Святые читать ~3 мин.
В мировых религиях есть два типа святых людей: те, кто являются образцовыми человеческими существами, чья жизнь служит примером для других, и те, кто, по мнению их почитателей, живут жизнью настолько уникальной, тронутой Богом добродетели, что им невозможно подражать.
Например, в христианстве ранние ирландские святые предстают как сверхчеловеческие, героические фигуры, которые были выделены Богом ещё до их рождения; их агиографическая традиция представляет их не как объекты для подражания, а как объекты для восхищения. Аналогичным образом, в раннем буддизме жизнь первых монахов и монахинь считалась достойной восхищения, но недоступной для обычных людей.
Многие святые люди из религий коренных народов Африки и Америки также изображаются в этом ярко выраженном героическом свете, как нечто принципиально неповторимое. Однако, вероятно, большинство святых людей, намеренно или нет, служили образцами для других святых людей, а иногда и для гораздо более широких слоёв населения. Это было важной темой в даосизме и конфуцианстве, периодически повторяется в христианстве, индуизме и буддизме, а также периодически появляется в иудаизме и исламе.
Даже некоторые святые люди «герои» достигли своего святого статуса благодаря характеристикам, которым можно было подражать. Например, в финикийской легенде Дидо, основательница Карфагена, была обожествлена за её благородное поведение, в частности, за её решение покончить с собой вместо того, чтобы выйти замуж против своей воли и во вред своему народу.
Другими святыми людьми восхищались и подражали им за добродетельную жизнь, а не за конкретный добродетельный поступок. Это особенно важно в хасидском иудаизме и в протестантском христианстве. В хасидизме цадик, глава общины, является объектом постоянного внимания со стороны последователей, которые наблюдают за поведением лидера, чтобы увидеть, как можно поклоняться Богу в каждой детали жизни.
Хотя и менее формально, христианские лидеры часто подвергаются подобному наблюдению, а схема канонизации в прошлом веке подчёркивала для римских католиков те добродетели, к которым может стремиться любой хороший христианин, в частности, предписывая верующим подражать святым.
Менее формальная практика имеет место в отношении протестантских святых; биографии, проповеди и телевидение – все это ставит человека в пример для подражания. Христианские учёные считают самого Иисуса человеком, который проложил путь к спасению своим примером, а не божественностью, а в православии быть святым – значит полностью отождествлять себя с Христом.
Другие святые люди послужили примером для подражания более поздним святым, например, Симеон Стилитанский (Симеон Стилитов), вдохновивший ряд столпнических святых; Екатерина Сиенская, послужившая примером для Розы Лимской; или даже Джон Браун, христианский аболиционист, повлиявший на более проблематичное дело малавийца Джона Чилембве в его нападении на колониальное угнетение.
В сикхизме Учителя Нанак и Гобинд Сингх считаются самыми важными образцами для сикхов, которым они должны следовать в своей жизни и поклонении; Абдул-Баха занимает такое же положение в вере бахаи.
Иногда, однако, святые люди рассматриваются не столько как образцы добродетели, сколько как воплощение человеческого потенциала. Это особенно характерно для даосизма. Даосские бессмертные и совершенные святые люди считаются людьми, которые достигли своего духовного состояния собственными усилиями. Теоретически любой человек может достичь такого состояния; таким образом, даосский святой человек показывает, что возможно для человечества.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?