Собор Святой Софии в Стамбуле (мечеть Айя-София) читать ~8 мин.
Святая София (что означает «Святая Мудрость») была главной церковью Константинополя на протяжении почти 1000 лет. Известная своими арками, куполами и колоннадами, украшенная золотом, бронзой, мозаикой и мрамором, Святая София является памятником великолепия Византийской империи.
Когда исламские войска завоевали город в 1453 году, Святая София была лишена христианских украшений, превращена в мечеть и стала сокровенным памятником Османской империи вплоть до начала 20 века. Ее роль как места религиозного поклонения была изменена, когда турецкое правительство превратило её в музей в 1934 году. Затем в 2020 году музей был снова превращён в мечеть.
Ранние версии и реконструкция при Юстиниане
Когда богатство и престиж Римской империи переместились на восток, император Константин I выбрал древний город Византий в качестве места для новой имперской столицы. Расположенный на европейском и азиатском континентах на берегу пролива Босфор, город, названный Константинополем в честь императора, стал политическим, экономическим и религиозным центром империи и пережил период роста и расширения. Было построено множество впечатляющих общественных зданий, включая дворцы, общественные бани, рынки и церкви. В период между 360 и 537 гг. н.э. на месте, где сегодня стоит Святая София, в разное время были построены три различные церкви.
Первой церковью, получившей название Святой Софии и занявшей это место, была небольшая базилика, построенная в конце четвёртого века императором Констанцием II, сыном Константина I. После того, как она сгорела во время беспорядков, вспыхнувших в городе в 404 году, на том же месте была возведена другая, более крупная церковь. Посвящённая Феодосием II и известная как Феодосийская церковь, вторая церковь простояла с 415 по 532 год, когда она тоже была уничтожена огнём во время городских беспорядков, известных как восстание в Нике.
Хотя поводом для восстания в Нике послужила серия гонок на колесницах на Ипподроме, именно политические волнения и недовольство политикой императора Юстиниана I побудили противоборствующие команды и их сторонников объединить усилия в жестоком общегородском восстании. В течение недели было убито более 30 000 человек и разрушена большая часть Константинополя, включая Феодосийскую церковь. Когда войска Юстиниана успешно подавили мятеж и восстановили порядок, император решил использовать восстановление города как возможность утвердить свою власть и престиж, и центральной архитектурной визитной карточкой его власти стала Святая София.
Для реализации своего замысла по восстановлению церкви Юстиниану понадобился архитектор нового типа, который мог бы создать сооружение, способное с благоговейным размахом воплотить силу христианской веры. Он нашёл то, что искал, в двух людях: Антемий из Тралл и Исидор из Милета. Оба они были известны своим интеллектом, математическими знаниями, эстетикой и инженерными навыками. Руководя рабочей силой, включавшей тысячи разнорабочих, квалифицированных подмастерьев и сотни мастеров со всех уголков империи, Антемий и Исидор руководили проектированием и строительством церкви, не похожей ни на одну из тех, что были построены ранее, – церкви, которая остаётся величайшим образцом византийского архитектурного стиля. Законченная менее чем за шесть лет, Святая София была освящена в 537 году Юстинианом.
Архитектурные особенности
Наиболее поразительным аспектом церкви является её массивный купол, диаметр которого составляет более 100 футов. Расположенный в центре сооружения, купол поддерживается четырьмя большими арками и поднимается на высоту 160 футов. Другие купола меньшего размера были построены в других частях сооружения. Поразительные купола, богато украшенные мозаики и мраморные колонны Святой Софии стали стандартными декоративными элементами для последующей византийской монументальной архитектуры. В частности, купола оказали большое влияние на дизайн поздней византийской, а также мусульманской и западноевропейской архитектуры. Поддерживаемые маятниками, которые позволяли куполам покрывать квадратные и прямоугольные пространства церкви, купола Святой Софии устремляли взгляд посетителей вверх, как бы к небесам.
Днём интерьер купался в свете, который струился из множества округлых окон. Ночью он освещался тысячами ламп и канделябров. Мозаики, искусно созданные из стекла, золота и драгоценных камней, установили стиль византийского украшения. Столбы из древних мест были включены, чтобы придать классические черты строению – ещё одна византийская черта.
Повреждения от землетрясений и Четвёртого крестового похода
Несмотря на свою красоту и внушающую благоговение архитектуру, Святая София пережила множество кризисов и несколько раз подвергалась реставрации. Землетрясения в 553 и 557 годах повредили здание, а в 558 году большой купол частично разрушился. Юстиниан нанял Исидора Младшего – племянника одного из первоначальных архитекторов – для строительства нового купола и восстановления и укрепления здания там, где это было необходимо. Пять лет спустя, в декабре 563 года, Юстиниан торжественно освятил Святую Софию. С тех пор Константинополь неоднократно сотрясали землетрясения, и каждый раз, когда Святая София получала повреждения, предпринимались усилия по её восстановлению.
В средневековый период господству византийцев было брошено два вызова, которые затронули Святую Софию. В 1204 году европейские солдаты Четвёртого крестового похода захватили и разграбили Константинополь и начали 57-летнюю оккупацию города. За это время Святая София была превращена из резиденции восточного православия в римско-католический собор; её сокровища были разграблены и вывезены в соборы и монастыри Италии, Франции и Англии. Большая часть добычи была перевезена в собор Святого Марка в Венеции, где её можно увидеть и сегодня.
В конце концов, византийцы восстановили свой контроль и положили конец латинской оккупации в 1261 году. Святая София вновь стала центром византийского христианства. Однако для византийской власти существовала ещё одна угроза, которая оказалась постоянной.
Превращение в мечеть под властью Османской империи
В 1453 году османский султан Мехмет II совершил то, что не удавалось ни одному лидеру в истории: он завоевал Константинополь и положил конец Византийской империи. С самого начала мусульманские завоеватели проявляли уважение к Святой Софии, и 29 мая 1453 года победивший турецкий лидер переосвятил великую церковь в мечеть, назвав её по-турецки Aya Sofya Camii, или Мечеть Святой Софии.
Большой крест на вершине купола был снят и заменён полумесяцем, а также был добавлен деревянный минарет. Многие из знаковых мозаик были замазаны, чтобы не обидеть мусульман, которые считали, что изображения людей и пророков (включая Иисуса из Назарета, который в исламе считается пророком) являются кощунственными. Периодически на протяжении своего правления османы также временно открывали мозаики, чтобы очистить и восстановить их.
В течение столетия после завоевания были построены ещё три минарета и сформировался новый архитектурный стиль для мусульманских мест поклонения, основанный на Святой Софии. Мечети в этом стиле строились и в других местах города (переименованного в Стамбул), и со временем силуэт куполообразных сооружений, окружённых минаретами, стал определять линию горизонта города. Другие реконструкции, многие из которых были выполнены известным османским архитектором Синаном (под имперским покровительством Сулеймана I Великолепного), поддерживали Софию в хорошем состоянии в течение нескольких столетий. Османы, как и их византийские предшественники, обожали Святую Софию и делали все возможное для поддержания её славы.
В 1847 году, после того как землетрясения и несколько лет запустения привели великое здание в запущенное состояние, начались работы по капитальному ремонту. Купол был укреплён, интерьер очищен, отполирован и покрашен, построена новая ложа султана, уложены новые ковры, восстановлены фризы. Когда в 1849 году работы были завершены, султан провёл торжественную церемонию открытия обновлённой мечети Святой Софии.
Превращение в музей после Второй мировой войны
После поражения в Первой мировой войне старая Османская империя была расформирована. В начале 1920-х годов произошли огромные изменения в Турции, которая из центра огромной ближневосточной империи превратилась в небольшое национальное государство западного типа. После подписания Лозаннского договора в 1923 году была создана Турецкая Республика, а первым президентом страны был избран военный герой Мустафа Кемаль Ататюрк.
Целью Ататюрка было создание светского общества с полным разделением между церковью и государством. Хотя все остальные мечети Стамбула оставались открытыми для богослужений, в 1932 году Ататюрк закрыл Святую Софию для религиозных служб. Ее потрясающая архитектура, а также её 1500-летняя история в качестве места поклонения как христиан, так и мусульман, позволяли ей стать символом нового государства, стремящегося примирить прошлое и настоящее, восток и запад. В течение двух лет он был закрыт для посещения, поскольку были начаты работы по вскрытию, очистке и ремонту мозаик византийской эпохи, которые были скрыты на протяжении веков. В 1934 году Святая София была вновь открыта как государственный музей.
Решение превратить Святую Софию в музей и восстановить древние мозаики с самого начала вызвало споры. Открытие мозаик означало разрушение и/или удаление важных исламских каллиграфических работ, а поскольку Турция – преимущественно мусульманская страна, это стало источником напряжённости. Многие турки до сих пор возмущены освящением мечети для создания музея. В то же время многие греки и другие христиане призывают вернуть Святую Софию православной церкви и заново освятить её как место для христианского богослужения. Некоторые члены греческого правительства заявили, что они хотят, чтобы это произошло до того, как они рассмотрят вопрос о принятии Турции в Европейский Союз.
Хотя Святая София избежала повреждений во время смертоносного землетрясения 1999 года, споры продолжают окружать самую важную церковь поздней античности и один из величайших архитектурных шедевров в мире. Эти споры не помешали тем, кто посещал её на протяжении веков, восхищаться её славой и великолепием.
Решение превратить музей обратно в мечеть в июле 2020 года также вызвало споры и критику со стороны политических и религиозных лидеров всего мира, включая Папу Римского. Президент Турции объявил, что Святая София останется открытой для мусульман и немусульман, а её мозаики с изображением христианской иконографии не будут удалены.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Стамбул – храмы и мечети
- «Стамбульский бастард» Элиф Шафак, краткое содержание
- Полиция Стамбула вернула похищенную картину Пабло Пикассо
- «Хризантемы» Джона Стейнбека, краткое содержание
- «Девушки предпочитают нефтяников». Выставочный проект Ирины Эльдаровой
- «Голос Амины» Хены Хан, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?