Русская православная церковь за рубежом читать ~5 мин.
В годы, последовавшие за русской революцией 1917 года и поражением антикоммунистических белых армий, первая волна эмиграции привела к тому, что до 2 миллионов человек оказались в изгнании. Большинство из них были членами Русской православной церкви (Московского патриархата), которым теперь нужно было организовывать свою религиозную деятельность в новых условиях, поскольку связь с Матерью-Церковью в России была затруднена.
Уже отрезанные от связи с Московской Патриархией во время Гражданской войны в России, иерархи в южных российских зонах, находившихся под контролем белых армий, создали в мае 1919 года Временное Высшее Церковное Управление для Южной России. Этот шаг был одобрен церковью в ноябре 1920 года, когда указ (указ) патриарха Тихона предоставил епископам, лишённым связи с центральным управлением церкви, право организоваться в высший орган церковной власти.
В ноябре 1921 года в Сремских Карловцах (Сербия) собрался собор русских православных эмигрантов. Среди 100 участников было 13 епископов в изгнании. Вероятно, под давлением советских властей патриарх Тихон в 1922 году распустил Временное управление. Церковь в изгнании подчинилась, но тут же реорганизовалась в соответствии с образцами, установленными в указе 1920 года: Архиерейский Синод должен был служить центральной церковной властью среди эмигрантов. Это положило начало тому, что сегодня известно как Русская православная церковь за границей (РПЦЗ), также называемая Русской православной церковью за рубежом.
Прерывистые контакты с Москвой продолжались в течение нескольких лет, насколько позволяли обстоятельства тех трудных времён, но полный разрыв произошёл в 1927 году, когда управляющий делами Московской патриархии митрополит Сергий потребовал от духовенства в изгнании письменного выражения лояльности советскому режиму.
Русская церковь в изгнании сначала выступала единым фронтом, но вскоре начались разделения, и большие группы русского духовенства и верующих во Франции (оплот эмиграции) и в США покинули Русский Синод. Кроме того, во время Второй мировой войны и сразу после неё РПЦЗ потеряла многочисленные приходы в Восточной Европе и Китае, а эмигранты во второй раз переселились на Запад или в Австралию. Штаб-квартира синода была вынуждена покинуть Сербию и в 1949 году окончательно переместилась в США.
В связи с новой геополитической обстановкой и усилиями Русской православной церкви под советским контролем укрепить свои связи с другими православными церквями, а также с другими христианскими конфессиями, активные отношения между РПЦЗ и другими религиозными организациями постепенно сократились, хотя с некоторыми, особенно с Греческой православной патриархией Иерусалима и Сербской православной церковью, сохранялись дружеские контакты.
После 1960-х годов сама РПЦЗ также стала все более критически относиться к участию православных церквей в экуменическом движении. С другой стороны, в советский период РПЦЗ пользовалась большим уважением у верующих так называемой Катакомбной церкви, которые вели подпольную религиозную жизнь в России.
После распада Советского Союза некоторые люди или группы в России попросили принять их в юрисдикцию РПЦЗ и образовали Свободную Русскую Православную Церковь, но это движение не стало очень большим и претерпело разделения. Кроме того, некоторые люди в РПЦЗ подвергали сомнению эти шаги и призывали к переговорам с Московским Патриархатом, чтобы найти пути восстановления единства Русской Церкви. Это создало растущую напряжённость в РПЦЗ между теми, кто был открыт для диалога с Московским Патриархатом, и теми, кто полностью отвергал подобные предложения. Это привело к первому разрыву внутри РПЦЗ, когда стареющий митрополит Виталий Устинов, возглавлявший РПЦЗ с 1985 года, решил в 2001 году уйти на покой; однако очень скоро он пожалел о своём решении и вернулся к своим обязанностям, став фигурой, вокруг которой сплотились противники воссоединения с Московским Патриархатом.
Группа, последовавшая за митрополитом Виталием, получила название Русская православная церковь в изгнании, но очень скоро разделилась на конкурирующие фракции.
В октябре 2000 года Архиерейский Собор РПЦЗ принял решение о создании комитета по изучению вопросов единства Русской Церкви. Вскоре начались официальные визиты в Россию и официальный диалог, открыто поощряемый президентом Владимиром Путиным, что не вызвало подозрений у противников воссоединения.
В мае 2006 года IV Всезарубежный Собор РПЦЗ, проходивший в Сан-Франциско, согласился с тем, что воссоединение желательно, в то время как ряд участников увидели в участии русских православных во Всемирном Совете Церквей предмет для беспокойства и ожидали явного отказа от «сергианства» (то есть политики верности государству митрополита Сергия); Архиерейскому Собору было поручено оценить, как действовать дальше. С этого момента процесс воссоединения ускорился.
17 мая 2007 года в Москве был торжественно подписан Акт о каноническом общении. Согласно Акту, РПЦЗ является «неразрывной, самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви», «самостоятельной в пастырских, образовательных, административных, управленческих, имущественных и гражданских вопросах, существующей в то же время в каноническом единстве с Полнотой Русской Православной Церкви».
Большинство духовенства и приходов РПЦЗ приняли объединение. Однако группы и целые приходы в разных частях мира (особенно на американском континенте) отделились от РПЦЗ в знак осуждения этого шага. Некоторые из раскольников присоединились к группе под названием Русская православная церковь за границей – Провиденциальная высшая церковная власть (РПЦЗ-ПВЦС) под руководством митрополита Одесского Агафангела Пашковского, который был отстранён от РПЦЗ в 2007 году «за неподчинение законной власти и подстрекательство к расколу». Другие присоединились к греческим старокалендаристам или другим православным консервативным группам. Сама РПЦЗ-ПЦУ вступила в общение с одной из греческих старокалендаристских групп.
Хотя точных статистических данных нет, до воссоединения 2007 года считалось, что РПЦЗ, вероятно, насчитывала менее 150 000 верующих, включая новообращённых нерусского происхождения.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Встреча потомков патриарха отечественной литературы в «Ясной поляне»
- Болезненная память о прошлом. Новая книга патриарха
- Христианство в Средние века
- Эстонская православная церковь Московского патриархата
- Греческий православный патриархат Александрии и всей Африки
- В. В. Путину от делегатов конференции Союза художников
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?