Суннизм читать ~6 мин.
Сунни́ты — последователи наиболее многочисленного направления в исламе, признающие законными преемниками пророка Мухаммеда первых четырёх праведных халифов. Они составляют 85–90% всех мусульман в мире и являются большинством в большинстве мусульманских стран, за исключением Ирана, Ирака, Бахрейна и Ливана.
Отличия от шиитов
Разделение на суннитов и шиитов возникло из-за политического спора о преемственности власти в исламе. После смерти пророка Мухаммеда часть мусульман (ныне известных как шииты) заявила, что законным наследником должен быть его зять и двоюродный брат Али ибн Аби Талиб.
В противовес им большинство, впоследствии ставшее известным как сунниты, утверждало, что Мухаммед не назначал преемника. Они признали законными правителями общины (халифами) Абу Бакра, Умара ибн аль-Хаттаба и Усмана ибн Аффана, а после них — Али.
Сунниты признают учение Корана, но отвергают характерную для шиитов концепцию имамата. Согласно этой концепции, только 12 имамов — духовных лидеров из рода Али — обладали исключительным правом на руководство мусульманской общиной. В суннизме же лидеры могут избираться из числа членов общины.
Суннитские правовые школы (мазхабы)
Сунниты основывают своё вероучение на Коране и Сунне (преданиях-хадисах), в их трактовке авторитетными исламскими учёными (улемами). Внутри суннитского ислама существует несколько богословско-правовых школ (мазхабов). Общепризнанными считаются четыре основные школы:
- Ханафитский мазхаб признаёт местные обычаи и отводит значительную роль рациональному суждению (истихсан) при применении законов. Это самая многочисленная школа в мусульманском мире.
- Маликитский мазхаб опирается на Коран, Сунну и правовую практику жителей Медины. Распространён преимущественно в Северной и Западной Африке.
- Шафиитский мазхаб, в отличие от маликитского, не признаёт практику мединцев источником права. Имеет много последователей в Египте и Юго-Восточной Азии.
- Ханбалитский мазхаб строго следует Корану и Сунне как основным источникам исламского права и считается наиболее консервативным. Доминирует в Саудовской Аравии.
Хотя эти школы различаются в вопросах толкования и правоприменения, сунниты считают эти различия легитимными, видя в них отражение многообразия практик времён самого пророка Мухаммеда.
Происхождение
Арабское слово «сунна» (араб. سنة) означает «обычай» или «путь». Таким образом, сунниты — это «люди Сунны», те, кто следует пути пророка Мухаммеда, зафиксированному в преданиях, называемых хадисами.
Начало
Считается, что Мухаммед впервые получил божественные откровения около 610 года. Эти откровения составили священную книгу ислама — Коран. Исламский же календарь начинается с 622 года, когда пророк и его последователи переселились (совершили хиджру) из родной Мекки в Медину.
Первые четыре халифа, правившие после Мухаммеда, почитаются суннитами как праведные и подлинные его преемники. Сунниты считают Мухаммеда идеальным примером для всех мусульман. Его жизнеописание является воплощением ценностей и добродетелей, которые проповедует Коран.
Хадисы важны как запись слов и поступков Мухаммеда. В этом отношении изречения и действия пророка служат своего рода «живым толкованием» предписаний Корана. Таким образом, Сунна представляет собой подробное руководство к тому, как должен жить благочестивый мусульманин.
Поскольку Коран и хадисы не могли охватить все жизненные ситуации, со временем была разработана всеобъемлющая система исламского права — шариат.
Основы веры
Вероучение суннизма основывается на шести столпах веры (имана) и пяти столпах ислама (практических предписаниях).
Шесть столпов веры:
- Вера в единого Бога (Аллаха).
- Вера в ангелов.
- Вера в священные писания.
- Вера в пророков и посланников.
- Вера в Судный день и загробную жизнь.
- Вера в предопределение (Кадар).
Пять столпов ислама:
- Свидетельство веры (шахада): “Нет божества, кроме Бога, и Мухаммед — посланник Бога”.
- Ежедневная пятикратная молитва (намаз).
- Пост в месяц Рамадан (саум).
- Обязательная милостыня (закят).
- Паломничество в Мекку (хадж) для тех, кто имеет возможность его совершить.
Единобожие и пророчество
Мусульмане — строгие монотеисты. Они верят, что Бог (Аллах) является единственным божеством. В Коране Он чаще всего описывается как «Милостивый» и «Милосердный». Сострадание считается как божественным, так и человеческим совершенством.
Вера в пророков (наби) и посланников (расуль) гласит, что воля Бога открывалась человечеству через череду избранников на протяжении всей истории. Коран считается самым полным и чистым откровением Божьей воли.
Ангелы, Суд и загробная жизнь
Вера в ангелов подразумевает существование духовного мира наряду с физическим. Ислам учит, что у каждого человека есть душа, которая будет призвана к ответу в Судный день. Награда в раю зависит от того, как человек прожил свою жизнь на земле, следуя пути праведности, изложенному в Коране и Сунне.
Распространение и развитие
Ислам сегодня — вторая по численности последователей мировая религия. Исторически суннизм быстро расширялся как военная и политическая сила, что способствовало распространению его вероучения и правовых традиций.
Распространение через завоевания
В ходе первых арабских завоеваний ислам распространился на территорию Сирии, Египта и Персии. Во второй половине VII века была завоёвана Северная Африка. В 711 году арабы с территории Северной Африки вторглись в Испанию. На востоке арабские завоеватели достигли реки Инд и Индийского субконтинента, где к концу XVII века империя Великих Моголов правила большей частью Индии.
Тем временем в XIV веке турки-османы захватили значительную часть Балкан. В течение следующих двух столетий Османская империя распространила своё влияние на Египет, Северную Африку и Ближний Восток, доходя на северо-западе почти до Вены, а на северо-востоке — до Киева.
Вызовы и перемены
В XIX – XX веках суннитский мир столкнулся с вызовами современности: глобализацией, распространением западной культуры и ценностей, развитием массовых коммуникаций и науки. Эти процессы привели к секуляризации, когда традиционные религиозные идеи начали уступать доминирующие позиции в социальной, культурной и политической жизни. Сегодня сунниты, как и другие мусульмане, сталкиваются с необходимостью осмысления своей веры в современном мире.
Современные практики
Для суннитов и других мусульман существует несколько подходов к выражению своей веры в современных условиях. Эти подходы отражают разные взгляды на соотношение традиции и современности.
Радикализм
Радикальные исламисты проводят чёткое различие между модернизацией (техническим прогрессом, который они принимают) и вестернизацией (принятием западных культурных и социальных норм, которые они отвергают). С их точки зрения, ислам может и должен обеспечивать всеобъемлющую систему жизни в современном мире без компромиссов с западным влиянием.
Традиционализм и неотрадиционализм
Исламский традиционализм консервативен по своей природе. Он наиболее распространён в таких странах, как Саудовская Аравия, среди религиозных элит и сельского населения. Традиционалисты высоко ценят проверенные временем обычаи и рассматривают любые изменения как угрозу мусульманскому образу жизни.
Неотрадиционализм избирательно адаптирует исламские традиции к современным условиям. Он признаёт необходимость технологий, но подходит к их освоению выборочно. Этот подход можно рассматривать как переходный этап к исламскому модернизму.
Модернизм и секуляризм
Исламские модернисты, в противовес авторитарным, по их мнению, трактовкам, отдают приоритет принципам, а не букве закона, и видят необходимость реформирования некоторых положений шариата.
Исламский секуляризм стремится ограничить роль шариата, сохраняя ислам в чисто религиозной, а не политической сфере. Во многих мусульманских государствах, например в Турецкой Республике, были приняты правовые кодексы по европейскому образцу, которые заменили традиционный шариат.
Постмодернизм и постисламизм
Исламский постмодернизм фокусируется на актуальных социальных проблемах, таких как бедность, права человека, феминизм и разрешение конфликтов. В свою очередь, постисламизм ищет новые источники авторитета за пределами традиционной исламской мысли, что является одним из самых неоднозначных ответов на вызовы современности.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?