Халкидонский собор
Халкидонский собор 451 года н.э. был экуменическим собором раннехристианской церкви, четвёртым из первых семи экуменических соборов в христианстве. Он поддержал ортодоксальную веру, впервые утверждённую на Никейском соборе (325 г. н.э.), что Иисус из Назарета был одновременно полностью Богом и полностью человеком.
Собор был собран, чтобы отвергнуть ересь Евтихия о божественной природе Иисуса. На синоде в Константинополе Евтихий отверг декларацию христианской веры о том, что Иисус был одновременно Богом и сыном Божьим. Его высказывания противоречили христианской ортодоксии и Евтихий был отлучён от церкви и изгнан из монашеского сана. В конце концов, он был восстановлен в должности в августе 449 года после того, как в Эфесе собрался «Совет разбойников». Этот совет состоял из друзей Евтихия, и он проигнорировал призывы папских делегатов.
В условиях назревающей религиозной смуты римский император Маркиан созвал новый собор, чтобы разобраться с Евтихием. Первоначально собор должен был состояться в Никее, однако его перенесли в Халкидон, город в Вифинии в Малой Азии (современный Кадыкей, Турция), чтобы быть ближе к Константинополю. Хотя папа Лев I был против собора, он начался 8 октября 451 года, и на нём присутствовало более 500 епископов. Он продлился до 1 ноября и завершился Халкидонским определением – согласованной доктриной как для Римско-католической, так и для Восточно-православной церквей.
Собор подтвердил ортодоксальную веру, впервые утверждённую на Никейском соборе, что Иисус был одной личностью в двух природах, соединённых «нераздельно, неизменно, неделимо, неразлучно». Оно осудило позицию монофизитов, согласно которой Иисус обладал только одной божественной природой. Книга Льва, «Томус», прекрасно выражала ортодоксальную позицию и использовалась для поддержки еретиков.
Халкидонский собор не положил конец спорам о природе Иисуса. Многим не нравилось Халкидонское определение, и они отказывались его принимать. Монофизитство сохранялось, особенно в Египте и Сирии, в Коптской церкви, которая сохраняет монофизитские верования и по сей день.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?