Религия в Румынии читать ~8 мин.
Современные границы Румынии установились после Второй мировой войны. По Парижскому мирному договору 1947 года в состав страны была возвращена Северная Трансильвания, переданная Венгрии в 1940 году. В новом виде территория страны составляла около 238 000 квадратных километров. Сегодня её население составляет менее 20 млн человек.
История румынского народа восходит к древним дакам. Первые упоминания о них относятся к IV веку до н.э., когда некоторые из даков были проданы в рабство в Афины. Их родиной были Карпатские горы, прорезающие территорию современной Румынии. Рим завоевал этот регион в результате двух войн (101–102 и 105–106 годов н.э.), а в 106 году была образована римская провинция Дакия. Она охватывала территории Трансильвании, Баната и Олтении.
Римское присутствие, продолжавшееся примерно до 271 года, оставило значительный след в регионе и дало стране её современное название. Уход римлян открыл регион для волн последующих вторжений. Период относительной стабильности начался в VII веке с включением региона в состав Первого Болгарского царства.
Важной вехой в истории Румынии стало монгольское нашествие 1241 года, уничтожившее большинство письменных свидетельств о прошлом. Новый этап истории начался около 1290 года с основанием княжества Валахия со столицей в Куртя-де-Арджеш. В то же время Венгрия укрепляла свой контроль над Трансильванией. Валахия боролась за сохранение независимости от более могущественных соседей: венгров на севере и, начиная с XV века, растущей Османской империи.
В 1417 году Валахия стала вассальным государством Османской империи. В течение следующего столетия предпринимались попытки противостоять туркам и сохранить культуру и религию народа. Среди деятелей того времени выделяется князь Влад III Цепеш (ок. 1431–1476), известный своими усилиями по объединению валахов и борьбой с турецкими войсками. В Румынии он считается национальным героем, а на Западе прославился под именем Дракула (рум. Drăculea — «сын Дракона»), которое Брэм Стокер дал главному персонажу своего романа о вампирах.
Хотя османское продвижение в Европу было остановлено в 1529 году под Веной, их господство в Венгрии и Валахии сохранялось до конца XVII века. Короткая передышка от турецкого правления наступила в 1590-х годах, но вскоре османы восстановили свою власть. Валахия оставалась под контролем турок до тех пор, пока в дела региона не вмешалась Россия.
В 1812 году Россия получила контроль над Бессарабией — юго-восточной частью Молдавского княжества — и продолжила оказывать давление на Османскую империю. Постепенно дунайские княжества получали всё большую автономию. В 1859 году Александру Иоан Куза был избран правителем объединённых Валахии и Молдавии. В 1878 году, после русско-турецкой войны, независимость Румынии была официально признана. В 1916 году Румыния вступила в Первую мировую войну против Австро-Венгрии и Германии и по её итогам в 1918 году объединилась с Трансильванией.
Во время Второй мировой войны Румыния выступала на стороне нацистской Германии. После государственного переворота в августе 1944 года страна перешла на сторону антигитлеровской коалиции и была занята советскими войсками. После войны страна попала в сферу влияния Советского Союза. К 1947 году, после принудительного отречения от престола короля Михая I, румынские коммунисты полностью захватили власть. В 1965 году Николае Чаушеску (1918–1989) возглавил Коммунистическую партию, а в 1974 году стал президентом страны. Он проводил независимую от СССР внешнюю политику, но установил в стране жестокий диктаторский режим. Сочетание экономических проблем и коррупции привело к массовому недовольству, которое вылилось в революцию 1989 года. Чаушеску был свергнут и казнён, а в стране начался переход к демократии.
Согласно преданию, христианство в Придунайский регион принёс апостол Андрей в I веке. Письменные источники скудны, но известно, что к IV веку в Томисе (современная Констанца) уже существовала епископская кафедра. В последующие века Румыния находилась на границе между византийским и римским христианством. Принадлежность Валахии и Молдавии к православному миру укрепилась за два столетия болгарского правления. Деятельность Кирилла и Мефодия по внедрению славянской литургии также оказала влияние на развитие местной церкви.
С момента основания княжества Валахия в нём доминировало православие. В 1359 году в Куртя-де-Арджеш была учреждена митрополия, подчинённая Константинопольскому патриархату. Вторая епархия была основана в Северине в 1370 году. В Трансильвании, несмотря на значительное православное население, усиливалось влияние Римско-католической церкви. В XI веке бенедиктинцы основали монастыри в Клуже и Сэниобе, а в XIII веке сюда прибыли францисканцы и доминиканцы. С XIV века православие утверждалось в Валахии, а католицизм — в Трансильвании. В 1401 году была учреждена православная митрополия в Молдавии.
Когда Трансильвания попала под власть Венгрии, православная церковь подверглась гонениям. В XIII веке были введены ограничения, в том числе на строительство новых каменных храмов для православных общин.
Доминирование католицизма усилилось с прибытием в Трансильванию большого числа немецких колонистов. Православная церковь выжила, но когда в 1687 году Австрия установила контроль над регионом, начались систематические попытки обратить православных в католичество. В рамках этой деятельности была создана Румынская греко-католическая церковь (униатская). Под угрозой потери гражданских прав часть православного духовенства во главе с митрополитом Афанасием Ангелом в 1698–1700 годах согласилась на унию с Римом.
В начале XVI века в религиозную жизнь Румынии добавился ещё один фактор — прибытие протестантов, как лютеран, так и реформатов, из немецкоязычных земель. Изначально они имели наибольший успех в немецкоязычных общинах, но вскоре протестантское движение распространилось и среди венгров и румын. Трансильвания также стала одним из важнейших центров унитарианства — антитринитарного течения в христианстве, возникшего в XVI веке.
Распространение христианства было несколько сдержано османским завоеванием. Мусульмане с территорий к северу от Чёрного моря проникали на территорию нынешней Румынии ещё в XIII веке. Позже, с распространением османского владычества, их число увеличилось. Ислам был наиболее распространён в долине Дуная и в Добрудже, на побережье Чёрного моря.
Независимость, полученная в 1878 году, повлекла за собой ряд изменений в религиозной жизни. Важнейшим событием стало провозглашение автокефалии Румынской православной церкви в 1885 году, что означало её административную независимость от Константинопольского патриархата. Кроме того, различные протестантские «свободные церкви», в первую очередь баптисты, получили возможность для проповеди. Первая баптистская община была основана в 1856 году, но их число стало расти после 1877 года. К началу XX века сформировалась значительная румынская баптистская община.
Новые протестантские течения
Пятидесятничество пришло в Румынию благодаря румынскому журналу, издававшемуся в США. Первый молитвенный дом открылся в 1922 году, а в 1925 году была организована Румынская Апостольская церковь Божия. Свидетели Иеговы появились в 1911 году. Также в это время возникли общины Церкви адвентистов седьмого дня, христианских братьев и назарян.
Религиозная жизнь в Румынии была непростой на протяжении большей части XX века. Присоединение Трансильвании привело в страну множество новых конфессий, в то время как Румынская православная церковь занимала привилегированное положение. В 1924 году, после перехода на григорианский календарь, в православии произошёл раскол: верующие, сохранившие юлианский календарь, образовали Румынскую православную старостильную церковь. В 1928 году был принят закон о культах, который поддерживал исторические церкви и ограничивал деятельность Свидетелей Иеговы, пятидесятников и ряда других групп.
В 1948 году, после установления коммунистического режима, власти насильственно ликвидировали Румынскую греко-католическую церковь, формально «воссоединив» её с Румынской православной церковью. Это привело к арестам многих священнослужителей и верующих, отказавшихся отступить от своей веры.
Однако больше всего в Румынии в XX веке пострадали евреи. После изгнания из Испании и Португалии (1492–1497) многие евреи-сефарды переселились на румынские земли. В XIX веке, особенно в Трансильвании, входившей тогда в состав Австро-Венгрии, еврейская община разделилась на ортодоксальное и реформистское (неологическое) течения. В начале Второй мировой войны в Румынии проживало около 750 000 евреев. Более половины из них были убиты во время Холокоста. В эпоху Чаушеску правительство разрешило эмиграцию, и большая часть выжившей общины переехала в Израиль. В начале XXI века в Румынии оставалось менее 10 000 евреев.
Ислам сохранился в юго-восточной Румынии, в регионе Добруджа. В 1928 году община насчитывала около 185 000 человек. Сегодня она сократилась примерно до 55 000. Единый муфтият находится в Констанце.
После падения режима Чаушеску в 1989 году в Румынии начался новый период религиозной свободы. Страна стала полем деятельности для миссионерских групп с Востока и Запада, что привело к росту религиозного плюрализма. Среди новых движений, открывших свои центры, были Вера Бахаи, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), Движение Объединения, Международное общество сознания Кришны и другие.
В настоящее время в Румынии официально признано 18 религиозных организаций (культов). В этот список входят Румынская православная церковь, Римско-католическая и восстановленная в 1989 году Греко-католическая церкви, основные протестантские деноминации (лютеране, реформаты, унитарии), а также иудейская и мусульманская общины. Кроме того, государственный статус имеют Баптистская церковь, Пятидесятническая церковь, Церковь адвентистов седьмого дня и некоторые другие. Многочисленные новые группы действуют как религиозные ассоциации, что даёт им определённую форму признания, но без государственного финансирования. Как и во многих посткоммунистических странах, в Румынии были приняты законы, которые некоторые критики считают ограничивающими деятельность религиозных меньшинств и предоставляющими привилегии историческим церквям, особенно православной.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Религия в Таджикистане
- Религия в Молдове
- Религия в Беларуси
- Религии в Ираке
- Религия в Латвии
- Старообрядческая Румынская православная церковь
- Румынская греко-католическая церковь
- Румынская православная церковь
- Новый шедевр авторского кино от Кристи Пую номинирован на «Оскар»
- Статуя Траяна в Бухаресте стала объектом насмешек
- Выставка венгерского фотографа Петера Корниша «Течение времени»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?