Воскресенье Закхея читать ~2 мин.
Закхей (греч. Ζακχαῖος, др.-евр. זַכַּי — «чистый», «невинный») — персонаж Нового Завета, богатый начальник мытарей (сборщиков налогов) в Иерихоне, встреча с которым описана в Евангелии от Луки. Иудеи презирали его за то, что он собирал подати для римской администрации, что считалось предательством и греховным занятием.
Услышав об Иисусе, Закхей захотел увидеть Его. Будучи человеком невысокого роста, он не мог разглядеть Христа в толпе. Тогда он забежал вперёд и взобрался на смоковницу (сикомор), росшую у дороги, по которой должен был пройти Иисус. Этот поступок, унизительный для богатого и влиятельного человека, свидетельствовал о его огромном желании и смирении.
Когда Иисус поравнялся с деревом, Он взглянул вверх и обратился к нему: “Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме”. Тот поспешно спустился и с радостью принял Его. Увидев это, народ стал роптать, говоря, что Иисус зашёл в дом к грешному человеку. В культуре того времени разделить трапезу с кем-либо означало выразить ему принятие и дружбу.
В ответ на упрёки толпы и движимый раскаянием Закхей встал и сказал Господу: “Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо”. Его обещание значительно превышало требования закона Моисеева, который предписывал лишь частичное возмещение ущерба.
Услышав его слова, Иисус произнёс: “ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее”. Этими словами Христос подчеркнул, что его миссия распространяется на всех, включая отверженных и грешников, если они готовы к покаянию.
История Закхея стала ярким примером искреннего раскаяния и преображения человека после встречи с Богом. Она демонстрирует, что для спасения важны не социальный статус или прошлая жизнь, а готовность к изменению и дела милосердия.
В литургической практике Православной и Восточно-католических церквей неделя (воскресенье), в которую на литургии читается евангельский отрывок о Закхее, называется «Неделей о Закхее». Она предшествует периоду подготовки к Великому посту и открывает годовой богослужебный цикл, центром которого является Пасха. Дата этого воскресенья меняется каждый год, но всегда приходится за 11 недель до празднования Пасхи.
Хотя Закхей — второстепенный персонаж новозаветного повествования, позднейшие христианские предания добавляли подробности к его биографии. Климент Александрийский (ок. 150 — ок. 215) отождествлял его с апостолом Матфием, избранным на место Иуды Искариота. Другие источники, например «Апостольские постановления», называют Закхея первым епископом Кесарии Палестинской.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?