Святой Иероним читать ~4 мин.
Святого Иеронима помнят в основном за его перевод Библии на латинский язык. Известный как Библия Вульгата, этот перевод был принят в западном христианстве более 1000 лет. Другие его труды оказали большое влияние на христианскую монашескую жизнь и религиозные учения в Средние века. Евсевий Иероним родился в богатой семье в 347 году н.э. в Стридоне, Далмация (современная Любляна, Словения). Когда ему было 12 лет, Иеронима отправили учиться в Рим.
Среди его учителей был Донат, известный грамматик, который передал ему знание классических латинских авторов. Иероним крестился как христианин в 366 году, после чего отправился на государственную службу в Трир, Галлия. Интерес к религиозной жизни вскоре поглотил Иеронима, и в конце концов он оставил свою карьеру, чтобы присоединиться к группе друзей в Аквилее, Италия.
Около 373 года Иероним отправился в Антиохию в Малой Азии, где изучал греческие и восточные формы монашества. Два года спустя он присоединился к свободной организации отшельников в пустыне вокруг Халкиса, Греция. Они жили в разбросанных кельях и проводили своё время в молитве и самоотречении. Тем не менее, Иероним продолжал учиться. В письмах, написанных друзьям, Иероним договаривался о предоставлении копий религиозных произведений на греческом и иврите. Он вернулся в Антиохию в 377 году и в следующем году был рукоположён в священники. В это время Иероним начал переводить религиозные произведения на латынь.
В 381 году Иероним сопровождал Паулина, епископа Антиохии, на Константинопольский собор, основной задачей которого было устранение раскола в христианстве, вызванного арианством. Во время этих встреч он познакомился со многими влиятельными христианскими интеллектуалами, такими как Григорий Назианзский и Григорий Нисский. В 382 году Иероним вернулся в Рим, чтобы служить секретарём папы Дамаса I.
После смерти папы Дамаса в 384 году Иероним лишился своего покровителя. Вынужденный покинуть Рим, Иероним вернулся на восток и объехал Святую землю. Формируя новую теологическую и практическую основу для монашеской жизни, Иероним убедился, что она должна проходить в городских условиях, а не в пустыне. В 386 году Иероним основал мужской монастырь в Вифлееме, Палестина. Он организовал свой монастырь по общинному принципу, похожему на те, что были в других восточных монастырях. Мужчины жили в кельях и собирались для трапезы, молитв и обучения. Они подчинялись начальникам и работали, чтобы прокормить себя.
В основу своих правил монашеской жизни он положил правила, установленные египтянином Пахомием. Иероним перевёл правила Пахомия на латынь и отправил копии на запад, тем самым помогая заложить основы монашества. Кроме того, святая Павла, одна из вдов, которую он консультировал, основала монастырь для женщин, желающих заниматься аскетизмом.
Самой важной работой Иеронима был его перевод Библии на латинский язык. После работы с ранними латинскими переводами он убедился в необходимости работы с оригинальными еврейскими рукописями. С 391 по 406 год Иероним перевёл Ветхий Завет на латынь. Он также перевёл Евангелия и некоторые послания святого Павла. Он перевёл не все библейские книги, но его работа составляет основу Библии Вульгаты. Хотя Иероним старался передать дух оригинала, некоторые его работы кажутся поспешными и буквальными.
Позднейшие учёные собрали труды Иеронима в один том для удобства использования, а другие перевели остальные книги в соответствии с принципами Иеронима. Библия Вульгата распространилась на западе, где латынь стала международным языком. Она была быстро распространена и принята большинством религиозных общин. В некоторых монастырях продолжительные чтения из Вульгатной Библии читались девять раз в день, а некоторые общины даже продолжали использовать латинскую версию на протяжении всего 20-го века.
Иероним также перевёл и обновил различные богословские труды восточных авторов, писавших на греческом языке. Он перевёл «Хронику», написанную раннехристианским историком Евсевием Кесарийским, и расширил её, включив в неё всемирную историю до 378 года. Кроме того, он перевёл и пересмотрел справочник библейских географических названий Евсевия.
Иероним написал ещё один труд под названием «О жизни выдающихся людей», в который вошли биографии 135 выдающихся людей, включая святого Петра. Он использовал материалы Евсевия для многих жизнеописаний и включил в них известных языческих писателей и еретиков. Три других биографии были основаны на христианских отшельниках – Павле, Иларионе и Малхусе – и были призваны поддержать аскетизм и добродетель. Иероним надеялся, что эти биографии будут назидательны для его читателей.
Иероним также написал много полемических работ. Он мог быть жестоким и язвительным по отношению к своим врагам. Он писал против тех, кто говорил, что у Девы Марии были другие дети после Иисуса из Назарета, и против тех, кто не соглашался с тем, что девственность выше брака. Он считал, что безбрачие и девственность – это те состояния, которые предпочитает Бог. Он также защищал почитание мучеников и монашество. Взгляды Иеронима на такие идеи, как девственность Марии и культ святых, стали стандартным учением католической церкви в средние века.
Иероним умер в Вифлееме около 420 года. Посмертно он был назван доктором Церкви.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?