Религия в Беларуси читать ~7 мин.
Восточноевропейская страна, ранее входившая в состав Советского Союза, Беларусь граничит на западе с Польшей и Литвой, на юге с Украиной, на севере с Латвией и на востоке с Россией. В ней проживает более 9 млн. человек, белорусы представляют собой отдельную славянскую этническую группу и говорят на отдельном языке, хотя он тесно связан с польским и русским. Этнические белорусы составляют более 80% населения страны.
Территория нынешней Беларуси была заселена примерно в первом веке нашей эры несколькими славянскими народами и спустя столетия вместе со славянскими народами на соседних землях образовала Киевскую Русь, государство, которое в конечном итоге дало начало современным странам – России, Украине и Беларуси. Дифференциация трёх культур и языков происходила постепенно в течение 14, 15 и 16 веков. В 1569 году Беларусь была включена в состав Польши, и её культурная самобытность ещё больше укрепилась в попытке противостоять навязыванию римско-католической церкви. Однако в 1596 году Белорусская православная церковь стала римской церковью восточного обряда.
В 989 году Владимир, правитель Киевской Руси, принял восточное православие и начался процесс христианизации славянских народов, включая белорусов. Он был в основном завершён в течение последующих столетий. В регионе стала преобладать форма восточного православного христианства, использующая славянский язык.
В 14-м веке Литва расширилась и включила в себя белорусов, а литовцы принесли с собой римский католицизм. Несколько орденов, включая францисканцев, начали работать среди людей, и католическая церковь стала оттягивать верующих от православия. Это положило начало многовековой борьбе между двумя церквями.
Переломным моментом в этой борьбе стал 1596 год, когда епископ Ипаци Поцей привёл к объединению православной и католической фракций, убедив православных лидеров создать униатскую церковь. Православные сохранили свою литургию и многие свои обычаи, но теологически и административно объединились с Римом. Таким образом, греко-католическая церковь стала доминировать в Беларуси.
В 1790-х годах Беларусь объединилась с Россией и восточная православная церковь была восстановлена. Беларусь стала важной частью Российской империи, а ключевая железнодорожная линия, соединяющая Москву с Польшей, проходила через Минск и Брест.
В начале 20-го века Беларусь стала очагом недовольства. В конце Первой мировой войны была провозглашена независимая Беларусь, но она распалась на две части. Польская часть Беларуси была включена в состав Советского Союза в 1937 году. Наконец, после распада Советского Союза, в 1991 году Беларусь стала независимой страной.
И православная, и католическая церкви пострадали в советское время, но обе смогли возродиться в 1990-х годах. Греческая церковь, по сути, начала свою деятельность в 1990 году. В настоящее время она имеет дюжину приходов в крупных городах округа, которые обслуживают несколько священников и один дьякон.
В 1989 году Русская православная церковь в Беларуси была выделена в полуавтономный Белорусский экзархат. 10 епархий охватывают примерно половину из 10 миллионов жителей страны. В 2006 году архиепископ Тадевуш Кандрусевич сменил кардинала Казьмира Свентека на посту архиепископа Минско-Могилевской архиепархии. В настоящее время архиепископ Кандрусиевич возглавляет около 400 римско-католических приходов, приверженцы которых составляют от 10% до 20% населения.
В 1997 году правительство создало Государственный комитет по делам религий и национальностей (ГКДРН) для надзора за различными религиями и конфессиями. Правительство, заявляя о равенстве всех религий перед законом, проявляет явное предубеждение в пользу православной церкви, которая получает различные финансовые льготы. Президент страны объявил сохранение и развитие православной церкви культурной целью страны. Римско-католическая церковь, как вторая по величине религиозная организация, выступает за равное отношение к себе со стороны правительства.
Ещё в 1540-х годах лютеранство распространилось в Литве, а оттуда попало в города Беларуси. За ним следовали представители реформатской традиции. Однако, начиная с 1570-х годов, в Беларуси распространилось польское унитарианство, то есть социнианство, и все три разновидности протестантского христианства стали соперничать друг с другом и находить свои очаги силы.
Столкнувшись с различными проблемами, церкви Реформации выжили в 20 веке, но в советское время они исчезли. В 1992 году в Минске была основана первая община Белорусской евангелическо-реформатской церкви как самосознательная попытка возродить реформатскую традицию. Лютеранство также возродилось в 1990-х годах; в 1997 году было 4 прихода, а к концу века – 10 приходов. Учредительный Синод Белорусской евангелическо-лютеранской церкви состоялся 2 декабря 2000 года в Витебске.
Баптисты начали работать в Беларуси в 1877 году, когда Дмитрий П. Семенстов, ставший баптистом, живя в Одессе, вернулся в свою родную деревню Усох. Он создал небольшую общину, которая стала первой (и в течение нескольких лет единственной) баптистской общиной в стране. Тем временем в Беларусь начали прибывать баптисты из своего центра в Санкт-Петербурге. Вторая община была организована в 1912 году под руководством Б. С. Чеберука. В начале 20 века появились и другие протестантские и свободные церкви, в том числе первые пятидесятнические и несколько методистских церквей.
Присоединение Беларуси к России в 1937 году, попытки марксистского правительства подавить религию и Вторая мировая война привели к многочисленным изменениям в последующие годы. В 1944 году баптисты объединились с другими евангелистами во Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов. Пятидесятники объединились в Союз в 1945 году. Ещё раньше, в 1937 году, методисты распустили Русскую миссию и посоветовали всем её членам присоединиться к баптистам или одной из других свободных церквей.
То, что сейчас является Союзом евангельских христиан-баптистов, переживало подавление на протяжении 1960-х годов, но в 1980-х годах получило некоторое облегчение, а в 1990-х годах наблюдался значительный рост. Когда было разрешено, пятидесятники отделились и образовали свою собственную церковь. Союз пятидесятников, насчитывающий более 16 000 членов, является крупнейшей евангельской церковью в Беларуси. Церковь адвентистов седьмого дня также ведёт свою деятельность в стране, которая в 1978 году была организована в Белорусскую конференцию.
Некоторые религии считаются традиционными, включая русское православие, римский католицизм, иудаизм и ислам (который исповедует небольшая община этнических татар, живущих в стране с 11 века); некоторые считаются нетрадиционными, включая некоторые протестантские и другие конфессии; а некоторые считаются сектами, включая восточные религии и другие верования. Власти отказывают в разрешении на легальную регистрацию на национальном уровне некоторым конфессиям, считающимся нетрадиционными, и всем, считающимся сектами. Без юридической регистрации крайне сложно арендовать или приобрести недвижимость для проведения религиозных служб.
Евреи впервые поселились в Беларуси в 15 веке и были идентифицированы с литовской частью населения. В течение следующего столетия общины возникли в большинстве крупных городов и посёлков. Они периодически сталкивались с попытками заставить их принять христианство и часто были вынуждены платить налоги по гораздо более высоким ставкам, чем христиане. На момент российской аннексии всей Беларуси в 1939 году там проживало более 400 000 евреев.
За время, пока немцы оккупировали территорию Советского Союза, примерно три четверти еврейского населения (включая тех, кто оказался в Беларуси) были уничтожены. После войны в Беларуси осталось менее 100 000 человек. В 1989 году в Беларуси проживало около 112 000 евреев, но за следующие 3 года почти 50 000 мигрировали в Израиль и другие страны. Миграция в Израиль продолжалась и на протяжении 1990-х годов, но около 40 000 евреев остаются в стране, и синагоги по-прежнему открыты по всей Беларуси.
В Беларуси существует небольшая исламская община, которая возникла в 11 веке, когда здесь поселились татары. Сегодня около 100 000 мусульман проживают в 25 общинах по всей стране, которые организованы через Исламскую ассоциацию Беларуси.
Как и иудаизм, ислам рассматривается правительством как традиционная религия Беларуси. Резким контрастом являются новые религии, которые появились в стране за последнее поколение, особенно в 1990-е годы. Международное общество сознания Кришны, Церковь Объединения и Церковь Саентологии открыли свои центры. Буддизм проник в страну через тибетскую линию Алмазного пути Кагью Карма под руководством Оле Нидала. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней открыла свою работу в Минске в начале 1994 года. Хотя эти новые религии в Беларуси составляют лишь небольшой процент населения, они познакомили страну с современным мировым религиозным плюрализмом.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Культура Беларуси (БССР) в 1930-е годы. Конец «Белорусизации»
- «Я не знаю, что такое усталость». Мемориальный фестиваль Ивана Соллертинского в Витебске
- Игорь Дрёмин: Молодые художники Беларуси
- Ратуша в Витебске
- Человек эпохи Возрождения. Вспоминая о Соллертинском
- Украинский фильм «Племя» получил гран-при Международного кинофестиваля «Листопад»
- Выставка «Художник и Время» в белорусском Национальном художественном музее
- Благодать Ветковских икон в Национальном художественном музее Беларуси.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?