Византийские монастырские постройки читать ~8 мин.
Устройство византийского монастыря зависело от множества факторов: его расположения, воли основателей и доступных ресурсов. Планировка комплекса отражала его положение в городской или сельской среде, а также учитывала наличие свободной земли и потребность в безопасности.
При выборе места учитывались такие преимущества, как мягкий климат, плодородные почвы и наличие постоянных источников воды. Основными постройками были жилые помещения и храм для богослужений. Выбор материалов — в основном кирпича, камня, земли и дерева — определялся местными ресурсами и строительными традициями. Если позволяли условия, монастырь обносили стеной, оставляя открытое пространство перед главным храмом или вокруг него.

Такие монастырские комплексы были распространены во всех частях империи на протяжении всего её тысячелетнего существования. Они решали как практические, так и духовные задачи, обозначая физические пределы монашеской жизни. Внешняя стена служила защитным барьером между мирским пространством снаружи и духовным миром внутри. В отдалённых районах она представляла собой толстое, похожее на крепостное, заграждение, чтобы препятствовать набегам разбойников и пиратов.
Городские монастыри, подобно аристократическим резиденциям, отделялись от улицы высокой стеной. В обоих случаях такие стены были глухими или имели лишь небольшие окна на уровне первого этажа. Главный вход представлял собой широкий портал с воротами, который охранял привратник. Он предназначался для посетителей и доставки грузов. Днём эти ворота могли быть открыты, но на ночь их запирали.
В сельских монастырях небольшие служебные двери вели из конюшен или кладовых на прилегающие поля. Суровый, оборонительный облик многих обителей дополняла прочная башня, служившая наблюдательным постом, сигнальным пунктом и последним рубежом обороны. Некоторые монастыри, например, монастырь Святой Екатерины на Синае, фактически занимали бывшее римское укрепление (каструм) со стратегическим гарнизоном. Однако большинство из них не были рассчитаны на длительные осады, а скорее служили духовными оплотами для окрестных общин.
Монахи и монахини проживали в кельях, которые обычно располагались рядами вдоль внутренних стен комплекса и выходили окнами в центральный двор. Чаще всего эти комнаты находились на первом этаже, но в крупных общинах могли строиться двух-, трёх- или даже четырёхэтажные корпуса из однотипных помещений, соединённых сплошным портиком на колоннах.
Отдельные кельи, как правило, были небольшими, площадью около 9 м², где хватало места для кровати, стола и стула. Для обогрева зимой служил очаг в углу. Обстановка была самой скромной и могла включать лишь икону, молитвенник и одежду. Покои настоятеля находились рядом с главными воротами и были немного просторнее. Примыкающий к ним кабинет использовался для духовных бесед и приёма посетителей.
Устройство внутреннего двора могло сильно различаться. В больших монастырях его обрамляли многоярусные портики, обеспечивавшие крытый проход к рядам келий. Вдоль стен портика нередко устанавливали скамьи. Сам двор часто засаживали фруктовыми или дающими тень деревьями. Высокие кипарисы символизировали духовные устремления человека. Обязательно во дворе был общий колодец или «цистерна», куда стекала дождевая вода с мощёной площадки и крыш. Цистерна могла быть простым подземным резервуаром или сложной сводчатой камерой. Иногда над ней возводили отдельный навес (киворий), и такой источник назывался фиалом или святым колодцем (агиасмой). Зависимость монастыря от воды символически отражала духовную зависимость монаха от Христа.
Центральной частью любого монастыря был главный храм, или кафоликон. Он являлся литургическим сердцем комплекса, местом, где все монахи и монахини собирались на службы. Значимость кафоликона подчёркивалась его центральным положением: он либо стоял отдельно от других строений, либо выходил фасадом на центральный двор. Это было самое большое и богато украшенное здание монастыря, и, как правило, единственное, открытое для паломников и посетителей.
Архитектурно кафоликоны принципиально не отличались от обычных приходских церквей. Ранние храмы часто представляли собой продольные базилики с деревянной скатной крышей. В Средневизантийский период многие храмы строились по более компактному крестово-купольному плану с центральным куполом на четырёх колоннах или столпах. Такая централизованная композиция идеально подходила для нужд небольших монашеских общин, что способствовало её широкому распространению. На горе Афон был популярен вариант, сочетавший центральный купол с тремя апсидами (полукруглыми выступами), известный как триконх. В каждой церкви был главный алтарь, а во многих — один или несколько приделов с дополнительными алтарями. Кафоликон редко был очень большим, даже в крупных монастырях, где помимо него существовало несколько небольших часовен (парекклесий) для частных богослужений. Отпевания и панихиды проводились в специально отведённых для этого часовнях-усыпальницах.
Интерьеры церквей были скудно освещены небольшими, высоко расположенными окнами. Стены и своды были расписаны фресками с библейскими сценами и образами святых. Особой популярностью пользовались изображения святых-аскетов и основателей монашества. К XII веку наиболее чтимые иконы размещались на иконостасе — высокой алтарной преграде, отделявшей алтарную часть от наоса (основного пространства храма). Центральные двери иконостаса, Царские врата, открывались для торжественных входов священнослужителей во время литургии. Другие иконы размещались на специальных подставках (аналоях) вдоль стен. Использовались различные светильники. Небольшие стеклянные лампады горели днём и особенно во время ночных служб. Несколько лампад объединялись в подвесном металлическом хоросе (поликандиле), который наполнялся маслом для плавающего фитиля. Другие светильники изготавливались из бронзы и серебра. Большие свечи (канделы) несли во время процессий, а их возжигание вместе с воскурением ладана знаменовало начало службы. Посетители зажигали вотивные свечи в знак личной преданности. Священную атмосферу дополнял ладан, который курился в богато украшенных кадильницах (фимиатериях), подвешенных на цепях или закреплённых на длинной рукояти.
Трапезная (греч. trapeza) была ещё одним местом общего сбора насельников. В больших монастырях это здание стояло во дворе отдельно, но чаще его пристраивали к одной из стен ограды. Вход в трапезную обычно располагался напротив главного входа в кафоликон, и иногда их соединял крытый переход. Само здание представляло собой длинный зал с одним или несколькими рядами столов и скамей для совместного приёма пищи. В некоторых трапезных имелся амвон для чтения житий святых или псалмов во время трапезы, которая в остальное время проходила в молчании. Все монахи должны были обедать вместе, хотя в крупных обителях это могло происходить посменно. Насельники также собирались в трапезной для общих собраний. Размеры и убранство помещения зависели от численности и достатка общины. Поскольку общая трапеза имела литургическое значение, стены часто расписывались сценами, такими как «Тайная вечеря», и образами святых-аскетов.
Рядом с трапезной располагались кухня и пекарня. Центральным элементом кухни был открытый очаг, часто с высоким дымоходом, расположенный в центре помещения для пожарной безопасности. Важнейшей частью пекарни была кирпичная купольная печь. Хлеб составлял основу рациона монахов, поэтому эти помещения работали почти круглосуточно. В примыкающих к ним кладовых хранились мешки с зерном, кувшины с вином, овощи и другие продукты.
Другие важные помещения монастыря включали библиотеку, архив и ризницу (сокровищницу). Их размещали в башне или отдельном крыле, подальше от пожароопасных очагов и печей хозяйственных построек. Библиотечные фонды варьировались от нескольких богослужебных книг до огромных коллекций, собиравшихся веками. В больших монастырях за ними присматривал специальный библиотекарь (библиофилакс). Хартофилакс (chartophylax), или архивариус, вёл учёт финансов, земельных владений и привилегий монастыря, храня документацию в таком же надёжном месте. Рядом часто располагался скрипторий, где переписывались книги. Наиболее древние и богато украшенные рукописи хранились в ризнице (скевофилакионе) вместе с драгоценной церковной утварью из золота и серебра, иконами и реликвариями. Эти реликвии составляли важную часть идентичности монастыря и использовались в кафоликоне во время торжественных богослужений.
В большинстве монастырей имелись баня и лазарет. Омовение считалось роскошью, которую следовало ограничить гигиеническим минимумом, поэтому монахи мылись в среднем раз в месяц. Немногие известные средневековые бани представляли собой небольшие сводчатые постройки с отдельными помещениями для мытья в горячей и холодной воде. Для работы бани требовались водопровод, резервуары, помещение для подогрева воды и надёжный источник водоснабжения. Часто бани были частью лечебных учреждений, обслуживавших как насельников, так и мирян. Болезни и немощи были постоянными спутниками средневековых монастырей. Молодые монахи и монахини ухаживали за больными и престарелыми собратьями; нередко за помощью в монастырь обращались и жители окрестностей. Лечение сводилось к диете, гигиене, облегчению страданий и молитве. Лишь несколько крупных монастырей, например, монастырь Пантократора в Константинополе, предоставляли специализированную медицинскую помощь в рамках своей благотворительной миссии.
Смерть была неотъемлемой частью монашеской жизни, которая воспринималась как духовная подготовка к ней. В монастырском уставе (типиконе) обычно указывались имена членов семьи основателя для ежедневного поминовения на службах. Перед погребением насельников отпевали, часто в притворе кафоликона или в отдельной погребальной часовне. Обычаи захоронения варьировались от простых могил в земле до общих костниц (оссуариев), как в монастыре Святой Екатерины на Синае или на Афоне. Это были склепы, часто под главным храмом, где тела усопших монахов оставляли для естественного разложения. Через несколько лет кости очищали и аккуратно складывали для более компактного и постоянного хранения.
Большинство монастырей существовали за счёт денежных пожертвований и даров недвижимости. Коммерческие постройки в городах приносили доход, однако главным источником обеспечения были сельскохозяйственные угодья. Крупные земельные владения могли быть организованы в небольшие подворья (метохи), которые обрабатывались монахами, проживавшими там же. Подобно зависимым хозяйствам, эти монастырские подворья обычно включали жилой корпус с несколькими кельями, часовню, трапезную, кухню, кладовые и конюшни. Насельники каждого метоха вели относительно самостоятельную жизнь, возвращаясь в главный монастырь на большие праздники или по другим особым поводам.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?