Халкидонский собор читать ~2 мин.
Халкидонский собор, состоявшийся в 451 году, — это Четвёртый Вселенский собор, один из семи соборов, формирующих основу вероучения в православии и католицизме. Главной его задачей было утверждение догмата о двух природах Иисуса Христа — божественной и человеческой, — соединённых в одной ипостаси.
Собор был созван для рассмотрения учения константинопольского архимандрита Евтихия, известного как монофизитство. Евтихий утверждал, что после Воплощения человеческая природа Христа была полностью поглощена божественной. Это учение противоречило ортодоксальной вере, и за свои взгляды Евтихий был осуждён и низложен на Константинопольском поместном соборе в 448 году.
Однако в 449 году в Эфесе был проведён собор, который вошёл в историю под названием «Разбойничий собор». Под председательством александрийского патриарха Диоскора, сторонника Евтихия, этот собор оправдал архимандрита и низложил его противников. Протесты легатов папы римского Льва I были проигнорированы, что вызвало возмущение на Западе и в части восточных церквей.
Для восстановления церковного мира и окончательного разрешения христологических споров новый император Маркиан при поддержке своей супруги, императрицы Пульхерии, созвал новый Вселенский собор. Папа Лев I изначально предлагал провести его в Италии, но уступил воле императора. Он направил на собор своих легатов, снабдив их своим знаменитым вероучительным посланием — «Томосом к Флавиану».
Изначально заседания планировалось провести в Никее, но затем их перенесли в Халкидон (современный Кадыкёй, Турция), чтобы император мог находиться ближе к столице. Собор открылся 8 октября 451 года; в нём приняло участие более 500 епископов. Заседания продолжались до 1 ноября и завершились принятием Халкидонского вероопределения (ороса).
Вероопределение подтверждало Никео-Цареградский Символ веры и гласило, что во Христе две природы, божественная и человеческая, соединены «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» в одной личности и одной ипостаси. Ключевую роль в формулировке этого догмата сыграл «Томос» папы Льва, который был зачитан на соборе и встречен возгласами: “Это вера отцов, это вера апостольская! Пётр говорил устами Льва!”.
Кроме вероучительных вопросов, собор издал 30 канонов, регулирующих церковную дисциплину. Наибольшие споры вызвал 28-й канон, который утверждал для престола Константинополя — «Нового Рима» — второе место по чести после Рима. Он также предоставлял Константинопольскому патриарху широкие административные полномочия на Востоке. Папские легаты протестовали против этого канона, и Рим так и не признал его, что заложило основу для будущих разногласий.
Несмотря на авторитет собора, его решения не были приняты всеми. Они привели к первому крупному расколу в христианстве, отделив от церкви имперского большинства общины в Египте, Сирии, Армении и Эфиопии. Эти церкви, ныне известные как Древневосточные православные церкви, отвергли халкидонский орос. Они придерживаются миафизитской христологии, утверждая единство природы Христа, и отличают своё учение от крайнего монофизитства Евтихия, которое также осуждают.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?