Русская православная церковь за рубежом читать ~4 мин.
После Октябрьской революции 1917 года и поражения Белой армии в Гражданской войне Россию покинули до двух миллионов человек. Большинство эмигрантов первой волны были членами Русской православной церкви, перед которыми встала задача организации религиозной жизни в изгнании, поскольку связь с Церковью-Матерью в России оказалась затруднена.
Ещё в ходе Гражданской войны иерархи на юге России, на территориях под контролем Белой армии, учредили в мае 1919 года Временное высшее церковное управление (ВВЦУ) на Юго-Востоке России. Этот шаг был канонически обоснован в ноябре 1920 года указом патриарха Тихона № 362, который давал право епископам, отрезанным от центрального церковного управления, самостоятельно организовывать высшую церковную власть.
В ноябре 1921 года в Сремских Карловцах (Королевство сербов, хорватов и словенцев) состоялся собор православных эмигрантов, в котором участвовало 13 епископов. В мае 1922 года патриарх Тихон, вероятно, под давлением советских властей, упразднил заграничное ВВЦУ. Церковь в изгнании формально подчинилась, но немедленно реорганизовалась на основании указа 1920 года, создав Архиерейский Синод. Это событие положило начало Русской православной церкви за границей (РПЦЗ).
Контакты с Москвой с перерывами продолжались, но окончательный разрыв произошёл в 1927 году. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) издал Декларацию, в которой потребовал от заграничного духовенства продемонстрировать полную лояльность советскому правительству.
Изначально единая, Русская церковь в изгнании вскоре столкнулась с разделениями. Крупные группы духовенства и мирян во Франции во главе с митрополитом Евлогием (Георгиевским) и в Северной Америке под руководством митрополита Платона (Рождественского) вышли из подчинения Архиерейскому Синоду. После Второй мировой войны РПЦЗ потеряла приходы в Восточной Европе и Китае. Штаб-квартира Синода была вынуждена переехать из Сербии и в 1950 году окончательно обосновалась в Нью-Йорке (США).
В новых геополитических условиях Московский Патриархат стремился укрепить связи с другими православными церквями и христианскими конфессиями. В связи с этим отношения РПЦЗ с большинством религиозных организаций постепенно сошли на нет, хотя дружеские контакты сохранялись с Иерусалимским патриархатом и Сербской православной церковью.
С 1960-х годов РПЦЗ стала всё более критично относиться к участию православных церквей в экуменическом движении. В то же время она пользовалась большим уважением среди верующих так называемой «Катакомбной церкви» — тех, кто вёл подпольную религиозную жизнь в СССР, не признавая Московский Патриархат.
После распада Советского Союза некоторые общины в России перешли в юрисдикцию РПЦЗ, образовав Российскую православную свободную церковь. Однако это движение не стало массовым и вскоре столкнулось с внутренними разделениями. Одновременно внутри самой РПЦЗ нарастало напряжение между сторонниками и противниками диалога с Московским Патриархатом. Это привело к расколу в 2001 году, когда первоиерарх РПЦЗ митрополит Виталий (Устинов) сначала ушёл на покой, но вскоре изменил решение и возглавил тех, кто отвергал идею воссоединения.
Группа, последовавшая за митрополитом Виталием, стала известна как Русская православная церковь в изгнании (РПЦИ), но и она вскоре разделилась на несколько независимых юрисдикций.
В октябре 2000 года Архиерейский Собор РПЦЗ учредил комиссию по вопросам единства Русской Церкви. Начался официальный диалог, который открыто поддерживал президент России Владимир Путин, что, однако, вызвало ещё большие подозрения у противников воссоединения.
В мае 2006 года IV Всезарубежный Собор в Сан-Франциско признал воссоединение желательным. При этом часть делегатов выразила обеспокоенность участием Московского Патриархата во Всемирном совете церквей и ожидала явного осуждения «сергианства» (политики лояльности советской власти). Окончательное решение было передано Архиерейскому Собору, после чего процесс объединения ускорился.
17 мая 2007 года в Москве был торжественно подписан Акт о каноническом общении. Согласно Акту, РПЦЗ — это “неотъемлемая самоуправляемая часть Поместной Русской Православной Церкви”, которая “самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей Полнотой Русской Православной Церкви”.
Большинство духовенства и приходов РПЦЗ приняли воссоединение. Однако некоторые общины, особенно в Северной и Южной Америке, осудили этот шаг и отделились от РПЦЗ. Часть из них присоединилась к Временному высшему церковному управлению РПЦЗ (РПЦЗ(А)) во главе с митрополитом Агафангелом (Пашковским), лишённым сана в РПЦЗ в 2007 году «за неповиновение священноначалию и организацию раскола». Другие примкнули к греческим старостильным группам.
Хотя точная статистика отсутствует, считается, что до воссоединения 2007 года численность РПЦЗ не превышала 150 000 верующих, включая новообращённых нерусского происхождения.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Встреча потомков патриарха отечественной литературы в «Ясной поляне»
- Болезненная память о прошлом. Новая книга патриарха
- Христианство в Средние века
- Эстонская православная церковь Московского патриархата
- Греческий православный патриархат Александрии и всей Африки
- В. В. Путину от делегатов конференции Союза художников
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?