Праздник Преображения Господня читать ~3 мин.
В Новом Завете описано одно из ключевых событий земной жизни Иисуса Христа — Преображение Господне. Евангелие от Матфея (17:1–8) повествует о нём так:
По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвёл их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сём Петр сказал Иисусу: “Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии”. Когда он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте”. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: “встаньте и не бойтесь”. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: “никому не сказывайте о сём видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых”.
Это событие стало восприниматься как великое чудо и как откровение о небесной славе, ожидающей праведников. После того как христианство получило официальный статус при императоре Константине (годы правления 306–337), верующие начали обсуждать точное место Преображения. Среди версий была гора Ермон, расположенная недалеко от Кесарии Филипповой. Однако к V веку основной стала традиция, связывающая это событие с горой Фавор в Галилее, где впоследствии возвели базилику в честь Преображения.
Богословское значение Преображения огромно. Появление пророков Моисея и Илии имеет глубокий символизм: Моисей представлял Закон (Тору), а Илия — всех пророков. Их беседа с Иисусом показывала апостолам, что Христос является исполнением и завершением всего Ветхого Завета. Свет, исходивший от Него, и белизна одежд трактуются как явление Божественной славы, а облако — как знак присутствия Бога, подобно тому, как оно осеняло Скинию в Ветхом Завете.
Празднование Преображения Господня стало одним из двунадесятых праздников в православии и важной датой в католическом и протестантском литургических календарях. В Восточной церкви праздник известен с IV века. На Западе он стал общепринятым позже. В 1457 году папа Каликст III установил его празднование 6 августа для всей Католической церкви в благодарность за победу христианских войск над турками под Белградом.
Православная, Римско-католическая и Англиканская церкви отмечают Преображение 6 августа. В некоторых протестантских деноминациях, таких как методистская и лютеранская, этот день празднуют в последнее воскресенье перед Пепельной средой. В Церкви Швеции и Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии Воскресенье Преображения приходится на седьмой воскресный день после Троицы.
Проповеди в день Преображения посвящены евангельскому событию и раскрывают его догматическое содержание. Основное внимание уделяется явлению Божественной природы Христа трём ученикам, что укрепило их веру в преддверии грядущих Страстей Господних. Также обсуждаются темы преображения самого человека через веру и соединение с Богом.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?