Религии в Уганде читать ~8 мин.
Уганда — государство в Восточной Африке, не имеющее выхода к морю. Её южная граница проходит по озеру Виктория, а западная частично образована крупными озёрами Восточно-Африканской рифтовой долины. Страна граничит с Кенией, Танзанией, Руандой, Демократической Республикой Конго и Южным Суданом. Площадь сухопутной территории страны составляет около 199 500 км² (77 000 квадратных миль). Население, насчитывающее около 47 миллионов человек (по данным на 2023 год), отличается значительным этническим разнообразием.
Ввиду языкового многообразия официальным языком для нужд правительства и делопроизводства стал английский. В 2005 году статус официального языка также получил суахили. Населённая на протяжении тысячелетий, Уганда появляется на исторической сцене в X веке нашей эры, о чём свидетельствуют данные о существовании городской цивилизации. В XIII веке в регионе возвысилась династия полулегендарных правителей Баквези, подчинившая местные народы банту. Они создали ряд укреплений для защиты своего скота, который был основой их богатства и власти.
В последующие века одни группы населения региона ориентировались на восток в сторону Занзибара, а другие — на север через долину Нила в Судан и Египет. В XVII веке в Уганду начал проникать ислам.
Ранняя история и колониальный период
История региона изменилась после визитов Давида Ливингстона (1813–1873), знаменитого исследователя и миссионера Лондонского миссионерского общества. После того как он на несколько лет пропал из поля зрения Запада, в 1870 году на его поиски отправился репортёр Генри Мортон Стэнли (1841–1904). Вернувшись в Европу, Стэнли в своих отчётах призывал направить в регион христианских миссионеров. В 1888 году Имперская британская восточноафриканская компания основала здесь торговое представительство.
Британское влияние укрепилось после англо-германского соглашения 1890 года, которое определило сферы интересов в Восточной Африке. В 1894 году был официально учреждён Протекторат Уганда. Британский контроль продолжался до 1962 года, когда была провозглашена независимость страны.
Независимость и политические потрясения
Программа земельной реформы нового правительства вызвала недовольство со стороны азиатского меньшинства, преимущественно индийского происхождения, которое контролировало значительную часть коммерческой деятельности. После переворота 1971 года, приведшего к власти Иди Амина (ок. 1924–2003), около 80 000 азиатов были изгнаны из страны. Кровавый режим Амина пал в 1979 году после того, как он спровоцировал войну с соседней Танзанией. Режим его преемника, Милтона Оботе (годы правления 1980–1985), также характеризовался массовыми нарушениями прав человека.
Восстановлению экономической и политической стабильности в 1980-х годах мешала гражданская война, которая завершилась лишь после переворота в начале 1986 года. Захватив власть, Йовери Мусевени начал процесс восстановления порядка в стране, которая была обременена долгами и страдала от бедности. Он неоднократно переизбирался на пост президента, а перед выборами 2006 года отменил ограничения на количество президентских сроков.
Религиозный ландшафт
В Уганде до сих пор исповедуются традиционные религии, однако их приверженцами являются менее 5% населения. Среди групп, сохранивших значительное число традиционалистов, выделяется народ ганда — крупнейшая этническая группа в стране.
Традиционные верования
Религия ганда имеет сложную теологию, включающую пантеон божеств во главе с Верховным Существом (Катонда) и его семьёй: Налвангой (жена), Вангой (дед), Мусуси (отец) и Кибуку (брат). Множество божеств, окружающих Катонду, служат посредниками между ним и людьми. Каждое из них отвечает за определённый аспект бытия, важный для человека, — от деторождения до охоты.
Ислам
Значительное проникновение ислама в Уганду началось в середине XIX века с севера (из Судана) и с востока (с побережья современной Танзании). Британцы непреднамеренно способствовали его распространению, нанимая мусульман в качестве чиновников и переводчиков. Община расширилась за счёт индийских мусульман, которые играли важную роль в коммерческой жизни страны. Они принесли с собой шиитский ислам, в частности, его исмаилитскую, итнаашаритскую и бохритскую ветви.
Мусульманское движение «Ахмадия» появилось в 1921 году. Несмотря на то, что оно считается еретическим в ортодоксальном исламе, его проповедь нашла определённый отклик у населения Уганды. Однако в середине XX века движение раскололось на три фракции, которые до сих пор не воссоединились.
Христианство
Первые миссионеры из англиканского «Церковного миссионерского общества» прибыли в 1877 году. Все члены первой группы, кроме её руководителя Александра Маккея (1849–1890), умерли в течение двух лет. Маккей продолжал работать один, и его стойкость в конечном итоге принесла плоды в виде новообращённых и прибытия новых миссионеров в 1890-х годах. В 1921 году их деятельность поддержало миссионерское общество «Служители Библейской церкви».
Англиканская община стала второй по численности в стране после римско-католической. Сегодня она структурирована как Церковь Уганды, получившая статус независимой провинции в Англиканском сообществе в 1961 году. В 1965 году её примасом был избран Эрик Сабити, первый африканец на этом посту. В 1918 году к работе в Уганде приступила «Африканская внутренняя миссия», которая тесно сотрудничала с Англиканской церковью. Впоследствии её приходы вошли в состав новой провинции в качестве епархии Западного Нила.
Римско-католическая церковь появилась в Уганде в 1879 году с прибытием миссионеров из общества «Белых отцов» ко двору кабаки Мутесы I. Их деятельность имела быстрый успех. К 1912 году насчитывалось более 136 000 прихожан. Первый угандийский священник был рукоположён в 1911 году, а первый епископ — в 1939 году. В 1969 году церковь воодушевил визит папы Павла VI, который в своей речи подчеркнул необходимость развития подлинно африканского христианства. Сегодня католическая община охватывает более 40% населения страны.
История христианства в Уганде была отмечена трагическими событиями, начиная с преследования мусульман в 1875 и 1876 годах. В 1885–1886 годах были убиты около 45 англиканских и католических христиан, ныне известных как угандийские мученики. В память об этом событии католическая церковь возвела в Намугонго Базилику Мучеников.
Пятидесятничество было принесено в Уганду в 1935 году «Пятидесятническими ассамблеями Канады». Их миссия, ныне известная как «Пятидесятнические ассамблеи Бога», успешно развивалась. Позже в стране появились и другие пятидесятнические церкви, а также были созданы местные организации, такие как «Искупленная церковь». Сегодня в Уганде действуют несколько сотен церквей африканского происхождения, включая «Харизматическую церковь Уганды», «Африканскую Израильскую церковь Ниневия» (из Кении) и «Общество Единого Всемогущего Бога».
Новые и апокалиптические движения
В 2000 году Католическая церковь оказалась в центре скандала, когда группа бывших прихожан, создавшая организацию «Движение за восстановление десяти заповедей Божиих», совершила массовое убийство и самоубийство в деревне Канунгу. Погибло около 780 человек. Группа была основана на посланиях, которые её лидеры якобы получали от Девы Марии.
Этот инцидент привлёк внимание к нескольким малоизвестным угандийским апокалиптическим движениям. Например, «Движение Святого Духа», возглавляемое Элис Лаквеной (1966–2007), вело войну против правительства с 1985 по 1996 год. В итоге Лаквена бежала из страны и провела последние годы в изгнании. «Господня армия сопротивления», возглавляемая Джозефом Кони, дальним родственником Лаквены, тесно связана с конкурирующей группировкой, основанной её отцом.
В свете проблем, связанных с этими группами, правительство начало принимать меры против движений, которые оно воспринимает как деструктивные. В 1999 году была запрещена церковь «Всемирное послание последнего предупреждения», основанная Уилсоном Бушарой. В 2002 году Бушара реорганизовал свою группу и с тех пор стремится к диалогу с властями.
Другие религии и верования
Кроме этих групп, в Уганде получили распространение и другие христианские организации, включая «Новоапостольскую церковь», «Церковь адвентистов седьмого дня» и «Церковь Бога» (Андерсон, Индиана). В стране также присутствует Православная церковь, возникшая в результате раскола среди англикан в 1920-х годах. В настоящее время она находится под юрисдикцией Греческого православного патриархата Александрии и всей Африки.
Православная церковь вместе с англиканами и католиками в 1963 году основала «Объединённый христианский совет Уганды». Более консервативные церкви сформировали «Ассоциацию евангелистов Уганды».
Индуизм был принесён в Уганду индийскими торговцами, осевшими в Африке в XX веке. Они построили храмы в Кампале. Несмотря на репрессии в годы правления Иди Амина, после его свержения община возродилась. Сегодня численность приверженцев индуизма составляет несколько десятков тысяч человек. Джайнов и сикхов в стране очень мало.
Вера Бахаи нашла в Уганде один из самых значительных откликов в Африке. Здесь было создано более 1500 духовных собраний, а Кампала была выбрана местом строительства первого на континенте храма бахаи. Однако режим Амина запретил это движение, а последующие годы гражданских войн почти уничтожили его. К 1990-м годам действовало менее 100 собраний. В XXI веке движение начало процесс восстановления.
Среди наиболее интересных новых религиозных движений Уганды — «Абаюдайя», община, исповедующая иудаизм с 1919 года. Её основатель, Семей Какунгулу, изучив Тору, начал соблюдать законы Моисея, включая обрезание. Около 500 членов общины пережили принудительное обращение в ислам и преследования в период правления Иди Амина. Сегодня они проживают в нескольких деревнях недалеко от города Мбале.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- «Поцелуи от Кэти» Кэти Джей Дэвис, краткое содержание
- Традиционные религии Африки
- Греческий православный патриархат Александрии и всей Африки
- «Декларация независимости» Томаса Джефферсона, краткое содержание
- Продана священная трава с кровью Махатма Ганди
- Леонид Агутин выпустил второй сборник песен и стихов
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?