Религия на оккупированных Израилем территориях читать ~9 мин.
Оккупированные Израилем территории – это земли, захваченные у соседних государств во время Шестидневной войны 1967 года, включая Западный берег реки Иордан, Восточный Иерусалим, сектор Газа и Голанские высоты.
Синайский полуостров также был захвачен в это время, но был возвращён Египту в соответствии с Кэмп-Дэвидскими соглашениями 1977 года. Общая численность населения оккупированных территорий превышает 3,7 миллиона человек. Эти западно-азиатские территории богаты религиозной историей и представляют скромное число мировых религий.
Однако, поскольку оккупированные территории не являются единым целым и не имеют надёжных данных переписи населения, трудно дать точную оценку религиозных приверженцев в этих районах. Хотя точные процентные соотношения рассчитываются по-разному, три крупнейшие религиозные группы на оккупированных территориях – это мусульмане, за ними следуют евреи, затем христиане. В регионе также существует множество религиозно неаффилированных людей (агностиков и атеистов).
Мусульмане
Палестина перешла под исламское правление в седьмом веке нашей эры и оставалась таковой до британского мандата на Палестину в 1920 году. Подавляющее большинство жителей оккупированных территорий – мусульмане-сунниты (более 80% населения).
Палестинские арабы – самая многочисленная мусульманская группа населения на этих территориях, но есть также небольшие группы египетских, бедуинских и сирийских арабов. Мусульмане на этих территориях представляют по крайней мере две из четырёх школ фикха (расширение шариатского права на основе Корана и Сунны в суннитской традиции) – школу Шафии и школу Ханафи. Шафиитская школа является крупнейшей школой, практикуемой на оккупированных территориях, и считается одной из наиболее богословски консервативных.
Основной закон Палестины служит временной конституцией для Палестинской автономии в период, предшествующий независимости от Израиля. Он утверждает ислам в качестве официальной религии территории, законы шариата в качестве источника законодательства и арабский язык в качестве официального языка. Кроме того, в Основном законе говорится об уважении к последователям всех других религий в регионе.
В настоящее время сектор Газа находится под управлением ХАМАС, что в переводе с арабского означает «рвение», но также служит аббревиатурой для Исламского движения сопротивления. Из-за своих милитаристских действий, включая террористов-смертников и использование ракет малой дальности, Хамас считается террористической группой в Европейском Союзе и Соединённых Штатах.
Девяносто девять процентов жителей сектора Газа – мусульмане-сунниты, многие из которых поддерживают ХАМАС из-за его гуманитарной деятельности в регионе (финансирование школ, детских домов, мечетей и других учреждений, которые обычно не предоставляются Палестинской автономией). Регион отличается более строгим соблюдением ислама по сравнению с другими палестинскими районами на оккупированных территориях, что особенно заметно по внешнему виду женщин – почти все они одеты в соответствующую исламскую одежду, включая хиджаб (платок) и джлибаб (плащ).
Благородное святилище (также известное как Храмовая гора) в Восточном Иерусалиме считается одним из самых святых мест ислама. Согласно исламской традиции, ангел Гавриил посетил пророка Мухаммеда, когда тот находился в Каабе в Мекке, и привёз его на диком коне в Иерусалим (Исра), чтобы посетить Масджид аль-Акса (Самую дальнюю мечеть). Затем Мухаммад вознёсся на небесные круги (Ми’радж) и получил от Аллаха повеление совершать пять ежедневных молитв (салят). Благородное святилище также включает в себя Купол Скалы, где, согласно исламской традиции, Мухаммед вознёсся на небеса из скалы, находящейся внутри.
Иерусалим был первой киблой (направлением молитвы) для мусульман, пока её не заменила Мекка, а Масджид Аль-Акса посещают тысячи мусульман для еженедельных пятничных молитв. Исторически сложилось так, что эта территория находилась под многими юрисдикциями, хотя в настоящее время Благородное святилище находится под контролем мусульман. Однако на эту территорию по-прежнему претендуют евреи, многие из которых верят, что на Храмовой горе будет построен последний храм, который уничтожит исламское присутствие на этой территории во время прихода обещанного Мессии.
Иудеи
Согласно повествованию, содержащемуся в Танахе (еврейской Библии) и других раввинских источниках, евреи утверждают, что они были поселенцами на земле Палестины с древности. Однако изгнание евреев Римской империей в 70 году н.э. способствовало возникновению еврейской диаспоры, которая продолжается и по сей день. Это изгнание было лишь последним в череде вторжений и депортаций, которые способствовали лишению евреев наследства на этой земле.
Убеждённость в необходимости возвращения евреев на библейскую родину усилилась с возникновением современного политического сионизма в конце XIX века. Израильские поселения на оккупированных территориях, которые, по мнению многих стран и правозащитных групп, являются нарушением международного права, вызывают много споров и являются причиной разногласий в регионе между мусульманами, евреями и христианами.
На оккупированных территориях проживает более 444 000 евреев, прибывших как до, так и после Шестидневной войны, причём их численность почти поровну распределена между Западным берегом и Восточным Иерусалимом, и меньшее количество проживает в секторе Газа и на Голанских высотах.
Почти 95% евреев на Западном берегу являются ультраортодоксами, что значительно способствует росту населения в регионе из-за высокой рождаемости. Многие ультраортодоксальные евреи переезжают в регион не по политическим, а по экономическим (более дешёвое жилье по сравнению с Иерусалимом) или личным причинам (возможность жить в закрытой ортодоксальной общине). Примечательно, что эти ультраортодоксальные евреи, как правило, не придерживаются политической идеологии сионизма.
На Западном берегу также проживает значительное количество русских евреев, прибывших в конце 1980-х – начале 1990-х годов из бывшего Советского Союза. Многие из этих людей, как и еврейское население во всем мире, включая Израиль и оккупированные территории, лишь умеренно соблюдают иудаизм или являются полностью светскими (евреями по этнической принадлежности, а не по религиозной практике).
В Восточном Иерусалиме находятся некоторые из самых святых мест иудаизма, христианства и ислама. Для евреев Старый город Иерусалима, Храмовая гора и Западная стена имеют первостепенное значение для выражения религиозных убеждений на Святой земле. Западную стену посещают миллионы людей в год, как евреи, так и неевреи. По состоянию на 2005 год, жители Восточного Иерусалима составляли 53% мусульман и 42% евреев. Напряжённость в отношениях между двумя общинами сохраняется и часто носит насильственный характер. Хотя попытки достичь мирного соглашения между Израилем и Палестинской автономией не прекращаются, город все ещё остаётся спорным.
Кроме многочисленного еврейского населения на оккупированных территориях, на Западном берегу проживает небольшая община самаритян, еврейской секты, возникшей в восьмом веке. Самаритяне отвергают Мишну и Талмуд (классические еврейские раввинистические тексты), имеют свою собственную версию Торы и считают гору Геризим местом, которое Бог избрал для поклонения, а не Иерусалим. Хотя оценки разнятся, вероятно, что в мире насчитывается менее 1 000 самаритян, половина из которых живёт в Наблусе, палестинском городе, расположенном между горами Эбал и Геризим на севере Западного берега.
Христиане
С момента создания современного государства Израиль в 1948 году израильско-палестинский конфликт заставил сотни тысяч палестинских христиан покинуть свои исторические родины (в 1900 году на этих территориях проживало 17% христиан, а сегодня только 2%), на которых они проживали с первого века нашей эры. Причинами такого исхода являются лучшие экономические возможности и политическая стабильность за границей, а также стремление к большей религиозной свободе. Многие палестинские и западные христианские учёные утверждают, что палестинское христианское население находится на грани исчезновения, если нынешние статистические тенденции сохранятся.
Несмотря на сокращение численности, христианская община на оккупированных территориях имеет разнообразную принадлежность. Хотя большинство христиан на этих территориях исповедуют греческую православную веру, здесь также существует значительная римско-католическая община. Среди других групп – англикане, протестанты (включая евангелистов) и независимые (включая пятидесятников).
Крупнейшей христианской деноминацией является Греческий православный патриархат Иерусалима, который считается очень важным для православных христиан из-за его исторической связи с Иерусалимской церковью, основанной в день Пятидесятницы (как записано в Деяниях 2).
В Палестине 99% членов Греческой православной церкви – арабы, говорящие на арабском или арабско-греческом языке. Имея 10 общин в 2005 году, эта церковь составляет 41% аффилированных христиан и 0,88% населения оккупированных территорий. Второй по величине христианской конфессией на оккупированных территориях является Римско-католическая церковь, насчитывающая 43 общины в 2005 году, но темпы роста её населения медленно снижаются.
В 2000 году Святой Престол и Организация освобождения Палестины (ООП) подписали Договор об основном соглашении, в котором, среди прочего, рассматриваются вопросы свободы религии и совести, равенства гражданства, несмотря на религиозную принадлежность, и уважения правового кодекса (статус-кво) святых христианских мест.
В мае 2009 года Папа Бенедикт XVI посетил Святую землю, сделав одну остановку на оккупированных территориях – в Вифлееме, где он встретился с президентом Палестинской автономии Махмудом Аббасом и посетил различные места, включая лагерь палестинских беженцев Аида.
Религиозная свобода
Хотя религия лишь в умеренной степени регулируется законом через правительство (как израильское, так и палестинское), случаи социального регулирования религии и религиозных преследований на оккупированных территориях очень часты.
Отчёт о международной религиозной свободе за 2008 год поднял несколько вопросов в отношении региона, особенно конкретные случаи религиозных преследований мусульман, иудеев и христиан друг против друга в течение отчётного периода. Основной закон Палестинской автономии действительно предусматривает религиозную свободу; однако многие религиозные меньшинства (например, избранные церкви) не признаны автономией.
Было несколько случаев дискриминации и преследований со стороны ортодоксальных евреев в отношении неортодоксальных евреев, особенно когда человек не соответствовал ортодоксальным требованиям, чтобы считаться истинным евреем. Также часто происходят ожесточённые столкновения между еврейскими и мусульманскими группами, особенно в таких районах, как Восточный Иерусалим, где напряжённость высока и приверженцы каждой религии живут в непосредственной близости друг от друга. Кроме того, группы прозелитизма, такие как евангельские христиане, часто ссылаются на случаи дискриминации и насилия из-за их попыток распространить свои религиозные убеждения.
Вопрос религиозной свободы на оккупированных территориях представляет собой хрупкую смесь этнических, религиозных и политических нитей, что часто приводит к социальному напряжению и давлению на все религиозные группы в регионе.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Суннизм
- Искусство освещения ландшафта
- Культура проектирования ландшафта
- Выставка «Ландшафты абстракции»
- Названы победители международного проекта-выставки в ЦДХ «Ландшафты абстракции»
- К победам со «Звездой». Названы лучшие авторы старейшего литературного журнала
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?