Вербное воскресенье читать ~3 мин.
Вербное воскресенье, воскресенье перед Пасхой в христианском литургическом календаре, празднует вход Иисуса в Иерусалим, который положил начало событиям последней недели его жизни. Это неоднозначный день в христианском году. С одной стороны, он празднуется как время публичного признания Иисуса как важной персоны, а с другой стороны, сцена становится мрачной, когда Иисусу бросают вызов иудейские лидеры, он низвергает меновщиков денег в храме, проклинает смоковницу и плачет о городе.
В Евангелии от Луки, где кратко пересказывается эта история, учеников просят найти осла, на котором бы ехал Христос.
И, приблизившись к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух из учеников, говоря: пойдите в селение, лежащее против вас; в котором, войдя, найдёте привязанного жеребёнка, на котором никто ещё не сидел; отвяжите его и приведите. И если кто спросит вас: “Зачем вы отвязываете его?” – вы скажете: “Господу он нужен”.
И пошли посланные, и нашли, как он сказал им. И когда они отвязывали жеребёнка, хозяева его сказали им: “Зачем вы отвязываете жеребёнка?”.
Они же сказали: “Господу он нужен”.
И привели его к Иисусу; и, накинув одежды свои на жеребёнка, посадили на него Иисуса. И когда Он шёл, они расстилали одежды свои по дороге. И когда Он приблизился к Елеонской горе, все множество учеников начало радоваться и громким голосом славить Бога за все виденные ими могущественные дела, говоря: “Благословен Царь, грядущий во имя Господне: мир на небесах и слава в вышних”.
Вербное воскресенье праздновалось в церкви в первые века её существования, и стало шествием под открытым небом в четвёртом веке в Константинополе после того, как церковь обрела законность и разработала свой ритуал в условиях свободы, которую обеспечила ей благосклонность императора. К восьмому веку праздник проник в христианское сообщество, как на Востоке, так и на Западе.
К девятому веку в Риме Вербное воскресенье стало праздничным событием, включающим ритуальное благословение пальм, и продолжало развиваться в средние века, кульминацией которого стало катание статуи Иисуса на ослике по улицам города.
Во многих отношениях Вербное воскресенье для западных христиан – это просто очередное воскресенье Великого поста, за которым следует несколько дней, в течение которых мало что делается в литургическом плане. Страстная неделя продолжается в Великий четверг, Страстную пятницу и Пасху, во время которых Иисус совершил Тайную вечерю, учредил священную трапезу, ставшую впоследствии Евхаристией, был арестован, подвергнут шуточному суду и казнён через распятие. В следующее воскресенье, по словам его последователей, он восстал из могилы.
В Восточной церкви Вербному воскресенью предшествует Лазарева суббота, день празднования воскрешения Лазаря из Вифании, которое произошло незадолго до того, как он отправился в Иерусалим на Пасху. Лазарева суббота – это праздник, знаменующий переход от Великого поста к Страстной неделе, и один из немногих случаев, когда воскресение становится центром поклонения в день, отличный от воскресенья.
На Западе существует традиция сохранять вербы, использованные в Вербное воскресенье, благословлять их святой водой, а затем сжигать. Полученный таким образом пепел хранится до Пепельной среды (первый день Великого поста) следующего года, когда им помечают лоб прихожан на богослужении.
Вербное воскресенье – одно из самых отмечаемых литургических событий среди протестантских христиан, большинство из которых подчёркивают его в своих богослужениях в воскресенье перед Пасхой. Есть несколько деноминаций, которые не отмечают ни одного из основных христианских праздников, считая их поздними рукотворными традициями, не предусмотренными Библией.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?