Вербное воскресенье читать ~4 мин.
Вход Господень в Иерусалим, также известный как Пальмовое или, в русской традиции, Вербное воскресенье, — это праздник в христианском литургическом календаре, отмечаемый в воскресенье перед Пасхой. Он посвящён событиям торжественного въезда Иисуса Христа в Иерусалим, которые ознаменовали начало последней недели его земной жизни.
Этот день в христианском году имеет двойственный характер. С одной стороны, он знаменует собой момент всеобщего признания Иисуса как Мессии. С другой стороны, атмосфера праздника быстро сменяется напряжением: иудейские лидеры бросают вызов Христу, он изгоняет торгующих из Храма, проклинает бесплодную смоковницу и оплакивает грядущую судьбу города.
Символизм события
Каждая деталь входа Иисуса Христа в Иерусалим имеет глубокое символическое значение. Въезд на молодом осле, а не на боевом коне, подчёркивал мирный характер его миссии и исполнял пророчество Захарии (Зах. 9:9). Осёл в древности был символом мира, в то время как конь ассоциировался с войной. Пальмовые ветви, которыми народ устилал ему дорогу, были античным символом триумфа и победы.
Библейское повествование
В Евангелии от Луки подробно описывается, как ученики по просьбе Христа нашли для него осла. Этот рассказ является центральным для понимания праздника.
“И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, сказав: «пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдёте молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; и если кто спросит вас: ‘зачем отвязываете?’ — скажите ему так: ‘он надобен Господу’».
Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: «зачем отвязываете ослёнка?».
Они отвечали: «он надобен Господу».
И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на ослёнка, посадили на него Иисуса. И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, всё множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: «благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!»”.
(Библия, Евангелие от Луки, 19:29-38)
История празднования
Празднование Входа Господня в Иерусалим совершалось в Иерусалимской церкви уже в первые века христианства. К концу IV века, особенно после придания христианству статуса государственной религии, праздник приобрёл форму торжественного шествия, как свидетельствует паломница Эгерия. К VIII веку он широко распространился в христианских общинах как на Востоке, так и на Западе.
К IX веку в Риме Пальмовое воскресенье стало масштабным событием с ритуальным освящением пальмовых ветвей. В Средние века традиция получила дальнейшее развитие. Её кульминацией в некоторых европейских городах стал ритуальный провоз по улицам деревянной скульптуры Христа, сидящего на осле, известной как Palmesel.
Вход в Иерусалим в искусстве
Сюжет Входа Господня в Иерусалим стал одним из канонических в христианском искусстве. Он является частью страстного цикла и встречается в самых разных формах: от фресок и мозаик до миниатюр в рукописях и рельефов на саркофагах. Иконография этого события сложилась в раннехристианский период и сохраняет свои основные черты на протяжении веков.
Ключевыми элементами композиции являются фигура Христа на осле, апостолы и встречающая его толпа с пальмовыми ветвями у ворот Иерусалима. Среди наиболее известных произведений — фреска Джотто в капелле Скровеньи в Падуе, знаменитая своей живостью, и многочисленные византийские и древнерусские иконы, подчёркивающие духовную торжественность события.
Традиции Западной и Восточной церквей
Для западных христиан Вербное воскресенье открывает Страстную неделю. За ним следуют Великий четверг, Страстная пятница и Пасха. В эти дни вспоминаются Тайная вечеря, арест, суд и распятие Христа. В следующее воскресенье, согласно вероучению, он воскрес из мёртвых.
В Православной церкви Вербному воскресенью предшествует Лазарева суббота — день воспоминания о воскрешении Лазаря из Вифании. Это чудо, совершённое незадолго до входа в Иерусалим, знаменует переход от Великого поста к Страстной неделе.
На Западе существует традиция сохранять ветви, освящённые в Пальмовое воскресенье. Их сжигают, а полученный пепел используют в Пепельную среду следующего года — первый день Великого поста, когда верующим наносят на лоб знак креста.
В России и других славянских странах, где пальмы не растут, их символически заменяют ветвями вербы или других деревьев, которые первыми распускаются весной. Эта традиция дала празднику его народное название — «Вербное воскресенье».
Вербное воскресенье остаётся одним из почитаемых событий и для большинства протестантских деноминаций. Вместе с тем, некоторые направления в христианстве не отмечают церковные праздники, считая их поздними человеческими установлениями, не предписанными в Библии.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?