Святой Иероним читать ~4 мин.
Святой Иероним Стридонский (Eusebius Sophronius Hieronymus) вошёл в историю прежде всего как переводчик Библии на латинский язык. Этот перевод, известный как Вульгата, был основным текстом Священного Писания в западном христианстве на протяжении более тысячи лет. Прочие труды Иеронима также оказали значительное влияние на христианскую монашескую жизнь и богословие Средневековья. Он родился около 347 года в богатой семье в Стридоне, в римской провинции Далмация (точное местоположение города не установлено). В возрасте двенадцати лет Иеронима отправили на учёбу в Рим.
Одним из его наставников был Элий Донат, знаменитый грамматик, прививший ему любовь к классической латинской литературе. В 366 году Иероним принял крещение, после чего некоторое время состоял на имперской службе в Трире (Галлия). Однако интерес к духовной жизни вскоре возобладал, и он оставил карьеру, чтобы присоединиться к аскетическому кружку в Аквилее.
Около 373 года Иероним отправился в Антиохию (Сирия), где изучал греческий язык и различные формы восточного монашества. Два года спустя он удалился в Халкидскую пустыню, примкнув к общине отшельников. Проводя время в молитве и аскетических подвигах, Иероним не оставлял учёных занятий и приступил к изучению древнееврейского языка. В письмах к друзьям он просил присылать ему копии богословских трудов. В 377 году Иероним вернулся в Антиохию, где в следующем году был рукоположён в священники и начал свою переводческую деятельность.
В 381 году Иероним в качестве спутника епископа Павлина Антиохийского присутствовал на Втором Вселенском соборе в Константинополе, созванном для борьбы с арианством — учением, отрицавшим божественность Христа. Там он познакомился с выдающимися богословами, каппадокийскими отцами, Григорием Богословом и Григорием Нисским. В 382 году Иероним вернулся в Рим и стал секретарём и советником папы Дамасия I.
После смерти папы Дамасия в 384 году Иероним лишился своего высокого покровителя и из-за козней недоброжелателей был вынужден покинуть Рим. Он отправился в паломничество на Святую землю вместе со своими ученицами, знатными римлянками Павлой и её дочерью Евстохией. В 386 году Иероним обосновался в Вифлееме, где основал мужской монастырь. Обитель была организована по общежительному принципу, распространённому в восточных монастырях: монахи жили в отдельных кельях, но собирались вместе для трапезы, молитв и учёбы, подчиняясь настоятелю и трудясь для своего пропитания.
За основу монастырского устава Иероним взял правила, составленные египетским подвижником Пахомием Великим. Он перевёл их на латынь, и эти тексты способствовали распространению общежительного монашества на Западе. Параллельно святая Павла, его духовная сподвижница, основала рядом женский монастырь.
Главным трудом жизни Иеронима стал его перевод Библии на латинский язык. Поначалу он лишь редактировал уже существовавшие латинские переводы (Vetus Latina), но затем пришёл к убеждению в необходимости обратиться к первоисточникам. В период с 391 по 406 год он выполнил новый перевод Ветхого Завета непосредственно с древнееврейского текста. Иероним также отредактировал латинский перевод Евангелий, сверив его с греческими рукописями. Хотя не все книги Библии были переведены им лично, его работа легла в основу Вульгаты. Стремясь передать дух оригинала, он создал точный и выразительный перевод.
Переводы Иеронима и другие, выполненные в том же духе, были со временем собраны в единый свод. Вульгата получила широкое распространение на Западе, где латынь была языком церкви и науки. На Тридентском соборе в 1546 году она была провозглашена официальным латинским переводом Библии в Католической церкви. В монастырях тексты из Вульгаты читались во время ежедневных богослужений, и её авторитет оставался непререкаемым на протяжении многих веков.
Иероним также переводил и редактировал труды восточных авторов, писавших на греческом языке. Он перевёл на латынь и дополнил «Хронику» Евсевия Кесарийского, доведя изложение всемирной истории до 378 года. Кроме того, он перевёл и уточнил составленный Евсевием «Ономастикон» — справочник библейских географических названий.
Перу Иеронима принадлежит сочинение «О знаменитых мужах» (De Viris Illustribus), содержащее 135 кратких биографий христианских писателей, от апостола Петра до него самого. Он также написал жития отшельников Павла Фивейского, Илариона Великого и Малха Сирийского, которые должны были служить примером аскетической добродетели и вдохновлять читателей.
Иероним был автором множества полемических сочинений. В спорах с оппонентами он бывал резок и саркастичен. Он отстаивал учение о приснодевстве Богородицы, превосходство девства над браком, а также защищал почитание мощей святых мучеников и монашеские идеалы. Многие из его взглядов легли в основу средневекового учения Католической церкви.
Иероним скончался в Вифлееме около 420 года. Впоследствии он был причислен к лику святых и провозглашён одним из четырёх великих Учителей Западной церкви.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?