторые из самых святых мест иудаизма, христианства и ислама. Для иудеев Старый город, Храмовая гора и Западная стена имеют первостепенное значение. Западную стену ежегодно посещают миллионы людей — как евреи, так и неевреи. По состоянию на 2005 год жители Восточного Иерусалима на 53% состояли из мусульман и на 42% — из евреев. Напряжённость в отношениях между двумя общинами сохраняется и часто приводит к столкновениям. Несмотря на попытки достичь мирного соглашения, статус города остаётся спорным.
Кроме многочисленного еврейского населения, на Западном берегу проживает небольшая община самаритян — этнорелигиозной группы, чей раскол с иудаизмом произошёл примерно в VIII веке до н.э. Самаритяне не признают Талмуд, имеют собственную версию Торы (Самаритянское Пятикнижие) и считают гору Гризим, а не Иерусалим, священным местом, избранным Богом. По разным оценкам, в мире насчитывается менее 1 000 самаритян, около половины из которых живёт вблизи Наблуса, палестинского города на севере Западного берега.
Христиане
С момента создания государства Израиль в 1948 году израильско-палестинский конфликт вынудил сотни тысяч палестинских христиан покинуть свою историческую родину, где они жили с I века н.э. Если в 1900 году христиане составляли около 17% населения этих земель, то сегодня их доля сократилась примерно до 2%. Причинами такого исхода являются поиск лучших экономических возможностей, политической стабильности и большей религиозной свободы за границей. Многие палестинские и западные христианские деятели утверждают, что христианское присутствие в регионе находится под угрозой исчезновения, если текущие тенденции сохранятся.
Несмотря на сокращение численности, христианская община на оккупированных территориях остаётся разнообразной. Большинство верующих принадлежат к Иерусалимской православной церкви, также существует значительная римско-католическая община. Среди других групп — англикане, протестанты (включая евангелистов) и независимые церкви (включая пятидесятников).
Крупнейшей христианской деноминацией является Иерусалимский православный патриархат, который имеет особое значение для православных христиан из-за его исторической связи с первой Иерусалимской церковью, основанной в день Пятидесятницы. 99% прихожан этой церкви в Палестине — арабы. В 2005 году эта церковь насчитывала 10 общин, что составляло 41% всех христиан и 0,88% всего населения оккупированных территорий.
Второй по величине христианской конфессией является Римско-католическая церковь, которая в 2005 году имела 43 общины, однако темпы роста её численности медленно снижались. В 2000 году Святой Престол и Организация освобождения Палестины (ООП) подписали Основное соглашение, которое гарантирует свободу вероисповедания, равенство граждан независимо от религиозной принадлежности и уважение к правовому статусу-кво святых христианских мест.
В мае 2009 года Папа Бенедикт XVI посетил Святую землю. В рамках визита он сделал остановку на оккупированных территориях — в Вифлееме, где встретился с президентом Палестинской автономии Махмудом Аббасом и посетил лагерь палестинских беженцев Аида.
Религиозная свобода
Хотя религия в умеренной степени регулируется законами как Израиля, так и Палестинской администрации, случаи социального давления и преследований на религиозной почве на оккупированных территориях весьма распространены.
В отчёте о международной религиозной свободе за 2008 год был поднят ряд проблем, касающихся региона, в частности, случаи преследований между мусульманами, иудеями и христианами. Основной закон Палестинской автономии формально предусматривает свободу вероисповедания, однако некоторые религиозные меньшинства (например, ряд протестантских церквей) не признаны властями.
Имели место случаи дискриминации со стороны ортодоксальных иудеев в отношении неортодоксальных, особенно если человек не соответствовал ортодоксальным критериям еврейства. Часто происходят столкновения между еврейскими и мусульманскими группами, особенно в таких районах, как Восточный Иерусалим, где напряжённость высока. Кроме того, прозелитические группы, такие как евангельские христиане, сообщают о случаях дискриминации и насилия из-за их попыток распространять свои религиозные убеждения.
Вопрос религиозной свободы на оккупированных территориях представляет собой хрупкое переплетение этнических, религиозных и политических факторов, что часто приводит к социальной напряжённости и давлению на все религиозные группы в регионе.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Религия в Таджикистане
- Религия в Молдове
- Религия в Беларуси
- Религии в Ираке
- Религия в Латвии
- Суннизм
- Искусство освещения ландшафта
- Культура проектирования ландшафта
- Выставка «Ландшафты абстракции»
- Названы победители международного проекта-выставки в ЦДХ «Ландшафты абстракции»
- К победам со «Звездой». Названы лучшие авторы старейшего литературного журнала
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?