Собор Святой Софии в Стамбуле (мечеть Айя-София) читать ~6 мин.
Собор Святой Софии, что означает «Святая Премудрость», был главной церковью Константинополя на протяжении почти тысячи лет. Украшенный золотом, бронзой, мозаикой и мрамором, известный своими арками, куполами и колоннадами, собор Святой Софии — величественный памятник Византийской империи.

Когда османские войска завоевали город в 1453 году, собор лишился христианских украшений и был превращён в мечеть, став знаковым памятником Османской империи. Его религиозная функция изменилась в 1934 году, когда турецкое правительство сделало его музеем. В 2020 году музей был снова преобразован в действующую мечеть.
Ранние версии и реконструкция при Юстиниане
Когда богатство и престиж Римской империи сместились на восток, император Константин I выбрал древний город Византий для новой столицы. Расположенный на стыке Европы и Азии, на берегу пролива Босфор, город получил имя Константинополь. Он стал политическим, экономическим и религиозным центром империи и переживал период бурного роста. Здесь возводилось множество впечатляющих зданий: дворцы, общественные бани, рынки и храмы. Между 360 и 537 годами на месте нынешнего собора Святой Софии последовательно были построены три разные церкви.
Первой церковью на этом месте стала небольшая базилика, построенная в 360 году императором Констанцием II, сыном Константина I. Она сгорела во время городских беспорядков в 404 году. После этого на том же месте возвели более крупный храм. Освящённая при Феодосии II в 415 году, вторая церковь простояла до 532 года, когда также была уничтожена огнём во время восстания «Ника».
Хотя поводом для восстания «Ника» послужили гонки на колесницах на Ипподроме, его истинной причиной были политические волнения и недовольство политикой императора Юстиниана I. Противоборствующие партии и их сторонники объединились, что вылилось в жестокое общегородское восстание. За неделю было убито более 30 000 человек, а значительная часть Константинополя, включая Феодосиевскую церковь, разрушена. После того как войска Юстиниана подавили мятеж, император решил использовать восстановление города для утверждения своей власти. Центральным элементом этого замысла стал новый собор Святой Софии.
Для реализации своего проекта Юстиниану требовались зодчие нового типа, способные создать сооружение, которое воплотило бы мощь христианской веры с невиданным размахом. Он нашёл их в лице двух выдающихся учёных: Анфимия из Тралл и Исидора из Милета. Оба были известны своим интеллектом, знанием математики, эстетическим чутьём и инженерным мастерством. Руководя тысячами рабочих и сотнями мастеров со всей империи, Анфимий и Исидор спроектировали и построили церковь, не имевшую аналогов. Она и сегодня остаётся величайшим образцом византийского архитектурного стиля. Строительство было завершено менее чем за шесть лет, и в 537 году Юстиниан освятил собор Святой Софии.
Архитектурные особенности
Самый поразительный элемент собора — его массивный купол диаметром около 31 метра. Расположенный в центре здания, он поднимается на высоту более 55 метров. Купол опирается на четыре огромные арки, которые, в свою очередь, поддерживаются четырьмя мощными столбами. Нагрузка от купола передаётся на арки через сферические треугольники — паруса. Это инженерное решение позволило перекрыть огромное квадратное пространство круглым куполом, устремляя взгляды посетителей к небесам. По периметру основания купола прорезано сорок окон, создающих ощущение, будто он парит в воздухе.
Днём интерьер заливал свет, струившийся из множества окон. Ночью его освещали тысячи ламп и канделябров. Мозаики, искусно выполненные из стекла, золота и драгоценных камней, определили стиль византийского декора. В строительстве использовались колонны, привезённые из античных храмов Египта и Эфеса, что было характерной чертой византийской архитектуры.
Повреждения от землетрясений и Четвёртого крестового похода
Несмотря на свою красоту и величие, собор Святой Софии пережил множество бедствий и неоднократно реставрировался. Землетрясения 553 и 557 годов повредили здание, а в 558 году главный купол частично обрушился. Юстиниан поручил Исидору Младшему, племяннику одного из первых архитекторов, возвести новый, более высокий и прочный купол. Пять лет спустя, в декабре 563 года, Юстиниан заново освятил собор. Впоследствии Константинополь ещё не раз страдал от землетрясений, и каждый раз собор восстанавливали.
В Средние века Византия столкнулась с двумя вызовами, затронувшими Святую Софию. В 1204 году крестоносцы Четвёртого крестового похода захватили и разграбили Константинополь, начав 57-летнюю оккупацию. В это время Святая София была превращена из патриаршего православного собора в римско-католический. Её сокровища были вывезены в соборы и монастыри Италии, Франции и Англии. Значительная часть добычи попала в собор Святого Марка в Венеции, где её можно увидеть и сегодня.
В 1261 году византийцы вернули себе контроль над городом, положив конец латинской оккупации. Собор Святой Софии вновь стал центром византийского православия. Однако вскоре для империи возникла новая, ещё более серьёзная угроза со стороны турок-османов.
Превращение в мечеть под властью Османской империи
В 1453 году османский султан Мехмед II завоевал Константинополь, положив конец существованию Византийской империи. Мусульманские завоеватели с уважением отнеслись к собору. 29 мая 1453 года Мехмед II превратил великую церковь в мечеть, назвав её по-турецки Айя-София-Джами (Aya Sofya Camii).
Большой крест на вершине купола заменили полумесяцем и пристроили деревянный минарет. Многие христианские мозаики были покрыты штукатуркой, так как ислам запрещает изображения людей и пророков. Позднее к зданию добавили ещё три каменных минарета. На основе архитектуры Святой Софии сформировался новый стиль османских мечетей. Со временем силуэт купольных сооружений с минаретами стал визитной карточкой города, переименованного в Стамбул.
Османы, как и их византийские предшественники, ценили Айя-Софию. Реконструкции, многие из которых проводил знаменитый архитектор Мимар Синан при султане Сулеймане I Великолепном, поддерживали здание в хорошем состоянии. В 1847 году, когда собор обветшал, началась масштабная реставрация. Был укреплён купол, очищен интерьер, восстановлены фризы и построена новая ложа султана. В 1849 году обновлённая мечеть была торжественно открыта.
Превращение в музей в XX веке
После поражения в Первой мировой войне Османская империя распалась. В начале 1920-х годов Турция из центра империи превратилась в светскую республику. Её первым президентом стал Мустафа Кемаль Ататюрк.
Ататюрк стремился создать светское общество, отделив религию от государства. В 1931 году Айя-София была закрыта для богослужений. Её уникальная архитектура и 1500-летняя история как христианского, так и мусульманского храма позволили ей стать символом нового государства. Здание было закрыто на несколько лет для проведения работ по расчистке и реставрации византийских мозаик. В 1934 году собору был присвоен статус музея, а в 1935 году он открылся для посетителей.
Решение превратить Святую Софию в музей вызвало споры. Расчистка мозаик потребовала скрыть некоторые элементы исламского декора, что вызвало недовольство в мусульманском обществе. Важно отметить, что знаменитые каллиграфические медальоны не были уничтожены, а лишь перемещены. В то же время многие христиане, особенно в Греции, призывали вернуть собору статус православного храма.
Споры вокруг одного из величайших архитектурных шедевров мира не утихают. Решение вновь превратить музей в мечеть в июле 2020 года вызвало критику со стороны политических и религиозных лидеров по всему миру. Президент Турции заявил, что Святая София останется открытой для всех посетителей, а её христианские мозаики не будут удалены — во время мусульманских молитв их скрывают с помощью специальных занавесей.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Архитектура Византии – отблеск божественной красоты
- Византийские церкви
- Стамбул – храмы и мечети
- «Стамбульский бастард» Элиф Шафак, краткое содержание
- Полиция Стамбула вернула похищенную картину Пабло Пикассо
- «Хризантемы» Джона Стейнбека, краткое содержание
- «Девушки предпочитают нефтяников». Выставочный проект Ирины Эльдаровой
- «Голос Амины» Хены Хан, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?