Религия в Румынии читать ~9 мин.
Границы современного государства Румыния были установлены после Второй мировой войны, когда Трансильвания была отторгнута от побеждённой Венгрии и вошла в состав Румынии. В новом виде территория страны составляла около 91 700 квадратных миль. Сегодня её население составляет менее 20 млн человек.
Румынский народ можно проследить до древних даков, которые появились в истории в четвёртом веке до нашей эры, когда несколько человек были проданы в рабство в Афины. Их родиной были Карпатские горы, которые прорезали территорию современной Румынии. Рим завоевал этот регион в 109 году до нашей эры. Земли к северу от гор, Трансильвания, и к югу, Валахия, стали соответственно Верхней Дакией и Нижней Дакией.
Римская оккупация, продолжавшаяся до 270 года, оставила значительный след в регионе и дала стране её современное название. Уход Рима оставил регион открытым для следующих друг за другом волн вторжения войск, хотя в седьмом веке начался период некоторой стабильности с включением региона в состав Болгарской империи.
История Румынии отмечена нашествием монголов в 1241 году, когда большинство записей о её прошлом было уничтожено, а история, по сути, началась заново в 1290 году с основанием княжества Валахия со штаб-квартирой в Куртеа-де-Аргес. В то же время Венгрия укрепила свой контроль над Трансильванией. Валахия боролась за сохранение независимости от более могущественных венгров на севере и, все больше в 15 веке, от растущей Османской империи.
Валахия стала турецкой провинцией в 1417 году, но в течение следующего столетия предпринимались различные попытки как удержать турков от захвата земли, так и сохранить культуру и религию народа в неприкосновенности. Среди деятелей, выдвинувшихся на первый план в середине века, был князь Влад III Цепеш (ок. 1431~1476 гг.), который стал известен благодаря своим усилиям по объединению валахов и сражениям с турецкими войсками. Считаясь национальным героем у современных румын, он стал печально известен на Западе после того, как его другое имя, Дракула (или сын Дракула, что на румынском означает «сын дракона»), было дано заглавному персонажу вампирского романа Брэма Стокера.
Хотя турецкое продвижение было остановлено в 1529 году под Веной, турецкое господство в Венгрии и Валахии сохранялось до конца века. В 1590-х годах наступила короткая передышка от турецкого правления, но в 17 веке турки снова пришли к власти. Валахия оставалась под турецким контролем до тех пор, пока в дело не вмешалась Россия.
В 1812 году Россия взяла под контроль юго-восточную часть Молдавии и продолжила оказывать давление на османов в регионе. Шаг за шагом вводилась все большая автономия. В 1859 году Александру Ион Киза стал правителем объединённой Валахии и Молдавии, которая в 1878 году после русско-турецкой войны 1877 года была признана независимой страной Румынией. Затем в 1916 году Румыния выступила против Венгрии и Австрии в Первой мировой войне и получила Трансильванию, когда Австро-Венгерская империя была расформирована в 1918 году.
Во время Второй мировой войны Румыния была оккупирована Германией. После войны страна попала под влияние России, а в 1946 году румынские коммунисты взяли власть в свои руки. В 1965 году Николае Чаушеску (1918-1989) стал главой Коммунистической партии, а в 1967 году – президентом страны. Он начал проводить политику, независимую от России, и стал самым жестоким диктатором. Сочетание экономических проблем и коррупции в правительстве привело к массовому недовольству, кульминацией которого стала революция 1989 года, отстранившая Чаушеску от власти и приведшая к установлению в стране демократического правительства.
Христианство было введено в Дунайском регионе, согласно легенде, апостолом Андреем в первом веке. Документы скудны, но к четвёртому веку в Томисе проживал епископ, а епископ из Банат-Марисены присутствовал на Вселенском соборе 787 года. В последующие века Румыния находилась на линии борьбы между византийской греческой и римской латинской церквями. Переход Валахии и Молдавии в греческий лагерь укрепился в течение двух веков болгарского правления. Деятельность Кирилла и Мефодия по внедрению славянской литургии также оказала влияние на развивающуюся церковь.
Когда Валахия была основана как отдельное государство, в ней преобладало православие. В 1359 году православный епископ, присланный из Константинополя, поселился в Куртеа-де-Аргес. Вторая епархия была возведена в Северине в 1370 году. Хотя православие было доминирующей силой в Трансильвании, римско-католическая церковь находилась на подъёме. Бенедиктинцы обосновались в Клуже и Саниобе в 11 веке, а францисканцы и доминиканцы прибыли в 13 веке. С XIV века православие все больше утверждалось в Валахии, а католицизм – в Трансильвании. В 1401 году в Молдавии было учреждено епископство.
Когда Венгрия стала доминирующей силой в Трансильвании, православная церковь была подавлена. В 1279 году православным запретили строить новые церкви и запретили православную веру.
Господство римского католицизма было усилено прибытием в Трансильванию большого количества немцев. Православная церковь просуществовала до XVII века, но как только Австрия в 1687 году установила господство в регионе, начались систематические усилия по обращению православных. В рамках миссионерской деятельности католики основали Румынскую католическую церковь, церковь восточного обряда. Под угрозой потери гражданских прав глава православной церкви согласился на объединение с Римом в 1698 году.
В начале XVI века в религиозную жизнь Румынии был внесён ещё один фактор – прибытие протестантов, как лютеран, так и реформатов, из немецкоязычных районов на западе. Хотя первоначально они добились наибольшего успеха в немецкоязычных общинах, возникло протестантское движение как на венгерском, так и на румынском языках. Трансильвания также стала домом для важного (и выжившего) крыла унитарианства (нетринитарного христианства), которое также возникло в XVI веке и ненадолго утвердилось в Польше.
Прогресс христианства был несколько сдержан завоеванием османов, посвящённых мусульман. Мусульмане с территории к северу от Чёрного моря проникли на территорию нынешней Румынии ещё в 13 веке, но другие переселились в регион после распространения османского контроля через Румынию и в Венгрию. Сила мусульман была сосредоточена в долине реки Дунай, к западу от Чёрного моря.
Независимость в 1878 году положила начало целому ряду изменений в религиозной жизни Румынии. Самое важное, что в 1885 году православные верующие создали Румынскую православную церковь как автокефальную структуру, более не находящуюся под административной юрисдикцией экуменического патриархата в Константинополе. Во-вторых, различные протестантские свободные церкви, в первую очередь баптисты, увидели возможность насадить свой бренд христианства в Румынии. Первоначальная баптистская община была основана в 1856 году, но после 1877 года баптистские церкви стали появляться по всей стране. Первоначально рост происходил в немецкоязычных и венгероязычных общинах, но к началу века сформировалась значительная румынская баптистская церковь. В 1917 году насчитывалось 23 000 баптистов, из которых 11 000 были венграми, 10 000 румынами и только 1 000 немцами. Другими новыми группами, появившимися в это время, были Церковь Назарянина, Христианские Братья.
Пятидесятничество и Церковь адвентистов седьмого дня.
Пятидесятничество зародилось в Румынии благодаря румынскому журналу, издаваемому в США. Первый молитвенный дом открылся в 1922 году, а в 1925 году была организована Румынская Апостольская церковь. Свидетели Иеговы впервые появились в 1912 году.
Религиозная жизнь в Румынии не была благополучной на протяжении большей части 20 века, особенно в десятилетия после Второй мировой войны. Присоединение Трансильвании принесло в Румынию множество новых религий, в которых православная церковь играла предпочтительную роль.
В 1924 году, после перехода на григорианский календарь, в православии произошёл раскол, и те, кто продолжал придерживаться юлианского календаря, создали Румынскую православную церковь старого обряда. В 1928 году был принят закон о религиозных организациях, который одновременно благоприятствовал некоторым группам – тем христианским церквям, которые имели долгую историю в регионе, и запрещал деятельность Свидетелей Иеговы, пятидесятников, назаретян и ряда других небольших групп.
После смены правительства после Второй мировой войны власти пошли на слияние Румынской католической церкви с Румынской православной церковью. Это несчастливое объединение привело к аресту многих, кто отказался отказаться от католических обрядов.
Однако основными проигравшими в Румынии на протяжении 20-го века были евреи. После изгнания из Иберии (1492-1493) многие евреи-сефарды переехали в Румынию. Им не разрешалось организовываться до 1730 года. В 19 веке, особенно в Трансильвании, еврейская община разделилась на реформированную и ортодоксальную. Евреи были официально признаны в 1894 году в Трансильвании и в 1923 и 1928 годах в Румынии. В федерации еврейских общин Румынии размещались подразделения двух её ветвей.
В начале Второй мировой войны в Румынии проживало около полумиллиона евреев. Большинство из них были убиты во время Холокоста, но более 100 000 выжили. В эпоху Чаушеску правительство приняло либеральную иммиграционную политику, и большая часть общины переехала в Израиль. В начале нового века в Румынии осталось всего около 10 000 евреев.
Ислам сохранился в юго-восточной Румынии, и в 1928 году община была разделена на четыре муфтията. Муфтий из Тулчи был признан главным муфтием, лидером румынской мусульманской общины. В то время в стране насчитывалось около 185 000 мусульман, хотя сегодня община сократилась примерно до 55 000. Штаб-квартира единого муфтията находится в Констанце.
Пережив эпоху Чаушеску, Румыния начала новый период религиозной свободы в 1989 году. Румыния стала главной мишенью для евангелизационных групп с Востока и Запада, и она быстро перешла на новый уровень религиозного плюрализма. Среди групп, открывших свои центры, были Вера Бахаи, Международная семья Дети Бога, Церковь Иисуса Христа и Святых последних дней, движение Объединения, Международная ассоциация Дзен, Международное общество сознания Кришны и Движение духовного внутреннего осознания.
После революции правительство признало 15 религиозных организаций. Это Румынская православная церковь, Румынская католическая церковь, Римско-католическая церковь (латинского обряда), Реформатская церковь в Румынии, Евангелическая церковь Аугсбургского исповедания в Румынии (лютеранская), Евангелическая синодальная пресвитериальная церковь Аугсбургского исповедания в Румынии, унитарианская церковь, Армянская апостольская церковь (Святой престол Эчмиадзина), Румынская православная церковь старого обряда, мусульманская община, еврейская община, христианская церковь баптистов, церковь адвентистов седьмого дня, пятидесятническая церковь и Румынская евангелическая церковь.
Многочисленные новые группы действуют как религиозные ассоциации, получая таким образом определённую форму государственного признания, но не получая государственных средств на свою деятельность. Как и во многих странах бывшего коммунистического мира, в последние два десятилетия в Румынии были приняты многочисленные законы, призванные ограничить различные религии, особенно религии меньшинств, и поставить в привилегированное положение конкретные старые группы, особенно православную церковь.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Старообрядческая Румынская православная церковь
- Румынская греко-католическая церковь
- Румынская православная церковь
- Новый шедевр авторского кино от Кристи Пую номинирован на «Оскар»
- Статуя Траяна в Бухаресте стала объектом насмешек
- Выставка венгерского фотографа Петера Корниша «Течение времени»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?