Волхвы (Маги) читать ~2 мин.
Волхвы (или «мудрецы»), которые пришли с востока, ведомые звездой, чтобы принести дары новорождённому младенцу Иисусу, кратко описаны в Евангелии от Матфея. Хотя в евангельском повествовании об этих фигурах содержится минимум информации, волхвы стали предметом огромного количества дальнейших историй на протяжении веков и занимают видное место в искусстве от раннехристианского периода до современности.
Возможно, заимствованные из рассказов о древних ближневосточных (персидских/зороастрийских) жрецах, астрологах или магах, христианские легенды подчёркивают «экзотическое» происхождение этих первых христианских паломников как символ всеобщего принятия христианства всеми народами.
В повествовании Матфея волхвы следуют за звездой с «востока» и направляются в Иерусалим, чтобы воздать почести «царю иудейскому». Посоветовавшись с царём Иродом, они отправляются в Вифлеем, чтобы преподнести свои дары младенцу Иисусу. Они возвращаются в свою страну после того, как Бог во сне предупредил их не подтверждать Ироду существование ребёнка. Ирод, чувствуя угрозу из-за возможности появления соперника, приказывает убить всех детей в возрасте двух лет и младше в районе Вифлеема. Иосиф и Мария с младенцем Иисусом, предупреждённые ангелом о предстоящей резне невинных, бегут в Египет.
Матфей не уточняет число волхвов, поэтому более поздние тексты называют их число двумя, четырьмя, шестью или даже двенадцатью. Однако три дара, упомянутые в Евангелии (золото, ладан и мирра), привели к наиболее распространённой традиции о трёх волхвах. Их три дара можно символически понимать как ссылки на царственность и власть Христа (золото), его божественную природу (ладан) и его смертность (мирра).
В раннехристианских и более поздних повествованиях и комментариях волхвы описываются как «цари» (например, Тертуллиан около 200 года), а тексты, начиная с шестого века, дают им различные имена (часто Мельхиор, Бальтасар и Каспар или Гаспар). В искусстве, начиная с X века, они изображаются в коронах, а в искусстве XII и XIII веков их костюмы и короны все больше напоминают костюмы и короны европейских правителей.
Расширенные рассказы о волхвах появились особенно в Средние века, например, «Золотая легенда» Якобуса де Ворагина 13-го века и рассказ Иоанна Хильдесхаймского 14-го века, в котором конкретно говорится, что один из волхвов был чёрным эфиопом. Изображение чёрного мага прочно утвердилось в искусстве к XV и XVI векам, а Поклонение волхвов является одним из наиболее часто изображаемых сюжетов в средневековом искусстве и искусстве эпохи Возрождения.
Будучи предметом мистериальных пьес позднего средневековья и придворных празднеств раннего Ренессанса, волхвы также стали символически ассоциироваться с возрастом человека (поэтому их могут изображать в возрасте от юного до преклонного) и тремя частями света (Азия, Африка и Европа). Они считаются покровителями и защитниками паломников и путешественников. Их предполагаемые реликвии были перенесены из Милана в Кёльн в середине 12 века. Поклонение волхвов отмечается литургически в праздник Богоявления (явление Бога в Иисусе) 6 января.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?