Религии в Сирии читать ~13 мин.
Сирия – ближневосточная страна на Средиземном море к югу от Турции. Она также граничит с Ливаном, Ираком, Иорданией и имеет небольшую, но очень важную границу с Израилем.
Голанские высоты, стратегически важная в военном отношении возвышенность к востоку от реки Иордан, первоначальная граница между Израилем и Сирией, была захвачена Израилем в 1967 году и остаётся предметом спора между двумя странами.
В настоящее время в Сирии проживает 19 748 000 человек, плюс ещё 40 000 человек, проживающих на Голанских высотах. Страна включает в себя 70 622 квадратных миль территории плюс 436 квадратных миль оккупированной территории. Предыстория Сирии начинается с изобретения письменности, которое произошло в южном Вавилоне, возможно, около 3000 года до н.э. и превратилось в клинопись. Израильтяне и другие семитские народы мигрировали туда и поселились около Иерусалима около 1400 года до нашей эры.
Еврейская Библия рассказывает некоторые из их историй о войне, развитии монотеизма и территориальной экспансии. Границы менялись на протяжении веков, поскольку Сирией когда-то называли весь регион между полуостровами Анатолия и Синая. Там процветали различные языческие верования, а царь Хаммурапи запомнился как выдающийся законодатель.
Древняя история Сирии, как бы она ни была интригующей, лежит за пределами этой энциклопедии, которая начинается с империи Александра Македонского, датируемой между 356 и 323 годами до нашей эры.
Эпоха эллинизма была временем перемен после смерти Александра, когда регион контролировали Селевкиды, названные так по имени полководца Александра Селевка. После их гибели в Египте в течение 100 лет правили Птолемеи, пока Антиох Великий не победил Птолемея и не захватил южную Сирию. К тому времени греческая культура, отличительная черта этих режимов, распространилась по региону. Позже, около 31 года до н.э., Сирия стала значительной провинцией Римской империи. Римское правление подорвало сирийские социальные структуры и разрушило сплочённость коренных групп населения. Позже Сирия была разделена на две провинции: Сирия Коэль на севере, где находились два римских легиона с гарнизоном, и Сирия Финикия, где был один.
К пятому веку нашей эры Сирия была разделена на пять провинций. Город Антиохия был резиденцией правителя и культурным центром для развития искусства, медицины, права, философии и, что самое важное, для развития христианства. Согласно христианской традиции, последователи Иисуса впервые были названы христианами в Антиохии (Деян. 11:26), и Антиохия стала центром одного из древних патриархатов. Действия сменявших друг друга патриархов Антиохии помогли сформировать доктринальные аспекты христианской религии.
После распада Римской империи Сирия оказалась в составе Византийской империи со штаб-квартирой в Константинополе, но в первой половине седьмого века Сирия стала одним из первых регионов, включённых в состав мусульманского халифата. В 633-634 годах в результате решительной и энергичной кампании эта территория была отвоёвана арабами.
В 636 году столица, Дамаск, окончательно сдалась новой власти. Вслед за победой мусульман в ислам стали обращаться и христиане, и иудеи, хотя в целом к ним относились терпимо. С 639 по 750 год правила династия Омейядов со столицей в Дамаске. Когда в 750 году арабские Аббасиды победили Омейядов, они перенесли центр власти в Багдад (который на арабском языке известен как город мира), где в течение нескольких столетий их халифат правил в великолепии. Продолжался расцвет исламской культуры, приверженной как искусству, так и военному делу, а также создавалась инфраструктура для ранних школ исламской юриспруденции.
Династия Фатимидов, шиитская секта, названная в честь дочери Мухаммеда, отвоевала власть у Аббасидов. В течение некоторого времени в восьмом и девятом веках Фатимиды доминировали на большей части Средиземноморья и в северо-западной Африке. Церковь Гроба Господня, важнейшая христианская святыня, была разрушена в 1010 году. Однако использование наёмников стало их гибелью.
В 1020 году их лидер Хаким (996-1021) провозгласил, что он – возрождённый Бог. Некоторые сирийцы приняли его утверждение, и сегодня их называют друзами. Соперничающая группа, ассасины, в 1130 году убила Амира, последнего способного халифа Фатимидов, правившего из Египта. Как следствие, наступила анархия. В 1171 году умер последний из правителей Фатимидов. Власть захватила группа безжалостных наёмников, преданных не религии, а власти путём убийств.
Ассасины, неоисмаилитский орден, названный так за употребление гашиша, минимизировали религиозное обучение, поощряли убийства и распространяли ужас по всей стране (1090 г.). В течение почти двух столетий они действовали как профессиональные палачи. Монгольские нашествия остановили их террор в 1272 году, когда была разрушена сирийская крепость Масьяд. Сегодня в Сирии осталось несколько потомков ассасинов, известных как исмаилиты. Ага Хан, базирующийся в Бомбее, Индия, является их духовным лидером, а 140 000 приверженцев разбросаны по всей Индии, а теперь рассеяны по всему миру.
Арабы составляют суннитское большинство, включая бедуинов (которые составляют около 7% населения) и курдов (также 7%). Армяне (небольшие 2%), как правило, являются потомками ранних поселенцев, которые следуют арабским обычаям, или тех поздних переселенцев, которые прибыли после гонений Первой мировой войны и сохранили свой армянский язык и самобытность.
Сегодня Сирия является мусульманским государством. Примерно 85% населения исповедует суннитский ислам ханафитской школы. Крупнейшая шиитская секта, алавиты, сосредоточена в районе Латакии на северо-западе страны.
Сирийских алавитов не следует путать с алевитами соседней Турции. Сирийские алавиты составляют около 13% населения. Друзы составляют меньшинство, около 380 000 приверженцев, хотя они являются доминирующим большинством в юго-западной провинции Сувейда. Исмаилиты встречаются в очень небольшом количестве в окрестностях Хамы и в Хомсе. Небольшое количество шиитов-двунадесятников группируется около Алеппо, они составляют 1% населения.
Езиды, чья религия сочетает элементы ислама, иудаизма, несторианского христианства, зороастризма и манихейства, были основаны в 12 веке Шайхом Ади. Она насчитывает около 19 000 приверженцев, большинство из которых проживает в Джебель-Синджаре недалеко от Алеппо. Вера Бахаи, корни которой уходят в иранский ислам, первоначально пыталась миссионерствовать в Сирии в 1892 году. Их не приняли, и в настоящее время бахаи имеют лишь незначительное присутствие в Сирии.
Иудаизм имеет древнее присутствие в Сирии, большая часть истории евреев записана в еврейской Библии (которую христиане называют Ветхим Заветом). В 1490-х годах численность населения увеличилась за счёт евреев, изгнанных из Испании и Португалии. В начале 20-го века численность населения составляла более 20 000 человек, но, учитывая события, произошедшие после образования государства Израиль, их осталось всего около 4 000.
До прихода ислама Сирия также имела сильное христианское наследие, которое первоначально проявилось в антиохийском еврейском населении. В городе Антиохия была большая церковь, где находилась штаб-квартира апостола Павла. Антиохия стала крупным духовным эпицентром, поскольку её богословы разрабатывали доктрины, касающиеся природы Христа. После Халкидонского собора в 451 году восточное православие стало преобладающим.
Только в XVI веке Римско-католическая церковь закрепилась, когда в разное время православные сочли удобным образовать епархии восточного обряда, находящиеся в общении с Римом. Среди них – Маронитская католическая церковь, возникшая в 12 веке в Антиохийском королевстве крестоносцев. В период между 16 и 18 веками развились дополнительные восточно-обрядовые церкви, наиболее важные из которых – Мелькитская католическая церковь и Халдейская католическая церковь.
Христиане составляют около 8% жителей Сирии. Греческая православная церковь Патриархата Антиохии и всего Востока имеет самые большие общины, которые глубоко укоренены в арабской идентичности. Они являются греческими, поскольку следуют византийским традициям. Греческая православная церковь стала материнской для якобитов (Сирийский православный патриархат Антиохии и всего Востока), которые откололись в шестом веке в результате монофизитского спора о природе Христа. Патриарх живёт в Дамаске и поддерживает дружеские отношения с другими православными общинами, особенно с Русской православной церковью (Московский патриархат), которая поддержала стремление назначить сирийца патриархом Алеппо. Армянская апостольская церковь (Святой престол Эчмиадзина) образует третью крупную христианскую общину в Сирии, базирующуюся недалеко от Алеппо и насчитывающую около 300 000 последователей.
Сегодня в Сирии существует шесть римско-католических групп. Мелькиты, основные силы которых находятся в Алеппо, являются доминирующей группой. Их патриарх, проживающий в Дамаске, имеет обширную юрисдикцию, включающую Иерусалим (Израиль) и Александрию (Египет). Вблизи Алеппо есть анклав маронитов, но их число невелико, так как большинство проживает в соседнем Ливане.
Латинские католики также живут недалеко от Алеппо, где проживает их викарий. Алеппо играл важную географическую роль в передаче христианских принципов, начиная с 13 века, когда здесь разместилась штаб-квартира крестоносцев. Халдеи населяют восточную Сирию вблизи иракской границы, из них 1500 человек проживают вблизи Алеппо и ещё 500 – в Дамаске. Святой Престол имеет нунция, проживающего в Дамаске и поддерживающего связь с сирийским правительством.
В ранних миссионерских отчётах деятельность в Сирии и Ливане часто объединялась. Это объясняется тем, что в своё время эти две страны были единой географической областью, пока в 1918 году французский мандат не разделил их по административным причинам. Первоначальная миссионерская деятельность западных стран была сосредоточена вокруг Бейрута, который сейчас находится в Ливане. Джозеф Вольф из Лондонского общества евреев посетил Сирию в 1822-1823 годах в поисках новообращённых в христианство среди еврейского населения.
Представители Американского совета уполномоченных по иностранным миссиям прибыли на Ближний Восток и много путешествовали по Палестине и Сирии. Миссионеры Плини Фиске и Леви Парсонс разжигали религиозные волнения в католической и православной общинах, в то время как мусульманская община их практически не замечала. Американский совет покинул Сирию и Иран в 1870 году и передал свою работу Объединённой пресвитерианской церкви (ныне Пресвитерианская церковь (США)), которая занимается медицинской и образовательной деятельностью на Ближнем Востоке. Колледж Алеппо – выдающееся учебное заведение, которое поддерживается Армянским евангелическим союзом, Национальным евангелическим синодом Сирии и Ливана, американскими пресвитерианами и Объединённой церковью Христа.
Национальный евангелический синод, основанный в 1823 году, является одной из старейших миссионерских групп. Национальный евангелический христианский альянс Сирии, основанный в 1921 году, насчитывает около 1 000 членов. Церковь Назарянина существует с 1970 года и насчитывает семь церквей. Епархия Иерусалима Епископальной церкви в Иерусалиме и на Ближнем Востоке управляет небольшим англиканским представительством, насчитывающим 3 000 человек.
В 1990-х годах среди христианской общины Сирии распространились движения пятидесятнического/харизматического обновления, в которых приняли участие более 100 000 человек. После этого появились новые пятидесятнические общины, но, как и в предыдущих поколениях, новообращённые в эту новейшую форму христианства пришли в основном из ранее существовавших христианских общин Сирии, а не из ислама.
Место ислама в сирийском обществе изменилось за последние 100 лет. Во времена правления Османской империи (1517-1918) и в первые годы 20 века правоведы (улама) выступали за строгое следование традициям мусульманской юриспруденции, три из которых действуют в Сирии и сегодня. Судебные системы следуют ханифитской школе, в то время как шафаитская школа чаще регулирует семейные вопросы как в Сирии, так и в Ливане. Существует небольшое меньшинство сторонников ханбалитской традиции, тесно связанной с консервативной ваххабитской школой, отождествляемой с королевской семьёй Саудовской Аравии.
Сирия имеет новаторскую историю, связанную с использованием нескольких правовых традиций. Сирийские религиозные учёные, как правило, учились у преподавателей каждой школы юриспруденции, что позволило создать плюралистический подход к мусульманскому сообществу. Этот плюрализм способствовал определённому уровню принятия различных суфийских направлений и других групп меньшинств. В начале 20 века сирийцы отвергли ультраконсервативное движение ваххабитов, отчасти из-за их духа судебной терпимости, верности системе юриспруденции, отражённой Османской империей, и истории разнообразия верований.
Однако в начале XX века возникли проблемы, когда реформаторы вступили в конфликт с суфиями. Споры разгорелись вокруг суфийского посещения святынь и могил святых, что прямо противоречит суннитской доктрине. Самое главное, реформаторы бросили вызов правилам, столь дорогим для шафиитских и ханафитских правоведов. В результате религиозная нестабильность внесла значительный вклад в распад Османской империи после Первой мировой войны. Амир Файсал из мекканского клана Хашимитов ненадолго захватил контроль над Сирией, но был изгнан французами в 1916 году. В 1918 году Лига Наций установила протекторат Франции. Сирия мобилизовалась против западной гегемонии, и даже маргинализированные общины друзов и алави объединили свои силы с основными мусульманами.
В 1949 году был принят новый нерелигиозный гражданский кодекс, основанный на египетской модели. Четыре года спустя юридическая ветвь ислама признала Закон о личном статусе, который регулировал семейные вопросы для суннитов, алавитов и исмаилитов. В отличие от них, друзы (не считающиеся истинными мусульманами), иудеи и христиане имеют свои собственные кодексы юриспруденции для управления своими членами.
В 1963 году в результате военного переворота к власти пришла социалистическая партия Баас. В 1970 году Хафиз аль-Асад начал своё трехдесятилетнее президентство. После его смерти в 2000 году его преемником стал сын Башер Асад. По мнению большинства западных наблюдателей, Асад, как и его сын, был членом меньшинства – общины алавитов. Их правление позволило алавитам значительно повысить свой авторитет в Сирии, хотя некоторые сунниты по-прежнему отвергают идею президента, принадлежащего к еретическому, по их мнению, меньшинству. Президент Сирии назначает свой кабинет министров. Однако 250 членов Народного совета (законодательного органа) избираются от городов и сельских районов Сирии.
Страна, за исключением короткого периода 1974-1975 годов, находилась на военном положении из-за постоянных военных действий в сочетании с внутренними разногласиями. Сегодня светская и религиозная идеологии являются очагами напряжённости, что приводит к нарушениям прав человека диссидентских групп.
Возникновение «Братьев-мусульман» в Египте вскоре после окончания Второй мировой войны, но в союзе с ваххабитским руководством Саудовской Аравии, стало реакционной реакцией на стремление к секуляризму, и из-за этой вспышки правительство Сирии приняло закон о том, что глава государства должен быть мусульманином. Тем не менее, продолжаются столкновения с Братством по поводу места религии в государственных делах.
В течение короткого времени Сирия была объединена с Египтом в Объединённую Арабскую Республику (1958-1961) и участвовала в арабо-израильских войнах 1967 и 1973 годов. Сирийские войска вмешались в Ливан в 1976 году, опасаясь политического захвата, поддерживаемого Израилем. Однако Сирия не поддержала Ирак во время войны в Персидском заливе в 1990-1991 годах, отчасти потому, что этими странами правили соперничающие партии Баас.
Ближневосточный совет церквей (аффилированный с Всемирным советом церквей) образовался в 1927 году недалеко от Бейрута, и в него входят четыре церкви, расположенные в Сирии. После арабо-израильских войн Совет активно помогал ресурсами 340 000 перемещённых лиц, в основном палестинских беженцев, которые не имеют гражданства. Ещё 300 000 человек стали внутренне перемещёнными лицами в результате политических и религиозных распрей. Всемирный совет церквей субсидирует большую часть работы, проводимой для того, чтобы помочь этим бездомным людям, имеющим низкий уровень жизни, сохранить свою целостность в условиях принуждения.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?