Святые читать ~3 мин.
В мировых религиях выделяют два основных типа святых. К первому относят тех, чья жизнь служит образцом для подражания. Ко второму типу принадлежат люди, чей жизненный путь, по мнению последователей, отмечен уникальной божественной добродетелью, что делает его недостижимым для других.
Например, в христианстве ранние ирландские святые предстают сверхчеловеческими, героическими фигурами, избранными Богом ещё до рождения. Их агиографическая традиция описывает их не как примеры для подражания, а как объекты восхищения. Подобным образом в раннем буддизме жизнь первых монахов и монахинь считалась достойной почитания, но недостижимой для мирян.
Многих святых в религиях коренных народов Африки и Америки также изображают в героическом свете как уникальные и неповторимые личности. Тем не менее, большинство святых, осознанно или нет, служили образцами для других подвижников и более широких слоёв населения. Эта идея важна для даосизма и конфуцианства, а также встречается в христианстве, индуизме, буддизме, иудаизме и исламе.
Так, святой Франциск Ассизский стал для католиков примером бедности, смирения и любви к природе, которому стремились следовать многие верующие. Его образ жизни, хотя и требовал огромной самоотдачи, воспринимался как достижимый идеал христианского благочестия. В этом он отличается от героических фигур, подобных ирландскому святому Колумбе, чьи деяния, включая изгнание чудовищ и пророчества, подчёркивали его сверхъестественный статус, а не предлагали путь для подражания.
Даже некоторые святые «героического» типа обрели свой статус благодаря качествам, которым можно подражать. Например, в финикийской легенде Дидона, основательница Карфагена, была обожествлена за благородство. Она предпочла самоубийство браку против своей воли, который мог навредить её народу.
Другие святые служили примером всей своей добродетельной жизни, а не отдельными поступками. Эта концепция важна в хасидском иудаизме. В хасидизме цадик — духовный лидер общины — находится под постоянным вниманием последователей. Они наблюдают за каждым его действием, чтобы научиться поклоняться Богу во всех проявлениях жизни.
Подобное, хотя и менее формализованное, внимание уделяется и христианским лидерам. Процедура канонизации в Римско-католической церкви в XX веке стала подчёркивать добродетели, доступные каждому христианину. Верующим прямо предписывается подражать святым как образцам праведной жизни.
В протестантизме, где отсутствует формальный институт святости, биографии, проповеди и медиа также представляют выдающихся личностей в качестве примеров для подражания. Некоторые направления христианской мысли рассматривают Иисуса Христа в первую очередь как человека, указавшего путь к спасению своим примером. В православии же святость означает полное уподобление Христу, достижение теозиса.
Некоторые святые становились образцами для последующих поколений подвижников. Например, Симеон Столпник Старший (Symeon Stylites the Elder, Συμεών ὁ Στυλίτης) вдохновил целое движение столпников. Екатерина Сиенская (Caterina da Siena) послужила примером для Розы Лимской (Rosa de Lima). Христианский аболиционист Джон Браун (John Brown) повлиял на деятельность Джона Чилембве (John Chilembwe) из Малави в его борьбе против колониального гнёта.
В сикхизме гуру Нанак (Guru Nanak, ਗੁਰੂ ਨਾਨਕ) и Гобинд Сингх (Guru Gobind Singh, ਗੁਰੂ ਗੋਬਿੰਦ ਸਿੰਘ) считаются главными образцами для подражания в жизни и вере. Подобное положение в вере бахаи занимает Абдул-Баха (‘Abdu’l-Bahá, عباس أفندي).
Иногда святых рассматривают не столько как образцы добродетели, сколько как воплощение человеческого потенциала. Этот взгляд особенно характерен для даосизма. Даосские бессмертные (сянь) и совершенномудрые мужи — это люди, достигшие высокого духовного состояния собственными усилиями. Теоретически любой человек способен на это, и даосский святой демонстрирует возможности, доступные человечеству.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?