Организация африканских независимых церквей читать ~4 мин.
Организация африканских независимых церквей (ОАИК) была основана в 1978 году в Каире. Связь с Египтом была важна, поскольку африканские церкви рассматривали Египет и Эфиопию как родину старейших независимых церквей континента — Коптской православной церкви и Эфиопской православной церкви Тевахедо. Они стали альтернативой западному христианству.
Многие предыдущие попытки объединить африканские независимые церкви (АИК) в экуменические ассоциации заканчивались неудачей. К 1985 году Всеафриканская конференция церквей (ВАКЦ) приняла в свои ряды только 15 АИК, а Всемирный совет церквей (ВСЦ) — лишь 7, несмотря на сотни заявлений, поступивших в обе организации со всего континента.
Лидеры АИК Рубен Спартас из Уганды и Артур Гатуна из Кении стали первопроходцами в установлении связей с Коптской церковью, впервые посетив Каир в 1943 году. В нескольких африканских странах АИК начали формировать национальные советы, и к 1986 году было создано около 95 таких советов, причём 41 из них находился в Южной Африке и Нигерии. В Кении первая подобная организация — Африканская объединённая церковь — была создана в 1961 году усилиями Джеймса Очватты из Африканской православной церкви.
Однако этот успех был недолгим. В 1963 году Очватта содействовал созданию Объединённых церквей Восточной Африки, куда вошли все крупные АИК Кении. Эту организацию поддерживали такие политики, как первый президент Кении Джомо Кениата и Огинга Одинга. Великим митрополитом организации был Закайо Кивули из Церкви Израиля в Африке (Ниневия), председателем — Лукас Нуху из Церкви Святого Духа Восточной Африки, а генеральным секретарём — Очватта. Этот совет безуспешно пытался зарегистрироваться в правительстве Кении и вступить в ВАКЦ и ВСЦ. В 1984 году он был переименован в Международную церковь Святого Духа и объединённых коренных церквей, председателем которой стал Нуху.
В 1976 году папа Шенуда III, коптский патриарх Александрийский, рукоположил М. С. Михаила в сан епископа по делам Африки; рукоположённый принял имя Антониус Маркос. Из своего офиса в Найроби епископ Маркос совершил обширное турне по АИК по всей Африке, встречаясь с политическими и церковными лидерами, и добился финансовой поддержки для проектов развития АИК. Два года спустя папа Шенуда пригласил 20 видных лидеров АИК на учредительное собрание ОАИК в Каире, основной целью которого было содействие богословскому образованию и подготовке кадров.
В состав избранного исполнительного органа вошли, среди прочих: Джозеф Диангиенда (Кимбангистская церковь, Конго), примас Нигерии Е. О. А. Адеджоби (Церковь Господа (Аладура)), избранный председателем, и епископ Маркос в качестве организационного секретаря. На второй конференции, состоявшейся в 1982 году в Найроби, присутствовали представители 31 АИК из 17 африканских государств. Был утверждён устав организации, а её председателем на последующие 15 лет избрали епископа Мэтью Аджуогу из Церкви Христа в Африке (Кения).
В 1985 году по просьбе правительства Кении название ОАИК было изменено на «Организацию африканских институциональных церквей», после чего была проведена официальная регистрация. Епископ Маркос ушёл с поста исполнительного секретаря ОАИК в 1990 году после обострения отношений с лидерами АИК, а в 1995 году ОАИК реорганизовалась в восемь региональных групп. Первый номер официального журнала ОАИК, «Барагуму: Голос африканских независимых церквей», вышел в 1996 году.
Третья конференция ОАИК состоялась в 1997 году. Председателем был избран нигерийский Баба Аладура, доктор Г. И. М. Отубу из Вечного священного ордена Херувимов и Серафимов. Новым генеральным секретарём стал кенийский архиепископ Нджеру Вамбугу из Национальной независимой церкви Африки.
Затем произошли значительные изменения в политике: церкви могли становиться членами ОАИК только через свои региональные советы, а не путём прямого обращения в международный офис. Офис ОАИК в Найроби продолжает активно участвовать в проектах по развитию богословского образования. В начале нового тысячелетия перед ОАИК и её членами встал вопрос: как развиваться при поддержке стран глобального Севера, не утратив при этом независимость и самобытность в обмен на новую форму зависимости, эвфемистически именуемую «партнёрством». Этот вопрос приобрёл особую актуальность, поскольку многие африканские страны столкнулись с экономическим кризисом и ростом внешнего долга.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?