Восточное православие в Украине читать ~9 мин.
Будучи уникальным явлением восточного христианства, украинское православие (УП) формировалось под влиянием многих, порой противоречивых, факторов. Со времени крещения Киевской Руси в 988 году до конца XVII века оно развивалось во взаимодействии со Вселенским патриархатом в Константинополе. С середины XVII века православие на украинских землях оказалось в тесном общении с Московским патриархатом, то есть Русской православной церковью.
На протяжении всего своего существования УП поддерживало контакты с западным христианством, что было очень важно для его идентичности. Кроме того, существует множество особенностей, свидетельствующих об отличительном характере этой церковной традиции: сохранение некоторых языческих пережитков, уникальные местные практики, специфические почитания святых, открытость различным традициям, собственное каноническое право, опыт проведения поместных соборов, особое монашество и многочисленные западные заимствования.
Церковь в Украине стала точкой, где сходятся восточно-православные, римско-католические и русские православные традиции. Несмотря на это многообразное прошлое, любой фактический плюрализм в УП подавлялся, пока Украина была частью Российской империи (с 1654 по 1917 год), и особенно после подчинения Киевской митрополии Московскому патриархату в 1686 году.
После опубликования 1 января 1919 года декрета правительства Украинской Народной Республики (независимого государства в 1917–1920 годах) об автокефалии УП, сторонники отделения разделились на два идеологических направления. Эти направления, с некоторыми вариациями и изменениями, существуют до сих пор. Одна группа выступала за полное отделение от Москвы и создание независимой (автокефальной) церкви, другая — за сохранение организационной связи с Русской православной церковью (РПЦ) в виде экзархата или автономной церкви.
В марте 1919 года сторонники автокефалии основали первые приходы, заявившие о своей полной независимости от Московского патриархата. В октябре 1921 года они провели Всеукраинский собор, на котором было объявлено о создании Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и рукоположена её иерархия.
Эта новая церковь не была признана ни одной из канонических православных церквей, поскольку в рукоположении её епископов не участвовал ни один действующий православный иерарх. Вопреки каноническому праву, епископат для УАПЦ был рукоположён самими приходскими священниками. Лишь обновленческая фракция РПЦ, так называемая «Живая церковь», признала УАПЦ в 1923 году.
УАПЦ была наиболее активна в центральной и, в некоторой степени, северной и южной Украине. К концу 1920-х годов в её юрисдикции находилось почти 3 000 приходов. В 1929 году Сталин, обвинив УАПЦ в национализме, начал её подавление. Двадцать шесть её епископов, тысячи священников и активных мирян были арестованы и погибли в лагерях. К 1934 году все структуры УАПЦ были уничтожены.
УАПЦ возродилась в феврале 1942 года, во время немецкой оккупации Украины. Три бывших епископа Православной церкви Польши провозгласили второе рождение УАПЦ и рукоположили новых епископов, которые с канонической точки зрения были легитимны. В 1944 году, перед наступлением советской армии, иерархия УАПЦ, большинство её священников и сотни тысяч приверженцев покинули Украину. Они основали церковные учреждения в диаспоре: до 1949 года в Западной Европе, а после 1950 года — преимущественно в США, Канаде, Австралии и Южной Америке.
В 1918 году, в ответ на требования украинского духовенства о большей независимости, РПЦ согласилась провозгласить автономию Православной церкви в Украине. Однако на практике эта независимость так и не была реализована. В 1921 году московский патриарх Тихон назначил экзарха в Украину, что фактически превратило автономную церковь в экзархат.
До 1917 года РПЦ имела в Украине 11 753 церкви. В 1920-е годы около 3 000 из них перешли в юрисдикцию УАПЦ; около 2 000 оказались на польской территории и вошли в состав Польской православной церкви; менее 7 000 церквей остались под властью РПЦ.
Изначально приходы РПЦ преобладали в восточных и южных областях Украины, но к середине 1930-х годов её инфраструктура была почти полностью разрушена в результате антирелигиозной политики советского государства: действующими оставались менее 100 церквей. Церковь в единстве с РПЦ возобновила свою структуру во время Второй мировой войны. В 1942 году она объявила о возвращении к автономному статусу, который был вновь преобразован в экзархат в 1944 году, когда Советский Союз восстановил контроль над территорией. Большинство епископов автономной церкви покинули Украину.
С 1944 по 1989 год Украинский экзархат РПЦ был единственной православной структурой, разрешённой советским режимом. Сразу после Второй мировой войны он объединял 21 епархию с более чем 7 000 приходов. В состав экзархата были принудительно включены приходы всех запрещённых в СССР церквей, в том числе бывшей УАПЦ, Польской православной церкви (на территориях, отошедших к Советскому Союзу) и Украинской греко-католической церкви. В начале 1960-х годов в результате антирелигиозной кампании Хрущёва число приходов сократилось до 15 епархий и примерно 5 000 общин.
Монополия РПЦ на православие в Украине была нарушена с началом либеральных перемен в Советском Союзе. В 1989 году группа православного духовенства в Галиции провозгласила третье возрождение УАПЦ. Её идейным лидером стал священник Владимир Ярема из Львова, а возглавил движение епископ Иоанн Боднарчук, ранее служивший в РПЦ. Возрождению автокефальной церкви решительно противостояла РПЦ в целом и особенно митрополит Филарет, глава Украинского экзархата. В то время экзархат насчитывал около 5 000 приходов из менее чем 7 000 всех православных общин в стране.
В начале 1990-х годов в Украине сформировались три отдельные православные юрисдикции. Украинская православная церковь под юрисдикцией Московского патриархата (УПЦ МП) представляет пророссийское направление. Она была создана в январе 1990 года на базе бывшего Украинского экзархата РПЦ. После провозглашения независимости Украины в августе 1991 года митрополит Филарет инициировал обращение к РПЦ с просьбой об автокефалии, но получил отказ. Несогласные с этим решением епископы вместе с Филаретом создали Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). Новым митрополитом УПЦ МП стал Владимир Сабодан. В 1996 году УПЦ МП официально отказалась от идеи получения автокефалии.
В настоящее время приходы УПЦ МП преобладают в большинстве регионов страны. Это крупнейшая религиозная организация Украины (36 епархий) по количеству религиозных общин (всего 9 246), монастырей (122, с тремя тысячами монахов и монахинь), братств (24) и духовенства (7 тыс.). Её штаб-квартира и главный собор находятся на территории Киево-Печерской лавры — самого древнего и известного украинского монастыря.
Автокефальное направление в украинском православии представлено двумя церквями — УПЦ КП и УАПЦ. Ни одна из этих структур не признана поместными православными церквями из-за сильного противодействия РПЦ. После 1998 года Вселенский патриархат проявил особый интерес к украинскому православию. Патриарх Варфоломей I предложил путь к объединению нескольких православных ветвей и предоставлению автокефалии объединённой УПЦ.
Украинская православная церковь Киевского патриархата была основана в июне 1992 года. Она объединила УАПЦ (существовавшую с 1989 года) и ту часть УПЦ МП, которая во главе с митрополитом Филаретом не согласилась с отказом РПЦ в предоставлении автокефалии. Основателем объединённой церкви стал патриарх Мстислав Скрипник, который одновременно был главой УПЦ в США. Впоследствии УПЦ КП возглавил патриарх Филарет (Денисенко). В её юрисдикцию входят 30 епархий в Украине и 6 за рубежом (Россия, Германия, Франция, Греция и США). В её составе 16 семинарий и академий, 22 монастыря, 10 братств и 18 миссий. Главным кафедральным собором УПЦ КП является Владимирский собор в Киеве.
Третья православная организация, Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), была воссоздана в 1993 году небольшой группой духовенства, вышедшей из УПЦ КП. Эти священнослужители были не согласны с руководством митрополита Филарета. Харизматичный лидер этой группы, Владимир Ярема, был рукоположён в епископы в 1993 году и впоследствии избран патриархом новой УАПЦ. В сентябре 2000 года его сменил митрополит Мефодий Кудряков. УАПЦ имеет 11 епархий, 1015 религиозных организаций, 1 монастырь и 6 семинарий. Более 90% её приходов расположены в Галиции, хотя штаб-квартира находится в Киеве.
Кроме трёх крупных церквей, в Украине действует множество небольших православных общин, большинство из которых имеют этнически русские корни. К ним относятся две ветви старообрядческой Русской православной церкви: одна имеет священство (58 религиозных организаций), а другая — нет (12 религиозных организаций). Также присутствуют Русская православная церковь за границей (7 организаций), Русская истинно-православная церковь (35 организаций), Апокалиптическая православная церковь (4 организации), Греческая православная церковь (2 организации), Иннокентиевская церковь (1 организация) и несколько независимых приходов (4 организации).
Вследствие массовых перемещений украинцев в XX веке украинские православные структуры были созданы и за рубежом. В 1924 году в Америке была основана Украинская православная церковь США, которая в настоящее время имеет 3 епархии и 95 приходов. До 1995 года она не имела канонического признания, но с тех пор находится в общении со Вселенским патриархатом. Украинская православная церковь в Канаде, основанная в 1918 году, имеет 3 епархии и 260 приходов. Она также долгие годы не имела признания, но в 1990 году вошла в общение со Вселенским патриархатом.
Отдельные епархии существуют также в Западной Европе, Австралии и Южной Америке. Православные украинцы создали свои структуры в Румынии (украинский викариат Румынской православной церкви) и Польше (несколько епархий Польской православной церкви, в которых украинцы составляют большинство).
Социологические данные показывают, что около 61% населения Украины считают себя православными. Однако только 35% всех опрошенных (или 57% от числа православных верующих) могут уверенно назвать свою церковную юрисдикцию. Это свидетельствует о том, что многие воспринимают православие скорее как абстрактную историческую традицию, чем как реальную религиозную практику. УПЦ МП, имея 37% всех религиозных организаций в стране (70% от числа православных), пользуется поддержкой 12% населения. УПЦ КП, на которую приходится 12% всех общин (22% православных), поддерживают 22% населения. УАПЦ, представляющую 4% всех организаций (8% православных), поддерживает 1% населения.
Эти цифры показывают, что реальные юрисдикционные предпочтения населения не совпадают с существующей церковной инфраструктурой. Вероятность создания единой автокефальной церкви, признанной другими православными патриархатами, высока.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- В Донецке впервые открылся Международный фестиваль спекталей малых форм «Мизансцена»
- Вечное возвращение Киры Муратовой. Год после юбилея
- В Одессе завершилась XIX международная книжная выставка-ярмарка
- Объявлена программа кинофестиваля «Немые ночи»
- В Одессе впервые пройдёт Международный литературный фестиваль
- Православная церковь в США
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?