Праздник Нерукотворного Образа читать ~3 мин.
В Восточной церкви «Образ Нерукотворный» (греч. Μανδήλιον, Мандилион) был особо почитаемой иконой в первом тысячелетии христианской эры. Предание связывает эту икону со временем земного служения Иисуса Христа.

Легенда об исцелении царя Абгара
Правитель сирийского города Эдессы, Абгар V Уккама, услышав о чудесах Иисуса, надеялся на его исцеление от проказы. Он отправил своего придворного художника Ананию с письмом, в котором просил Иисуса прийти в Эдессу. Также Анании было поручено создать изображение Иисуса. Однако Анания не смог выполнить эту просьбу. Тогда, по преданию, Иисус омыл Своё лицо и вытер его полотенцем, на котором отпечатался Его лик. Это полотенце Иисус передал Анании.
Вместе с полотенцем Иисус отправил Абгару письмо, в котором обещал прибытие одного из Своих учеников в Эдессу. Благодаря полотенцу Абгар начал исцеляться от проказы. Позднее апостол Фаддей, один из семидесяти апостолов, крестил Абгара и основал церковь в Эдессе. Абгар поместил образ над городскими воротами для всеобщего обозрения, где он находился в течение многих лет. Однако, согласно преданию, один из его потомков впал в идолопоклонство и задумал убрать образ. Узнав об этом заговоре, городской епископ спрятал икону. Впоследствии знание о её местонахождении было утеряно.
Обретение и дальнейшая судьба образа
Спустя столетия, в 545 году, персидский царь Хосров I осадил Эдессу. В то время, когда падение города казалось неизбежным, епископу Эдессы Евлавию было видение Пресвятой Девы Марии, в котором ему было указано на местонахождение образа и способ его извлечения из тайника. После этого он возглавил крестный ход вокруг города с Крестом и Нерукотворным Образом вдоль городских стен. По неизвестной причине персидская армия отступила. После этих событий образ стал почитаемым в городе. Через пятнадцать лет город был захвачен арабской армией, но это не помешало почитанию образа.
В 944 году император Константин VII Багрянородный пожелал перенести образ в Константинополь. Перенос образа был совершён с большой торжественностью. По прибытии в Константинополь, 16 августа, образ был помещён в Фаросский храм Пресвятой Богородицы, где он находился на протяжении нескольких веков. Между разграблением Константинополя крестоносцами в 1204 году и падением города под натиском турок-османов в 1453 году образ исчез, по крайней мере, из Константинополя.
Различные версии местонахождения
Существуют различные версии о дальнейшем местонахождении Нерукотворного образа:
- По одной версии, Нерукотворный образ был доставлен в Геную около 1362 года. В настоящее время он хранится в церкви Святого Варфоломея Армянского. Это произошло благодаря тому, что византийский император Иоанн V Палеолог подарил его генуэзскому дожу Леонардо Монтальдо.
- Другие исследователи предполагают, что образ был перевезён в Рим, где находился до 1870 года в церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите. Затем его перенесли в часовню Матильды в Ватиканском дворце, где он находится и по сей день.
- По ещё одной версии, в 1241 году Балдуин II Константинопольский продал образ французскому королю Людовику IX, который поместил его в Сент-Шапель в Париже. Оттуда он был утерян во время Французской революции.
В то время как на Западе существуют различные реликвии, претендующие на роль Нерукотворного образа, на Востоке праздник Нерукотворного Образа является одним из августовских праздников в православных церквях. Эти праздники начинаются с Крестного хода 1 августа и Успения Богородицы 14 августа (по юлианскому календарю).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?