Святой Фома читать ~2 мин.
Апостол Фома (арам. תאומא, Tʾōmā — «близнец»; греч. Θωμᾶς) упоминается во всех четырёх канонических Евангелиях и в книге Деяний святых апостолов. Однако его личность раскрывается наиболее полно в Евангелии от Иоанна. Здесь он именуется Дидимом (Δίδυμος), что является греческим переводом его арамейского имени. Эта особенность породила в некоторых гностических кругах предание о том, что Фома был братом-близнецом Иисуса.
Наибольшую известность апостолу принесло прозвище «Фома неверующий», основанное на евангельском повествовании. Согласно Иоанну, Фома отсутствовал при первом явлении воскресшего Христа ученикам. Он заявил, что не поверит в Воскресение, пока лично не увидит и не осяжет ран Иисуса. Когда Христос явился ему и предложил вложить персты в раны, Фома произнёс одно из самых сильных исповеданий веры в Новом Завете: “Господь мой и Бог мой!”.
При этом образ Фомы в Евангелии от Иоанна не ограничивается скептицизмом. Ранее, когда Иисус решает идти в Иудею к больному Лазарю, именно Фома, осознавая смертельную опасность, мужественно призывает других учеников: “Пойдём и мы умрём с ним”.
О дальнейшей жизни апостола повествуют апокрифические «Деяния Фомы», написанные в III веке. Согласно этому тексту, по жребию Фоме выпало проповедовать в Индии. Отказавшись ехать, он был чудесным образом продан в рабство индийскому царю Гондофару в качестве плотника. Царь поручил ему построить дворец, но Фома раздал все выделенные средства бедным, проповедуя Евангелие. Узнав об этом, Гондофар пришёл в ярость, но после чудесного видения своего умершего брата, рассказавшего о «небесном дворце», построенном Фомой, царь сам обратился в христианство.
Историчность царя Гондофара (правил ок. 20–50 годов н.э.) подтверждается нумизматическими данными. Он был правителем Индо-Парфянского царства на территории современных Афганистана, Пакистана и Северной Индии. Хотя прямая связь между ним и апостолом Фомой остаётся предметом церковного предания, это хронологическое совпадение придаёт легенде историческую основу.
Предание гласит, что после служения при дворе Гондофара Фома продолжил свою миссию в Южной Индии. Он считается основателем семи христианских общин на Малабарском побережье. Его последователи, известные как христиане апостола Фомы или «насрани», составляют одну из древнейших христианских общин в мире. Согласно традиции, апостол принял мученическую смерть около 72 года в Майлапуре (ныне часть города Ченнаи), где и был погребён.
Именем апостола также надписан другой важный апокриф — «Евангелие от Фомы». Этот текст, найденный в 1945 году в Наг-Хаммади (Египет), представляет собой сборник из 114 изречений (логий) Иисуса. Он не имеет повествовательного сюжета и значительно отличается от канонических Евангелий, являясь ценным источником для изучения раннехристианского гностицизма.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Апостол
- Дьявол
- «Сумма теологии» Фомы Аквинского, краткое содержание
- В Малом театре спектаклем «Мнимый больной» отмечают юбилей В. Бочкарёва
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Петра Фоменко»
- Спектакль, поставленный десять лет назад Петром Фоменко, снова на сцене
- Чеховский фестиваль начинает программу показом моноспектакля «Рауль»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?