Религии в Уганде читать ~8 мин.
Уганда, государство в Центральной Африке, не имеет выхода к морю, но её южная граница проходит по озеру Виктория, а западная граница частично образована несколькими крупными озёрами Рифтовой долины. В остальном страна окружена Кенией, Танзанией, Руандой, Демократической Республикой Конго и Суданом. Ее территория включает 77 000 квадратных миль земли. 31 400 000 жителей страны являются одними из самых этнически разнообразных африканских государств к югу от Сахары, представляя ряд самобытных африканских народов.
Из-за множества языков, на которых говорят представители различных групп, английский язык стал общим языком для правительства и бизнеса. Населённая тысячелетиями, Уганда появляется на исторической сцене в 10 веке нашей эры со свидетельствами городской цивилизации. В 13 веке в эту область вторглись люди племени баквези, которые покорили проживавший здесь народ банту. Обосновавшись здесь, они создали ряд крепостей, которые защищали их скот – ключ к их богатству и власти. На протяжении последующих веков одни группы населения региона ориентировались на восток в сторону Занзибара, а другие – на север через долину Нила в Судан и Египет. В 17 веке ислам начал распространяться в Уганде.
История региона изменилась после того, как здесь побывал Давид Ливингстон (1813-1873), знаменитый миссионер Лондонского миссионерского общества. В течение нескольких лет он не имел связи с Западом, а в 1870 году стал объектом широко разрекламированных поисков репортёра Генри Мортона Стэнли (1841-1904). По возвращении в Англию Стэнли осудил распространение ислама дальше на юг, и это послужило поводом для отправки миссионеров. В 1888 году Императорская Британская Восточно-Африканская компания основала торговое предприятие.
Британское влияние в этом регионе укрепилось в 1886 году, когда он получил европейское признание для создания протектората, официально установленного в 1893 году. Британский контроль продолжался до 1962 года, когда возникла независимая Уганда. Программа земельной реформы нового правительства встретила сопротивление со стороны 40 000 индийских экспатриантов в стране, которые контролировали большую часть коммерческой деятельности. После переворота, который привёл к власти Иди Амина (ок. 1924-2003) в 1971 году, многие индийцы были изгнаны из страны. Кровавый режим Амина закончился, когда он спровоцировал войну с соседней Танзанией, попытавшись аннексировать часть её территории. К сожалению, режим его преемника, Милтона Оботе (1925-2005, годы правления 1980-1985), был почти таким же кровавым.
Возвращению экономической и политической стабильности в 1980-х годах помешала гражданская война под руководством партизан, которая закончилась только после переворота в конце 1985 года. После захвата власти Йовери Мусевени попытался восстановить порядок в стране, которая была сильно погрязла в долгах и до сих пор страдает от бедности. Он несколько раз выставлял свою кандидатуру на выборах. Перед выборами 2006 года он отменил положения законов страны, касающиеся ограничения срока полномочий.
В Уганде до сих пор исповедуются традиционные религии, но их приверженцами являются менее 5% населения. Среди групп, сохранивших значительный процент традиционалистов, – Ганда, самая большая группа в стране. Ганда имеют сложную теологию, которая утверждает существование пантеона божеств во главе с Верховным Существом (Катонда) и его семьёй, включая Налвангу (жена), Вангу (дед), Мусуси (отец) и Кибуку (брат). Множество божеств, окружающих Катонду, служат посредниками между ним и людьми, и каждый из них отвечает за тот или иной аспект космоса, имеющий значение для жизни человека (от деторождения до охоты).
Осмысленное проникновение ислама в Уганду началось в середине 19 века. Он вливался с севера (Судан) и востока (Танзания). Англичане непреднамеренно поощряли ислам, используя мусульман в качестве бюрократов и переводчиков. Община была расширена за счёт включения мусульман в число индийцев, которые взяли на себя ответственность за развитие коммерческой жизни Уганды. Индийские мусульмане принесли с собой шиитский ислам, особенно в его исмаилитской, итна-ашари и бохра формах.
Мусульманское движение Ахмадия появилось в 1921 году. Считаясь еретическим, оно, тем не менее, пыталось евангелизировать население Уганды, что нашло некоторый отклик. Однако в середине века оно разделилось на три фракции, которые до сих пор не воссоединились.
Первые миссионеры Церковного миссионерского общества прибыли в 1877 году. Они нашли Даллингтона Мафтаа, африканского проповедника по поручению Ливингстона. Все члены команды, кроме её руководителя Александра Маккея (1849-1890), умерли в течение первых двух лет работы. Маккей продолжал работать в одиночку, и его стойкость в конечном итоге окупилась новообращёнными и дополнительными миссионерами, которые прибыли в 1890-х годах. В 1921 году миссионерское общество служителей Библейской церкви поддержало усилия CMS.
Англиканская деятельность стала крупнейшей в стране, не считая деятельности римо-католиков, и сегодня она структурирована как Церковь провинции Уганда, выделенная в качестве независимой провинции в 1961 году. В 1965 году провинция избрала своим примасом Эрика Сабити, первого африканца, занявшего этот пост. Африканская внутренняя миссия пополнила небольшую англиканскую общину в Уганде в 1918 году. Она тесно сотрудничала с Англиканской церковью, и в итоге её миссии/церкви были включены в состав новой провинции в качестве епархии Западного Нила.
Римско-католическая церковь появилась в Уганде в 1879 году. Братья Белые Отцы попали ко двору Кабаки Мутесы. Их последующая миссионерская деятельность оказала немедленное влияние. К 1912 году насчитывалось более 136 000 прихожан, а в настоящее время церковь насчитывает более 7 миллионов членов. Первый угандийский священник был рукоположён в 1911 году, а первый епископ – в 1939 году. В 1969 году церковь была воодушевлена визитом Папы Павла VI, в речи которого подчёркивалась необходимость развития подлинно африканского христианства. Сегодня католическая церковь насчитывает более 9 миллионов человек, что составляет более 40% населения страны.
Развитие христианства в Уганде было омрачено рядом ужасных событий, начиная с преследования мусульман в 1875 и 1876 годах, в ходе которого было убито около 70 мусульманских лидеров. В 1885 и 1886 годах было убито от 200 до 300 англиканских и католических христиан (это событие отмечено церковью мучеников в Намугонго, возведённой католической церковью). В 2000 году католическая церковь была поставлена в неловкое положение, когда группа бывших прихожан, создавших новую организацию «Движение за восстановление десяти заповедей», совершила массовое убийство/самоубийство в сельской деревне Канунгу. Погибло около 780 человек (включая нескольких членов организации, убитых в других местах). Группа была построена на посланиях, полученных её лидерами от Девы Марии.
Пятидесятничество было привнесено в Уганду в 1935 году пятидесятническими ассамблеями Канады. Их миссия (теперь известная как Пятидесятнические Ассамблеи Бога) распространилась; другие пятидесятнические церкви основали миссии, и были созданы новые пятидесятнические организации Уганды (такие как Церковь Искупленных). В настоящее время в Уганде действуют несколько сотен церквей, инициированных африканцами, в том числе Харизматическая церковь Уганды (основанная бывшими англиканами), Африканская Израильская церковь, Ниневия (из Кении) и Общество Единого Всемогущего Бога.
Инцидент с MRTC высветил несколько малоизвестных угандийских апокалиптических и милленаристских движений, которые до этого были известны только на местном уровне. Например, движение Святого Духа, возглавляемое Алисой Лаквена (1966-2007), втянуло правительство в войну, которая длилась более десяти лет (с 1985 по 1996 год). В конце концов Лаквена бежала из Уганды и провела свои последние годы в изгнании в Кении. Армия сопротивления Господа, возглавляемая Джозефом Кони, дальним родственником Лаквены, тесно связана с конкурирующей группировкой, основанной отцом Лаквены, Северино Лукойя.
В свете проблем, возникших между этими группами, правительство начало подавлять то, что оно воспринимает как пророческие движения, включая, в 1999 году, церковь «Всемирное послание последнего предупреждения», основанную Уилсоном Бушарой. Бушара реорганизовал свою группу в 2002 году и с тех пор стремится к диалогу и признанию со стороны правительства.
Кроме этих небольших и более противоречивых групп, в Уганде появились и вызвали значительный отклик более традиционные христианские организации, включая Новоапостольскую церковь, Церковь адвентистов седьмого дня и Церковь Бога (Андерсон, штат Индиана). В стране также присутствует православная церковь, возникшая в результате раскола среди англикан в 1920-х годах, которая в настоящее время находится под управлением Греческого православного патриархата Александрии и всей Африки.
Православная церковь объединилась с англиканами и католиками и основала в 1963 году Объединённый христианский совет Уганды. Сейчас он входит в состав Всемирного совета церквей. Более консервативные церкви сформировали Ассоциацию евангелистов Уганды, слабо связанную с Всемирным евангелическим альянсом.
Индуизм был принесён в Уганду индийскими бизнесменами, которые обосновались в Африке в 20 веке. Они построили храмы в Кампале и, хотя подавлялись в годы правления Иди Амина, вернулись с новой силой и распространились по всей стране. В стране насчитывается около миллиона приверженцев различных форм индуизма. Очень мало джайнов и сикхов.
Вера Бахаи получила в Уганде наибольший отклик в Африке. Она сформировала более 1500 духовных собраний, и Кампала была выбрана местом строительства её первого африканского храма. Однако Амин запретил движение, а последующие годы гражданской войны и беспорядков почти уничтожили его. В 1990-е годы действовало менее 100 духовных собраний. В новом веке движение начало процесс восстановления.
Среди более интересных новых религиозных движений Уганды – Абаюдайя, группа, исповедующая иудаизм с 1919 года, когда их лидер, Семей Какунгулу, после изучения и осмысления Торы начал соблюдать закон Моисея, включая обрезание. За прошедшие годы западные и израильские евреи посетили Уганду и предложили Какунгулу и его последователям информацию о современном иудаизме. 500 абаюдайя пережили обращение Иди Амина в ислам и антисемитизм, и сегодня они проживают в четырёх деревнях за пределами Мбале, Уганда.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- «Поцелуи от Кэти» Кэти Джей Дэвис, краткое содержание
- Традиционные религии Африки
- Греческий православный патриархат Александрии и всей Африки
- «Декларация независимости» Томаса Джефферсона, краткое содержание
- Продана священная трава с кровью Махатма Ганди
- Леонид Агутин выпустил второй сборник песен и стихов
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?