Религия в Беларуси читать ~7 мин.
Восточноевропейская страна, ранее входившая в состав Советского Союза, Беларусь граничит на западе с Польшей и Литвой, на юге — с Украиной, на севере — с Латвией, а на востоке — с Россией. В стране проживает более 9 миллионов человек. Белорусы представляют собой отдельную славянскую этническую группу и говорят на отдельном языке, который тесно связан с польским и русским. Этнические белорусы составляют более 80% населения страны.
Территория современной Беларуси была заселена примерно в первом веке нашей эры несколькими славянскими племенами. Со временем, вместе с другими славянскими народами соседних земель, эти племена образовали Киевскую Русь — государство, которое в конечном итоге стало основой для современных России, Украины и Беларуси. Дифференциация трёх культур и языков происходила постепенно в XIV – XVI веках. В 1569 году Беларусь вошла в состав Речи Посполитой, что способствовало укреплению её культурной самобытности в противостоянии с навязыванием римско-католической церкви. Однако в 1596 году Белорусская православная церковь перешла в унию, став частью римской церкви восточного обряда.
В 989 году Владимир, князь Киевской Руси, принял христианство восточного обряда, начав процесс христианизации славянских народов, включая белорусов. Этот процесс в основном завершился в последующие столетия. В регионе стала преобладать форма восточного православного христианства, использующая славянский язык в богослужении.
В XIV веке Великое княжество Литовское расширилось и включило в себя земли с белорусским населением. Литовцы принесли с собой римский католицизм. Несколько монашеских орденов, включая францисканцев, начали миссионерскую деятельность среди местного населения, и католическая церковь стала оттягивать верующих от православия. Это положило начало многовековой борьбе между двумя церквями.
Переломным моментом в этой борьбе стал 1596 год, когда епископ Ипаций Поцей инициировал Брестскую церковную унию, объединив православную и католическую фракции. Православные сохранили свою литургию и многие обычаи, но теологически и административно объединились с Римом. Таким образом, греко-католическая церковь стала значимой религиозной силой в Беларуси.
В 1790-х годах, после разделов Речи Посполитой, Беларусь вошла в состав Российской империи, и восточное православие было восстановлено как доминирующая религия. Беларусь стала важной частью империи, а ключевая железнодорожная линия, соединяющая Москву с Польшей, проходила через Минск и Брест.
В начале XX века Беларусь стала очагом политического и социального недовольства. В конце Первой мировой войны была провозглашена независимая Белорусская Народная Республика, но вскоре территория страны разделилась. Польская часть Беларуси вошла в состав Польши, а восточная — в состав Советского Союза в 1939 году. После распада Советского Союза в 1991 году Беларусь стала независимым государством.
И православная, и католическая церкви пострадали в советское время, однако обе смогли возродиться в 1990-х годах. Греко-католическая церковь фактически начала свою деятельность в 1990 году. Сегодня она насчитывает около дюжины приходов в крупных городах, которые обслуживают несколько священников и один дьякон.
В 1989 году Русская православная церковь в Беларуси была выделена в полуавтономный Белорусский экзархат. Десять епархий охватывают примерно половину из 10 миллионов жителей страны. В 2006 году архиепископ Тадевуш Кандрусевич сменил кардинала Казимира Свентека на посту архиепископа Минско-Могилевской архиепархии. В настоящее время архиепископ Кандрусевич возглавляет около 400 римско-католических приходов, прихожане которых составляют от 10% до 20% населения.
В 1997 году правительство создало Государственный комитет по делам религий и национальностей (ГКДРН) для надзора за различными религиями и конфессиями. Несмотря на официальное заявление о равенстве всех религий перед законом, государство проявляет явное предпочтение православной церкви, которая получает различные финансовые льготы. Президент страны объявил сохранение и развитие православной церкви культурной целью государства. Римско-католическая церковь, являющаяся второй по величине религиозной организацией, выступает за равное отношение со стороны правительства.
Ещё в 1540-х годах лютеранство распространилось в Литве, а затем проникло в города Беларуси. За ним последовали представители реформатской традиции. Однако, начиная с 1570-х годов, в Беларуси распространилось польское унитарианство (социнианство), и все три направления протестантского христианства начали конкурировать друг с другом, создавая свои центры влияния.
Несмотря на многочисленные трудности, церкви Реформации выжили в XX веке, хотя в советское время они практически исчезли. В 1992 году в Минске была основана первая община Белорусской евангелическо-реформатской церкви как сознательная попытка возродить реформатскую традицию. Лютеранство также возродилось в 1990-х годах: в 1997 году насчитывалось 4 прихода, а к концу века — уже 10. Учредительный Синод Белорусской евангелическо-лютеранской церкви состоялся 2 декабря 2000 года в Витебске.
Баптисты начали свою деятельность в Беларуси в 1877 году, когда Дмитрий П. Семенстов, ставший баптистом, вернулся из Одессы в родную деревню Усох и создал там первую баптистскую общину, которая несколько лет оставалась единственной в стране. Позже в Беларусь стали приезжать баптисты из Санкт-Петербурга. Вторая община была организована в 1912 году под руководством Б. С. Чеберука. В начале XX века появились и другие протестантские и свободные церкви, включая первые пятидесятнические и несколько методистских общин.
Присоединение Беларуси к СССР в 1939 году, попытки марксистского правительства подавить религию и Вторая мировая война привели к значительным изменениям. В 1944 году баптисты объединились с другими евангельскими христианами во Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов. Пятидесятники создали свой союз в 1945 году. Ещё в 1937 году методисты распустили Русскую миссию и рекомендовали своим членам присоединиться к баптистам или другим свободным церквям.
Современный Союз евангельских христиан-баптистов переживал репрессии в 1960-х годах, но в 1980-х получил некоторое облегчение, а в 1990-х годах наблюдался значительный рост. При разрешении деятельности пятидесятники отделились и создали собственную церковь. Союз пятидесятников, насчитывающий более 16 000 членов, является крупнейшей евангельской церковью в Беларуси. Церковь адвентистов седьмого дня также действует в стране, организованная в 1978 году в Белорусскую конференцию.
К традиционным религиям Беларуси относятся русское православие, римский католицизм, иудаизм и ислам (последний исповедует небольшая община этнических татар, проживающих в стране с XI века). К нетрадиционным относятся некоторые протестантские и другие конфессии, а к сектам — восточные религии и иные верования. Власти отказывают в регистрации на национальном уровне некоторым нетрадиционным конфессиям и всем, считающимся сектами. Без юридической регистрации крайне сложно арендовать или приобретать недвижимость для проведения религиозных служб.
Евреи впервые поселились в Беларуси в XV веке и были связаны с литовской частью населения. В последующие столетия еврейские общины возникли в большинстве крупных городов и посёлков. Они сталкивались с попытками насильственного обращения в христианство и часто платили налоги по более высоким ставкам, чем христиане. На момент аннексии Беларуси Российской империей в 1795 году (а не в 1939, как ошибочно указано) в регионе проживало более 400 000 евреев.
Во время немецкой оккупации территории Советского Союза в годы Второй мировой войны было уничтожено около трёх четвертей еврейского населения, включая тех, кто находился в Беларуси. После войны в стране осталось менее 100 000 евреев. В 1989 году в Беларуси проживало около 112 000 евреев, но за следующие три года почти 50 000 мигрировали в Израиль и другие страны. Миграция в Израиль продолжалась и в 1990-х годах, однако около 40 000 евреев остаются в Беларуси, а синагоги по-прежнему открыты по всей стране.
В Беларуси существует небольшая исламская община, которая возникла в XI веке, когда здесь поселились татары. Сегодня около 100 000 мусульман проживают в 25 общинах по всей стране, объединённых в Исламскую ассоциацию Беларуси.
Как и иудаизм, ислам считается традиционной религией Беларуси. Резким контрастом являются новые религии, появившиеся в стране за последнее поколение, особенно в 1990-е годы. Международное общество сознания Кришны, Церковь Объединения и Церковь Саентологии открыли свои центры. Буддизм проник в Беларусь через тибетскую линию Алмазного пути Кагью Карма под руководством Оле Нидала. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней начала свою деятельность в Минске в начале 1994 года. Хотя эти новые религии составляют лишь небольшой процент населения, они познакомили страну с современным религиозным плюрализмом.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Религия в Таджикистане
- Религия в Молдове
- Религии в Ираке
- Религия в Латвии
- Религия на Мальте
- Культура Беларуси (БССР) в 1930-е годы. Конец «Белорусизации»
- «Я не знаю, что такое усталость». Мемориальный фестиваль Ивана Соллертинского в Витебске
- Игорь Дрёмин: Молодые художники Беларуси
- Ратуша в Витебске
- Человек эпохи Возрождения. Вспоминая о Соллертинском
- Сегодня в Минске открылась международная книжная выставка-ярмарка
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?