Семь эфесских спящих читать ~2 мин.
Легенда о семи эфесских отроках, почитаемая как в христианской, так и в исламской традиции, содержит мощный универсальный символизм, связанный с темами сна и смерти, возрождения и пробуждения, божественного вмешательства и силы веры.
Самая ранняя версия предания, вероятно, сирийская, датируется V веком. Латинский перевод, выполненный Григорием Турским в VI веке, способствовал быстрому и широкому распространению этой популярной истории и её многочисленных поздних вариантов.
Повествование пользуется большим уважением и в исламской традиции. Ему посвящена 18-я сура Корана, «Аль-Кахф» («Пещера»), где история праведников становится назиданием для верующих.
В основе сюжета лежит история семи молодых христиан из Эфеса. Во время гонений римского императора Деция в середине III века они укрылись в пещере, спасаясь от преследований. По приказу императора вход в пещеру замуровали.
Юноши должны были погибнуть от голода, но Бог погрузил их в чудесный сон, длившийся около двух столетий. Они пробудились во время правления императора Феодосия II, в V веке, когда Эфес уже стал христианским городом.
Важной деталью предания является эпизод с монетой. Один из отроков, отправившись в город за едой, попытался расплатиться монетой времён Деция. Это вызвало подозрения у торговца и привело к раскрытию чуда, так как старинные деньги стали доказательством долгого сна.
Пещера отроков стала почитаемым местом паломничества. Хотя традиционно её отождествляют с гротом на горе Пион близ древнего Эфеса в современной Турции, на право называться местом их захоронения претендуют и другие локации, например, в Иордании.
После того как о чудесном пробуждении стало известно потрясённым жителям Эфеса, семеро отроков мирно скончались. Их стали почитать как святых, а их история стала символом надежды на воскресение.
Христианские комментаторы толковали эту историю как доказательство воскресения мёртвых и бессмертия души. В исламских интерпретациях акцент смещён на покорность воле Всевышнего. Пассивность героев, которые полностью вверяют себя Богу, рассматривается как высшая добродетель.
Легенда оказала заметное влияние на мировую культуру. Отголоски сюжета можно найти в литературе, от поэзии Джона Донна до рассказа «Рип ван Винкль» Вашингтона Ирвинга. Этот мотив долгого сна и пробуждения в ином мире остаётся востребованным и в современном искусстве.
В западной традиции семеро отроков известны как Максимиан, Малх, Маркиан, Иоанн, Дионисий, Серапион и Константин. В восточной традиции их именуют Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин. День их памяти в Католической церкви — 27 июля, а в Православной церкви — 4 (17) августа и 22 октября (4 ноября).
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Короткие рассказы Михаила Зощенко
- ПАВЕЛ КОЗЫРЬ «ИЗ ДНЕВНИКА»
- «Отель разбитых сердец» в воронежском объединении «Театр Неформат»
- Фильм «Васька» — попытка достучаться и шанс на нормальную жизнь
- Медитативное путешествие на китайском поезде
- Выставка ТУБА-народец Лукаса Дюблина (Швейцария)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?