Воскресение читать ~13 мин.
Среди христиан воскресение всегда было отведено для еженедельного общего богослужения в память о воскресении Христа после иудейской субботы, которую оно первоначально вытеснило как праздничный святой день и постепенно заменило как торжественный день отдыха.
В разные периоды, в разных местах и в разных церковных деноминациях он соблюдался с разной строгостью. Писания Нового Завета не объясняют, как началось воскресное богослужение во времена апостолов. Хотя многие ранние христиане были в основном иудейского происхождения, они, вероятно, соблюдали субботу в синагоге, прежде чем собраться отдельной группой на следующий день, который был первым в неделе, для празднования евхаристической жертвы. В Откровении 1:10 он назван «днём Господним», знаменуя победу Христа в Его воскресении и начало нового творения, не подвластного времени, после завершения старого творения в субботу, как время покоя на седьмой день. Следующий день был известен как «восьмой день», потому что Бог установил «другой день» для Своего народа, чтобы достичь «места покоя» после завершения творения в Евреям 4:4-11.
Около 150 года в «Первой апологии» святого Иустина Мученика, обращённой к императору Антонину Пию от имени христиан, чтобы опровергнуть обвинения в атеизме и подрывной деятельности, появился первый текст, в котором (в шестьдесят седьмой главе) восьмой день (как день воскресения Христа) приравнивается к первому (как день сотворения мира Богом) во все ещё неофициальной римской планетарной неделе, начинающейся с солнечного дня и заканчивающейся в день Сатурна. Его описание воскресного богослужения в общих чертах остаётся верным для всех апостольских церквей и некоторых основных протестантских церквей.
В день, известный как день солнца, рассказывает Иустин, «все живущие в городах или в стране собираются в одно место, и читаются воспоминания апостолов или писания пророков, сколько позволяет время; потом, когда чтец перестаёт, председатель словесно наставляет и увещевает подражать этим добрым вещам. Затем мы все вместе встаём и молимся, а когда молитва окончена, приносят хлеб, вино и воду».
Известные как два вида Евхаристии, хлеб и вино, смешанные с тёплой водой, изначально были доступны всем верующим, но мирянам до недавнего времени (например, до Второго Ватиканского собора для католиков) приходилось довольствоваться одним лишь хлебом в Западной церкви, примерно с того же времени, когда тысячу лет назад её отделение от Восточной церкви было спровоцировано претензиями римского папства на одностороннее и повсеместное навязывание таких нововведений, как использование пресного хлеба для этого таинства по образцу еврейской Пасхи. Этот раскол между двумя половинами христианской церкви до сих пор не позволяет их членам причащаться таинств друг друга, начиная с Евхаристии.
Название этого таинства – греческое слово, означающее «благодарение», во время которого священник преданно предлагает Богу освящённые хлеб и вино. Затем прихожане в один голос отвечают: «Аминь» – еврейское слово, означающее «да будет так».
Согласно Иустину, для участия в Евхаристии необходимо верить в истинность христианских доктрин и жить в соответствии с ними на практике, будучи возрождённым через крещение как омовение грехов и облечение во Христа. Ибо «как Иисус Христос, Спаситель наш, сделавшись плотью по слову Божию, имел плоть и кровь для нашего спасения, так и мы научены, что пища, которая благословляется молитвой Его слова и от которой питается наша кровь и плоть посредством превращения, есть плоть и кровь того Иисуса, который сделался плотью. Ибо апостолы в составленных ими записках, которые называются Евангелиями, передали нам то, что было предписано им: Иисус взял хлеб и, возблагодарив, сказал: “Сие творите в воспоминание Меня, сие есть Тело Моё”, и, взяв чашу и возблагодарив, сказал: “Сие есть Кровь Моя”, и дал её им одним. Во времена Иустина, однако, “когда председатель произнёс благодарение, и весь народ выразил своё согласие, те, кого мы называем диаконами, дают каждому из присутствующих причаститься хлеба и вина, смешанных с водой, над которыми было произнесено благодарение, а отсутствующим они уносят часть”. Дьяконы также отвечают за сбор пожертвований от всех тех, кто имеет средства и желание пожертвовать – по своему усмотрению. Затем они передают их председательствующему священнику или епископу, который “заботится обо всех нуждающихся”: сиротах и вдовах, больных и бедных, заключённых и странниках и т.п.
Родившийся примерно в то же время, когда был написан текст святого Иустина, латинский христианский автор Тертуллиан добавил в двадцать третьей главе своего трактата «О молитве», что “мы, по принятому нами преданию, в день воскресения Господа, и только в этот день, должны тщательно воздерживаться не только от этого (коленопреклонения), но и от всякого отношения и обязанности, которые вызывают недоумение, откладывая даже наши повседневные дела, «чтобы не дать места диаволу”.
То же самое и в Витсунтиду, которая отличается той же торжественностью своего ликования», за исключением того, что торжественное восстановление запрещённых с Пасхи коленопреклонений (как бы для того, чтобы растянуть радость этого первоначального воскресенья на пятьдесят дней) в православных церквях теперь занимает центральное место на вечерне. Это вечерняя служба, отмечающая окончание праздника, но на практике в Пятидесятницу она обычно совершается сразу после утренней литургии. В остальном, и по сей день, в церквях восточного обряда не преклоняют колени в воскресение (за исключением воскресенья почитания креста, третьего в Великом посту), что объясняется заботой о поддержании достойного поведения, подобающего прославлению освобождённого человечества в его поклонении Богу, что выражается в необходимости избегать подневольного труда и выделять время для этой высшей цели.
На латинском Западе североафриканский соотечественник Тертуллиана святой Августин Гиппонский воспринимал субботний отдых от подневольного труда в воскресение как воздержание от греха. Но более буквальные подходы неуклонно завоёвывали позиции. В 300 году Эльвирский собор постановил: “Если кто-либо в городе пренебрегает посещением церкви в течение трёх воскресений, пусть будет отлучён от церкви на короткое время, чтобы он мог исправиться”. В 321 году римский император Константин издал указ, призывающий горожан и ремесленников воздержаться от работы, а магистратов – не заседать «в почтенный день Солнца», день, священный как для митраизма, так и для христианства, по разным причинам. Неясно, какую из двух набирающих популярность восточных религий молчаливо признал римский император (если не обе), сделав воскресение гражданским праздником, тем самым впервые придав официальный статус семидневной планетарной неделе, которая стала общепринятой во всем греко-римском мире за предыдущие пару столетий.
Если Константин ещё следовал римской традиции, разрешая сельскохозяйственные работы в воскресение, как и во все остальные праздники (feriae), то два века спустя Третий Орлеанский собор (538 г.) счёл «лучшим воздержаться» и от них, “чтобы люди могли охотнее приходить в церкви и иметь досуг для молитв”.
Но он также осудил как иудаистскую практику применение к воскресенью субботних правил, которые продолжали соблюдаться в субботу в Эфиопской и других восточных церквях, пока они не были официально запрещены двадцать девятым каноном Лаодикийского синода (360-е годы). Ибо даже в Римской Церкви все ещё были те, кто, подобно святому Кесарию Арльскому, утверждал, что вся слава иудейской субботы была перенесена на воскресение, так что христиане должны были свято соблюдать его так же, как иудеи свой собственный день отдыха. Другие церковные соборы и императорские эдикты пытались ограничить различные виды деятельности в этот день, особенно публичные увеселения в театре и цирке.
После распада Римской империи на Западе Римская церковь все больше и больше настаивала на обязательности воскресного отдыха, которому предшествовал субботний пост. Последняя практика была самым первым предметом разногласий с восточными церквями, поскольку они запрещали подобную аскезу в день, посвящённый как завершению творения, так и победоносному изгнанию Христа из ада, когда он ходил среди мёртвых между распятием и воскресением.
Что касается запрета на работу, то он был призван гуманизировать участь нового низшего класса сельских крепостных и рабочих и дать им возможность посещать мессу и впитывать христианские учения. Начиная с VIII века, местные советы запрещали подневольный труд, публичную куплю-продажу, выступления в судах и публичное принесение клятв. В саксонской Англии нарушение закона о воскресном отдыхе наказывалось так же, как и другие преступления и проступки. Но только в XII веке воскресение стали называть «христианской субботой» и серьёзно думать о ней, а ненужная работа стала считаться смертным грехом, и духовенство, опираясь на гражданские законы, стало соблюдать все большее число предписаний о субботе в воскресение и другие праздники.
Мирян долгое время учили, что они должны слушать мессу и проповедь Слова Божьего по воскресеньям в своей приходской церкви. Но к концу XIII века некоторые монашеские ордена стали учить, что они могут делать это и в своих собственных церквях и частных часовнях, и эта спорная новая практика была в конце концов разрешена папством. Тем не менее, в средние века воскресение, как обычное время, когда люди собирались для богослужения, было также обычным рыночным днём (значение венгерского названия vasárnap), переняв эту функцию от последнего дня более ранней восьмидневной римской недели. Это был повод как для бизнеса, так и для развлечений – будь то спорт, поединки, спектакли, представления, приходской эль или другие общественные увеселения. Во многих католических странах Европы и других регионов в воскресение до сих пор проводятся рынки под открытым небом.
С приходом протестантской Реформации была утеряна большая часть шумной и бурной спонтанности средневековых воскресений, которую духовенство тщетно пыталось контролировать. Ее отрицание священного времени, выраженного в регулярном цикле праздников, приняло различные формы. Для Кальвина ни один конкретный день не подходил больше других для религиозного поклонения, но из практических соображений он придерживался соблюдения воскресенья и любил ходить в боулинг после службы. Но для Лютера “все управляется и предписывается Евангелием, крещением и воскресной молитвой”, которая теперь несла на себе всю тяжесть религиозных обрядов с отменой или преуменьшением множества средневековых праздников на церковном и приходском уровне.
Вновь стало уделяться внимание доктрине, которая передавалась взрослым лютеранам на занятиях по катехизису после воскресной службы, как первая модель воскресных школ, впоследствии предназначенных для детей во многих деноминациях. Со своей стороны, католическая контрреформация в XVIII и XIX веках подчёркивала важность посещения воскресной утренней мессы и даже воскресной вечерней вечерни.
Протестантские государства, где монарх жёстко контролировал национальную церковь, такие как Швеция и Англия, имели гражданские законы, делающие посещение воскресных служб обязательным, а их отсутствие – наказуемым преступлением. В Англии закон о соблюдении воскресного дня от 1677 года распространялся на самые разные профессии и занятия. В 1781 году закон, действовавший до 1930-х годов, запретил любые общественные развлечения, взимавшие плату за вход.
Именно благодаря голубой бумаге, на которой в том же году в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, был издан подобный указ, такие «голубые законы» стали известны во всех бывших американских колониях Великобритании – даже несмотря на то, что строгое толкование, данное им пуританскими основателями, начало ослабевать после Войны за независимость. Ведь пуритане называли воскресение «субботой» и подразумевали, что оно должно быть настолько строгим, насколько это предполагает Ветхий Завет. Та же кальвинистская непримиримость к субботе преобладала и в Шотландии примерно до пятидесяти лет назад, когда люди по-прежнему проводили воскресные дни, занимаясь только тем, что следили за тем, чтобы никто больше ничего не делал.
Но нигде гражданские законы, регулирующие соблюдение воскресенья, не были столь суровыми, как в пуританских колониях. В Вирджинии непосещение утренней воскресной службы и послеобеденного катехизиса каралось поркой и даже смертью для рецидивистов. Более распространёнными были законы, принятые для принудительного посещения церкви и запрещающие работу, путешествия, спорт и другие легкомысленные развлечения в таких колониях, как Мэриленд и Массачусетс, где ограничения на различные виды деятельности, связанные с субботой, остаются наиболее сильными, хотя в той или иной форме они все ещё встречаются в большинстве американских штатов, а также в бесчисленных муниципалитетах. Они могут быть направлены на пугающее разнообразие конкретных видов деятельности, таких как боулинг и бинго, бильярд и поло, бокс и борьба, азартные игры и охота, посещение кино или танцев, выкапывание устриц, продажа свежего мяса и особенно распитие спиртных напитков.
В отличие от них, лишь немногие католические страны когда-либо вводили законы о воскресеньях. В Испании, например, именно в воскресение днём традиционно проводятся бои быков. В Канаде многочисленное католическое население попало под юрисдикцию британских воскресных законов после завоевания этой французской колонии в 1759 году.
Их применение было довольно мягким до 1906 года, когда лоббистская кампания протестантского Альянса за День Господень, направленная против трамваев, железнодорожного транспорта, публичных зрелищ, а также торговли по воскресеньям, привела к полному принятию предложенного Закона о Дне Господнем. Однако была внесена поправка, оставлявшая его исполнение на усмотрение провинций, так что в основном французском Квебеке он так и остался мёртвой буквой.
В 1923 году была создана Католическая воскресная лига для борьбы с этой расхлябанностью и продвижения субботних ограничений в этой провинции – особенно против кинотеатров. Но она оставалась единственной в Канаде, где кинотеатры оставались открытыми по воскресеньям, поскольку местные политики прекрасно понимали, что миряне не разделяют цензурного отношения духовенства в этих вопросах. Единственным успехом этой Ligue du Dimanche стала отмена положения закона, разрешающего евреям заниматься бизнесом в день Солнца, поскольку они уже соблюдали субботу как день отдыха.
Кроме такого мелкого фанатизма, главной целью многих католических социальных реформаторов начиная с 19 века было восстановление воскресного отдыха для промышленных рабочих, поскольку работодатели не придавали этому значения и долгое время настаивали на том, чтобы заставлять их работать практически всю неделю. Однако во второй половине 20-го века популяризация выходных вдали от дома и прихода, или полностью отданных досугу во все более светском обществе потребления, оказалась ещё более разрушительной для религиозного соблюдения воскресенья. Его крах нигде не был столь драматичным, как в Квебеке в 1960-х годах, где он стал сигналом о прекращении долгого влияния католической церкви, наряду с распадом Лиги Диманша.
С этого момента коммерческое давление, которое постепенно навязывало воскресный шопинг в большей части Северной Америки на протяжении второй половины прошлого века, не встретило особого сопротивления. Уже в 1950 году Альянс Дня Господня проиграл ключевой плебисцит в Торонто, долгое время являвшемся центром канадского саббатарианства, поскольку бейсбольные игры были разрешены в воскресение.
В ответ на закрепление в новой канадской конституции 1982 года американских принципов отделения церкви от государства, организация попыталась избавиться от своей религиозной окраски и больше опираться на поддержку трудящихся в своём недолговечном новом воплощении под названием «Люди за воскресение». Ее арьергардные действия против воскресного шопинга и связанных с ним причин не предотвратили её скорой гибели после того, как в 1985 году Верховный суд Канады признал Закон о Дне Господнем неконституционным ограничением религиозной свободы.
Интересно, что последним канадским бастионом традиционного запрета на воскресные покупки, подтверждённого народным голосованием на референдуме в октябре 2004 года, является Новая Шотландия, Шотландия Нового Света. В остальном Канада, как правило, следует американским моделям поведения в воскресение, только с задержкой на десятилетие или около того.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Санаторий «Солнечный», Кисловодск
- Несколько слов о том, почему живопись всё ещё важна
- «Незначительные события в жизни кактуса» Дасти Боулинг, краткое содержание
- «Поднимаясь в воздух» Джорджа Оруэлла, краткое содержание
- «Первая исповедь» Фрэнка О’Коннора, краткое содержание
- Словарь для раздела «Мировые религии»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?