Религия в Эфиопии читать ~8 мин.
Эфиопия, не имеющая выхода к морю северо-восточная африканская страна, окружена Суданом, Кенией, Сомали, Джибути и Эритреей. По ряду географических причин, её 432 000 квадратных миль смогли остаться практически свободными от европейских колониальных амбиций, а её граждане гордятся своей древней цивилизацией.
В Эфиопии проживают различные коренные народы, большинство из которых – галла или амхара. Около 2000 года до н.э. в регион переселились хаббашаты, арабский народ из Йемена, и именно от них Эфиопия стала называться Абиссинией. Ранним центром Эфиопии был Аксум, город на торговом пути от Красного моря до южного Судана.
Эфиопское царство возникло в начале христианской эры и распространилось через Красное море на территорию современного Йемена. В четвёртом веке царская семья приняла христианство, и постепенно христианская вера стала доминировать на земле. Королевство страдало от постепенного распространения ислама, сначала через Аравийский полуостров и Египет, а затем вдоль побережья Восточной Африки.
Чувствуя себя несколько подавленными мусульманским миром, который теперь в основном окружал их, правители обратились за помощью к христианской Европе в 15 веке. Их призыв в конце концов привёл к прибытию португальцев в следующем веке и разрушению мусульманской власти в Сомали.
В последующие века на первый план вышло соперничество между амхара (которые правили Эфиопией) и галласами. В середине XVIII века галласы на короткое время захватили трон, но в конце концов амхара восстановили контроль.
В конце 19 века итальянцы вторглись в Эфиопию в рамках своей мечты о создании империи в Африке. Они потерпели сильное поражение в 1895 году, но смогли взять под контроль Эритрею и побережье южной части Сомали. Итальянцы снова вторглись в страну в 1935 году и удерживали Эфиопию, пока в 1941 году их не сменили британцы. Независимость вернулась в 1948 году при Хайле Селассие.
Селассие правил до тех пор, пока не был свергнут в 1974 году. Основной причиной беспорядков было удушение страны эфиопской королевской властью и эфиопской церковью, которые вместе владели подавляющим большинством территории страны. Военное правительство, симпатизирующее марксистскому социализму, в конечном итоге пришло к власти в 1977 году, но столкнулось с рядом раскольнических групп и постоянным насилием и гражданской войной на протяжении 1980-х годов.
Военный правитель, Менгисту Хайле Мариам, был окончательно свергнут в 1991 году, но новое правительство столкнулось с периодом интенсивного социального конфликта. Оно заключило мир с основной диссидентской группой, контролировавшей Эритрею, которая стала независимой страной, а затем приступило к решению проблемы широко распространённого голода, усугублённого войной.
Хотя некоторые традиционные африканские религии все ещё существуют в Эфиопии, большинство населения – христиане, члены Эфиопской православной церкви Тевахедо. Традиционная религия наиболее сильна в юго-западной части страны (на землях, граничащих с Кенией и Суданом).
После принятия христианства правящей элитой эфиопская церковь поддерживала тесные отношения с коптской православной церковью Египта и последовала за ней в её разрыве с большим миром восточного православия во время монофизитских споров в пятом веке. Монофизиты, чьё название происходит от греческого «одна природа», были склонны подчёркивать божественную природу Христа, принося в жертву его полностью человеческую природу.
Восточные православные, находящиеся в общении со Вселенским патриархатом, считали, что Христос имел две природы (человеческую и божественную), как это определено в Халкидонском Символе веры, принятом на Халкидонском соборе в 451 году. В современной перспективе этот спор представляется, по сути, борьбой за контроль над египетской церковью, которая велась в теологических терминах.
На протяжении веков отношение Эфиопской церкви как дочери к Египетской символизировалось регулярным назначением египтянина абуной (архиепископом) Эфиопской церкви главой Коптской церкви. Эти отношения прекратились только в 1959 году, когда главой церкви стал эфиоп, носящий титул патриарха-католикоса. Первым патриархом был назван Абуне Бацилиос. В настоящее время церковь возглавляет Абуне Паулос, пятый патриарх.
Эфиопская церковь установила уникальные отношения с исламом, когда некоторые из первых последователей Мухаммеда посетили страну в 662 году нашей эры. Этот визит часто цитируется мусульманами как важное событие, установившее традиционную терпимую позицию ислама по отношению к другим религиям Книги (христианству и иудаизму). Коптская церковь поддерживала сопротивление страны экспансии ислама, поскольку соседние земли становились преимущественно мусульманскими.
Ислам (шафаитской школы) получил постоянный оплот в Эфиопии среди нескольких народов, проживающих в юго-восточной части страны у границы с Сомали. Данан является важным интеллектуальным центром, а Гоба, город, расположенный дальше вглубь страны и ближе к столице Адис-Абебе, ежегодно принимает тысячи паломников, направляющихся в город Гинир, где покоится тело шейха Хусейна, считающегося в Эфиопии святым. Другие мусульмане сосредоточены на дальнем востоке страны, недалеко от границы с Суданом. В настоящее время они составляют около 30% жителей Эфиопии.
Римско-католическая церковь пришла в страну в 16 веке, и были предприняты некоторые попытки поглотить эфиопскую церковь римским католицизмом. Некоторый прогресс в этом направлении был достигнут в 17 веке, когда глава церкви ненадолго назвал себя католиком. Однако некоторые миссионеры оказались бестактными и, помимо прочего, попытались навязать стране латинскую литургию. В ответ на это миссионеры были изгнаны из страны и получили разрешение вернуться только в 19 веке. Однако, когда они вернулись, их отождествили с итальянцами и снова изгнали. Однако церковь выжила, поскольку итальянских мирян не заставили уехать.
В конце концов, церковь разработала эфиопскую литургию, которая сохранила как можно больше от коптской литургии. Сегодня в Эфиопии существует община из нескольких сотен тысяч римо-католиков, большинство из которых придерживается эфиопской литургии, хотя в одних и тех же епархиях действуют общины латинского и эфиопского обрядов. Церковь возглавляет архиепископ Аддис-Абебы.
Протестантизм проник в страну благодаря усилиям целого ряда лютеранских миссионеров, начиная с 1866 года, когда некоторые из них прибыли из Шведской лютеранской миссии. Впоследствии, в 1911 году, в страну прибыли шведские миссионеры, представляющие независимую организацию «Истинные друзья Библии». Эти две группы объединили свою работу в 1938 году. Немецкие миссионеры из Германсбургской миссии прибыли в 1927 году. Миссионеры из Норвегии, Дании, Исландии и США прибыли в 1940-х и 1950-х годах.
Большая часть лютеранской работы была объединена в Эфиопскую евангелическую церковь Мекане Есус. Американские пресвитериане прибыли в 1920 году и начали работу среди народа галла. Когда прибыли итальянцы, пресвитерианские миссионеры были изгнаны, и перед отъездом они организовали свою миссию как Евангелическую церковь «Вефиль». В середине 1970-х годов она объединилась в церковь «Мекане Иисус».
Суданская внутренняя миссия (СИМ) начала свою обширную работу в Эфиопии в 1927 году; доктор Томас А. Ламби, работавший с пресвитерианами, начал независимую работу, которую назвал Абиссинской пограничной миссией. Он объединил свою миссию с SIM. Работая в основном среди народа галла, миссия насчитывала около 60 членов, но после изгнания миссионеров в 1935 году быстро расширилась. К моменту прихода британцев их было уже 18 000. К середине 1970-х годов насчитывалось 182 000 членов, а под названием «Церковь Слова Жизни/Кале Хейвет» она стала крупнейшим протестантским объединением в стране, насчитывающим более 2 миллионов членов по состоянию на 1990-е годы.
В годы после Второй мировой войны в Эфиопии начали работать другие протестантские группы, в том числе Генеральная конференция баптистов Америки, которая появилась в стране в 1950 году. Пятидесятничество пришло в страну в послевоенные годы, и в результате возникли две большие местные церкви – Церковь верующих полного Евангелия и Ассоциация «Боги всех времён», которые насчитывают полмиллиона членов. Обе эти церкви получили поддержку и персонал от скандинавских пятидесятнических организаций.
Среди наиболее интересных эфиопских групп была «Бета Исраэль», еврейская группа, существовавшая в районе Гондара к северу от озера Тана. В разные периоды 20 века они подвергались сильным гонениям, даже когда боролись за признание со стороны более крупной еврейской общины, которая наконец-то обратила внимание на их существование. В 1990-х годах большая часть этой группы (которая в период своего расцвета насчитывала около 28 000 человек) мигрировала в Израиль (который окончательно признал их в соответствии с Законом о возвращении в 1994 году). Около 12 000 остались в Эфиопии.
Вера Бахаи основала своё первое духовное собрание в 1964 году. Сегодня насчитывается почти 20 000 приверженцев. В стране появилось множество новых религий, в основном африканские инициированные церкви из соседних стран. Хотя несколько буддийских групп откликнулись на нужды эфиопов во время недавнего голода в стране, буддийских или индуистских групп, похоже, не образовалось.
Конституция Эфиопии гарантирует свободу вероисповедания. Хотя православная церковь составляет большинство, она не считается государственной церковью и не имеет официальных привилегий. Дополнительные правила запрещают создание партийных политических партий на основе религиозной верности и разжигание религиозной розни. Все религиозные группы обязаны регистрироваться и продлевать регистрацию три раза в год.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Эфиопская католическая церковь
- Эфиопская православная церковь Тевахедо
- Литургический год Эфиопской церкви
- Игорь Дрёмин: Минако Ота и Сергей Табунов на Неглинной
- Как украсить мебель из фанеры?
- Лекторий начнёт работу в Иркутском художественном музее в сентябре
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?