Возвращение реликвий:
Примирение Востока и Запада читать ~8 мин.
27 ноября 2004 года Папа Иоанн Павел II вернул мощи святых Иоанна Златоуста и Григория Назианзского Вселенскому патриарху Варфоломею I, главе Восточной православной церкви. Мощи были вывезены из Константинополя в 1204 году во время Четвёртого крестового похода и с тех пор находились в Риме. Иоанн Павел прилагал все усилия для улучшения связей между двумя церквями.
Четыре года назад, в марте 2000 года, Папа принёс извинения за те проступки, которые прошлые поколения римо-католиков совершили по отношению к другим. Его широкое заявление охватывало не только отношение к евреям, женщинам и коренным американцам, но и такие печально известные движения в истории, как инквизиция и крестовые походы. Учитывая заинтересованность нынешнего Папы в исправлении старых ошибок, неудивительно, что он стремится к улучшению отношений со своим коллегой в греческой церкви, а также между прихожанами обеих традиций.
Раскол между двумя церквями уходит корнями в великие перемены раннего средневековья, когда две половины бывшей Римской империи начали идти по разным судьбам. Разделение христианской церкви на «латинскую» и «греческую» половины произошло не в одночасье. Оно стало кульминацией многих вопросов и событий, происходивших на протяжении многих лет.
Важно также помнить, что, хотя между Римской и Греческой церквями были свои разногласия, резкие различия, которые историки видят сегодня, не всегда были очевидны в раннем Средневековье, когда две традиции медленно отдалялись друг от друга. Несмотря на культурные различия и богословские разногласия, обе традиции имели много общего, общались друг с другом и иногда работали вместе вплоть до раскола 1054 года. Например, с середины седьмого до середины восьмого века (приблизительно 654-752 гг.), в том самом веке, когда многие политические вопросы встали во весь рост, только пять пап происходили из Рима; несколько были греками, и ещё больше – выходцами из таких греческих культурных областей, как Сирия и Сицилия.
Много веков спустя, уже после того, как произошёл самый серьёзный раскол между Востоком и Западом, византийские учёные охотно читали труды Фомы Аквинского, главного богослова Запада в XIII веке. Другими словами, различия, которые мы видим, не были монолитными. Однако со временем различия преодолели общее и привели к прочному разрыву между Востоком и Западом. Раскол между «латинской» и «греческой» церквями был сложным, но несколько ключевых факторов – политические проблемы седьмого века, крестовые походы, спор о Филиокве, Фотианский раскол и раскол 1054 года – выделяются как особенно значимые.
Политическая раздробленность Римской империи и ход событий, происходивших с её преемниками – германскими королевствами Запада, Византийской империей и исламскими народами – помогли осуществить некоторые важные географические, социальные и политические изменения, которые повлияли на единство Церкви. В течение долгого времени Церковь хорошо переносила политические изменения внутри империи.
Однако в седьмом веке на сцену ворвались приверженцы ислама. Исламские армии, подстёгиваемые религиозным рвением к прозелитизму, хлынули в восточное Средиземноморье. К 640 году большая часть Палестины была в руках ислама. К 711 году исламские войска были в Испании. Византийцы оказались в осаде, и хотя они выиграли несколько сражений, им предстояло противостоять исламской угрозе ещё семь веков.
Одним из последствий исламской экспансии стала потеря трёх из пяти главных патриарших церквей. Александрия, Антиохия и Иерусалим пали под ударами мусульманских захватчиков, оставив только Рим и Константинополь в качестве основных центров христианства примерно к 700 году нашей эры. Таким образом, епископы Рима и Константинополя приобрели больший авторитет как два главных представителя веры. Каждый прелат сталкивался с совершенно разными политическими ситуациями. Константинопольский патриарх тесно сотрудничал с византийским императором; оба они считали себя пастырями Церкви. Хотя римский император также всегда был религиозной фигурой, на Западе было меньше политической стабильности. Влияние и власть императора на Западе быстро уменьшались.
После 476 года, когда последний император Западного Рима Ромул Августул был свергнут германским воином Одоакром, Западом, и особенно Италией, правили в основном германские короли. Были времена усиления влияния Византии на Итальянском полуострове, например, во время завоеваний Юстиниана I в VI веке, но после мусульманских завоеваний византийский император был гораздо больше озабочен проблемами ближе к дому. В этот вакуум власти вмешался епископ Рима (которого сегодня принято называть папой), который часто управлял государственными делами в центральной Италии. Не имея возможности самостоятельно справиться с политической нестабильностью, епископ Рима все чаще обращался за помощью и поддержкой к германскому вождю, королю франков. Эти отношения, известные как «франкско-папский союз», привели не только к поражению лангобардов, но и к установлению связей между папой и западными правителями. Эта политическая переориентация означала, что Папа больше не искал помощи на востоке.
Между двумя половинами бывшей Римской империи всегда существовали различия, особенно в культурном и языковом плане, но они усугублялись нестабильной политической обстановкой на Западе. Полное признание культурного разрыва приходило медленно. Когда в VII веке византийский император Ираклий сделал греческий язык официальным языком Византийской империи, он не только изменил административный язык, но и невольно пошёл на разрыв с Западом.
Начиная с седьмого века, Восток и Запад следовали своими судьбами, и часто они встречались при неблагоприятных обстоятельствах. Самым значительным из них были крестовые походы. Западные рыцари под обещания папы о спасении отправились в Святую землю, пытаясь отвоевать её у мусульман.
Часто крестоносцам помогали византийцы, но эти отношения всегда были непрочными. Во время Четвёртого крестового похода разочарованные западники в 1204 году разграбили Константинополь и удерживали его за собой до 1261 года, пока не были изгнаны. Разграбление Константинополя и насилие, которому подвергли восточных христиан крестоносцы, оставили на Востоке печальное наследие и долгие воспоминания.
С начала четвёртого века, когда римский император Константин I узаконил христианство, Церковь работала над определением ортодоксальности в вопросах веры и практики. На Никейском соборе в 325 году официальная ортодоксальная позиция была окончательно сформулирована епископами, хотя впоследствии Церковь продолжала бороться с проблемой ереси. Где-то в седьмом веке некоторые христиане в Испании изменили часть вероучения – изложения ортодоксальной веры. К 11 веку это изменение было принято даже папством. Из всех богословских вопросов, разделивших западных и восточных христиан, именно этот – спор о Filioque – был тогда и остаётся сейчас главным источником споров. Если в Никейском Символе веры первоначально говорилось, что Святой Дух исходит от Отца, то в латинских церквях стали говорить, что Святой Дух исходит от Отца «и Сына» (по-латыни «filioque»). Для греческих христиан такая формулировка, подчёркивая единство Троицы, умаляла важность и особую роль Святого Духа.
Папская теория верховенства и понятие папской непогрешимости также беспокоили христиан Востока. Хотя греки всегда уважали папу как «первого среди равных», они не верили, что он обладает святостью, которая делает его окончательным арбитром религиозной политики. Для них церковные соборы, которые стремились к консенсусу между всеми христианами, превосходили провозглашения отдельных епископов, даже епископа Рима. Греки ещё больше отдалялись друг от друга по мере того, как средневековое папство все больше приобретало черты царской власти. Ещё несколько событий выявили растущие разногласия между папством и патриархом.
Одним из главных богословских споров, бушевавших среди христиан, был иконоборческий спор. Второй Никейский собор 787 года, собравшийся для решения этого вопроса, был в основном греческим делом; папа Адриан I послал легатов, но сам не присутствовал. Собор временно положил конец иконоборчеству, постановив, что иконы являются объектами почитания и уважения, но не поклонения. Однако франкский король Карл Великий, считавший себя защитником Церкви, получил ошибочный перевод постановления собора и вмешался в дебаты.
Жалоба Карла Великого на декрет осталась без внимания, но возникшие недоразумения напомнили всем о растущих разногласиях между двумя сторонами. Иконоборчество вновь вспыхнуло в начале девятого века, окончательно прекратившись в 843 году после смерти византийского императора Феофила за год до этого.
Конфликт между двумя церквями продолжался во второй половине девятого века, наиболее заметным из которых стал Фотианский раскол, во время которого папа Николай I и Фотий сцепились из-за того, кто должен быть патриархом Константинополя – Фотий или его соперник Игнатий. Однако из всех религиозных конфликтов раскол 1054 года положил начало расколу. Проблема норманнской Сицилии породила ещё один спор, на этот раз между папой Львом IX и византийским императором Константином IX Мономахом, каждый из которых желал контролировать остров. Папа послал двух легатов в Константинополь, чтобы попытаться решить проблему, но вместо решения каждая сторона отлучила другую.
Этот раскол разделил латинскую и греческую церкви на официальном уровне. Последующие события, особенно крестовые походы и падение Константинополя в 1453 году, в результате которого центр восточного христианства оказался на исламской территории, казалось, окончательно закрепили разрыв.
Падение Константинополя в 1453 году в пользу Османской империи могло показаться завершением истории раскола, но это было не так. Восточная православная церковь продолжала жить под властью ислама, и разрыв между христианством Востока и Запада также продолжался. В последние годы, однако, предпринимались попытки сближения двух сторон. С 1960-х годов, когда папа и патриарх начали встречаться и выступать вместе как равные, две церкви постепенно оставляют неприятное прошлое в прошлом. Поскольку и папа, и патриарх, очевидно, заинтересованы в достижении взаимопонимания, шансы на более широкое примирение ещё выше.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?