Византийские монастырские постройки читать ~8 мин.
Физическая организация византийского монастыря зависела от многих факторов, включая его местоположение, намерения основателей и имеющиеся ресурсы. Планировка комплекса отражала его положение в городе или сельской местности и зависела от наличия земли и необходимости обеспечения безопасности.
Мягкий климат, плодородные почвы и многолетние ручьи были важными преимуществами. Среди основных зданий были жилые помещения и место для богослужений. Выбор материалов, в основном кирпича, камня, земли и дерева, отражал местные источники и практику. Если позволяли обстоятельства, по периметру церкви возводилась стена с открытой площадкой перед церковью или вокруг неё.
Такие постройки были распространены во всех частях империи на протяжении всего византийского тысячелетия. Они воплощали практические и духовные задачи, чётко определяя физические границы и набожность монашеской жизни. Внешняя стена формировала защитный буфер между светской пустыней и духовным миром внутри. В отдалённых местах она принимала форму толстого, похожего на крепость барьера, чтобы препятствовать случайным набегам разбойников и пиратов.
Городские монастыри, как и дома аристократов, отгораживались от улицы высокой стеной. В обоих случаях стена по периметру была закрыта или имела только небольшие окна на уровне земли. Главный вход осуществлялся через широкий портал, часто обозначенный специальными воротами и охраняемый привратником, который использовался посетителями и для доставки грузов. Эти ворота могли оставаться открытыми днём, но запирались на ночь.
В сельских монастырях небольшие служебные двери выходили из конюшен или кладовых на окружающие поля. Суровый, оборонительный вид многих монастырей завершала прочная башня или крепость, которая служила смотровой площадкой, сигнальным пунктом и последней линией обороны. Некоторые сельские монастыри, например, монастырь Святой Екатерины на горе Синай, фактически занимали военное кастро, в котором находился гарнизон для стратегических целей. Большинство из них не были предназначены для того, чтобы противостоять постоянным нападениям, а стояли как духовные крепости для ободрения соседних общин.
Монахи и монахини жили в общежитиях (келлиях), которые располагались длинными рядами вдоль стен комплекса и выходили на центральный двор. В большинстве мест эти комнаты находились на уровне земли, но в больших общинах они могли быть расположены в два, три или четыре этажа почти одинаковых помещений, соединённых непрерывным портиком на колоннах.
Отдельные камеры обычно были небольшими, около 10 футов в квадрате, с достаточным пространством для кровати, стола и стула. Очаг в одном углу давал тепло зимой. Обстановка была минимальной и могла ограничиваться иконой, молитвенником и одеждой. Комната настоятеля располагалась рядом с главными воротами и была немного больше. Пристроенный кабинет служил для пастырских консультаций и приёма посетителей.
Устройство внутреннего двора варьировалось в широких пределах. В больших монастырях внешняя стена была обрамлена многоярусными портиками, которые обеспечивали защищённый доступ к рядам келий. Вдоль стен портика часто располагались скамейки.
Сам двор часто засаживался теневыми или фруктовыми деревьями. Высокие кипарисы олицетворяли духовные поиски человека. Неизменным элементом интерьера был общий колодец или цистерна, питаемая стоками с мощения двора и окружающих крыш. Цистерны могли иметь форму простого подземного резервуара или сложной сводчатой камеры. В некоторых местах она была отмечена специальным устьем и отдельно стоящим балдахином и была известна как фиал или священный колодец (агиасма). Зависимость монастыря от воды чётко отражала зависимость монаха от Христа.
Самой важной частью любого монастыря была главная церковь или кафоликон. Это было литургическое сердце комплекса и место, где все монахи и монахини собирались на службы. Важность кафоликона отражена в его центральном расположении в комплексе, либо отделённом от других зданий, либо выходящем на центральный двор. Это была самая большая и великолепно украшенная часть любого монастыря, и обычно единственное здание, открытое для посетителей.
Католики принципиально не отличались от обычных, немонастырских церквей. Большинство из них представляли собой продольные базилики, покрытые скатной деревянной крышей. Многие церкви средневекового периода были построены по более компактному плану и имели центральный купол, опирающийся на четыре колонны или опоры. Этот характерный централизованный дизайн идеально подходил для нужд небольших монашеских общин, что способствовало распространению его популярности.
Вариант, сочетающий центральный купол с тремя изогнутыми стенами, часто встречался на горе Афон. В каждой церкви было главное святилище с алтарём; многие имели один или несколько дополнительных алтарей. Кафоликон никогда не был особенно большим зданием, даже в многолюдных монастырях, где его литургические действия дополнялись несколькими часовнями (парекклесиями). Похороны проводились в специальных часовнях, отведённых для этой цели.
Интерьеры церквей были тускло освещены маленькими высокими окнами, а на окружающих стенах и сводах были изображены сюжеты и библейские фигуры. Особенно популярными были изображения монастырских святых и патриархов. К XII веку самые важные переносные иконы выставлялись на иконостасе – высоком экране, отделявшем святилище от остальной части церкви. Дверь в центре иконостаса служила для ритуальных входов в средневековую литургию.
Другие живописные панели располагались на подставках вдоль стен. Использовались различные осветительные приборы. Небольшие стеклянные лампы горели в течение дня и особенно во время ночных служб и бдений. Несколько лампад помещались в подвесной металлический держатель (поликанделон) и наполнялись маслом, которое подавалось на плавающий фитиль. Другие лампы и подсвечники изготавливались из бронзы и серебра. Большие свечи (канделаи) несли в процессиях и вместе с ладаном отмечали начало литургии. Вотивные свечи зажигались посетителями католикона в знак личной преданности. Освящённую атмосферу дополнял ладан, рассыпанный на раскалённые угли в украшенных кадильницах (тимиатериях), подвешенных на цепочках или носимых на длинной ручке.
Трапезная или столовая (трапеза) была ещё одним местом, где регулярно собирались жители. В больших монастырях это здание стояло внутри двора отдельно от соседних, но чаще его строили вдоль одной из сторон ограды. Вход в трапезную обычно был обращён к главной двери церкви, а иногда к ней примыкал крытый портик.
Само здание представляло собой длинное открытое помещение с одним или несколькими столами и скамьями для общей трапезы. В некоторых случаях там был пюпитр для чтения или пения псалмов во время трапезы, которая в противном случае проходила в тишине.
Все трудоспособные монахи должны были обедать вместе, хотя в больших монастырях это могло происходить посменно. Жители также собирались в трапезной для встреч и обсуждений. Численность и ресурсы группы определяли размер и обстановку помещения. Поскольку литургический идеал включал общую трапезу, стены часто расписывались изображениями монастырских святых. Рядом находилась кухня и пекарня. Главной особенностью кухни был открытый очаг, часто расположенный в центре помещения с высоким дымоходом, удалённым от других зданий.
Самой важной частью пекарни была кирпичная печь с куполообразной крышей. Поскольку хлеб занимал важное место в рационе монахов, эти помещения использовались днём и ночью. В расположенных рядом кладовых хранились мешки и кувшины с зерном, овощами, вином и другими продуктами.
Другие части монастыря включали библиотеку, архивы и сокровищницу. Они располагались в башне или отдельном крыле, вдали от опасных каминов и печей домашних помещений. Библиотечные фонды варьировались от нескольких литургических томов до огромных коллекций, создававшихся веками. В больших монастырях за ними следил специальный библиотекарь (библиофилакс). Клерк (chartophylax) вёл учёт монастырских финансов, имущества и привилегий в таком же надёжном месте. Поскольку новые книги создавались путём кропотливого копирования старых изданий, скриптории располагались неподалёку. Более старые и роскошно украшенные рукописи хранились в сокровищнице (skeuophylakeion) вместе с золотыми и серебряными пластинами, иконами и реликвариями. Такие драгоценные предметы составляли важную часть идентичности монастыря и использовались в кафоликоне по особым случаям.
Большинство монастырей содержали как баню, так и лазарет. Купание рассматривалось как роскошь, которая должна быть сведена к гигиеническому минимуму, в результате чего монахи мылись в среднем около одного раза в месяц. Немногие известные примеры средневековых бань представляли собой небольшие сводчатые сооружения с отдельными помещениями для мытья в горячей и холодной воде. Для нормального функционирования бани требовались трубы, резервуары для хранения, нагревательная камера и надёжное водоснабжение. Во многих случаях бани были частью лечебных учреждений для жителей и гостей города. Болезни и старческие недуги были постоянными спутниками средневековых монастырей. Молодые монахи и монахини ухаживали за своими менее трудоспособными коллегами, а зачастую к ним обращались и более широкие слои населения. Варианты лечения сводились к диете, гигиене, паллиативному уходу и молитве. Несколько крупных фондов, например, Пантократор в Константинополе, оказывали специализированную медицинскую помощь в рамках своей благотворительной деятельности.
Смерть была необходимой частью монашеской жизни, которая рассматривалась как духовная подготовка к встрече с ней. В типиконе обычно назывались имена членов семьи основателя, которых надеялись помянуть во время ежедневных служб. Перед погребением жителей отпевали, часто в притворе католикона или в отдельной часовне.
Обычаи погребения варьировались от простых подземных могил до общих оссуариев в синайском монастыре Святой Екатерины и на горе Афон. Это были склепы, часто под главной церковью, где телам умерших монахов давали постепенно разлагаться. Через несколько лет черепа и другие кости промывались и перестраивались для более компактного, постоянного хранения.
Большинство монастырей поддерживались за счёт денежных пожертвований и подаренной недвижимости. Коммерческие здания в городах приносили регулярный доход, но сельскохозяйственные земли были лучшим способом поддержания монастыря. Крупные поместья могли быть организованы в небольшие метохии, которые обрабатывались их собственными жителями. Подобно зависимым фермам, эти монастырские спутники обычно включали в себя резиденцию с одной или несколькими кельями, часовню, столовую, кухню, кладовые и конюшни. Обитатели каждого метохиона вели более или менее самостоятельную повседневную жизнь, возвращаясь в главный монастырь на важные праздники или по другим особым случаям.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?