Сирийский православный патриархат Антиохии и всего Востока читать ~3 мин.
В V веке христианская церковь столкнулась с христологическими спорами, ставшими важным этапом в формировании вероучения. Ключевым событием стал Халкидонский собор 451 года, который провозгласил догмат о двух природах в Иисусе Христе — божественной и человеческой. Согласно его определению, Христос единосущен Богу Отцу по Божеству и одновременно единосущен людям по человечеству.
Эта формула не была принята частью восточных церквей. Их сторонники придерживались доктрины, известной как «миафизитство» (от греч. μία φύσις — «одна природа»). Они утверждали, что во Христе божественная и человеческая природы соединены в единую, неслитную и неизменную природу Богочеловека. Их оппоненты, сторонники Халкидонского собора, называли это учение «монофизитством», неверно трактуя его как поглощение человеческой природы божественной. Несогласие с решениями Халкидона привело к отделению нескольких церквей, которые сегодня объединяют в группу Древневосточных православных церквей.
Одной из таких церквей стала Сиро-яковитская православная церковь (сир. ܥܺܕܬܳܐ ܣܽܘܪܝܳܝܬܳܐ ܬܪܺܝܨܰܬ݂ ܫܽܘܒ̥ܚܳܐ). Её организационное становление связано с деятельностью монаха Иакова Барадея (сир. ܝܥܩܘܒ ܒܘܪܕܥܝܐ, Yaʿqub Burdʿoyo), рукоположённого в епископы Эдессы в 542 году. Эдесса в то время была крупным центром христианства на его пути в Азию. Епископ Иаков, убеждённый миафизит, пользовался покровительством византийской императрицы Феодоры.
Поддержка императрицы позволила ему путешествовать по всей империи — от Малой Азии до Египта и на восток до Персии, повсеместно рукополагая священников и епископов и создавая миафизитские общины. Благодаря его усилиям церковь смогла выжить и укрепиться. Последователи Иакова продолжили его дело, распространив влияние церкви до Индии и Китая, пока арабские завоевания VII века не остановили эту экспансию.
Церковь использует древнюю литургию святого Иакова на сирийском (арамейском) языке, а в качестве Священного Писания — «Пешитту», перевод Библии, существующий со II века. Сирийский язык долгое время был важным литературным и богословским языком на Ближнем Востоке. С распространением церкви в её литургическую практику на протяжении веков вводились и другие языки, в частности малаялам в Индии.
В последующие эпохи церковь пережила несколько тяжёлых периодов. Она сильно пострадала во время монгольских нашествий XIV века. В XVIII веке часть верующих перешла в унию с Римом, образовав Сирийскую католическую церковь. В начале XX века, во время геноцида христиан в Османской империи (известного среди сирийцев как Сайфо, «меч»), община понесла огромные потери.
С XIII века резиденция патриарха находилась в городе Мардин (Турция). В 1933 году, спасаясь от преследований, патриарх перенёс её в Хомс (Сирия), а в 1959 году — в Дамаск.
В 2000 году Священный синод изменил официальное английское название церкви с Syrian Orthodox Church на Syriac Orthodox Church. Это было сделано, чтобы подчеркнуть связь с сирийским (сирским) языком и арамейским наследием, а не с современным арабским государством Сирия. В русском языке традиционно используются названия «Сиро-яковитская» или «Сирийская православная церковь».
Сегодня Сиро-яковитская православная церковь Антиохии и всего Востока возглавляется Патриархом Игнатием Ефремом II. Общая численность её последователей оценивается в 1,5–2 миллиона человек. Крупнейшая община находится в Индии (Маланкарская яковитская сирийская христианская церковь). Епархии также существуют в Ираке, Ливане, Иерусалиме, Турции, странах Европы, Северной и Южной Америки и в Австралии. Церковь является членом Всемирного совета церквей.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?