Восточное православие в Украине читать ~9 мин.
Будучи уникальным явлением восточного христианства, украинское православие (УП) формировалось под влиянием многих, иногда противоречивых, влияний. Со времени крещения Киевской Руси в 988 году до конца XVII века оно развивалось во взаимодействии со Вселенским патриархатом в Константинополе, а с середины XVII века находится в тесном общении с Московским патриархатом, то есть Русской православной церковью (Московский патриархат).
На протяжении всего своего существования контакт с западным христианством был очень важен для её идентичности. И, наконец, существует множество особенностей, свидетельствующих об отличительном характере церковной традиции, таких как некоторые языческие следы, уникальные местные практики, специфические сочетания святых, открытость различным традициям, уникальное каноническое право, опыт проведения поместных соборов, собственное монашество и многочисленные западные перенятия.
Церковь стала точкой, в которой сходятся восточные православные, западные римские и русские православные традиции. Несмотря на разнообразное прошлое, любой фактический плюрализм в УП был подавлен, пока Украина была частью Российской империи с 1654 по 1917 год, и особенно после того, как УП была подчинена Московскому патриархату с 1686 года.
После опубликования 1 января 1919 года декрета правительства Украинской Народной Республики (независимого государства с 1917 по 1920 год) об автокефалии УП, сторонники отделения разделились на два идеологических направления, которые с вариациями и некоторыми изменениями существуют до настоящего времени. Одна группа выступала за полное отделение от Москвы и создание независимой автокефальной церкви, другая – за сохранение организационной связи с Русской православной церковью (РПЦ) в виде экзархата или автономной церкви.
В марте 1919 года сторонники автокефалии основали первые приходы, которые заявили о своей полной независимости от прежнего религиозного центра, а в октябре 1921 года провели Всеукраинский собор, на котором было объявлено о создании Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и освящена её иерархия.
Эта новая церковь не была признана ни одной из традиционных православных церквей, поскольку ни один из действующих на тот момент православных епископов не принимал участия в рукоположении. Вопреки каноническому праву, новый епископ для УАПЦ был хиротонисан из числа и силами приходских священников (только фракция «Русская живая церковь» Русской православной церкви признала УАПЦ в 1923 году).
УАПЦ была наиболее активна в центральной и, в некоторой степени, северной и южной Украине, где до конца 1920-х годов в её юрисдикции находилось почти 3 000 приходов. В 1929 году Сталин начал подавление УАПЦ, которую он обвинил в национализме. Двадцать шесть её епископов и тысячи её священников и активных членов были арестованы и погибли в концентрационных лагерях. К 1934 году все учреждения УАПЦ были уничтожены.
УАПЦ возродилась в феврале 1942 года, после немецкой оккупации Украины, когда три бывших епископа Православной церкви Польши (ПЦП) провозгласили второе рождение УАПЦ и рукоположили новых епископов (которые с канонической точки зрения были вполне легитимны). В 1944 году, перед освобождением территории Украины советской армией, иерархия УАПЦ, большинство её священников и сотни тысяч приверженцев покинули Украину и основали церковные учреждения в диаспоре (до 1949 года в Западной Европе, а после 1950 года – в основном в США, Канаде, а также в Австралии и Южной Америке).
В ответ на требования украинского духовенства о предоставлении УП большей независимости, в 1918 году РПЦ согласилась провозгласить автономию Православной церкви в Украине. Однако практически эта независимость так и не была реализована. В 1921 году московский патриарх Тихон назначил экзарха на Украину, что фактически превратило автономную церковь в экзархат.
До 1917 года РПЦ имела 11 753 церкви в Украине: в 1920-е годы около 3 000 из них признали юрисдикцию УАПЦ; около 2 000 (после 1920 года) оказались на польской территории и вошли в состав ОКП; и менее 7 000 церквей остались под властью РПЦ.
Первоначально приходы РПЦ преобладали в восточных и южных областях Украины, но к середине 1930-х годов её инфраструктура была почти полностью разрушена в результате антирелигиозной политики советского государства: открытыми оставались менее 100 церквей. Церковь в соединении с РПЦ обновила свою структуру во время Второй мировой войны, а в 1942 году объявила о возвращении к прежнему автономному статусу, который был вновь преобразован в экзархат в 1944 году, когда Советский Союз восстановил контроль над территорией. Большинство епископов автономной церкви покинули Украину.
С 1944 по 1989 год Украинский экзархат РПЦ был единственной православной религиозной структурой, которая была разрешена советским режимом. Сразу после Второй мировой войны он объединял 21 епархию с более чем 7 000 приходов. Все приходы тех церквей, которые в то время были запрещены в Советском Союзе, были включены в состав Украинского экзархата РПЦ, включая приходы бывшей УАПЦ, ОПЦ (на территориях, отошедших к Советскому Союзу) и Украинской католической церкви. В начале 1960-х годов в результате антирелигиозной кампании Хрущева число приходов ещё более сократилось – до 15 епархий и примерно 5 000 приходов.
Монополия РПЦ на православие в Украине была разрушена после начала либеральных перемен в Советском Союзе. В 1989 году третье возрождение УАПЦ в Украине было провозглашено группой православного духовенства в Галиции. Ее идейным лидером стал священник Владимир Ярема из Львова, а возглавил новое движение епископ Иоанн Боднарчук, ранее работавший в РПЦ. Возрождению автокефальной церкви решительно противостояла РПЦ в целом, и особенно митрополит Филарет, глава Украинского экзархата РПЦ, который в то время включал почти 70% всех православных приходов в стране (около 5 000 из менее чем 7 000).
В начале 1990-х годов в Украине появились три отдельные церковные структуры. Украинская православная церковь под юрисдикцией Московского патриархата (УПЦ МП) представляет пророссийское направление в украинском православии. Она была создана в январе 1990 года из бывшего Украинского экзархата РПЦ. После провозглашения независимости Украины в августе 1991 года митрополит Филарет подписал обращение в РПЦ с просьбой об автокефалии. РПЦ посчитала просьбу нецелесообразной. Два других епископа не согласились с этим решением и вместе с Филаретом создали Украинскую православную церковь патриархата (УПЦ КП). Владимир Сабодан стал новым украинским митрополитом УПЦ МП. В 1996 году УПЦ МП официально отказалась от идеи предоставления ей автокефалии в Украине.
В настоящее время приходы УПЦ МП преобладают в большинстве регионов страны. Это крупнейшая религиозная организация Украины (36 епархий) по количеству религиозных организаций (всего 9 246), монастырей (122, с 3 тысячами монахов и монахинь), братств (24) и духовенства (7 тыс.); штаб-квартира и главный собор находятся на территории самого древнего и известного украинского монастыря – Киево-Печерской лавры.
Сугубо автокефальное направление в составе УП представлено двумя церквями – УПЦ КП и УАПЦ. Ни одна из этих структур не признана ни одной автокефальной православной церковью из-за сильного противодействия РПЦ. После 1998 года Вселенский патриархат проявил особый интерес к ЮО. Патриарх Варфоломей I предложил способ объединения нескольких православных ветвей и предоставления автокефалии объединённой УПЦ.
Украинская православная церковь Киевского патриархата была основана в июне 1992 года с целью объединения всей УАПЦ (существовавшей в Украине с 1989 года) и небольших частей УПЦ МП, которые при митрополите Филарете не согласились с отказом РПЦ предоставить автокефалию УП. Она была основана патриархом Мстиславом Скрипником, который в то же время был главой УПЦ в США. Сейчас УПЦ КП возглавляют патриархи Филарет и Денисенко. В её юрисдикцию входят 30 епархий в Украине и 6 епархий за рубежом (Россия, Германия, Франция, Греция и США). В её составе 16 семинарий и академий, 22 монастыря, 10 братств и 18 миссий. Главным кафедральным собором УПЦ КП является Владимирская церковь в Киеве.
Третья православная организация, Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), была создана в 1993 году небольшой группой бывших священнослужителей УПЦ КП, которые до июня 1992 года состояли в УАПЦ, существовавшей с 1989 по июнь 1992 года. Эти священнослужители были не согласны с руководством УПЦ КП митрополита Филарета. Харизматичный лидер этой группы, Владимир Ярема, был рукоположён в епископы в 1993 году и впоследствии избран патриархом новой УАПЦ. В сентябре 2000 года его сменил нынешний митрополит Мефодий Кудряков. УАПЦ имеет 11 епархий, 1015 религиозных организаций, 1 монастырь и 6 семинарий. Более 90 процентов приходов расположены в Галиции, хотя штаб-квартира находится в Киеве.
В дополнение к трём крупным церквям, здесь также присутствует множество небольших православных общин, большинство из которых имеют этнически русские корни, включая две ветви старообрядческой Русской православной церкви, одна из которых имеет духовенство (58 религиозных организаций), а другая – нет (12 религиозных организаций). Также можно отметить Русскую православную церковь за границей (7 религиозных организаций), Русскую истинно-православную церковь (35 организаций), Апокалиптическую православную церковь (4 организации), Греческую православную церковь (2 организации), Иннокентиевскую церковь (1 организация) и несколько независимых приходов (4 организации).
После интенсивного перемещения украинцев в течение 20 века украинские православные структуры были созданы за рубежом: в Америке в 1924 году была основана Украинская православная церковь США, которая в настоящее время имеет 3 епархии и 95 приходов. До 1995 года она была непризнанной, но с тех пор находится в общении со Вселенским патриархатом. Украинская православная церковь в Канаде, основанная в 1918 году, имеет 3 епархии и 260 приходов. Также непризнанная в течение многих лет, в 1990 году она вступила в общение со Вселенским патриархатом.
Существуют также отдельные епархии в Западной Европе, Австралии и Южной Америке. Православные общины украинцев также создали структуры в Румынии (украинский деканат Румынской православной церкви) и Польше (несколько епархий ПЦУ, в которых украинцы составляют большинство). В Интернете можно найти независимый и информативный сайт, посвящённый украинскому православию.
Социологические данные показывают, что приблизительно 61% населения Украины признают себя приверженцами православия, однако только 35% (57% православных верующих) уверены в своей конкретной церковной принадлежности (что свидетельствует о том, что многие воспринимают православие скорее как абстрактную историческую традицию, чем как реальную религиозную практику). УПЦ МП, объединяющую 37% всеукраинских религиозных организаций (70% православных), поддерживают 12% населения; УПЦ КП, объединяющую 12% от общего числа общин (22% среди православных), – 22% приверженцев среди всего населения Украины; УАПЦ (представляющую 4% всеукраинских организаций и 8% православных) – 1% сторонников.
Эти цифры показывают, что реальные юрисдикционные приоритеты населения не совпадают с существующими церковными инфраструктурами. Вероятность создания единой автокефальной церкви, которая будет признана другими православными патриархатами, высока.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- В Донецке впервые открылся Международный фестиваль спекталей малых форм «Мизансцена»
- Вечное возвращение Киры Муратовой. Год после юбилея
- В Одессе завершилась XIX международная книжная выставка-ярмарка
- Объявлена программа кинофестиваля «Немые ночи»
- В Одессе впервые пройдёт Международный литературный фестиваль
- Православная церковь в США
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?