Религии в Северной Македонии читать ~5 мин.
Современное государство Северная Македония выделилось из состава Федеративных Республик Югославии в 1991 году. Она включает в себя около 9 781 квадратных миль территории, окружённой Грецией, Албанией, Сербией, Болгарией и Косово. В стране проживает чуть более двух миллионов человек, большинство из которых – македонцы, южнославянский народ, но значительное меньшинство – албанцы, палеобалканский народ.
История Северной Македонии начинается в восьмом веке до нашей эры, когда народ, называющий себя македонцами, появился в долине реки Алиакмон и мигрировал на восток, на территорию современной Северной Македонии. Македонцы стали заметны в четвёртом веке до нашей эры при своём царе Филиппе II и его более известном сыне Александре Македонском. Во время правления Александра Македонского империя простиралась на восток до Индии и на юг до Египта и Северной Африки. Империя распалась в третьем веке до нашей эры и была окончательно включена в состав Римской империи в начале второго века.
После падения Римской империи Македония была последовательно захвачена соседями, в разное время входила в состав Болгарской и Византийской империй, и в конце концов была включена в состав Сербии. В 15 веке она была включена в состав турецкой Османской империи. К концу 19-го века энтузиазм по поводу независимости нарастал даже на фоне ослабления Османской империи.
Македонию хотели заполучить греки, болгары и сербы, но она оставалась под контролем Османской империи, пока та не распалась в 1908 году. В 1913 году, после двух войн, Македония была разделена между Грецией и Сербией. Затем, после Первой мировой войны, северная часть Македонии была включена в состав Югославии, оставшись частью новой Югославии после Второй мировой войны. Эта часть Македонии составила нынешнее государство, известное как Северная Македония, которое провозгласило свою независимость в 1991 году.
Христианство было введено в Европу в южном македонском городе Фессалоники; действительно, сон, в котором апостол Павел получил призыв прийти в Македонию, стал частью христианских преданий (Деяния 16:9). Христианство проникло на север, и к четвёртому веку подавляющее большинство македонцев стали христианами. На протяжении последующих веков македонская церковь склонялась к руководству Константинополя, а в 1054 году, когда произошло разделение римско-католической и восточно-православной церквей, регион остался восточно-православным по вере и практике.
Независимое македонское государство возникло под руководством царя Самуила (980-1014). В это время возникла независимая Охридская архиепископия. Когда царство Самуила пало, Охрид был передан под власть Константинополя. В 1219 году была образована Сербская православная церковь, которая в 1346 году провозгласила свою независимость от Константинополя. После этого церковь в Македонии оказалась под гегемонией сербской церкви. Эта политика продолжалась и в годы турецкого правления, хотя в течение некоторого периода (1463-1557 гг.) турки поддерживали Охридский архиепископат и подавляли Сербский патриархат.
Сербский патриархат был восстановлен в 1557 году, но снова подавлен в 1766 году, когда Вселенский патриархат утвердил свою власть в регионе. В 1832 году Сербской православной церкви была предоставлена автономия, а в 1919 году была воссоздана единая Сербская православная церковь, в которую вошли православные христиане Македонии. Патриаршество было восстановлено в 1920 году. В 1947 году, после окончания Второй мировой войны, в Югославии возникло новое правительство, которое заставило создать отдельную православную церковь для обслуживания Македонской республики в составе новых Федеративных республик Югославии. В 1959 году правительство попыталось заставить Сербскую патриархию признать новую Македонскую православную церковь и её лидера, епископа Доситея, хотя на время церкви было позволено оставаться под властью патриарха в Белграде.
Затем в 1967 году Доситедж объявил о своём полном отделении от Сербского патриархата. Автономная независимая церковь не была признана ни Сербским патриархатом, ни Вселенским патриархатом до тех пор, пока Северная Македония не стала независимой страной в начале 1990-х годов. Теперь она получила признание в качестве братской церкви и от других православных организаций. Церковь начала основывать общины в Северной Америке и Австралии в 1960-х годах, и сегодня её единственный епископ, служащий за пределами Северной Македонии, проживает в Австралии. В настоящее время церковь возглавляет Его Блаженство, архиепископ Охридский и Северной Македонии.
Протестантизм пришёл в Македонию в 19 веке. В 1873 году Американский совет уполномоченных по иностранным миссиям распространил свою работу в Болгарии на Македонию. Он основал около 10 общин и школу, но после образования Югославии после Первой мировой войны у совета возникли проблемы с реагированием на новое правительство.
Тем временем, в 1898 году Роберт Моллер, методистский служитель из Вены, приехал в Югославию. Начавшись в Хорватии, эта работа медленно распространялась в начале 20-го века. В 1922 году работа Американского совета в Северной Македонии была передана методистам. Примерно в это время Методистская епископальная церковь (ныне входящая в состав Объединённой методистской церкви) создала Югославскую миссионерскую конференцию. Эта церковь сильно пострадала во время немецкой оккупации, а после войны многие её члены в Хорватии и Сербии покинули регион.
Баптисты распространили свою деятельность в Югославии на Северную Македонию в 1928 году, когда одна из методистских общин изменила свою принадлежность. В то время баптисты имели юридический статус в стране, а методисты – нет. В том же году в Скопье была открыта вторая баптистская церковь. В 1991 году три действующие баптистские общины в Северной Македонии образовали Баптистский союз Македонии.
В начале 1990-х годов в Северной Македонии начали работу два евангельских миссионерских агентства, Partners International и SEND International. Ещё одно агентство, «Пионеры», базирующееся во Флориде, начало работу среди македонских мусульман.
За годы турецкого правления многие мусульмане переселились в центральную Македонию. Некоторые христиане, не желая нести бремя, возложенное на них турецкими властями, приняли ислам. Община валаадов, или грекоязычных мусульман, сохранилась в некоторых районах страны примерно до 1912 года, когда большинство из них переселилось в Турцию. Сегодня мусульманское население страны состоит в основном из цыган.
В Скопье есть небольшая еврейская община, а в 1990-х годах были открыты центры двух индуистских групп – Сахаджа Йоги и Международного общества сознания Кришны. Здесь также есть центр движения «Объединение» и небольшая группа, связанная с «Ордо Темпли Ориентис».
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Фильм российского режиссёра Кирстен Гайнет завоевал приз на фестивале Asterfest
- В Македонии арестована банда расхитителей культурного наследия
- В театре «Эрмитаж» готовятся к первой премьере юбилейного сезона
- Выставка Глигора Чемерски «События и знаки земли Македонской» в залах Галереи искусств
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?