Религии в Северной Македонии читать ~4 мин.
Современное государство Северная Македония выделилось из состава Социалистической Федеративной Республики Югославия в 1991 году. Страна занимает территорию площадью 25 713 км² и граничит с Грецией, Албанией, Сербией, Болгарией и Косово. Население страны составляет чуть более двух миллионов человек. Большинство из них — македонцы, южнославянский народ, а значительное меньшинство образуют албанцы.
Исторический очерк
История древних македонян начинается в VIII веке до н.э., когда племена, называвшие себя македонянами, появились в долине реки Алиакмон и начали продвижение на восток. Они достигли наибольшего влияния в IV веке до н.э. при царе Филиппе II и его сыне Александре Македонском. Империя Александра простиралась от Греции до Индии и Египта, но начала распадаться сразу после его смерти в 323 году до н.э. В 146 году до н.э. эти земли были окончательно включены в состав Римской республики.
После раздела Римской империи территория Македонии осталась в составе её восточной части — Византии. В последующие века регион становился ареной борьбы между Византией, Болгарским царством и Сербией. В XV веке эти земли вошли в состав Османской империи. К концу XIX века, на фоне ослабления османской власти, в регионе усилилось движение за независимость.
На территорию Македонии претендовали Греция, Болгария и Сербия, но она оставалась под османским контролем до Балканских войн 1912–1913 годов. По итогам войн регион был разделён между Грецией и Сербией. После Первой мировой войны северная часть Македонии вошла в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (позднее — Югославия). Эта территория и стала основой для современного государства, провозгласившего независимость в 1991 году.
Религиозный состав
Православие
Один из первых центров христианства в Европе появился в македонском городе Фессалоники. Призыв к апостолу Павлу прийти в Македонию, описанный в Новом Завете (Деяния 16:9), стал важной частью христианского предания. К IV веку большинство жителей региона приняли христианство. После Великого раскола 1054 года местная церковь осталась в юрисдикции Константинопольского патриархата, сохранив восточно-православную традицию.
При царе Самуиле (правил в 976–1014 годах) была учреждена независимая Охридская архиепископия. После падения его царства она вновь перешла под юрисдикцию Константинополя. В 1219 году была образована автокефальная Сербская православная церковь, которая в 1346 году провозгласила себя патриархатом, установив свою власть над церковью в Македонии. Эта ситуация сохранялась и в годы османского правления.
Сербский патриархат был упразднён в 1766 году, а Охридская архиепископия — в 1767 году, после чего регион перешёл под прямое управление Вселенского патриархата. В 1920 году, после образования Югославии, православные общины Македонии были включены в состав восстановленного Сербского патриархата.
После Второй мировой войны власти Югославии инициировали создание отдельной церкви для Македонской республики. В 1959 году Сербская православная церковь предоставила ей автономию. В 1967 году македонское духовенство во главе с архиепископом Досифеем II в одностороннем порядке провозгласило автокефалию, что привело к расколу, который не признавался мировым православием.
Раскол был преодолён только в 2022 году. В мае Вселенский патриархат признал каноничность Македонской православной церкви — Охридской архиепископии (МПЦ-ОА), а в июне Сербский патриархат даровал ей полную автокефалию. Сегодня МПЦ-ОА имеет епархии в Северной Америке, Европе и Австралии. Церковь возглавляет Его Блаженство Стефан, Архиепископ Охридский и Македонский.
Протестантизм
Протестантизм появился в Македонии в XIX веке. В 1873 году «Американский совет уполномоченных по иностранным миссиям» начал здесь свою деятельность, основав около десяти общин. После образования Югославии работа миссии столкнулась с трудностями.
В 1898 году в регион прибыл методистский служитель Роберт Мёллер. В 1922 году «Американский совет» передал свои общины в Македонии методистам, которые организовали «Югославскую миссионерскую конференцию». Церковь серьёзно пострадала во время немецкой оккупации и послевоенных миграций.
Баптисты начали свою деятельность в Северной Македонии в 1928 году, когда одна из методистских общин сменила деноминацию, поскольку баптисты, в отличие от методистов, имели юридический статус в стране. В 1991 году три баптистские общины страны объединились в «Баптистский союз Македонии».
В начале 1990-х годов в Северной Македонии также начали свою работу евангельские миссионерские агентства «Partners International», «SEND International» и «Пионеры», которое сосредоточилось на работе с мусульманами.
Ислам и другие религии
В годы османского правления в Македонию переселилось много мусульман, а часть местного населения приняла ислам, чтобы избежать бремени налогов. Сегодня мусульманское население страны состоит преимущественно из албанцев, а также турок, цыган, торбешей (македонцев-мусульман) и боснийцев.
В Скопье существует небольшая еврейская община. В 1990-х годах в стране были открыты центры индуистских групп «Сахаджа Йога» и «Международное общество сознания Кришны». Также здесь действует «Движение Объединения» и небольшая группа, связанная с «Ордо Темпли Ориентис».
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Религии в Сирии
- Религии в Сомали
- Религии в Турции
- Фильм российского режиссёра Кирстен Гайнет завоевал приз на фестивале Asterfest
- В Македонии арестована банда расхитителей культурного наследия
- В театре «Эрмитаж» готовятся к первой премьере юбилейного сезона
- Выставка Глигора Чемерски «События и знаки земли Македонской» в залах Галереи искусств
- День памяти святого Климента Охридского
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?