Религия в Канаде читать ~9 мин.
Канада – вторая по величине страна в мире, её площадь составляет 3 511 023 квадратных миль. Она является частью североамериканского континента и имеет общую незащищённую границу с Соединёнными Штатами. На востоке она омывается Атлантическим океаном, на западе – Тихим, а на севере – Северным Ледовитым океаном. Столица страны – Оттава.
По данным Статистического управления Канады, в мае 2006 года население Канады составляло 31 612 897 человек. Текущие оценки на 2009 год составляют более 33 миллионов человек. Два официальных языка – английский и французский. Подавляющее большинство населения составляют протестанты и римские католики, хотя в стране проживает значительное число представителей всех основных мировых религий и большинства новых религий.
Канада стала независимой от Великобритании в 1867 году и с момента своего основания является парламентской демократией. Она является членом Британского Содружества, и королева Елизавета II назначает генерал-губернатора Канады. Страна придерживается Хартии прав и свобод, являющейся частью Конституционного акта 1982 года. В этой Хартии говорится, что каждый человек имеет «свободу совести и религии» и «свободу мысли, убеждений, мнений и их выражения».
В настоящее время в парламенте представлены четыре национальные политические партии: Квебекский блок, Консервативная партия Канады, Либеральная партия и Новая демократическая партия. Из них Консервативная и Либеральная партии в различных своих проявлениях находились у власти на протяжении почти всей истории Канады. По состоянию на 2009 год Консервативная партия сформировала правительство меньшинства под руководством премьер-министра Стивена Харпера. Недавние споры, связанные с религией, иллюстрируют секуляристский дух Канады, включая разрешение абортов и однополых браков.
В 1900 году почти 99% населения страны относили себя к христианской церкви. Сейчас это число снизилось до 75%, и, основываясь на социальных тенденциях, Дэвид Барретт и Тодд Джонсон предсказывают, что к 2025 году этот процент снизится до 63%. Последняя национальная перепись населения в 2001 году показала снижение численности большинства протестантских групп, небольшой рост среди католиков и значительный рост среди некоторых других религий. Самое поразительное изменение связано с увеличением числа людей, не исповедующих никакой религии.
Полная национальная перепись населения проводится каждые 10 лет. С 1991 по 2001 год число римских католиков увеличилось на 4,8% и достигло 12,8 миллионов последователей. Число протестантов сократилось на 8,2% и составило около 8,7 млн. человек. Численность католиков превысила численность протестантов с 1971 года, что стало результатом высокого процента католиков среди иммигрантов в предыдущие два десятилетия. Наибольшее число католиков проживает во франкоязычной провинции Квебек (см. отдельную статью).
Из шести крупнейших протестантских деноминаций только баптисты выросли в процентном отношении с 1991 по 2001 год, составив 729 470 человек (+ 10%). Сокращение численности других крупных деноминаций было следующим: Пресвитерианская (-35,6% до 409 830), Пятидесятническая (-15,3% до 369 475), Объединённая церковь (-8,2% до 2 839 125), Англиканская (-7,0% до 2 035 500) и Лютеранская (-4,7% до 606 590). Что усложняет статистику как для протестантов, так и для католиков, так это тот факт, что все большее число канадцев предпочитают просто идентифицировать себя как христиан.
Последние цифры показывают некоторое соответствие с данными 1981-1991 годов. Например, Объединённая церковь, образованная в 1925 году, сократила число членов, как и англикане, пресвитериане и лютеране. Самым значительным изменением в двух переписях стал рост пятидесятничества в период с 1981 по 1991 год и спад в последующий десятилетний период.
Как отмечалось ранее, Канада обрела государственность в 1867 году. До и после этого коренные народы страны сталкивались с огромными трудностями в сохранении социальной и культурной независимости. Как и в США, прибытие европейских исследователей в XVI и XVII веках навсегда изменило религиозную и социальную идентичность инуитов и других коренных народов.
Со временем большинство коренных жителей в той или иной форме отождествили себя с христианством, хотя есть свидетельства того, что ритуалы отдельных христианских традиций смешиваются с традиционными обрядами и практиками коренных жителей. Правительства, как провинциальные, так и федеральные, возместили ущерб за жестокое обращение с детьми коренных народов в государственных школах.
Первые постоянные европейские религиозные структуры были римско-католическими, они появились с основанием французами Аркадии в 1603 году в Новой Шотландии и Квебека в 1608 году. В 1633 году Карл I постановил, что богослужение на Ньюфаундленде, на который претендовали и Англия, и Франция, должно соответствовать обычаям Английской церкви. Однако Франция и католицизм продолжали доминировать. В 1749 году англичане основали город Галифакс и привезли сюда подданных не только с Британских островов, но и из Ганновера в Германии, которые, в свою очередь, привезли с собой различные протестантские церкви, включая лютеранскую, конгрегационную, реформатскую и пресвитерианскую.
Баптисты прибыли в Новую Шотландию в 1760 году, квакеры в 1762 году, моравы в 1771 году и методисты в 1775 году. Квебекский акт 1774 года обеспечил гораздо более высокий уровень терпимости для католиков, число которых продолжало расти, в основном в регионе Квебек. Конституционный акт 1791 года разделил Канаду на Нижнюю Канаду (Квебек), где проживало большинство французов, и Верхнюю Канаду (Онтарио), где проживало большинство англичан, и в обеих областях правительство оказывало поддержку структурам и духовенству Англиканской церкви, что, конечно же, дало англиканам преимущество в определении будущей формы религиозной жизни в Канаде.
Из-за раннего французского запрета на еврейское поселение, еврейское население сформировалось только в 1760 году, когда Сэмюэль Джейкобс основал Конгрегацию Шеарит Исраэль недалеко от Монреаля, а Сэмюэль Харт основал конгрегацию в Три Риверс. В 1829 году евреи получили полное признание как религиозная община (до евреев в Англии). К 1860 году насчитывалось 1 200 евреев. Сейчас в Канаде проживает около 350 000 евреев.
В последнее время нацистский Холокост привлёк значительное внимание благодаря крупным судебным искам против нескольких людей, отрицавших Холокост. В 1800-х годах росло движение за объединение Канады и придание ей полуавтономности. Этот сдвиг означал переосмысление государственной поддержки Англиканской церкви. В 1853 году все земельные владения духовенства были секуляризированы, и церковь была вынуждена создать внутреннее, самообеспечивающееся правительство, в котором, будучи миссионерским подразделением Церкви Англии, она ранее не нуждалась.
В 1867 году различные канадские провинции были объединены в единую федерацию, а с завершением строительства трансконтинентальной железной дороги в 1885 году западные земли были готовы к заселению.
Упрощение транспортного сообщения способствовало росту этнического и религиозного плюрализма на западе Канады. Русские меннониты прибыли в 1874 году, Святые последних дней из Юты – в 1887 году, а православные из Восточной Европы – примерно в то же время. В настоящее время православных насчитывается более 400 000 человек. Буддизм был привнесён в Британскую Колумбию китайскими железнодорожными рабочими и золотоискателями в 1880-х годах. По данным переписи 2001 года, в Канаде проживает около 300 000 буддистов, что на 38% больше, чем 160 000 по данным переписи 1991 года. Индуистов в переписи 2001 года насчитывается чуть менее 300 000 человек.
Первая сикхская гурдвара (центр поклонения) была построена в Ванкувере в 1908 году. Сейчас в стране насчитывается более 270 000 сикхов. Сикхская община в Канаде привлекла внимание международной общественности в 1996 году после того, как в Британской Колумбии начались ожесточённые столкновения по поводу того, можно ли использовать стулья в религиозных церемониях. Этот вопрос был урегулирован, но политическая и гражданская напряжённость сохраняется в связи с реальной и предполагаемой причастностью сикхов к крушению самолёта Air India рейса 182 23 июня 1985 года.
Мусульмане начали въезжать в Канаду в 1880-х годах, в основном из Сирии. Многие албанские и югославские мусульмане переехали в Канаду после Первой мировой войны. После Второй мировой войны Канада стала домом для многих мусульман из стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. В настоящее время в стране насчитывается около 600 000 мусульман, хотя более половины из них предпочли жить в Онтарио. Мусульманская община Канады представляет полный спектр суннитских, шиитских, исмаилитских и суфийских групп.
В последнее время канадских мусульман волновали два вопроса. Во-первых, огромные дебаты вызвало возможное введение законов шариата в провинции Онтарио. Это поставило консервативных и либеральных мусульман друг против друга. В итоге правительство Онтарио отказалось от этой идеи. Значительные волнения среди канадцев, как мусульман, так и других, вызвал арест 18 подозреваемых террористов в Торонто 2 июня 2006 года.
Христианско-протестантский фундаменталистско-модернистский конфликт разыгрался в Канаде в первые десятилетия 20-го века. Центр бури вращался вокруг Т. Т. Шилдса, пламенного и красноречивого пастора баптистской церкви на Джарвис-стрит в Торонто. Шилдс обвинял своих собратьев по конвенции баптистов в либерализме, нападая на некоторых преподавателей Школы божественности Макмастера. В итоге Шилдс вышел из Баптистской конвенции Онтарио и Квебека. Канада дублировала американскую религиозную жизнь в росте движения библейских колледжей в конце 1800-х и начале 1900-х годов.
Как и в Соединённых Штатах и многих других странах, в Канаде постоянно увеличивается число религиозных групп, либо за счёт раскола существующих групп, либо за счёт вторжения извне миссионерских агентств (христианских и других), либо за счёт более тихого распространения групп иммигрантов, которые приносят свои родные верования в свой новый дом. Всемирная христианская энциклопедия перечисляет около 130 различных христианских групп в Канаде. Многие из этих групп принадлежат либо к Канадскому совету церквей (образованному в 1944 году и в целом объединённому со Всемирным советом церквей), либо к Евангелическому братству Канады (основанному в 1964 году и объединённому со Всемирным евангелическим альянсом).
Однако не следует преувеличивать многогранность религиозной идентичности Канады. По данным переписи 2001 года, только 0,1-0,2% населения причисляют себя к новому религиозному движению. Это небольшое число говорит о том, что истерия, вызванная испугом по поводу культов в 1970-х и 1980-х годах, была не столь велика. В Канаде было мало насилия, связанного с новыми религиозными движениями, хотя большинство членов Солнечного храма (который потерял около 70 членов в Европе в результате массовых убийств/самоубийств 1994-1995 годов) проживали в Квебеке. Штаб-квартира Церкви Саентологии в Торонто подверглась полицейскому рейду в марте 1983 года, что привело к длительным судебным баталиям между провинцией и церковью.
Самый значительный рост религиозной идентичности в последних двух переписях связан с теми, кто утверждает, что «не имеет религиозной принадлежности». В 1991 году эту категорию выбрали более трёх миллионов канадцев, что составило более 5%, до 12% населения. В 2001 году эта категория увеличилась до 4,8 миллиона, или чуть более 6,2% от общего числа канадцев. Хотя сила секуляризации преувеличивается, нет сомнений в том, что за последние полвека влияние религии на канадскую идентичность ослабло. Это особенно верно в Квебеке после падения власти Римско-католической церкви в 1960-х годах, радикальное изменение, которое сделало квебекское общество открытым для многих новых религиозных движений и для радикальных инноваций в католицизме.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- «Кулак, палка, нож, пистолет: Личная история насилия» Джеффри Канады, краткое содержание
- Признание в любви, снятое на смартфон. Победа Натальи Гуркиной
- Подведены итоги фестиваля документального кино Hot Docs
- Авдеевские венеры
- Венера Мораванская
- Борис I
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?